17. Развитие человека

   Обучение и воспитание невозможны без представления о развитии. Развитие человека как биологический процесс тесно взаимосвязано с прогрессивными и регрессивными преобразованиями человеческой особи с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез), среди которых количественные (рост) и качественные (дифференцировка) изменения. Представление о развитии человека представляет собой единичное и особенное в общем развитии идей педагогического бытия.

Единичное, особенное и всеобшее как категории развития

   Данные философские категории, выражают объективные связи мира и характеризуют процесс его познания. Единичное это отдельное, индивидуальное — определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени. Единичное — форма существования всеобщего в действительности.

   Всеобщее или общее — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Всеобщее это единство в многообразии единичного и особенного, Всеобщее связует многообразие явлений в систему (т.н. конкретно-всеобщее).

   Особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное. Особенное это всеобщее, реализованное в единичном. Как единичное, особенное, и всеобшее подвержены изменениям.

   Взгляды Э.Стоунса о необходимости опоры на общее в учениках наводят на мысль о педагогике как науке. Умелое использование особенного и единичного при дифференциации обучения наводит на мысль, что педагогика есть искусство.

Критика педагогики как науки

   При очевидной необходимости образования и воспитания обращают на себя внимание резкие оценки педагогики советского периода, данные В.Мацкевичем (1993): «Педагогика – это практическая философия… Невозможно что-либо сделать с советской педагогикой, не подвергая критике ее философский фундамент - диалектический материализм» (Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая: Издательство Олиты Аугустовской. 1993. С.288).

   Шквал критики В.Мацкевича подтверждает факт существования педагогической реальности: По его мнению педагогика, занимающаяся поисками делания взрослого из ребенка, очень часто напоминает средневековую алхимию с ее попытками создания искусственного человека в колбе: ведь по сей день педагогика не отказывается от подобных притязаний, несмотря на то, что «в течении уже сотни тысяч лет почти каждый человек вполне традиционным способом оставляет после себя естественных нормальных людей… Точно также и само взросление в большинстве традиционных культур происходит обычным путем и достаточно успешно» (Там же на с. 26).

   И далее о сущности педагогики: «Педагогика не наука, а техническая дисциплина… Тезис, что педагогика не является наукой, встречается достаточно часто…» (Там же на с. 160-161).

   Отсюда следует, что современной педагогике как технике, «следует синтезировать в своей структуре знания из логики, психологии, социологии, этики, семиотики, герменевтики и других предметных областей» (Там же на с. 163). Тем самым В.Мацкевич подтверждает целесообразность логического оперирования при поиске ответов на поставленные вопросы.

Постановка и корректность вопроса

   Философия как форма общественного сознания существует реально и давно, однако корректно  ли говорить о философии образования и воспитания, и тем более философии отдельной школы?


Рецензии