Известные идеи.. Известные люди

                Автор пьесы: Латыпова Алина, социолог, 1 курс.
               Работа по книге Ю.В. Чайковского «Лекции о доплатоновом знании».

***
Философская идея данной пьесы заключается в том, что часто люди предписывают одному и тому же человеку чужие идеи, мысли, следуя за предшественниками. Эта проблема идёт ещё из Древней Греции.
«Греки любили придумывать родоначальников и, в частности, – автора каждому достижению. Иногда одному человеку приписывали сразу множество достижений, так что получался культурный герой».
Культурными героями являлись выдающиеся личности, приносящие новые знания. Так что мы не можем быть уверены, что философы Древней Греции (Аристотель, Сократ и т.д.) не прошли через этап возвышения до культурного героя.
Но причина предписывания идей другим личностям кроется не только в людях того времени, но ещё и в людях нашего времени. Множество исторических штампов можно опровергнуть путём анализа текстов, пишет Ольга Фёдоровна. Множество мыслей, которые были предписаны одному философу, можно найти в более ранних работах других философов.
«Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной» (философ К. Гельвеций).
***

ИТАК!

«Famous ideas, famous people –
Известные идеи, известные люди»

Философская пьеса
В двух действиях, в прозе


Действующие лица:
1. Аристотель, известный философ
2. Неон, младший ученик Аристотеля
3. Агнес, старший ученик Аристотеля
4. Илиодор, младший ученик Аристотеля, друг Неона
5. Ученики Аристотеля


                Действие первое
                Картина первая
Афины, недалеко от храма Аполлона, школа Аристотеля.
Ученики Аристотеля собрались на ежемесячное слушанье философских идей младших учеников.

Аристотель:
Вникните в мои слова, ученики! Важно осознать и важно понимать, важно мысль нести, да только так нести, чтобы тебя все слушали, разинув рты. Слово твоё должно сильнее грома поражать сердца людей.

/Ученики по очереди встают и выступают перед публикой. Встаёт Неон./

Неон (неуверенно и робко):
Хочу сказать я вам, друзья, что души наши – это плод бытия. Благодаря чему мы можем чувства познавать. Душа не материальна, но вышла точно из материи.

Агнес (с насмешкой):
О, что за вздор ты говоришь! Как может вдруг материя создать внутри нас душу!
/Ученики с улыбками зловещими смотрели на Неона.
Неон вдруг побледнел, потупил взгляд и сел на место./

                Картина вторая
/Неон гуляет по Ликею. Из здания выходит Аристотель./

Неон (робко):
Добрый вечер, Аристотель.

Аристотель (громко):
Добрый вечер, Неон. С каким вопросом ко мне ты обращаешься?

Неон:
Покинуть собираюсь вас, учитель. Семье своей хочу я послужить, уйти в ремёсла, родня мне говорит. Путь философии – не мой. Сегодня это осознал я.

Аристотель:
Желаешь ты уйти, держать тебя не смею. Ступай и новую дорогу покори, коль в эту путь себе закрыл ты.

/Неон кланяется Аристотелю и покидает Афины./

                Действие второе
                Картина первая
/Неон сидит за мастерским столом. Взгляд его направлен куда-то вверх./

Неон (задумчиво):
Прошёл уж целый год, как я вернулся из Афин. И мысль о философии гоню я прочь всегда. Но хочется мне вновь увидеть Илиодора, Аристотеля, Олимпия, ведь все они мои друзья. Вернусь! Я им покажу, что жизнь не только в философии вперёд идёт. Ведь я достиг таких высот в ремёслах!

/Неон встаёт из-за стола и отправляется в Афины./

                Картина вторая
/Неон направляется к школе Аристотеля в Афинах. Неожиданно Неона зовёт Илиодор./

Илиодор (с улыбкой):
Неон, так рад с тобой я встречи! Как оказался здесь? Куда идёшь?

Неон (радостно):
Друг мой! Я тоже рад вас видеть! Хотел увидеть Аристотеля, тебя, Олимпия. Поговорить, узнать, как жизнь сложилась ваша. Конечно же, поведать о себе.
Про жизнь свою и про успехи.

Илиодор:
Конечно! С радостью, Неон. Вот только слушание у нас большое. Собрались там известнейшие люди, поверь мне. И Аристотель выступать там будет. Пойдём вдвоём, а после слушания все соберёмся вместе.

Неон (воодушевлённо):
Я с радостью, друг мой! Я восхищаюсь Аристотелем, его великими идеями.

/Неон и Илиодор вместе направляются на слушание./

                Картина третья
/Неон и Илиодор пришли на слушание. Неон увидел там Олимпия и Агнеса, но к ним они не подошли. Появляется Аристотель./

Слушатель (воодушевлённо):
Аристотель сейчас очень популярен. Его идеям безоговорочно я верю!

Аристотель (уверенно и громко):
Хочу сказать я вам, друзья, что души наши это плод бытия. Благодаря чему мы можем чувства познавать. Душа не материальна, но вышла точно из материи.

/Все, кроме Неона, начали аплодировать Аристотелю
Неон посмотрел на Агнеса, Олимпия, Илиодора, которые рукоплескали Аристотелю, и поспешил покинуть слушание./
(Занавес)



БРАВО!


Рецензии