Художник Нестор Васильевич Хломов 1928 1988

Артём Киракосов

“И ОЩУЩАЕШЬ СЕБЯ ЧАСТИЦЕЙ ВО ВСЕЛЕННОЙ”, –
художник Нестор Хломов (1928 – 1988)

5 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |
галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |
июнь 2020


Нестор Хломов – сергиево-посадский художник, на котором ярко отразилась – и не могла не отразиться -- палитра талантливейших мастеров Мамонтовского Кружка "Абрамцева", расположенного под Сергиевом, в творчестве Хломова отчётливо узнаются заветы лучших русских мастеров этого ярчайшего факела нашей культуры рубежья ХIX – XX веков: Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Сурикова, Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Врубеля, их творческих наследников и продолжателей дела Национального искусства, – которые Нестор Хломов унаследовал через своих замечательных учителей, наставников, собеседников и спутников по Пути Бытия.
Открывающаяся сейчас – наконец, в реале – серединой июня 2020 года, Выставка Нестора Хломова (1928 – 1988), графика, живописца, путешественника, историка материальной культуры, краеведа, литератора, педагога (не удивляйтесь: Хломов с удовольствием преподавал в вечерней школе рабочей молодёжи – «математику», «физику», «астрономию», которые профессионально знал и искренне любил!) – уже 5-ая по Проекту «Арт-Память», после с большим успехом и резонансно прошедших, по-музейному развёрнутых, полных и художественно устроенных экспозиций таких известных сергиево-посадских мастеров, как Станислав Гончаров |1940 – 2003|, Николай Куц |1936 – 2005|, Юрий Леонов |1937 – 2017|, Сергей Дунчев |1916 – 2004|), представленных зрителю по Гранту Президента РФ уже ставшей знаковой на культурной карте Сергиева семейной Галереей Валерия и Марьи Яжук (отец и дочь) «АртБаzа».
Так же, как и знакомство моё с произведениями двух художников Сергиева, о которых я писал в эти месяцы (мировой пандемии): Сергей Яковлевич Дунчев (1916, деревня Кривозерье, Нижнеломовский район, Пензенская область, Российская СФСР, СССР – 2004, Сергиев Посад, РФ) и Ольга Паисиевна Галицкая (1953, Ташкент, Узбекская ССР, СССР – 2020, Сергиев Посад, РФ), – которое состоялось лишь по опубликованным, в первую очередь, в Интернете материалам, о творчестве Нестора Васильевича Хломова я составил впечатление, в основном, по произведениям, представленным тоже в Интернете продающими искусство Советского периода нашей Родины «Галереи Леонида Шишкина» и Аукционного дома «СОВКОМ», а также, по репродукциям со Страницы «MUSTUSJENNI» на «Livejornal» (публикация от 18 11 2013) и с Страницы «Хломов Нестор Васильевич» на «FaceBook», за что всем -- безусловное большое спасибо.
Самое раннее произведение Хломова, которое я застал в Интернете и которое мне хотелось бы вам представить, «Близко Новый год», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, рама, 35,0 х 22,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 01). Вот только что, начиная свой рассказ «Ради детей» о коллеге Хломова Дунчеве, привёл, как важную и знаковую, заставкой ко всему творчеству Сергея Яковлевича его картину «Под новый год», 1958, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 120 х 100 см, Аукционный дом «СОВКОМ», обратил внимание не только на схожесть стилистическую (что естественно) у двух художников, но эмоциональную, технологическую, колористическую, а самое разительное -- эта тема и у Хломова и у Дунчева решена очень близко и сюжетно: женщина, несущая своим детям на плече большого, ватного (помним отлично таких -- сами были теми детьми, которым несли такие чудеса!) Деда Мороза с подкрашенными деталями из цветной, тонкой гофрированной бумаги, ну и конечно, в Деде два доминирующих цвета: вся фигура Деда в шубе -- будто из белого снега, и красный -- мешок подарков и носа.
Три крохотных этюда «Галереи Леонида Шишкина»: «Этюд с лошадью и крестьянкой», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 16,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 02), «Этюд с фигурой крестьянки», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 16,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 03), и «Зимка», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 13,0 х 20,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 04), – заставляют вспомнить о Валентине Серове, Исааке Левитане (с оттенком Коро) и о Василии Сурикове, и, хотя, все три этюда не датированы, но, думаю, по внешним признаком их можно отнести к 50-м.
Представленные «Галереей Леонида Шишкина» работы Нестора Хломова в темпере 60-х -- целое событие для интересующихся!
Открываются они сгармонизированным и напряжённым «Эскизом к картине «Цирк», 1960-е (?), подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 70,0 х 90,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 05), на котором видно, что автор -- колорист, справляется и с сложнейшей задачей выдерживания цветового единства в пониженных, но тонко и точно сбалансированных, тонах.
А 4 этюда к картине «Ковровщицы»: «Ковровщицы», 1960-е, бумага, масло, растворители, кисти, 72,0 х 95,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 06), «Ковровщицы», 1960-е, подрамник, масло, растворители, кисти, 94,5 х 70,0 см, Аукционный Дом «СОВКОМ» (репродукция № 07), «Ковровщицы. Этюд», 1960-е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 50,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 08), «Ковровщицы», 1960, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 09), – настоящая энциклопедия темперы, которой Хломов владеет блестяще. Пигменты его – сочные, замешаны, скорее всего, на древнем, как само искусство, классическом связующем для темперных красок – яичной эмульсии. Сохранность хорошая. Но помимо этого этюды показывают хорошую подготовку художника реалистом, не заменимое чувство материала: Хломов распоряжается темперой свойски -- и прозрачно, и с затёками, как акварель, и плотно, и с ударами кисти -- как бы штрихом, и широкими звучными модулями, как мозаика (или витраж?) и природный камень в ней, и свободным каллиграфическим росчерком, но также он умеет и вплавлять цветовой замес один в другой, будто «плави», словно иконописец, так, что чётко-пространственно выстраивается ощущение глубин и фигур в них, и это при быстросохнущих материалах, что говорит о недюжинном мастерстве -- темпера была, есть и остаётся техникой сложнейшей, ещё поскольку и меняет и цвет сильно и тон значительно (при этом редко угадаешь: высветляется ли она или затемняется? краснит? желтит? зеленит? синит? чернеет?) при полном высыхании, поэтому попасть в нужную градацию могут лишь единицы, хотя темперу используют миллионы. Композиция во всех 4-х этюдах мне ясна -- она повторяются и в узнавании одних и тех же сидящих и ткущих натурщиц в их одинаковых позах. По совокупности: а значит -- за плечами -- большая Школа с трудом и навыком, помимо чутья и дара, опытные и добрые наставники, личное уважение и корректность обращения с природой краски, которая не потерпит другого, не даётся дилетанты и школяру! Я рискнул бы сказать, что в фрагменте лучшего этюда «Ковровщицы», 1960, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 10) Хломов -- наследник театральных эскизов Коровина, писанных темперой, и – восточного ядра в мистических, романтических, симфонических полотнах Врубеля, тоже сложенных по тем годам, представлениям и меркам о законченности слишком эскизно и горячо, но что явилось – новой формой языка завершённости и досказанности в изобразительном искусстве в целом!
В 60-х, в пейзажах, берёт начало и специфически Хломовская техника -- не знаю никого, кто работал бы так -- делая лёгкую, свободно-текучую подложку акварели в технике "по-мокрому", Хломов, пока ещё не высох последний слой, начинает прорисовку тонкой кистью одним цветом, а следом (как заправский гравер с выправкой исполнителя) наносит эмоционально рисующий "камень" (как говорят в гравюре) чёрным фломастером. Причём, надо сказать, что первые фломастеры тех лет -- совсем не наши, не несмываемые маркеры, поэтому, порой, все его штрихи размыты полностью, что производит щемящее и влекущее томление ко полному единству не только использованных материалов на листе, но и к пространственному зову внутрь, таков лист «Байрам-Али», 1960-е, бумага, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер, 53,0 х 71,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 11). Скорее, те фломастеры по оставляемому в произведении техническому следу напоминают работу перьевой ручки с чернилами, которой писали мы все в Советских школах тех лет, – или цветастые радужные затёки бензина в лужицах, чем тоже забавлялись от души. Чернила растекались, как акварель, смешиваясь с тем, что рядом, давали разводы. Ныне уже изобретены акварельные карандаши, рапидографы и многое другое, но вот эффект чернильной ручки и тех, смываемых почти начисто фломастеров, исчез. И этим тоже эти вещи уникальны, не говоря уже о настроении, отчасти даже весёлом, беспафосном совершенно, – наверняка, Хломов -- человек твёрдой и сознательной души, ему ничем не перенастроишь глаз и не смутишь покой внимания, невозмутимого разглядывания. В лучшей работе этих лет «На старой улице», 1960-е, бумага, акварель, вода, кисти, 61,5 х 34,5 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 12) Хломов справляется и без фломастера, как опытный и вдохновенный акварелист заменяя его тонкой, смеющейся, рисующей многоцветной кистевой линией, положенной танцующе лихо. Мы видим и «alla prima», и приёмы и "по-сырому", и работу по высохшему нижележащему слою, а в целом -- свежее, летящее, атмосферное явление, да и фигуры -- чаруют, в них Хломов -- сказочник, готовый перейти в грань литературного комментатора с знаточеством сатира! И ещё: в синих намечается такое (справедливое) уплотнение поверх -- что Хломов берёт темперу, обогащая прозрачную акварель звучной деликатной плотной краской, буквально капли наплыва которой дают столько восточного ароматного богатства без, казалось бы, особых ухищрений, -- да, Хломов прямой художник, цитат от не него не дождаться! Здесь есть не только техническая, но и какая-то нравственная перекличка с лучшим, недооценённым Бубнововалетовцем – Василием Рождественским, с его дёрганным, дроблённым атональным нервом и стилем письма, он единственный почуял, что маслу свойственно лежать и цвести по холсту прозрачно, призрачно и звонко! Эй, искусствоведы, неужели не видите вы эту уникальность, открытую ещё Сезанном, но забитую и забытую тут же всеми, так называемыми, „сезаннистами“.
Владея мастерски водорастворимыми красками, скоростным безошибочным письмом рисовальщика, итожа формы единым мазком, Хломов добивается эффекта ощущения и движения и состояния чуть не пятном, нет, он не театральный, как Коровин, и не мистик, как Врубель, и не заворожён Азией, как Её Русский Апостол Волков, но -- зоркий и меткий наблюдатель и стрелок. Из- под его кисти выходит живительная и чуть не развесёлая «Средняя Азия. Этюд», 1960-е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 96,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 13).
В пейзаже «Под стенами» (название условное, опубликовано с выставки 2007 без каталожных данных), Сергиево-Посадский музей-заповедник (репродукция № 14) мы видим Хломова пейзажистом исторической линии, продолжающим Константина Горбатова, который для Сергиева в начале ХХ-го века создал целый свод своеобразных канонов, достойных осмысления, усваивания, использования, подражания: композиционный пейзаж. А розоватый, тёплый цвет под всей живописью так объединяет её, так романтизирует и очаровывает, что за интересом видится поэт.
По чудом сохранившимся чёрно-белым фотографиям со значительных и по размерам, и по сложным композиционным решениям многофигурных композиций Ленинианы, опубликованным на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook», о Хломове можно судить, как об ответственном и талантливом живописце, выполнившим множество заказов и обогатившем эту тему своими, не схожими с другими решениями. Вероятно, это, в основном, работы 70-х годов –  «Лениниана», фото с заказных работ 70-х (?) годов (публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook») (репродукция № 15).
И, наконец, та, финальная группа работ, которая мне видится итоговой для Мастера, по одной из них, подписанной внизу карандашом и датированной "1983" (репродукция №16), в том числе и по технико-технологическим признакам и материалам, я отношу их к 80-ым. В произведении «Лодка» (название условное, опубликовано «MUSTUSJENNI» на «Livejornal» 18 11 2013 без каталожных данных), 1983, бумага, графит, акварель, вода, кисти (с черенком), чёрный фломастер (репродукция №16), Хломов -- русский! Так легко ему кажется всё даётся по его любви и знанию того, что рисует. Он прозрачен (масло -- не его материал, оно очень, очень многословное для него, медленное и тягучее!), он стремителен, певуч, протяжен, голос его -- не громкий, но полон оттенка. Он делает крупными затёками не ярко подложки, как любовно, прозаически всё проходя, насыщает акварелью, идёт поверх чёрным -- растекающимся -- фломастером (иногда мне видится и некий трагизм в том, сожаление -- о падающей, исчезающей, разрушающейся повсеместно Руси). В его произведениях много -- боли! Она не сказана...
«Лодки» (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980-е, бумага, графит, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер (репродукция № 17) полны свежести, -- вспомнишь (моря и реки и лодки и паруса) Джона Констебла, Эжена Будена, -- бодрящее ощущение приходит и от нового приёма: казалось бы в случайно брошенных пятнах образуются то облака, то рябь реки, то прибрежный мокрый песок, а фломастер теперь -- гуляет и ветром, спокойно и вольно поселясь на листе, став чуть не главным автографом, так зачем ему иной, художнику, Хломову? -- именно по фломастеру будущие эксперты и будут определять принадлежность того или иного листа руке Хломова, Нестора Васильевича.
Завершение нашего экскурса? -- композиция, пожалуй, ну с совсем не привлекательным мотивом: стог сена (ну что тут — ещё?), «Стог сена» (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980-е, серая бумага, графит, акварель, белила, вода, кисти, чёрный фломастер; (репродукция № 18), но именно в ней и воплотился весь Хломов, умеющий мыслить стихами там, гдё всё, казалось бы, -- линейно! просто. По серой бумаге идёт прозрачное голубое небо в летящей, сдержанной голубизне. Легко-легко и цветно-цветно подложен сам герой -- стог! И вот -- по всему -- танцует штрих-росчек иероглифами, будто прошёлся известный апологет иероглифической абстракции Ханс Хартунг. И плотно и неслышно всё прописано, и Хломов находит свой уникальный приём, базирующийся на классике: все слои видны, важны, и вздохи, и затаения между ними! Любовь его к России -- какая-то безудержная, он мог бы говорить томами, но вот просто выплакал это. И рассмеялся вдогонку! То ли нам, то ли жизни вообще, затянувшись всласть напоследок вкрутую (папироса)…
Репродукция последняя (репродукция № 19), и прощание: фотопортрет «Художник Хломов, Нестор Васильевич»!


“ВЕСКАЯ РАДОСТЬ РАБОТАТЬ В ВОСТОРГЕ
ПЕРЕД ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДНЫХ СИЛ,
ПЕРЕД МНОГООБРАЗИЕМ ПРЕКРАСНОГО В ЖИЗНИ“, –
художник Нестор Хломов (1928 – 1988)

Вслушайтесь! – а ведь “с рюкзаком, с холстом — такой странник на этой земле” (Алла Анатольевна Янышева, Алата Арамовна Арутюнянц) – Хломов – утончённый ранимой земной и хрупкой небесной красой лирик, полный стояния в коленях Прекрасному, Русскому, ему Святому:


„Колышущиеся травы. Звенящая струя родника в овраге. Мягкая пыль наезженной полевой дороги под босыми ногами. Крутизна обрывов над омутами. Древнее городище. Река, уходящая далеко-далеко в синее марево.
Стрижи, стремглав, с писком расчерчивают небесную ширь. Вот один, неосторожный, упал в траву. Изящное творение: острые, длинные крылья, ювелирно отточенные к полёту, беспомощны в сплетении луговых трав. Как в тенётах бьётся!
Приблизился. Он как бы замирает. Надо быстро, точно и нежно взять двумя руками, чувствуя, как бьётся маленькое сердце, отнести к крутому склону и бросить в голубое пространство. Стриж будто не верит и падает. Но миг — и две острые чёрные молнии окрылили стрижа. И он уже — точка в беспредельности.
Картины детства. Цветные сны. И сквозь сон на заре: жалейка пастуха, мычание коров. Мягкий бархат лошадиных губ, бережно берущих из детских рук кусок чёрного хлеба. Скрип полозьев и пушистые снега зимы.
Родные до боли места наши. Как жемчужины на шитье, лежат на земле этой вечные культурные ценности, созданные и сбережённые для нас. Лежат по золотому шитью людских судеб, характеров, жизней, слагающих суть её истории.
Мне повезло с детства. Эта пора подарила мне воспоминания о чудесных людях, благодарно живущих в моей памяти. Они — мои учителя. Всем хорошим во мне я обязан им.
…Вернулась из эвакуации Третьяковская галерея. На громадных катушках («валах» для хранения картин на холстах больших размеров |примечание автора|) навёрнуты холсты. Ученики школы (Хломов учился в «Школе» с 1943-ий по 1948-ой годы, в те годы – «Московская художественная школа» при «Московском художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова», «Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств» –  современное название этого учебного заведения |примечание автора|) помогали распаковывать и разносить. И вот уже вызывают восторг работы Михаила Врубеля, Василия Сурикова, Андрея Рябушкина, Леонарда Туржанского. Формируется увлечение цветной импрессионистской живописью.
…Необыкновенное состояние испытываешь, когда перед тобой тысячевёрстная дорога живой, струящейся воды в дивно меняющихся берегах. Реки наши — малые и большие — это особый прекрасный мир. Мощная Северная Двина с её могучей шириной, островами, плавным движением вод, необъятными пространствами вокруг, ощущением величия мироздания. Плывешь по ней, и будто всё окружающее, каким-то непонятным способом расширяясь, уходит в бесконечность. Эта вакханалия пространства, не связанная ни с какими понятиями о перспективе и необъяснимая. Берега, уходящие от тебя, казалось бы, должны сужаться, расширяясь, переходили в даль дороги, в сияние света под убегающим высоким сводом неба. И ощущаешь себя частицей во Вселенной.
…Просторы родной земли связывались с историческими событиями, как бы делали всю историю нашу реально ощутимой, что помогало почувствовать и понять прошлое и настоящее нашего народа. Веская радость работать в восторге перед проявлениями природных сил, перед многообразием прекрасного в жизни“.


“НАДО БЫСТРО, ТОЧНО И НЕЖНО ВЗЯТЬ ДВУМЯ РУКАМИ,
ЧУВСТВУЯ, КАК БЬЁТСЯ МАЛЕНЬКОЕ СЕРДЦЕ”, –
художник Нестор Хломов (1928 – 1988)

5 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |
галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |
июнь 2020


Каталог репродукций художника Нестора Хломова к тексту:

01. «Близко Новый Год», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 35,0 х 22,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
02. «Этюд с лошадью и крестьянкой», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 14,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
03.  «Этюд с фигурой крестьянки», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 16,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
04. «Зимка», 1950-е, картон, масло, растворители, кисти, 13,0 х 20,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
05. «Эскиз к картине «Цирк», 1960-е, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 70,0 х 90,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
06. «Ковровщицы», 1960-е, бумага, масло, растворители, кисти, 72,0 х 95,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
07. «Ковровщицы», 1960-е, подрамник, масло, растворители, кисти, 94,5 х 70,0 см, Аукционный Дом «СОВКОМ»;
08. «Ковровщицы. Этюд», 1960-е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 50,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
09. «Ковровщицы», 1960, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
10. «Ковровщицы», 1960, фрагмент, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
11. «Байрам-Али», 1960-е, бумага, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер, 53,0 х 71,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
12. «На старой улице», 1960-е, бумага, акварель, вода, кисти, 61,5 х 34,5 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
13. «Средняя Азия. Этюд», 1960-е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 96,0 см, «Галерея Леонида Шишкина»;
14. «Под стенами» (название условное, опубликовано с выставки 2007 без каталожных данных), Сергиево-Посадский музей-заповедник;
15. «Лениниана» – фото с заказных работ 70-х (?) годов (публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»);
16. «Лодка» (название условное, опубликовано «MUSTUSJENNI» на «Livejornal» 18 11 2013 без каталожных данных), 1983, бумага, графит, акварель, вода, кисти (с черенком), чёрный фломастер;
17. «Лодки» (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980-е, бумага, графит, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер;
18. «Стог сена» (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980-е, бумага, графит, акварель, белила, вода, кисти, чёрный фломастер;
19. Фотопортрет: «Художник Хломов, Нестор  Васильевич» (скорректировано и вирировано).


16 05 2020
16 06 2020
Артём Киракосов

https://vk.com/album15993373_275441346
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44055




НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ХЛОМОВ ~
~ краткий биографический свод лет


1928 – Родился, рос и воспитывался в семье служащих, любящих и ценивших искусство, где поощрялось занятие рисованием, в городе Кзыл-Орда (старое название: «Перовск», «Ак-Мечеть», – по берегам Сырдарьи), Казахская ССР, СССР, ныне – Республика Казахстан, и воплотил в себе две доставшихся ему от старших линии, соединив их в единую в своей биографии: любовь к истории – от старшего брата Кирилла, успевшего поступить на Исторический факультет ИФЛИ, но призванного по «Ворошиловскому призыву» на войну с белофинами, а погибшему уже под Киевом в 1941, и от отца – живописца и графика, Василия Ивановича, специалиста по кожевенному и меховому делу, выставлявшегося художника.
1930-е – В начале этих лет семья Хломовых переезжает в Можайск, в своих воспоминания Нестор Васильевич рассказывает о ещё детских впечатлениях от общения с двумя замечательными, известными мастерами, жившими в Можайске: художник-передвижник Илья Лаврентьевич Горохов (1863, деревня Бели, Можайский уезд, Московская губерния, Российская империя – 1934, город Можайск, Московская область, РСФСР, СССР), учителями которого были: И.М. Прянишников и В.Е. Маковский, – как учащийся МУЖВЗ, Горохов близко общался и с К.А. Коровиным, и с С.А. Серовым, и с И.И. Левитаном, а также – Сергей Васильевич Герасимов (1885, город Можайск, Московская губерния, Российская империя – 1964, город Москва, СССР), ученик К.А. Коровина и С.В. Иванова, педагог, доктор искусствоведения, профессор, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова, секретарь Правления Союза художников СССР, академик АХ СССР, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии.
1942 – В 14 Нестор собирается поступить в «мореходку», но по совету близкого друга семьи, не оставлявшего её всю жизнь, художника Сергея Васильевича Герасимова, Нестор решает стать тоже художником.
1943 – После гибели на Войне Старшего брата и Отца (репрессирован, поэтому Нестора не принимают, как сына «Врага Народа», в Комсомол) Нестор с Мамой переезжают в Загорск (ныне – Сергиев Посад) и живут два года (3 – ?) в доме прекрасного, известного художника Владимира Ивановича Соколова (1872, Рыбинский уезд, Ярославская губерния, Российская империя – 1946, Загорск, Московская область, РСФСР, СССР), именно Соколова, исключительно талантливого ученика Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, по просьбе мецената Саввы Морозова оставшегося в Сергиевом Посаде восстанавливать, возрождать и руководить мастерскими народных ремёсел, на мой взгляд, и можно считать учителем Хломова в том высоком смысле этого слова, который относится не только к профессии, но и к жизненному `Credo`, историзм, деликатность и вкус, помноженные на прилежную интеллигентность перенимает 15-летний (благодатный возраст для впитывания, учёбы и быстрого возрастания в изобразительном искусстве) Хломов, навсегда усваивая рисовальные, точные принципы строения произведения, опираясь в первую очередь на литографии, ксилографии, линогравюры Соколова, а также на его открытую и разработанную раскраску чёрного, выжженного контура в композиции водорастворимыми красками, „клеевыми“ в первую очередь, именно из этого и производит, развивая, свой фирменный, авторский приём и почерк зрелый Хломов, работая чёрным фломастером, как рисующим цветом и «камнем», по акварели.
1944 (по другой версии 1943 (?) – 1949 (по другой версии 1948 (?) – учёба (5 лет) в «Московской средней художественной школа» при «Институте Сурикова» («Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств при Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова» –  современные названия этих учебных заведений). 
1949 – Неудачная попытка («двойка» по «сочинению») поступления на Художественный факультет ВГИК-а, расстроенный, уязвлённый, литературно образованный Нестор, уже обладавший незаурядным культурным багажом и, что несомненно, литературным дарованием, больше никогда не возобновляет попыток поступления в художественные ВУЗ-ы.
1949 – 1952 (почему 3 года?) – Он избирает себе «другой путь»: учёба на «Физико-математического отделении» «Загорского учительского института», общение с одним из самых неформально известных и влиятельных художников СССР середины ХХ-го века Робертом Рафаиловичем Фальком (1886, Москва – 1958, Москва) от которого напитывается интеллигентности обращения с пастозной поверхностью в плотной, многослойной масляной живописи, которую Фальк по преданию обрабатывал даже утюжками, а также – с историком искусства, опытны музейщиком, хранителем различных коллекций, заметным сотрудником «Государственного Эрмитажа», «Государственного Русского музея», «Государственной Третьяковской галереи», «Академии истории материальной культуры» («Академия археологии»), «Загорского историко-художественного музея-заповедника», «Центральных художественно-реставрационных мастерских» (сейчас – ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря), графиком (член художественных обществ: «Новое общество художников», «Мир искусства», «Жар-цвет», «Община художников», «Четыре искусства»), действительным членом «Императорской Академии художеств», учеником К.А. Коровина, Л.О. Пастернака, И.Е. Репина Петром Ивановичем Нерадовским (1875 – 1962), который навсегда приобщает его к отечественной истории и культуре, к археологии и этнографии, музееведению и реставрации, краеведению и исследовательскому творчеству.
1952 – Начало творческой карьеры художника совпадает с окончанием учёбы, после которой Нестор работает (предположительно 2 года) по полученной в ВУЗ-е специальности: преподаёт в «Вечерней школе молодёжи» ``Математику`` и ``Физику`` (по некоторым источникам – и любимую ему ``Астрономию``).
1950-е – С середины этих годов около 30 лет Нестор Васильевич работает художником «Загорской художественно-промышленной мастерской» «Московского областного художественного фонда СССР», а Загорский дом Хломовых на Большой Кукуевской 27, благодаря гостеприимству, искренности, образованности и утончённости художественного вкуса хозяйки, Матери Нестора Иларии Сергевны Охотской-Хломовой, становится центром притяжения не только местной элиты – здесь завсегдатаи: Ведьмин, Галактионов, Штомбах, Киневская, Мачерет, Розанова, Шевченко, другие, – но и московские гости, сокурсники Хломова: Калиновский, Кельберер, Гаврилкевич, Ездаков, – а по пути на Творческую дачу Союза художников СССР в Переславль-Залесский и обратно в Загорский дом Хломовых постоянно заезжает и сам влиятельный, всемогущий, знающий Сергей Васильевич Герасимов, старинный друг их талантливой и радушной семьи, лично, последовательно, тактично и педагогично поддерживая творческое горение живописца в Несторе Хломове. 
1954 – Хломов – уже участник и всесоюзных и международных выставок.
1956 – Вступает в брак с Инессой Михайловной Михайловой.
1956 – 1980 – Как художник, искусствовед, археолог, краевед, историк и знаток истории материальной культуры, Нестор Хломов активно участвует в многочисленных экспедициях Академии наук и Министерства культуры СССР по Русскому Северу, Средней Азии, Кавказу, Башкирии, Литве, Латвии, Крыму и другим местам нашей Родины.
1957 – На соответствующей Выставке пейзаж Нестора Хломова «Гроза над озером», отмечается коллегами, специалистами, журналистами и критикой, как лучший, и Хломов  (как и Анатолий Зверев, насколько я помню, – от Москвы) становится лауреатом «VI Всемирного «фестиваля молодёжи и студентов» от Московской области, именно так и в таком ключе и ракурсе об этой картине Хломова пишет одна из центральных газет тогдашнего СССР «Московская правда».
1957 – Государственная Третьяковская галерея приобретает пейзаж Нестора Хломова «Вешала на Трубеже» (по другим источникам «Вечер на реке Трубеж»), и это уже и материальный успех и творческое признание заслуг ещё очень молодого художника, ведь ему всего 29 лет.
1958 – 17 сентября у Нестора и Инессы рождается сын, первенец, которого они называют Даниилом; мне несомненно, что брак, творческий, выставочный и материальный успех и взлёт этих всех последних лет, рождение ребёнка, высокое профессиональное признание и пришедшая официальная известность сплетены и связаны на едином подъёме молодого расцвета личного дарования и мужчины.
1964 – Нестор становится членом «Союза художников СССР».
1967 – 14 ноября у Нестора и Инессы рождается второй сын, которого они называют Денисом.
1950-е – 1960-е – 1970-е – 1980-е – Художник и путник, исследователь и поэт великой русской души и истории, скромного и неброского, внешне не богатого русского, зачастую с церковными куполами, пейзажа с раскинувшейся широко, но смирно, мерно, мирно и смиренно речной гладью великих древних северных русских рек и озёр, Нестор Хломов живёт все эти десятилетия активной подвижнической творческой жизнью и создаёт ко своему жизненному финалу и апогею, продолжая традиционный Сергиево-Посадский метод своего учителя Владимира Ивановича Соколова, лучшие свои листы, `Credo`, в индивидуальном технологическом ключе и стиле, напластовывая и вплавляя в водные гаммы и цветовые заливы ткани строящегося художественного произведения, обманчиво кажущиеся случайными, но по сути выстраивающие пространственные, а не иллюзорные, плоскостные отношения, линии рисующего чёрного фломастера по свободно текущим акварельным подкладкам и наплывам `alla prima` техники «по сырому». 
1988 – Преставился в Сергиевом Посаде, отпевает раба Божьего Нестора Васильевича Хломова его выдающийся земляк, проповедник, пастырь Советской интеллигенции, богослов, публицист и оратор, вещатель, лектор и ведущий, писатель и тоже художник, ученик знаменитого анималиста Василия Алексеевича Ватагина священник Александр Мень, служивший в Храме Сретения Господня в Новой Деревне города Пушкино, а живший в Семхозе, ныне тоже – район Сергиева Посада.


Выставки:

1958 – «Молодые художники Москвы и Московской области»,
1963 –  «Русский Север»,
1964 / 1967 / 1969 / 1971 – «В едином строю» (зональные выставки),
1966 – персональная выставка, Москва,
1969 – персональная выставка, Загорск (Сергиев Посад),
1974 – «Советская Россия» (IV-ая республиканская выставка),
1968 / 1980 – «Подмосковье моё» (областные выставки),
1989 – посмертная персональная выставка (живопись и графика), «Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник», издаётся каталог в мягком переплёте на 24-ёх страницах (Сергиев Посад),
2007 – персональная выставка, «Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник»,
2019 – «Ветер странствий», персональная выставка к 90-летию художника Нестора Васильевича Хломова, музей-заповедник «Коломенское»,
2019 – персональная выставка в Культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня, Семхоз, Сергиев Посад,
2020 – персональная выставка в галерее «АртБаzа» в Проекте «Арт-Память» по гранту Президента Российской Федерации.

Произведения художника хранятся:
«Государственная Третьяковская галерея», «Государственный историко-художественный музей» на Соловках,  «Государственный музей-заповедник ``Усадьба «Мураново» имени Фёдора Ивановича Тютчева``», «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник», «Музей Космонавтики», в других музеях, корпоративных и частных собраниях России и Зарубежья.


Каталог воспроизведённых, синхронизированных по датам создания, репродукций избранных произведений Нестора Васильевича Хломова с его персональной выставки в галерее «АртБаzа», июнь 2020 – июль 2020, снято по экспозиции фрагментарно и в ракурсах, дабы избежать блика от искусственного освещения на стёклах на масляной краске:

01. «Автопортрет», 1955. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 70,0 х 50,0 см;
02. «Этюд обнажённой натуры» (не датировано), 1960-е (?). Белая бумага, акварель, вода, кисти. 45,0 х 60,0 см;
03. «Кижи», 1961. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 36,0 х 53,0 см;
04. «Кижи», 1961. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 36,0 х 53,0 см;
05. «Археологи», 1962. Фрагмент 1. Белая бумага, ксилография, чёрная печатная краска. 70,0 х 57,0 см;
06. «Археологи», 1962. Фрагмент 2. Белая бумага, ксилография, чёрная печатная краска. 70,0 х 57,0 см;
07. «Больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря», 1962. Фрагмент 1. Белая бумага, графитный карандаш, акварель, белила, вода, кисти. 26,0 х 38,0 см;
08. «Больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря», 1962. Фрагмент 2. Белая бумага, графитный карандаш, акварель, белила, вода, кисти. 26,0 х 38,0 см;
09. «Больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря», 1962. Фрагмент 3. Белая бумага, графитный карандаш, акварель, белила, вода, кисти. 26,0 х 38,0 см;
10. «Радуга», 1962. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 47,0 х 63,0 см;
11. «Колодец», 1964. Белая бумага, акварель, вода, кисти. 45,0 х 50,0 см;
12. «Кувшинки», 1965. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 60,0 см;
13. «Кувшинки», 1965. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 60,0 см;
14. «Деревенька у реке», 1965. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 57,0 см;
15. «Заонежье», 1966. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 64,0 см;
16. «Заонежье», 1966. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 64,0 см;
17. «Загорск. Пионерская улица», 1970-е. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, гуашь, темпера, вода, кисти. 64,5 х 48,0 см;
18. «Загорск. Пионерская улица», 1970-е. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, гуашь, темпера, вода, кисти. 64,5 х 48,0 см;
19. «Трапезная в Лавре», 1973. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 49,5 х 60,0 см;
20. «Новая лодка» (не датировано), 1970-е (?) Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 48,0 х 67,0 см;
21. «Старые ветлы» (не датировано), 1970-е (?). Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 60,0 х 85,0 см;
22. «Кондапога», 1980. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 72,0 х 54,0 см;
23. «Утро в порту», 1982. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 66,0 х 81,0 см;
24. «Соловей зовёт», 1985. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 105,0 х 72,0 см;
25. Фотопортрет: «Художник Хломов, Нестор  Васильевич» (скорректировано и вирировано).


16 05 2020
18 07 2020
Артём Киракосов

https://youtu.be/spDdyoQ5Z7Y
http://proza.ru/2020/06/17/340

https://vk.com/album15993373_276036670
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44368

https://vk.com/album15993373_275441346
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44055


Рецензии