Алексей Алексею

Сборник стихотворений под названием «Лирика»(Лирика. Январь - Март 1907 г. / обложка К.П. Фан-дер-Флита. - СПб.: тип.-литогр. С.М. Муллер, 1907. - 75, III с.), с которым в 1907 году Алексей Николаевич Толстой появился в литературе, собратьями по перу, как известно, остался не замеченным. В 1909 году Иннокентий Федорович Анненский, в частности, писал: «Граф Алексей Н. Толстой – молодой сказочник, стилизован до скобки волос и говорка. Сборника стихов еще нет»(Книги отражений.- М., 1979.- С. 378). В 1911 году Максимилиан Александрович Волошин утверждал, будто «его литературному выступлению едва минуло два года»(Лики творчества.- Л., 1988.- С. 536), а следом за Волошиным Валерий Яковлевич Брюсов автора трех книг подавно назвал дебютантом(Собрание сочинений в семи томах.- М., 1975.- Т. 6.- С. 366).
Софья Исааковна Дымшиц-Толстая вспоминала: «В начале 1907 года вышел в свет первый сборник стихотворений Алексея Николаевича – «Лирика». В выпуске этой книги Толстому помог его приятель, незначительный поэт Фандерфлит, который материально поддержал издание. Книжка была проникнута чувством молодой и глубокой влюбленности, но отмечена поэтической несамостоятельностью, очевидным влиянием символистов»(Воспоминания об А.Н. Толстом. Сборник.- М., 1973.- С. 60). Приобщим и свидетельство Корнея Ивановича Чуковского: «Этот новичок, начинающий автор, напечатавший одну-единственную незрелую книжку – «Лирика» (1907), имел, оказывается, у себя за плечами десять-одиннадцать лет упорного литературного труда. Своей книжки он настолько стыдился, что никогда не упоминал о ней в разговоре со мною»(Там же.- С. 29-30). А толстоведы к этому добавляют, что «автор стыдился ее, разыскивал и уничтожал»(Рождественская И.С., Ходюк А.Г. А.Н. Толстой. Семинарий.- Л., 1962.- С. 260).
В Костромской областной универсальной научной библиотеке, стало быть, имеется редкий экземпляр этой книги (КОУНБ Ц 47576.2)с дарственной надписью коричневыми чернилами на титульном листе, авторство которой сомнений не вызывает: «Милому Алексею Михайловичу первый мой опыт, о котором никому прошу его не говорить. Алексей Мирза Турген. С января по март 1907 г.»
Авторство Алексея Николаевича Толстого удостоверяет подпись, и это более ранний случай ее использования, чем учтенный в 1909 году Иваном Филипповичем Масановым (Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей.- М., 1957.- Т. 2.- С. 188)и описанный той же Софьей Исааковной Дымшиц-Толстой: «Около года мы прожили на старой квартире, на Таврической улице. Здесь Алексей Николаевич начал работать над сказками. Он этой работой очень увлекался. В 1910 году они были изданы отдельной книжкой под названием «Сорочьи сказки» (с посвящением: «посвящает Соне, граф А.Н. Толстой – Мирза Тургень») в Петербурге, в издательстве «Общественная польза». «Мирза Тургень» Алексей Николаевич в то время думал взять своим  псевдонимом. Имя для этого предполагаемого псевдонима принадлежало родоначальнику по линии матери, урожденной Тургеневой»(Воспоминания об А.Н. Толстом. Сборник.- М., 1973.- С. 75).
Без труда определяется и адресат надписи. Форма обращения и содержание просьбы к нему свидетельствуют о его принадлежности к окружению Толстого, и притом писательскому окружению, потому что лишь практикующий стилист способен по достоинству оценить инверсию, анафорическое местоимение и шутовскую подпись. С другой стороны, ссылка на первый опыт и его повторная датировка напоминает отчет ученика учителю, а подношение в целом – обязательный экземпляр на вечное хранение.
Соответственно, учителем Алексея Николаевича Толстого никому не возбраняется считать, например, готовившегося к вечности и готовившего к изданию свои «Прощальные песни (1900-1907)» Алексея Михайловича Жемчужникова (1821-1908), однако современники в этой роли запомнили другого.
Корней Иванович Чуковский: «Еще в Петербурге он под влиянием Алексея Михайловича Ремизова стал изучать по книжным материалам русские народные сказки и песни, на основе которых и создал целый цикл стихов, стилизованных под русский фольклор. Эти стихи Толстого оказались опять-таки ниже его дарования, но работа над ними пошла ему впрок. Старинная народная речь, усвоенная им во времена ученичества, сильно пригодилась ему, когда он впоследствии писал свой знаменитый роман о Петре и пьесы из времени Иоанна IV и Екатерины II»(Там же.- С. 34). Илья Григорьевич Эренбург: «Алексей Николаевич писал также, что в поисках народного характера речи он учился у А.М. Ремизова»(Там же.- С. 95). Лев Рудольфович Коган: «Одному только человеку из этой компании я был благодарен,- подчеркнул Толстой,- это Ремизову. Он научил меня любить народный язык, народную поэзию»(Там же.- С. 208). Алексею Михайловичу Ремизову, добавим, Алексей Николаевич Толстой посвятил стихотворение «Хвала»(Луч.– 1907.- № 2) и признание: «Я начал с подражания»(Толстой А.Н. Полное собрание сочинений.- М., 1949.- Т. 13.- С. 411).
Осталось сказать, что первая книга Толстого была одним из первых раритетов утраченной библиотеки Ремизова, но как она попала в Костромскую областную универсальную научную библиотеку, можно только догадываться.


Рецензии