Повесть. Мальчик, который видел сны. Глава 9

                Глава 9

     Пришла весна. Учебный год близился к завершению.
     Майк за этот год, в отличие от своих друзей Лёхи и Вадика, не сильно вырос, но зато благодаря регулярным тренировкам возмужал и стал гораздо сильнее и более ловким. И сны ему теперь снились гораздо реже, вероятно, из-за увеличившихся нагрузок. Он быстро засыпал, едва донеся себя до кровати, и спал «как убитый».
Сны были по-прежнему яркими, в них он летал, как и раньше, но «вещих» снов не случалось, чему он даже был рад. Пока не произошла одна история, заставившая его по-новому взглянуть на многие вещи.
     А случилось это так.
     Наступили тёплые, а затем и по-настоящему жаркие дни. И классная руководительница Валентина Сергеевна предложила ребятам на майские праздники пойти в поход – в настоящий трёхдневный поход, с палатками и готовкой еды на костре. Этот вопрос, конечно же, обсуждался и на предпоследнем в этом учебном году родительском собрании, и, несмотря на то, что многие родители собирались провести праздничные дни вместе с детьми на даче, или вообще на несколько дней улететь из столицы куда-нибудь подальше, желающих принять участие в походе оказалось немало.
     В результате собралась группа из пятнадцати человек: одиннадцати детей и четырёх взрослых. Вместе с классной руководительницей Валентиной Сергеевной и школьным физруком Игорем Валентиновичем, к туристам решили присоединиться мама Маринки Муравьёвой, известная в прошлом спортсменка-биатлонистка и дедушка Майка. Вместе с Майком в поход пошли, конечно же, его друзья Вадик, Димон и Лёха. Майк вместе с Вадиком и Димоном решили расположиться в большой палатке дедушки Майка. Сам полковник должен был делить палатку с физруком. Майк удивился, когда узнал, что в поход идут некоторые девчонки: Любочка Скобелева, сестра Лёхи Надя, Маринка Муравьёва, Ира Гордеева и Василина.
     Неожиданно в поход решил пойти и Витька Заякин, который обычно массовые мероприятия в школе не особо любил и часто сбегал с них под предлогом тренировок по боксу. Витьку всё-таки приняли в спортивную школу, и теперь он серьёзно занимался боксом, чем постоянно хвастал перед одноклассниками. Но больше всего Майк удивился, когда узнал, что в поход идёт и толстый, неуклюжий Федька Могилевский. В классе Федьку недолюбливали за стукачество и часто обзывали ябедой-корябедой, жирдяем, пренебрежительно Федюнчиком, а с лёгкой руки Витьки Заякина к нему ещё приклеилось прозвище Могила. Узнав, что Федька собрался в поход, некоторые  тут же стали подтрунивать над ним.
     – Могила! Ты, главное – свою большую ложку не забудь! А то похудеешь, – подкалывал его Вадик.
     – Ага! И зимнюю куртку захвати, а то замёрзнешь! – вторила ему хохотушка Любочка.
     Майку даже стало немного жаль толстяка Могилевского, но останавливать одноклассников он не стал, вспомнив наставление тренера, что «каждый должен пройти через отпущенные ему испытания, ибо трудности закаляют характер человека»! Да и Федька, похоже, в заступничестве не нуждался. Он упорно старался эти издёвки не замечать и делал вид, что ничего не слышит.
    А, кроме того, неожиданно на помощь Федьке пришёл Лёха, которому пришлось стать Федькиным соседом по палатке. И когда одноклассники чересчур задевали Могилевского, Лёха показывал им свой большой кулак и вежливо просил:
    – Заткнитесь, пожалуйста! А то я за себя не ручаюсь!
    И вот рано утром в первый день мая школьный автобус забрал со школьного двора группу туристов, навьюченных палатками и плотно набитыми рюкзаками, и повёз их за сто вёрст от Москвы в сторону Можайска. В автобусе было тепло и, несмотря на горы поклажи, уютно. Сначала ребята шутили и болтали, но потом их укачало и многие задремали. Только Майк не мог сомкнуть глаз – его тревожили мысли о сне, который приснился ему перед поездкой.
    Ему снился густой лес, через который он продирается. Еловые ветки больно хлещут и колют его лицо и руки, но он упрямо движется вперёд, пытаясь догнать идущих впереди Витьку Заякина, Василину и Вадика. Он точно знает, что ему надо их остановить, иначе случится беда. Но чем быстрее он старается идти, тем хуже его слушаются ноги, тем гуще становятся заросли. Он не видит уже ребят, и куда нужно идти, он тоже не знает. И тогда он подпрыгивает и с силой бьёт руками по воздуху, и начинает сначала медленно, а затем всё быстрее подниматься вверх, к верхушкам деревьев. И вот он уже летит, парит над лесом, расправив руки-крылья. Сверху ему всё хорошо видно. Он видит, как Витька и Вадик дерутся на вершине высокого холма, как Василина пытается их остановить, но у неё ничего не выходит. Как мальчики скатываются с обрыва вниз, а Василина бежит в сторону какого-то полуразвалившегося строения и неожиданно проваливается под землю. И дальше, словно в стоп-кадре, Майк видит окровавленное лицо лежащего на дне оврага Вадима и дыру в земле там, где исчезла Василина и…
    – Майк! Пора вставать, а то опоздаем! Нехорошо, если остальным ребятам придётся нас ждать! – это дедушка будит внука. – Давай быстренько умываться и завтракать!
    По дороге в ванную комнату Майк видит походное снаряжение: два пухлых рюкзака – один большой, другой поменьше, видавшую виды дедушкину брезентовую палатку и кожаную портупею с большим охотничьим ножом.
    – Гляди веселей, боец! Чего такой хмурый? Не выспался? – спрашивает дед, накладывая на тарелку внука омлет с зеленью и бутерброд с колбасой.
Сегодня они завтракают вдвоём и стараются не шуметь, чтобы не разбудить остальных домочадцев. Пусть родные хоть в праздники отоспятся, им в поход не идти и вставать ни свет ни заря не надо!
    – Дед, а ты свой мощный фонарь взял? – спрашивает Майк с набитым ртом.
    – Естественно, взял. Я его всегда с собой беру.
    – А верёвка длинная и прочная у тебя есть? – неожиданно спрашивает внук.
    – Верёвка, конечно, есть. Но я предпочитаю трос из нейлонового шёлка, он и прочнее и легче верёвки, поэтому я его всегда с собой на зимнюю рыбалку беру, на всякий случай. Но сегодня не взял. А что, ты думаешь, нужно его захватить?
    – Возьми, на всякий случай. А то мало ли…
    Дед вынул из шкафа моток тонкого прочного каната и прицепил к своему рюкзаку, после чего дед и внук быстро вышли из квартиры, осторожно закрыв за собой дверь.
И вот теперь, в автобусе, Майк вспоминает свой последний сон, который ему не удалось досмотреть до конца, и думает, не рассказать ли всё Вадику. Но сидящий рядом с ним Вадик мирно посапывает во сне, и будить его не хочется. Да и что ему скажешь? Что увидел во сне, как друг дерётся с Витькой. Так это не новость. Эти двое давно друг друга недолюбливают, случается – и на переменах дерутся. Или рассказать, как Василина под землю провалилась? А вдруг сон не сбудется? Ведь не все же сны обязательно должны сбываться?! Ну вот, действительно, как определить – вещий это был сон или нет? А то ведь может получиться так, что он сейчас всех перебудит, перепугает, а ничего не произойдёт. И будут потом над ним все ребята потешаться, вот как сейчас над Федькой Могилевским.
    И Майк решил, что ничего никому он рассказывать не будет, а будет, как говорит дед, «держать ухо востро» и за всеми внимательно наблюдать. Если что – он всех предупредит. Он, правда, совершенно не представлял – о чём и когда он будет всех предупреждать, но думал, что всё как-то само собой образуется, всё станет ясно.
    Целью поездки было посещение природного заказника Тёсовский лес. Ребята должны были не только научиться ставить палатки и разводить костёр, но – и это было главное – наблюдать за природой, познакомиться с удивительным миром краснокнижных животных и насекомых, обитающих в этом заповеднике. Валентина Сергеевна поставила перед всеми задачу – сделать фото-коллекцию редких видов флоры и фауны, чтобы потом оформить в школе стенд и познакомить всех учащихся с удивительными созданиями и красотами природы Подмосковья. Между собой ребята даже договорились провести негласное соревнование – кому удастся сфоткать наибольшее количество редких бабочек или птиц.
    Учительница рассказала детям о том, что в этом заказнике можно увидеть бабочек с удивительными названиями, занесённых в Красную книгу: медведицу-госпожу, краеглазку эгерию, малиновую и красную орденские ленты, большую переливницу, перламутровку северную и толстоголовку морфей. Можно здесь встретить и редких птиц, например, зимородка или кедровку. Валентина Сергеевна и изображения этих пернатых и насекомых детям показала, чтобы они знали – за кем нужно «охотиться». Узнали школьники и о том, что в Тёсовском лесу обитает около 90 видов животных, среди которых встречаются лось, кабан, лисица, речная выдра, ласка, грызун, похожий на белку, – орешниковая соня и даже горностай. И все, конечно же, вооружились фотокамерами и надеялись сделать самые лучшие снимки.
    На парковке перед заповедником их уже ожидал лесничий Сергей Семёнович, который рассказал школьникам правила поведения в заповеднике и обещал провести к месту, где можно разбить палаточный лагерь и устроить костёр. Путь им предстоял не близкий – до кемпинга предстояло пройти три с половиной километра «с полной выкладкой», если использовать военную терминологию дедушки Майка.
    Лесничий придирчиво осмотрел походников, и на лице его отразилось неподдельное изумление, когда он увидел навьюченного, как ишак, Федьку, у которого рюкзак был больше него самого (как оказалось впоследствии, сердобольная Федькина мама умудрилась впихнуть туда пуховое одеяло, дабы сынуля не замёрз), катившего за собой сумку на колёсиках, к которой сверху была приторочена двухместная палатка.
    – Молодой человек! Вы ничего не перепутали? – обратился лесничий к Федьке. – Мы вообще-то не в отель по асфальтовой дорожке собираемся идти, а через лес, где пни да коряги. Вряд ли Вы сможете там Ваше снаряжение на колёсиках провезти.
    – Не волнуйтесь! Мы своих в беде не бросим и до места доставим! – возразил лесничему полковник. – Вы, главное, дорогу показывайте!
    – Ну, ты и придурок! – сказал Федьке Витька Заякин. – Ничего умнее придумать не мог?
    – Заякин, не обзывайся! А то я тебя немедленно назад домой отправлю! – строго одёрнула Витьку Валентина Сергеевна.
    – Не бойся! Я помогу! – успокоил Федьку Лёха и хлопнул его по плечу.
    – Ну что ж, тогда следуйте за мной! – сказал Сергей Семёнович и направился по тропинке вглубь заповедника.
    Сначала Федька пытался катить свою палатку на колёсиках сам, но вскоре тропинка стала узкой и неровной, и Лёха предложил ему просто нести поклажу вдвоём. Так они и сделали: Лёха взялся за перекладину сумки и пошёл первым, а Федька за ним, поддерживая нижнюю часть с колёсиками. Когда ребята уставали, им на помощь приходили то физрук Игорь Валентинович, то дедушка Майка, который просто взваливал сумку с палаткой на плечо и так её и нёс.
    По дороге лесничий рассказал ребятам историю создания природного заказника, показывал различные виды растений, научил без компаса определять в лесу стороны света, глядя на покрытые мхом и лишайниками стволы деревьев, объяснил, как надо вести себя, если в лесу заблудился. А в конце показал два сухих деревца, которые можно срубить на дрова, подарил Валентине Сергеевне подробную карту заповедника с указанием всех болот, холмов, ручейков и источников, пожелал всем хорошего отдыха и, заявив, что ему ещё надо группу биологов встречать, мгновенно исчез в зелёных зарослях.
    Солнце стояло уже высоко в небе, когда туристы вышли к большой площадке для кемпинга, в центре которой располагалось кострище. Все порядком проголодались и устали, поскольку раньше подобных марш-бросков с тяжёлыми рюкзаками ребятам совершать не приходилось. Конечно, школьные ранцы с учебниками тоже иногда бывают ничуть не легче, но всё же их на себе так долго и далеко таскать не нужно. Поэтому добравшись до поляны, дети побросали рюкзаки и палатки на землю и, недолго думая, улеглись на них. Но отдыхать долго им не пришлось, потому что дедушкин командный бас всех быстро поднял на ноги.
    – Вот что, господа туристы! Если не хотите, чтобы ваши вещи и вы сами под дождём промокли, и не желаете голодными остаться, нужно немного потрудиться на общее благо. Перво-наперво надо палатки поставить да костёр разжечь, чтобы обед по-быстрому приготовить!
    – Какой дождь? Ведь обещали сухую тёплую погоду, – пытался протестовать Витька Заякин.
    Но дед тут же пресёк все возражения:
    – Отставить разговоры, рядовой Заякин! Туристы должны быть готовы к любым неожиданностям – дождю, ветру, граду, так сказать, к любым погодным аномалиям!
    – Мы же не солдаты, и тут не армия! – всё ещё сопротивлялся Витька.
    – А походные условия везде одинаковые – что в армии, что на гражданке! – подытожил дед и добавил, – а вот помощь Ваша, молодой человек, мне очень даже понадобится. Идите сюда!
    И Витька, польщённый тем, что самому полковнику, боевому офицеру, требуется его помощь, подошёл к деду.
    Как-то так само собой получилось, что вскоре все безоговорочно стали слушаться дедушку Майка Николая Петровича и выполнять его команды. Так для ускорения процесса обустройства и приготовления обеда полковник быстро сформировал несколько «боевых групп»: самые сильные ребята – Витька, Димон и Лёха, под руководством Николая Петровича, тут же начали устанавливать палатки по периметру площадки.
    Физрук Игорь Валентинович, вооружившись походным топориком и взяв с собой в качестве помощников Майка, Вадика и Федьку Могилевского, отправился в лес на сбор валежника и рубку сухостоя для костра.
    А девочки, направляемые Валентиной Сергеевной, занялись осмотром привезённых всеми продуктов питания, составлением меню на все дни похода и приготовлением обеда.
    Вскоре костёр был сложен по всем правилам походного искусства и разожжён под радостные крики детворы. Николай Петрович установил по обе стороны костра две толстые рогатины, на которые нужно было класть сверху металлический прут с висящими на нём котелком и чайником. И объяснил, как правильно поддерживать в костре пламя нужной силы, чтобы в котелке всё правильно готовилось и не выкипало. За этим должен был следить костровой, и этим первым костровым полковник назначил Лёху, как самого ответственного товарища. Майк сначала немного обиделся, что дед не его выбрал для этой важной должности. Но старый полковник, видя недовольное лицо внука, улыбнулся ему и подмигнул: «Мол, не злись! Так надо!» И Майк понял, что дед сделал это не случайно.
    Витька Заякин тоже чувствовал теперь себя важной персоной, поскольку после первых двух удачно поставленных под руководством Николая Петровича палаток, ему доверили командование «палаточной группой». И теперь уже Витька руководил установкой палаток, иногда прикрикивая на «косоруких работничков».
    В результате за час с небольшим боевая палаточная группа установила по периметру площадки семь палаток. Дислокация (постепенно все начали привыкать к военной терминологии старого полковника) наблюдалась такая: в «штабной» палатке располагались командир отряда – дед Майка Николай Петрович и физрук Игорь Валентинович. Любочка Скобелева даже украсила командирскую палатку маленьким красным флажком, который она специально прихватила из дому, чтобы водрузить его на палатку любимой учительницы Валентины Сергеевны, но передумала и решила, что флажок должен быть на «штабной» палатке. Справа от штабной палатки стояла большая брезентовая походная палатка деда, в которой вместе с Майком находились Вадик и Димон. Слева от штабной палатки стояла двухместная палатка Могилевского, где были он сам и Лёха.
    Напротив штабной палатки, по другую сторону костра стояла ещё одна большая палатка, которую несла мама Маринки Муравьёвой и где, помимо самой Маринки, были ещё Любочка Скобелева и Лёхина сестра Надя. Сама Маринкина мама Галина Романовна делила палатку с Валентиной Сергеевной. Рядом с палаткой учительницы, с другой стороны, стояла ярко-оранжевая небольшая палатка, сделанная из новомодного сверхпрочного и лёгкого материала, принадлежащая Василине, в которой она была вместе с Ирой Гордеевой. И, наконец, немного в стороне ото всех остальных палаток стояла маленькая одноместная рыбацкая палатка Витьки Заякина, который громогласно объявил, что желает пребывать «в гордом одиночестве, и никакие соседи по жилплощади ему не нужны».
    Наконец, все палатки были поставлены, все вещи в них разложены по местам, а тут и обед поспел. В первый день все ели салат из огурцов и помидоров с зеленью, приправленный растительным маслом, и потрясающе вкусную гречневую кашу с тушёнкой из котелка. Может быть, все уработались и проголодались, только без конца слышались возгласы:
    – Ой, я такой вкусной каши никогда не ел!
    – А можно мне ещё ложечку?
    – И мне добавки!
    – И мне! И мне!
    Потом все пили чай с конфетами и вафлями. Чай был приготовлен на ключевой воде из источника, который бил в овраге недалеко от палаточного лагеря. И чай тоже показался всем необыкновенно вкусным.
    После обеда все сначала изучали карту заповедника, подаренную лесничим, чтобы выбрать направления для первых часов фотоохоты. Было также распределено дежурство по лагерю, у костра и на кухне. Первыми дежурными были назначены Вадик, Майк, Василина и Маринка Муравьёва во главе с её мамой Галиной Романовной. Майк был рад, что попал в одну команду с Василиной и Вадиком, но вслух, естественно, этой радости не высказывал.
     Мальчики спустились к источнику и натаскали воды в чайнике и ведре, согрели воду на костре и девочки перемыли всю посуду. Труднее всего было отмыть котелок с пришкварившейся ко дну кашей, и Василина попросила Вадика помочь ей очистить пригоревшее с помощью песка. Но Вадик высокомерно заявил, что мыть посуду – дело не мужское, его задача – за костром следить, и чистить котелок не стал. Василина удивлённо подняла брови, и глаза её потемнели – она явно не ожидала такого ответа от Вадима. Однако ничего ему не сказала, только пожала плечами и отвернулась. Майк взял из её рук котелок и сказал:
    – Давай я помогу!
    – Спасибо! – улыбнулась ему Василина.
    Майк отчистил котелок, что действительно потребовало достаточных усилий. Но благодаря постоянным тренировкам – отжиманиям и тасканием банок с песком – пальцы у него стали сильными, и с котелком он справился быстро. Но когда он возвращал котелок Василине, поймал злобный взгляд Вадика, который, подойдя к нему, негромко сказал:
    – Что, выслужиться хочешь? Подлиза!
    – Я не подлизываюсь! Просто хотел помочь!
    – Ври больше! Лучше держись от Василины подальше, – сердито буркнул Вадик и отошёл прочь.
    Майк хотел сначала догнать друга, но потом передумал. Он чувствовал себя несправедливо обвинённым и не понимал, почему Вадик на него так разозлился и почему он должен держаться подальше от девочки Василины.


Рецензии