Свобода викингов

Некоторое время назад мы говорили о национальном символе Дании – Даннеброг – уникальном флаге с не менее легендарной историей.

Классический вид «скандинавского флага» стандартный – полотнище, на котором изображен крест, вертикальная часть которого располагается ближе к древку.
Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия (и даже микронации) имеют флаги одной формы с разным сочетанием цветов. Однако множество людей забывают и еще об одном государстве, символом которого является флаг той же формы.

Однако национальные цвета здесь другие – синий, белый и красный.

Таков флаг Исландии.

17 июня это островное государство, которое является одним из самых молодых в истории человечества, отметило очередную годовщину обретения независимости, к которой оно шло очень долго.

Большинство людей знают об этом государстве-острове чуть ли не три факта:

1. все исландцы – светловолосые
2. извержение вулкана на этом острове в 2010 году фактически привело к коллапсу транспортных и экономических систем Европы.
3. сборная Исландия вышла в четвертьфинал чемпионата Европы по футболу 2016 года.

Об обретении независимости этой небольшой, но гордой страной, мы и поговорим. 

Страна «женщины гор»

В 1864 и 1866 годах в Лондоне вышли в переводе «Исландские легенды», подготовленные и собранные воедино исландским автором Йорном Арнасоном.  Среди иллюстраций в книге присутствовала исландская «женщина / повелительница гор» - Фьялконнан.
Многие европейцы о ней практически не знают, однако, для исландцев это особый символ – изображение женщины в традиционных исландских одеждах, полностью отождествляющееся со страной.

Исследователи говорят, что впервые образ «повелительницы гор» возник в произведениях Эгерта Олафсона (1752), одного из собирателей и хранителей особенностей исландского языка.

Олафсон, как и другие его современники и последователи, были обеспокоены важностью сохранения языка, ведь страна, которая не живет самостоятельно, а лишь является частью другого крупного владыки, вынужденно живет по его правилам. Сохранение языка в таких условиях – серьезная проблема, решение которой обычно берут на себя энтузиасты. А ведь тогда Исландия была частью Дании, поэтому и население было вынуждено жить по этим правилам.

Но чем дальше, тем серьезнее, исландцы начали обретать свои национальные черты.
Поэтому когда 11 апреля 1866 года исландский переводчик, работавший в Кембриджском университете, Эйрикур Магнуссон написал письмо другому исландцу Йону Сигурдсону, в котором описал образ «повелительницы гор», то именно это и способствовало распространению в Европе знаний об Исландии.

«Отец Нации»

Йону Сигурдсону в апреле 1866 года было 54 года. Он был урожденный исландец, родившийся в семье пастора в Западной Исландии. Получив начальное образование в Рейкьявике в 1833 году, когда ему исполнилось 22 года, он отправился в Данию, чтобы поступить в Копенгагенский университет.

Однако занятия в университете он не только обучался, но и старался искать в архивах и библиотеках университета и столицы страны старые исландские саги. Интересно, что свои поиски Сигурдсон совмещал с редакцией и работой над исландской газетой Sk;rnir. Однако обучение в университете для Сигурдсона было не первостепенной задачей. Поэтому даже обучение он там не завершил.

С 1840-х годов он стал активно работать в политической сфере, активно борясь за автономию Исландии от Дании и восстановление культурного населения страны. Он посещал Осло, Копенгаген, Уппсалу, Стокгольм, в архивах и библиотеках которых он искал и катологизировал исландские саги.

Политическая борьба было более серьезной и жесткой. Одним из требований, о которых говорил  Сигурдсон, было восстановление старого исландского парламента – альтинга. Эти и другие идеи он высказывал на страницах исландского «Нового общества» (N; Felagsrit), созданного в 1841 году.

По предположениям исследователей альтинг возник в первой половине Х века (около 930 года), в котором принимали участие все мужчины из местных племен. Место, в котором проходило общенародное собрание, на юго-западе острова называется Тингведлир, а принималось решение общим голосованием у т.н. «Скалы законов» (Лёгберг). Характерно, что, как и многие народные собрания древности, альтинг имел и законодательные, и судебные функции. Наиболее красиво это указал на своей картине художник Коллингвуд в XIX веке.

Именно за восстановление деятельности этого органа власти и ратовал Сигурдсон. В декабре 1839 года к власти в Дании пришел новый король – Кристиан Х, начало правление которого началось с того, что отдельные представители исландской народности выразили надежду королю во время встречи, что со временем будет восстановлена автономия исландской торговли и появится парламент. Характерно, что еще в 1789-1799 года альтинг перестал собираться, но потребовалось не так много времени, чтобы появилась надобность в его восстановлении.

Поначалу альтинг продолжал собираться в Тингведлире, но Сигурдсон, который был его депутатом, со временем настоял на том, чтобы парламент, пусть только с совещательными функциями, но заседал в Рейкьявике. Это было разрешено уже с 1844 года.

Продолжавшаяся научная и архивная работа привела Сигурдсона к убеждению, что Исландия имеет право на самостоятельность на юридических основаниях и даже обладает правом на отделение от Дании. Характерно, что полностью независимость Исландия потеряла в середине XIII века, когда на основании «Старого договора» с Норвегией (1262), она стала подчиняться воле норвежского монарха. Однако в 1397 году Норвегия сама потеряла самостоятельность, заключив Кальмарскую унию с Данией, где король последней стал возглавлять единое государство.

Исландцы неоднократно поднимали бунт против датчан, но это так и не привело к результатам. Даже самый крупный бунт 1551 года, вызванный казнью католического епископа, избранного исландцами. Кристиан III подавил восстание, а в 1567 году жители острова потеряли право иметь оружие.

Это историческое прошлое помогло Сигурсону активно доказывать, что Исландия имеет право жить самостоятельно.

Сам Сигурсон не дожил до момента обретения независимости его родины, но сделал достаточно – один из главных достижений стало получение островом права торговли не только с метрополией.

7 декабря 1879 года Сигурсон скончался в Копенгагене, а место смерти в последствии стал музеем.

Под знаменем свободы

В начале ХХ века Исландия продолжала свое стремление к независимости. Еще не утих пожар Первой мировой войны, когда 1 декабря 1918 года Исландия была объявлена королевством, но в личной унии с Данией, а датский король стал носить отдельный титул «Король Исландии».

Заключенный договор о унии говорил, что он продлевается лишь на двадцать лет с правом дальнейшего разрыва, или продления.

За всю историю титула его носил лишь один человек – король Кристиан Х, который являлся последовательным противником предоставления Исландии полной независимости от Дании.

Однако в процесс обсуждения продления / прекращения личной унии Дании  и Исландии вмешалась Вторая мировая война.

1940 год… Под власть Третьего Рейха, возглавляемого Адольфом Гитлером, постепенно попадают разные страны Европы. Первыми из тех, кто подвергся оккупации стали Дания и Норвегия. Разработанный в 1939 году по личному приказу фюрера Германии план по захвату Северной Европы получил название операции «Везерюбунг» (иначе называли «Везерские маневры» и «учения на Везере»). Основная суть плана захвата Дании и Норвегии заключалась в проведении одновременных десантных операций в наиболее крупных городах двух стран с минимальным применением вооружения.
«Европейский» блицкриг за сутки превратил Данию в оккупированную территорию, а король Дании Кристиан Х принял решение, что капитуляция единственный шанс избежать огромных потерь в войне. Это было 9 апреля 1940 года.

Кристиан Х был один из немногих глав государств, которые остались жить под нацистской оккупацией.

Однако Исландия в полной мере не повторила судьбу своей метрополии. Войска Третьего Рейха физически не могли добраться до исландских территорий, особенно с учетом того, что более чем на месяц застряли в северных регионах Норвегии.
Вместо этого, на остров высадились британские войска, а в 1941 году право на оккупацию острова было передано США, под чьим контролем остров находился следующие три года.

Движение к независимости стало решительнее. Не прошло и нескольких лет, когда вопрос о самостоятельности вновь и вновь волновал правительство острова. В связи с тем, что договор об унии не был продлен, а король оказался заложником в собственной столице, возглавил движение за независимость регент Исландии Свейдн Бьёрнсонн, ранее являвшийся послом Исландии в Дании.

17 мая 1944 года на острове был проведен референдум, на котором было поставлено два вопроса:
1. Отмена унии с Данией
2. Принятие республиканской конституции страны

Количество людей, пришедших на референдум, было наибольшим за все время демократических выборов в стране. На референдум пришло около 98,5 % избирателей с правом голоса.

За отмену унии проголосовали 97,35 %, а за новую конституцию несколько меньше – 95,04%. 

Король был вынужден признать независимость страны (и под давлением своего родственника короля Швеции послать поздравительный адрес в Рейкьявик, хотя так до конца жизни и не отказавшийся от своего исландского титула), а бывший регент был выбран новым президентом Исландии.

Провозглашение независимости состоялось 17 июня – в день рождения Йона Сигурсона, а сказки о «повелительнице гор» читаются каждый раз в день независимости, которая была провозглашена Тингведлире.

Такова история праздника отдаленного острова в Атлантическом океане.

Остров как был особенным, так всегда особенным и остался.


Рецензии