Вермеер. Женщина с жемчужным ожерельем

    Ян Вермеер.Женщина с жемчужным ожерельем. 1662—1665.Масло, Холст. 55 ; 45 см
Берлинская картинная галерея, Берлин
      
   Йоханнес Вермеер (1632-1675) из Делфта был одним из самых известных голландских художников. Специализируясь на интерьерных сценах, Вермейер разработал особый стиль для своих многочисленных домашних картин. Популярный среди меценатов среднего класса, Вермеер дал представление о жизни культурного гражданина Голландии.

       Молодая женщина смотрится в зеркало, держа в руках ленты от жемчужного ожерелья. Она стоит у стола в углу освещенной солнечным светом комнаты, и ее силуэт выделяется на фоне белой стены.

     Композиция картины близка к другим работам, но Вермеер придал этому изображению более динамичный характер. Как и в картинах «Женщина с весами» и «Женщина в голубом, читающая письмо», дама поглощена своим занятием. Лаконичный интерьер оживлен только ее присутствием.

 В левом углу комнаты – окно с витражом, закрытое светло-желтой занавеской. На стене – зеркало, такое же, как и на картине «Женщина с весами». На столе – большая китайская ваза, темно-синяя скатерть, складки которой смягчают строгое пространство деревянной столешницы.

    На краю стола лежит пуховка и гребень – принадлежности утреннего туалета молодой женщины. У стены – спинка обитого гобеленом стула, второй стул – на переднем плане, спинка и сиденье которого с блестящими шляпками декоративных гвоздей почти повторяют нижний угол картины.
    
      Значительную часть картины занимает белая стена, позволяющая художнику придать женщине б;льшую выразительность и сосредоточить всё внимание зрителя на ней, без отвлечения на посторонние предметы. Жёлтые занавески создают цветовой баланс с одеждой женщины. Тёмно-синяя скатерть слева придаёт картине контраст, необходимый Вермееру для закрепления геометрической компоновки.
 
      На женщине знакомый по другим работам Вермеера желтый сатиновый жакет, украшенный горностаем и желтое платье. Подобный жакет принадлежал жене художника и упомянут в посмертной описи его имущества. Нарядная прическа девушки, украшенная лентами, серьги в виде одиночной жемчужины, подчеркивают ее высокий социальный статус.

       Изучение деталей одежды выявило некоторые особенности техники живописи Вермеера. Микроскопические мазки кистью формируют множество тончайших бело-серых слоёв — таким образом Вермеер, как и многие другие художники эпохи барокко, стремился придать изображению максимальную реалистичность.

    Благодаря этому историки имеют возможность более детального исследования повседневного быта того времени. Во второй половине XVII века меховые изделия были широко распространены в Нидерландах из-за продолжительных и суровых зим, и данный полушубок, появляющийся на других картинах Вермеера, несомненно был написан в его доме с натуры.

     Небольшое зеркало в чёрной раме из эбенового дерева рядом с окном так же указывает на состоятельность и высокий общественный статус. Зеркала, часто появляющиеся на картинах Вермеера, могут символизировать женственность, тщеславие, двойственность женской природы или даже быть элементом ванитас — напоминанием о смерти.

    Эту работу Катарина, жена Вермеера, держала в своей спальне, и до последнего не хотела продавать после его смерти. Поэтому считается, что на картине - именно она. В год ее создания Катарине было 33, возможно, Вермеер изобразил ее несколько моложе. 


Рецензии