фотография для хохмы

Наш 10-»А»считался самым дружным классом в школе. Особенно это стало заметно, когда до выпускного бала оставались считанные дни. Поэтому неудивительно, что на день рождения Ленки, кстати, самой красивой девушки в школе, были приглашены все девятнадцать ее одноклассников.

После «торжественной части» родители, поздравив дочь и пожелав всем весело провести вечер, удалились. На столах тотчас появились более крепкие напитки. Такая предусмотрительность некоторых ребят была достойно оценена остальными: в виде дружных возгласов и аплодисментов. Тут же на всю громкость был включен проигрыватель с пластинками — записями популярной в то время советской и зарубежной эстрады.

Веселье набирало обороты. Поздравления, тосты чередовались с танцами, незатейливыми розыгрышами и импровизациями шуточных сценок. Подогретые радостным настроением и некоторой долей спиртного, все вели себя раскованно и непринужденно. Даже приглашенные именинницей незнакомые нам две девушки и парень, поначалу державшиеся особняком, вскоре поддались общему духу веселья. Мы
 приняли их за родственников виновницы торжества. Активное участие принимал и младший брат Ленки — озорной шестиклассник Лёшка.

В самый разгар празднества защелкал фотоаппарат. И тут все наперебой стали упрашивать фотографа снять их с Ленкой. Отказа не было никому, тем более, что фотографом был наш товарищ — рослый симпатичный весельчак Славик.

Фотоделом он «заболел» с детства и достиг в этом ремесле определенного мастерства. Его снимки на разные темы украшали не только школьную стенгазету, но и нередко появлялись на страницах районной газеты. Мастерская, оборудованная им у себя дома на чердаке, была сплошь увешанная пленками, наколотыми и наклеенными на стенах фотографиями. На полочках и стеллажах аккуратно хранились разные баночки, ванночки, реактивы, приспособления — все что необходимо для творчества. Но самой его большой гордостью был, подаренный родителями, заграничный фотоувеличитель. Он стоял на большом столе под красным фонарем накрытый чехлом. Такой уютной и со знанием дела, оснащенной для работы зимой и летом, студии, позавидовал бы даже фотограф-профессионал. Славик мечтал после школы работать собственным фотокорреспондентом какого-нибудь известного журнала или газеты.

Отказать желающим он не мог еще по другой простой причине. Все в классе давно знали, что Славик и Ленка любят друг друга, и относились к этому явлению спокойно — без каких-либо разного толку намёков, дразнилок и насмешек. В том, что в недалеком будущем они станут молодоженами, мало кто сомневался. Об этом нетрудно было догадаться, побывав в уже упомянутой выше фотолаборатории, где в большом преимуществе были фото возлюбленной. По моему: самые удачные из них получились те, в которых она была неожиданно застигнута щелчком фотоаппарата. Она и впрямь была восхитительна. Такой  красавице вполне место на глянцевых обложках или на экране. 

Когда все желания были удовлетворены, начались приготовления для группового снимка. Суетясь, стали расставлять стулья для заднего плана и выбирать, кому с кем стоять рядом. После нескольких кадров мне пришла в голову идея, которой я не замедлил поделиться со Славиком:
 - Давай снимем фотографию для хохмы. Когда все настроятся перед объективом, я незаметно дам знак брату Ленки и тот выкрутит электрическую пробку в коридоре. А секунд через 10-15 — снова ввернет. И ты тут же мгновенно щёлкнешь. Интересными должны  получиться физиономии от неожиданности. Идея Славику понравилась, и мы ввели в курс нашего третьего заговорщика.

И вот все успокоились, замерли, направив взоры к магическому глазу аппарата. Звучит: «Внимание!..» Еще мгновение - и гаснет свет. Что тут началось! Крики, свист, топанье, улюлюканье... По какой-то причине темнота продлилась немного дольше запланированного. Но все же — свет. И почти одновременно — яркий блеск фотовспышки!

Вечная, избитая фраза о быстром течении времени не обошла и моего рассказа.  Девять «незаметных» лет отделяют  встречу на одном из столичных железнодорожных вокзалов от вышеописанных событий.  В ожидании поезда, я уныло мерил шагами привокзальную площадь и буквально нос к носу столкнулся с бывшим школьным товарищем Славиком.

Встреча произошла столь внезапно, что мы какое-то время, остолбенело смотрели друг на друга. И враз, как по команде, кинулись обниматься, хлопая один другого по плечам, спине и затылку. При этом орали и визжали во всю глотку, как первобытные предки, загнавшие мамонта в западню. В какой-то момент мы опомнились и с запоздалым смущением стали оглядываться по сторонам, изучая реакцию окружающих. Но это оказалось лишним: подобные всплески эмоций для этой части города были вполне обыденным явлением.

Пошумев еще какое-то время и окончательно успокоившись, стали разглядывать друг друга, обоюдно награждая словесно безобидными дружественными подначками. Посыпались вопросы, ответы... Хотелось сразу все рассказать и обо всем расспросить. Ведь после школы еще не виделись ни разу, а встретились здесь — вдалеке от родных мест.

Оказалось: Славик стал столичным жителем, как и мечтал когда-то. Живет неподалеку — в нескольких минутах ходьбы отсюда, а шел к привокзальному киоску купить какую-то безделицу четырехлетнему сынишке, которого до этого держал за ручку. Друг стал настойчиво тащить меня к себе в гости, неоднократно повторяя, что такое событие  грех не обмыть, показывая характерным жестом пальцами у горла. Я охотно согласился — благо, идти недалеко, а до отправления моего поезда времени достаточно. Мы пошли, держа пацаненка за руки, который, к моему удивлению, никак не проявил своего недовольства  тем, что не получил желаемого. Я тут же поделился своим наблюдение с товарищем, на что он, подмигнув, гордо выпалил: - «Чья школа!»

Не успел я поудобнее усесться в уютном кресле, в небольшой светлой квартирке, как хлопнула входная дверь, и мальчонка с радостным восклицанием: «Мама, мама!» выбежал в  прихожую. Спустя какое-то время вошла стройная молодая женщина, в очках с тонкой позолоченной  оправой, держа на руках сына.
 - О, какие у нас гости-и! - почти нараспев произнесла она. Лицо ее засияло приятной улыбкой. - Здравствуй, Вася! Какими судьбами? Откуда? Возмужал то как...
Я поднялся с кресла и легонько пожал протянутую мне руку с тонким обручальным кольцом на пальце. Не успел даже проронить и слова в ответ, как между нами прямо вклинился Славик и стал ее выталкивать на кухню, забрав малыша себе на руки.

 - Потом... потом... потом... Некогда. Давай по-быстрому что-нибудь сообрази. А то человек на поезд опаздывает. И мы не успеем отметить нашу встречу.

 - Слушай, а как же Ленка? Ты разве не на ней женат? - прохрипел я шепотом, поглядывая в сторону кухни и усаживая ребенка себе на колени. Мне с трудом удалось скрыть замешательство. Как-то вдруг резко навалило всего много и непонятного для меня.
 - Да нет... Не на Ленке, - и добавил: - Благодаря тебе...
Я опешил. Представляю, какое у меня было выражение лица. Скорее всего, как у человека, неожиданно получившего оплеуху. Смешались одновременно растерянность, недоумение, обида и даже испуг.

 - Да ладно, не мучайся, - сжалился надо мной друг.
Наверное, своим видом я его немножко позабавил. Он широко улыбнулся и, встав на табурет,  долго переставлял что-то в нише над дверью. Затем достал почтовый бумажный мешок и спрыгнул на пол. Порывшись в объемистых пакетах, вынул большой самодельный заклеенный  конверт, распечатал, и протянул мне находившуюся в нем такую же большую черно-белую фотографию. 

 - Помнишь день рождения Ленки  в 10-м -  перед выпускным? Мы гуляли тогда всем классом... Забыл? Ты еще предложил сделать снимок «для хохмы».  Ну-у, когда еще свет вырубали...  Так вот — этот снимок так никто и не видел... Почти.

Фотография получилась классная — изображение чёткое, на глянцевой бумаге, обрамленная резной рамкой. Профессиональная работа! Приятно держать в руках. Разглядывать ее без улыбки было невозможно. Вот это да-а!..

Первым делом я отыскал себя — любимого. Поворот головы в полу профиль, мужественно приподнят подбородок, легкая ирония на губах, мечтательный взгляд. Какой артист пропадает! Я ведь единственный из подопытных знал о подвохе. Поэтому и  настроился основательно. Что-то наподобие этого можно было найти на фотооткрытках популярных киноактеров, которые продавались на почте и в киосках «Союзпечать».

И если, глядя на мое изображение, можно испытать только тоску, то остальных персонажей разглядывать - было одно удовольствие. Вот орущие, в обнимку, вечные обитатели школьной «камчатки» Мишка и Колька. Вот тезка мой — Васька-двоечник и здесь, как всегда, с опущенной головой. Отличница Верка с неизменным выражением лица: спокойное и уверенное. Ни большая радость ни такая же неудача не смогут на нее повлиять. Лучший спортсмен школы Андрюха и здесь, в темноте, демонстрирует свои бицепсы. Две «подружки-хохотушки» Соня и Оля не изменяют своим манерам и в условиях темноты: прислонившись головами, смеются с закрытыми глазами.

В общем все участники привлекают к себе внимание характерным выражением лица, позой или жестом.

Но, пожалуй, более всех притягивает взгляд фигура Крыськи. Из всей компании, она выглядит немного комичнее. Так мы прозвали одну из наших девчонок за остренький носик, чуть выдающиеся вперед два верхних зуба и привычку: при улыбке прищуривать глаза. Настоящим именем ее мало кто называл (разве что учителя). Она ничуть не обижалась. Зато никогда не отказывала просящим у нее помощи. На злоупотребляющим ее бескорыстием зла не держала. Училась посредственно. Была тихой, неприметной и застенчивой школьницей. Популярная тогда песня была как будто написана о ней:
                Никто не приглашает на танцы
                Никто не провожает до домa
                Смешную угловатую девчонку,
                Тихоню и не модную совсем...
Глядя в объектив фотоаппарата, она, наверное, очень старалась выглядеть красиво. Но пленка зафиксировала только досаду на непредвиденный казус: глаза закрыты, руки молитвенно сложены у подбородка, губы вытянуты в трубочку. И вся как-то подалась в одну сторону — вот-вот упадет! Хорошо что она не видела этой фотографии. Мне, почему-то, вдруг стало жалко эту девочку.

Разглядывая остальные лица, я дошел до последнего ряда. И тут все понял: почему, собственно, Славик и дал мне эту фотографию. Один стул стоял свободный, а за ним, стояла Ленка, Одной рукой держалась за спинку стула, другой обняла шею приглашенного парня и целовала его!

Оторвавшись от снимка, я глянул на товарища. Тот все время молча протирал фужеры, рюмочки и расставлял на столике.

 - Ты второй человек, видевший эту фотографию, - наконец отозвался он, забрал ее и вложил обратно в конверт.

 - Зачем ты ее хранишь? - нарушил я затянувшуюся паузу.

 - Да как то так, оставил. Сам не знаю, почему? Хотел подарить ей на следующий день рождения. А потом передумал — зачем?

 -Подожди, ты ведь мечтал стать фотокорреспондентом. А я почему-то на стенах не вижу ни единой фотографии.

 - Фотодело я забросил давно. А работаю вместе с женой в здешнем депо. Квартиру вот недавно получили.

Я, наконец-то, решился задать волнующий меня вопрос о его супруге. Откуда она? Кто такая? И главное — откуда она знает моё имя и как я выглядел до того как, по ее выражению, возмужал? Но не успел. Она появилась в дверях с большим подносом, наложенными на нем пирамидкой тарелками с разнообразной закуской. Хитровато прищурив глаза, весело спросила:

 - Ну что?.. Все переговорили? Мне хоть немного оставили?.. Нет?

...Кажется, это уже перебор сюрпризов для одного дня. Как же это я её сразу-то не узнал? Так ведь это...Это же...Крыська!


Рецензии