Советские истребители в испанском плену

На фото: советские летчики-истребители: Н.М. Зверев, В.М. Кондратьев, В.М. Бочаров, Г.Н. Хозяинов, Е.Н. Степанов.

На этой литературной площадке я уже публиковал очерк «Немецкие истребители в испанском плену» - http://proza.ru/2019/06/29/1701. Теперь пришел черед советских. Без особых изменений можно оставлять вступление:

Одним из аспектов боев в небе Испании, охваченной гражданской войной, было особое отношение к пилотам, как весьма ценным с военной точки зрения, специалистам. Это касалось всех сторон конфликта.
Выражалось оно в исключительном уважении, щедрых наградах для "своих" и нескрываемой ненависти к "чужим" летунам.
В начальной фазе конфликта для противоборствующих сторон к "свалившимся с неба" летчикам применялась особая жестокость. Как правило, с ними расправлялись даже без допроса. Ярким тому примером стали судьбы советских пилотов С.Тархова и В.Бочарова. Не отличались "ангельскими нравами" и республиканцы, правда, они казнили лишь своих земляков-фалангистов.
Все переменилось к началу 1937 года, когда командование противоборствующих сторон осознало: конфликт затянулся, а летчики – это ценный источник информации и... материал для обмена.
К сожалению, в открытом доступе очень мало материалов по военнопленным и механизмам по их обмену во время гражданской войны в Испании. Констатировать можно лишь следующие характерные общие черты:
– к этому процессу был подключен Красный Крест;
– всех военнопленных предварительно судили и приговаривали к расстрелу либо длительным срокам каторги (как фалангисты так и республиканцы);
– обмены были не единичным явлением и производились раз в 3-4 месяца;
– обменивались (либо репатриировались через Францию) не только "приглашенные специалисты"-иностранцы, но и испанские летчики;
– по-видимому, первый обмен состоялся 11.05.1937.

Единственное, что необходимо добавить, первые пленные советские летчики, а точнее, ФАКТ их пленения в Испании, был предъявлен на заседании лондонского комитета по невмешательству во ВНУТРЕННИЕ дела Испании наряду с фото сбитого итальянцами (02.11.1936., экипаж П.П. Петрова) советского бомбардировщика СБ советской же делегации. Ответ был прост: «этого не может быть», «грязные манипуляции», то есть все в духе «ИХ ТАМ НЕТ»…

Фамилии даны по хронологии событий:

Вечером 03.11.1936. при перелете от места сборки истребителей И-15 (г. Мурсия - Murcia) в район Мадрида (аэродром Алькала-де-Энарес - Alcala de Henares), двое пилотов оставшихся без ведущего (из-за неполадок двигателя отстал на аэродроме Альбасете(Albacete) Е.Е. Ерлыкин), заблудились в сумерках и произвели посадку на франкистской территории в предгорьях Сьерра-де-Гвадаррама (Sierra de Guadarrama). Два истребителя И-15 б/н 17 и 19* достались противнику:

1. Зверев Николай Матвеевич, 01.01.1909., лейтенант.
В РККА с 25.10.1931.
Младший летчик 109 иаэ 36 ИАБр КВО.
В Испании с 20.10.1936., летал в группе И-15 (будущая группа 26 республиканских ВВС).
03.11.1936. совершил посадку на франкистской территории в предгорьях Сьерра-де-Гвадаррама (Sierra de Guadarrama), взят в плен.
Обменен 11.05.1937.
Награжден орденом Красного Знамени 02.01.1937. (предполагалось, посмертно).
Участник Второй Мировой войны, претендовал на 3 сбитых самолета.
Подполковник авиации в отставке (10.04.1946.).
Дальнейшая информация отсутствует.

2. Кондратьев Владимир Михайлович, 12.04.1910., лейтенант.
В РККА с 06.1932.
Младший летчик 109 иаэ 36 ИАБр КВО.
В Испании с 20.10.1936., летал в группе И-15 (будущая группа 26 республиканских ВВС).
03.11.1936. совершил посадку на франкистской территории в предгорьях Сьерра-де-Гвадаррама (Sierra de Guadarrama), взят в плен.
Обменен 11.05.1937.
Награжден орденом Красного Знамени 02.01.1937. (предполагалось, посмертно).
Капитан, арестован 28.06.1941., приговорен к 5 годам ИТЛ.
Освобожден 28.06.1946., реабилитирован 28.06.1958.
Умер после 1970 года.

3. Бочаров Владимир Михайлович, 02.08.1910., капитан.
Ранее награжден орденом Красной Звезды (25.05.1936.).
В РККА с 01.1929.
Командир отряда 40 иаэ 83 ИАБр БВО.
В Испании с 03.11.1936., командир 1-го отряда группы И-16 (будущая 1 эскадрилья 21 группы республиканских ВВС).
13.11.1936. в бою с Не-51 из 4 эскадрильи Легиона Кондор его И-16 б/н «черная 9»** был подбит, а пилот ранен. Совершил вынужденную посадку в районе Сеговии (Segovia) на территории, занятой франкистами, попал в плен.
По одной версии – умер от ран на следующий день, по другой – был замучен мятежниками. Его труп был сброшен в ящике с парашютом на мадридский аэродром Барахос (Madrid-Barajas) 15.11.1936.***
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (31.12.1936.).

4. Хозяинов Григорий Николаевич, 27.01.1909., лейтенант.
В РККА с 04.04.1932.
Младший летчик 12 иаэ 111 ИАБр ЛВО.
В Испании с 31.05.1937., летал на И-16 в составе 2 эскадрильи 21 группы республиканских ВВС.
06.06.1937. его И-16 б/н «черная 35» был сбит в бою с Fiat CR.32 из итальянской 19-й эскадрильи. Совершил вынужденную посадку на франкистской территории в районе Кихорна (Quijorna), Мадрид, попал в плен.
Обменен 08.02.1939.
За спецкомандировку не награждался.
Участник Второй Мировой войны.
Вышел в отставку в звании капитана 04.05.1946.
В 1950 году арестован и обвинён  в  шпионаже, приговорён  к  25  годам  ИТЛ.  Освобожден и реабилитирован в 1955 году.
Умер 04.10.1976.

5. Степанов Евгений Николаевич,  22.05.1911., лейтенант.
В РККА с 15.03.1932.
Командир звена 12 иаэ 111 ИАБр ЛВО.
В Испании с 20.08.1937., летал на И-15 в составе 1 эскадрильи 26 группы республиканских ВВС (в последствии стал ее командиром).
17.01.1938. в ходе воздушного боя с с Fiat CR.32, огнем с земли в районе Охос Негрос (Ojos Negros), Теруэль его И-15 б/н СА-006 (?) был сбит. Выпрыгнув с парашютом, был взят в плен.
Обменен 09.07.1938.
За спецкомандировку награжден орденом Красного Знамени 10.11.1937.
Участник боев на реке Халхин-Гол.
Участник Второй Мировой войны.
Герой Советского Союза (29.08.1939.), полковник авиации в отставке (29.11.1965).
Умер 04.09.1996.

Таким образом, в испанском плену побывало 5 советских пилотов-истребителей, при этом 1 там умер (погиб), а 4 были обменяны. Как видно, факт пребывания в плену негативно отразился на карьерах авиаторов.

Автор заранее благодарен за конструктивную критику и исправление фактологических ошибок с указанием источника информации. Пишите комментарии.
С уважением Павел.


*  фото последней машины И-15 «белая 19» на руле поворота, обширно тиражировались франкистами, именно этот самолет с подписью «Кертисс» был экспонатом выставки военных трофеев армии генерала Франко, прошедшей в 1938 году.

**  сразу по прибытию на Пиренеи советские подразделения (по крайней мере группы СБ, И-16 и Р-5ССС) точно соответствовали штатному расписанию эскадрильи ВВС РККА: 31 самолет, разбитый на 3 отряда. Машина с бортовым номером «1» - это командир эскадрильи, б/номера 2 – 11, – первый отряд, при чем б/н «2» закреплен за командиром первого отряда и т.д.
Разница в советской и западной терминологии вела к путанице, поэтому от советских стандартов вскоре отказались и подразделение из 9-12 машин в ВВС республики стали именовать «эскадрильей».
Так вот, за командиром 1-го отряда закреплен самолет с бортовым номером «2», например Э.Г. Шахт, командир 1 отряда 12 группы республиканских ВВС летал на СБ б/н 2. Так почему борт «9-й», кстати, доставшийся мятежникам в удовлетворительном состоянии? Дело в том, что у командирской машины накануне возникли проблемы с двигателем и в последний бой Бочаров пошел на машине кого-то из подчиненных, оставив его на земле.

*** «советская историография» смакует этот эпизод с сочным описанием деталей: раненный пилот, истекая кровью, приземлился, а когда понял, что не на своей территории – яростно отстреливался до последнего патрона, но не рассчитал, и последней пулей сразил подбежавшего к нему немецкого офицера (эх, жаль не сохранилась стенограмма последних слов «немецкого офицера»:). Но это, так, черный юмор, превращенный пропагандой в легенду о подвиге. На практике, в тот день в бою НА ЗЕМЛЕ не погиб ни один немецкий военнослужащий.
Корректнее сформулировать можно так: 13 ноября у немцев были потери, погибшие легионеры – в воздушных боях с советскими авиаторами, и, кстати, один из них, ДА, умер на земле, как вероятно и Бочаров – от потери крови уже после успешной вынужденной посадки… Эта участь постигла «восходящую звезду люфтваффе» К. Эберхардта.

Что касается ящика с трупом и запиской, предостерегающей советских добровольцев от участия в боях – вероятнее всего, правда. Нелицеприятная, нелакированная правда войны.
За несколько дней до этого,10 ноября, зенитным огнем был сбит бомбардировщик «Потез-54» б/к «А», за штурвалом которого сидел гражданин СССР, командир запаса, орденоносец П. Джибелли. Относительно недавно были опубликованы протоколы опроса гражданских, свидетелей падения самолета. По их словам, весь экипаж погиб от удара о землю. Далее также был ящик, труп и записка…
Холодный расчет профессиональных военных, сторонников генерала Франко: деморализованный противник воюет хуже, а в случае опасности – побежит. Они ошиблись дважды: коммунистическая пропаганда ловко использовала эти события в свою пользу. Вторая ошибка заключалась в глубоком непонимании происходящего.
Думали «взять на испуг». И кого? Думали, против них действуют одурманенные пропагандой идеалисты-романтики или жадные наемники, «охотники за длинным рублем», да вероятно, сработало бы.
Ошиблись. На Пиренеи прибыли закаленные кадровые военные, которым партия и Родина не двузначно намекнули: НАДО. Не знали, не могли знать тогда испанцы, что про этих людей было сказано: «Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии».

Продолжение следует.

Версия от 18.06.2020.


Рецензии
ОЧЕНЬ интересно и познавательно!
Спасибо, Павел!
Я довольно много читал о войне в Испании но ою этой ее странице ничего не знал.
С уважением,

Сергей Дроздов   16.09.2020 22:04     Заявить о нарушении
Спасибо за позитивный отклик
По Испании в планах опубликовать много материалов, если эта тема Вам интересна, могу порекомендовать "Первые потери" - это про советских летчиков и "Истребительную группу" - это про немецких
С уважением Павел

Павел Селезнев   17.09.2020 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.