Находка в старом альбоме

                НАХОДКА  В  СТАРОМ  АЛЬБОМЕ

Листая  художественный  альбом  с  текстом  «Русско – японская  война  на  суше  и  на  море»  издания  В. Березовского  за  1906  год, я  неожиданно  обнаружил  две  картины  художника  И. Владимирова – «Последние  минуты  броненосца  <Князь  Суворов>»  и  «Последний  бой  броненосца  <Севастополь>». Обе  запечатлели  трагические  события  на  море  давно  минувших  дней. Я  заинтересовался  пока  неизвестным  для  меня  художником, а  когда  узнал, что  он  ещё  и  выходец  из  Литвы, мой  интерес  вырос  неизмеримо.

Иван  Алексеевич  Владимиров  (1869  -  1947)  родился  в  Вильно. Отец – священнослужитель, ещё  во  время  пребывания  в  Лондоне, женился  на  англичанке  Э. Вакгорн -  художнице, известной  своими  акварелями. Затем  они  переехали  в  Вильно, где  отец  должен  был  заниматься  устройством  публичной  библиотеки  и  музея.

Будущий  художник, унаследовавший  от  матери  любовь  к  рисованию, был  натурой  увлекающейся, его, как  магнитом  тянуло  к  приключениям  и  путешествиям. В  12  лет  он  покинул  родные  пенаты  и  отправился  в  Либаву, откуда  перебрался  в  Англию  к  своему  дяде, служившему  на  угольном  пароходе. Вместе  с  ним  он  ходил  в  плавания, а  вернувшись  на  родину, обосновался  в  лесах  Полесья, занимаясь  охотой  и  рыбалкой. Только  когда  Ивану  исполнилось  16  лет, он  поступил  в  Виленскую  рисовальную  школу, основанную  и  руководимую  известным  русским  живописцем, педагогом  Иваном  Петровичем  Трутневым  (1827  -  1912), кстати, школа  была  признана  лучшей  в  России, но  страсть  к  путешествиям  по – прежнему  волновала  душу  юноши, и  он  каждым  летом  находился  в  лесах, где  помимо  охоты  занимался  рисованием  с  натуры.

Так  почти  всю  жизнь, совершенствуя  своё  художественное  мастерство, он  чередовал  его  с  путешествиями  по  России. В  1889  году – учёба  в  гипсово – головном  классе  Императорской  Академии  Художеств, а  также  посещение  батального  класса  профессора  Б. Виллевальде, получая  награды  и  поощрения  за  свои  работы. Побывал  в  Одессе, учился  в  художественных  классах, чтобы  стать  настоящим  учеником  Академии  Художеств. Крым, Кавказ; где  пешком, где  морем, прошёл  весь  путь  по  Военно – Осетинской  и  Военно – Грузинской  горным  дорогам.
По  возвращении  в  Петербург, продолжил  учёбу  в  Академии, за  два  года  окончил  батальный  класс  с  большой  серебряной  медалью, рисовально – натурный  -  с  двумя  медалями. Батальная  композиция – «Взятие  турецкого  редута»  получила  большую  медаль. Картина  «Перевязочный  пункт  во  время  кавказской  войны»  принесла  ему  звание  классного  художника  2  степени.

Иван  стремился  к  путешествиям  и  приключениям, и  они  непременно  возникали  у  него  на  пути. На  Кавказе  он  жил  в  аулах  среди  воинствующих  племён  горцев – кабардинцев  и  осетин, поступил  на  службу  охотником  (добровольцем)  в  210 – й  Ижорский  батальон, окончил  пехотное  юнкерское  училище. Не  раз  жизни  Ивана  Владимирова  грозила  смертельная  опасность:  ещё  во  времена  студенчества  стрелялся  на  дуэли  с  медиком  В. Муромцевым, ранив  его  в  ногу; позднее, уже  на  Кавказе, из – за  ссоры  с  юным  туземным  князем  Озуроковым  снова  стрелялся  во  время  бильярдной  игры; на  него, однажды  в  горах, напали  туземцы, ранив  его  кинжалом, но  Иван  успел  поразить  обоих  из  револьвера  и  благополучно  добрался  до  казачьего  разъезда.
Благодаря  графу  И. Толстому  (вице – президенту  Академии  Художеств)  получил  возможность  участвовать  в  качестве  военного  художника  во  время  Русско – японской  войны, присутствуя  в  боях  при  Шахэ, у  Путиловской  сопки  в  1904  году. Результатом  такой  командировки  явилась  целая  серия  картин, среди  которых – «Артиллерийский  поединок», «Орудие  в  опасности», получившие  премию  А. Куинджи  и  приобретённые  Его  Императорским  Величеством  Князем  Борисом  Владимировичем.  Тогда – то  и  появились  упоминаемые  выше  картины  на  морскую  тему, выполненные  для  Морского  музея.
И. Владимиров  в  1910  году  устроил  в  Лондоне  выставку  русских  художников, был  корреспондентом  иллюстрированного  журнала  «Нива», английского  журнала  «The  Graphic», ездил  на  фронты  Первой  мировой  войны, запечатлевая  на  своих  полотнах  увиденное  там.
И. Владимирова  называли  настоящим  художником  революции, правдиво  отобразившим  эпизоды  октябрьского  переворота. На  склоне  лет  художник  пережил  блокаду  Ленинграда, оставив  после  смерти  огромное  количество  картин, разошедшихся, как  по  музеям, так  и  осевших  в  частных  коллекциях. Лишь  несколько  из  них  на  морскую  тему: «Парад  на  флоте. Императорская  яхта  <Штандарт>», «Затопление  кораблей  Черноморского  флота  на  Севастопольском  рейде  11  сентября  1854  года», «Камни  Финского  залива», «Потопление  <Трёх  Святителей>»  и  другие  достойно  заняли  своё  место  среди  картин  художников – маринистов.

17  июня  2020  г.                Вячеслав  Прытков.   


Рецензии
Добрый день, Вячеслав! Благодаря Вашей "Находке", в моем образовании стало на одно темное пятнышко меньше. С пожеланиями здоровья, удач и вдохновения, Зоя

Декоратор2   07.07.2020 14:14     Заявить о нарушении
Наконец,буду знать,что Вы - Зоя.Спасибо Вам за отклик и интерес к моей находке.
С теплом,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   07.07.2020 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.