Библиоман

Несколько книг с таким экслибрисом находится в библиотеках историко-архитектурного музея-заповедника и областного архива и около 300 выявлено в фонде ценных изданий областной научной библиотеки. Время их выхода – с 1651 по 1913 год, а по содержанию их можно охарактеризовать как библиографические, научные и художественные. Привлекают внимание прижизненные издания классиков отечественной и зарубежной литературы и науки (палеографии, археографии, библиографии, нумизматики, искусствознания, религиоведения и пр.), а также малотиражные труды по истории древних городов и такие раритеты, как, например, Коран 1792 года издания. К ним примыкают каталоги старопечатных, иллюстрированных и запрещенных книг, частных книжных собраний и магазинов и др. Отдельные издания сохранили торговые ярлыки, позволяющие установить источники пополнения коллекции ее владельцем.
Не исключено, что он нарочно собирал книги с экслибрисами и всевозможными надписями прежних владельцев, среди которых были князья Д.Н. Козловский и С.М. Воронцов, начальник губернского жандармского управления и директор городского театра И.Н. Чалеев, революционер-шестидесятник А.А. Черкесов, писатели П.П. Свиньин, И.С. Тургенев, К.М. Фофанов и А.Е. Зарин, историки Д.А. Ровинский, М.И. Семевский и Н.П. Лихачев, краеведы И.А. Арсеньев и М.Я. Диев. Из надписанных ему самому книг назовем «Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь» И.В. Баженова («Достопочтеннейшему Петру Тихоновичу г. Виноградову от автора»).
Как видно, книги многое могут рассказать о владельце, но вышеперечисленное – только часть айсберга. В 1911 году журнал «Русский бибилофил» помянул его «более чем 2 000 томов старинных русских книг»(Русский библиофил, 1911,  № 4, с. 52), да и в областную бибилиотеку его книги перекочевали из библиотеки Костромского государственного рабоче-крестьянского университета, которому в 1918 год, как следует из университетского отчета, Виноградов передал ни много ни мало 4 000 томов (Костромской государственный рабоче-крестьянский университет. Отчет о деятельности с 7 ноября 1918 г. по 7 ноября 1919 г.  Кострома. 1919. С. 48).
Это - самый крупный книжный дар за всю историю костромской благотворительности. Больше книг поступило в библиотеку Костромской губернской ученой архивной комиссии лишь после смерти ее председателя Николая Николаевича Селифонтова (1835-1900).
Кто же такой Петр Тихонович Виноградов? Биографических сведений о нем сохранилось немного. Вследствие этого, а также из-за распространенной фамилии его считали родственником других известных Виноградовых, хотя никакого родства с директором народных училищ Костромской губернии Иваном Павловичем Виноградовым и директором Костромской губернской гимназии Гавриилом Киприановичем Виноградовым, учителем и законоучителем той же гимназии Петром Никитичем и Петром Тимофеевичем Виноградовыми, учителями Костромской духовной семинарии Федором Васильевичем  и Александром Петровичем Виноградовыми, корреспондентами «Костромских епархиальных ведомостей» Александром Ивановичем, Андреем Васильевичем, Иваном Петровичем и Николаем Ивановичем Виноградовыми, статистиком Александром Ивановичем Виноградовым, художником Сергеем Арсеньевичем Виноградовым, писателем Анатолием Корнилиевичем Виноградовым, краеведом Николаем Николаевичем Виноградовым, биологом Михаилом Петровичем Виноградовым, врачами Аоександром Павловичем, Сергеем Александровичем, Алексеем Трифоновичем и Федором Трифоновичем Виноградовыми, капитанами Владимиром Гавриловичем и Николаем Игнатьевичем Виноградовыми и многими другими он не имел. Его родина – погост Васильевский на Талице Угличского уезда Ярославской губернии, а фамилию, как и некоторые другие из вышеназванных, он получил, по всей вероятности, в училище или семинарии, так как являлся сыном псаломщика.
Фамильной библиотекой, соответственно, не располагал и свои первые книги покупал на стипендию. На выпущенной в 1833 году в Одессе «Речи Цицероновой в оправдание Тита Анния Милона» им от руки было написано: «Из библиотеки студента Киевской духовной академии Петра Виноградова». В 1867 году из Ярославской духовной семинарии, согласно формуляру, он поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой с 1871 года служил преподавателем латинского языка Пермской духовной семинарии, пока в 1875 году в тридцатидвухлетнем возрасте не перебрался на ту же должность в Кострому.
Для «Альманаха библиофила» сказанного было бы, пожалуй, достаточно: объем, место и время формирования коллекции указаны. Но деятельность Петра Тихоновича Виноградова в Костроме одним лишь накоплением книг не ограничивалась. Выявленные печатные и рукописные материалы его литературного наследия позволяют охарактеризовать его, кроме того, как незаурядного богослова, публициста, критика, историка, палеографа и библиографа, несмотря на то, что описание его собственной библиотеки пока что не обнаружено.
Его перу, например, принадлежат опубликованные в 1887-1909 годах в «Костромских епархиальных ведомостях» статьи «Насущный вопрос», «О покаянии», «Лукавые дни, увеличивающие долг познавать волю Божию», «О свободе воли», «На пути к спасению, в преддверии покаяния, подвиге самоосуждения», «Взгляд по существу»(Костромские епархиальные ведомости, 1887, № 18; 1891, № 7; 1908, № 1, 3-4, 6-7; 1909, № 3) и др., а кроме того, под своим именем или под инициалами П.В. там же им было опубликовано несколько рецензий, одна из которых касалась «Крейцервой сонаты» Л.Н. Толстого(Костромские епархиальные ведомости, 1890, № 24), а три других – богословских сочинений Ф.В. Фаррара.
Доказательством его эрудиции является извлеченный из «Журнала заседания членов Костромской губернской ученой арховной комиссии 18 апреля 1903 года» текст, который не без сожаления приходится прервать в самом начале: «П.Т. Виноградов сделал нижеследующее сообщение о книге, пожертвованной в библиотеку комиссии Е.П. Львовой «Сокровище Дамаскина, в чине иподиакона инока из Студийского монастыря, что близ Босфора, в Фессалии с приложением семи душеспасительных слов и толкования на молитву Господню. От неизестных учителей, после тщательного исправления вновь напечанное. На общую пользу Православных. 1781 г. В типографии Николая Глики из Анины, с разрешения Правительства и с привиллегиею». Этот титул, как и вся книга, напечатана на древнегреческом языке, в рамку, тонким шрифтом, приближающимся к шрифту Эльзевир (XVI-XVII вв.) - 8°, но по квадратной форме 4-ой доли. Всего в книге, начиная с титульного листа, 592 стр., из 39 листов. Счет страниц арабскими цифрами справа вверху, а листов – греческим алфавитом - внизу под рамкою. Экземпляр очень хорошо сохранившийся. По времени своего выхода книга не должна бы считаться редкою, но как издание заграничное, по шрифту прекрасное и в содержании на Руси почти совсем неизвестное, представляет громадную ценность. Не только в подлиннике, но и в переводе не значится она по каталогам ни у Сильвестра Медведева, ни у Сопикова, ни у Смирдина, ни у Плавильщикова и Ольхина, ни в описаниях библиотек Толстова и Царского П. Строева, ни в словаре духовных писателей митрополита Евгения (Болховитинова), ни в обзоре архиепископа Филарета Черниговского (Гумилевского), ни в наших первых духовных журналах («Воскресное Чтение» и «Христианское Чтение»)(Журнал заседаний членов Костромской губернской ученой архивной комиссии 1903 г. Кострома. 1903. С. 46).
Опубликованный в 1906-1907 годах в «Костромских губернских ведомостях» и в 1907 году выпущенный отдельным изданием «Указатель книг, статей и мыслей о Костромском крае по концепции их содержания» Виноградова стал первым опытом краеведческой библиографии. Фамилия составителя в указателе отсутствует, но устанавливается по журналам заседаний Костромской губернской ученой архивной комиссии(Журналы заседаний Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1905, 1906, 1907 и 1908 гг. Кострома. 1900. С. 71), действительным членом которой Петр Тихонович состоял с 1894 года, а членом Совета – с 1907 года. Два года спустя в качестве делегата этой комиссии он участвовал в работе IV Областного историко-археологического съезда, собравшего в Костроме почти три сотни исследователей Верхневолжья. Виноградов являлся также действительным членом и членом совета Костромского церковно-исторического общества с самого его открытия в 1912 году, а с 1877 года – пожизненным членом семинарского Федоровско-Сергиевского братства(ГАКО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 1667. Л. 2 – 2 об.).
В семинарии, правда, он прослужил недолго. В 1878 году состоялось следующее и последнее его служебное перемещение – на должность смотрителя Костромского духовного училища и в этом же году – переименование в инспектора. Отныне он занялся еще и комплектованием училищных фундаментальной и ученической библиотекv(Костромские епархиальные ведомости, 1887, № 18; 1891, № 7; 1908, № 1, 3-4, 6-7; 1909, № 3).
Училище к исходу первого столетия своего существования ни в чем, по его мнению, не нуждалось так, как в собственном помещении. Он и здесь начал с истории вопроса, а к исторической записке, составленной в 1883 году(КОУНБ  ЦR 613524.2), приложил свой рассчет необходимого количества комнат, их расположения, объема, оборудования и оформления, стоимости материалов и работ, сроков и пр. Автором проекта стал городской архитектор 1875-1889 годов Илиодор Илиодорович Загоскинx(Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров. 1842-1892. СПб. 1893. С. 118, 316), а наблюдение за строительством и декорирование осуществлял  городской архитектор 1889-1894 годов Аркадий Евтихиевич Смуров(Там же. С. 315-316). Так в 1894 году на углу Павловской и Златоустинской улиц появилось здание, впоследствии известное как главный костромской роддом.
Там же находилась и квартира инспектора, о судьбе которого после закрытия училища в 1918 году можно только догадываться. В университетском отчете с 7 ноября 1918 по 7 ноября 1919 года он назван покойным(Костромской государственный рабоче-крестьянский университет. Отчет о деятельности с 7 ноября 1918 г. по 7 ноября 1919 г.  Кострома. 1919. С. 48), но в действительности Петр Тихонович скончался 13 ноября 1919 года и был похоронен на Лазаревском кладбище, а его последним местом жительства названа квартира №1 в доме №13 по Дебринской улице(ГАКО. Р. 1355. Оп. 1. Д. 15. Л. 527 об.- 528).
За свою педагогическую деятельность он был удостоен Библии от Святейшего Синода (1897) и серебряной медали в память 25-летия церковно-приходских школ (1909), а также имел все служебные награды вплоть до ордена Святой Анны II степени (1899). Наконец, он был удостоен ордена Святого Владимира IV степени (1905), дававшего право на дворянство, и внесен в дворянскую родословную книгу по Костромской губернии, но, увы, архивное дело об этом в фонде губернского дворянского собрания полностью сгорело в 1982 году(ГАКО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 7238).
Фотография Петра Тихоновича  предоставлена его правнучкой Марией Константиновной Виноградовой, сообщившей также сведения о других его потомках, среди которых немало известных в Костроме и за ее пределами деятелей образования, науки и культуры, военачальников и руководителей крупных производств и учреждений. К этому роду принадлежит и первый глава самоуправления Костромы Борис Константинович Коробов.


Рецензии
Только к Библии это не имеет никакого отношения. Это тексты с подложными переводами и труды по мотивам псевдохристианских догматов.

Денис Фоменко   19.06.2020 01:06     Заявить о нарушении
Возможно, и так.
С наилучшими пожеланиями, Резепин.

Резепин Павел Петрович   19.06.2020 01:57   Заявить о нарушении
Не возможно, а так. Ибо Писаниям на древнеарамейском, древнееврейском и древнегреческом языках эти "Библии" не соответствуют. :)

Взаимно.

Денис Фоменко   19.06.2020 02:11   Заявить о нарушении