Глава 5. Лекция в клубе городских интеллектуалов

ЕВГЕНИЙ ПОТТО

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)

ГЛАВА 5


В клубе городских любомудров и интеллектуалов. На стене плакат с надписью "Диспут историко-философской секции "Самоактуализация личности в иерархии потребностей". Среди участников Аврора и Ада. С главным докладом выступает учитель городской гимназии.

Важное лицо. Олег Дмитриевич Старицын.
Двадцать семь лет. Учитель истории и. Окончил Московский педагогический государственный университет. Родители: отец - дежурный по железнодорожной станции, мать - продавец в киоске. Женат на однокурснице. Внешность - выдающаяся; лицо и манеры привлекают внимание, особенно мгновенно загорающиеся и также мгновенно потухающие глаза, говорит увлекательно, склонен к игре и лицедейству в мистических и парапсихологических формах. Живет в служебной квартире. Сильное увлечение - социальные философские теории; история античности; XIX век российской литературы и социологии. Хобби: постоянный участник и докладчик в городском клубе любомудров и интеллектуалов, ведет факультативную секцию "Золотой век русской литературы" в гимназии. Любимые философы - Юм, Флоренский, Лосев, поэты - Вяземский, Фет, Есенин,  писатели - Шекспир, Шиллер, Гоголь, Достоевский, советский драматург Вишневский. Любимое высказывание: Дайте мне точку опоры, и я переверну землю.
Из ответов на студенческую анкету:
"События и ситуации, вызвавшие ваше удивление (как такое могло иметь место?!) - написание Гомером в VIII веке до нашей эры или раньше "Илиады" и "Одиссеи", победный поход маленькой армии Александра Македонского через всю южную Азию до Индии, вторая северная российская экспедиция Беринга в середине XVIII века, продержавшийся сорок лет союз создателей Московского художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, успех большевиков в политических соревнованиях первой трети XX века" ... "Кого вы считаете самыми интересными для себя личностями в истории ? - Еврипида, Октавиана Августа, Марию Магдалину, суздальского князя Андрея Боголюбского, Жанну Орлеанскую, Кампанеллу, Первого Лжедмитрия, царя Алексея Михайловича, издателя и историка Полевого, издателя "Отечественных записок" Краевского, народовольца Мышкина, эмансипаток   Жорж Санд и Лидию Шелгунову, режиссера Мейерхольда".
"Как должна развиваться талантливая личность (этапы, институции, методы)? - Общезначимые таланты в каждой обозначившейся личности должны, в первую очередь, развивать школа и институт, а потом другие государственные учреждения. Никакие иные установления и данности не имеют таких ресурсов. Для меня лично было бы идеальным, если бы существовала доступная система конкурсов и соревнований по всем престижным или денежным должностям государства и бизнеса. Причем чем сложней испытания, тем лучше - способному и профессионально подготовленному человеку легче выделиться и победить".

Учитель стоит у трибуны. Он экстравагантно одет, растрепан, возбужден – во внешности и манерах есть что-то демоническое.
Учитель продолжает доклад:
-... "Quos Juppiter perdere vulm, dementat, кого Юпитер хочет погубить, того лишает ума". Мои оппоненты упрекают меня за мое старое высказывание – "Лучшее средство воспитания – револьвер в руке комиссара". Надеюсь, что вы понимаете, что это всего лишь образ. Абсолютная свобода личности – это цель и идеал. На пути к нему неизбежно локальное принуждение. Принуждение – не порок; все зависит, на что направлен вектор принуждения. Например, на обеспечение свобод и права равных возможностей. Самых убедительных слов не достаточно, чтобы уговорить богатого и сильного отдать часть средств бедному и помочь подняться слабому... В Испании, даже во времена мавров и самой консервативной в Европе королевской власти, за народом сохранялось право на восстание против вассала-притеснителя... И оно оправдало себя...
Голоса одобрения:
- Да что там! Мы тебе верим!
Учитель . Никто пока не отрицает, что наша ближайшая вселенная гелиоцентрична. Всякое же разумное общество должно быть антропоцентрично. То есть Человек - Я! - должен стоять в центре всего. - Декламирует. -
"Я – крик, Я – небо,
                Я – мысль, Я – стон,
                Я – огонь, Я – земля, Я – ветер... 
             Я – жизнь, Я – смерть... 
Я – эхо жизни…
              Я – Галактика..."
Личность – это Галактика; прочтение личностью самое себя, структурирование своего мироощущения – это праздник, который пребудет всегда с тобой...
Голос. Скажи о теории высокой себестоимости ошибок!
Учитель согласно кивает головой:
- ERRARE HUMANUM EST, человеку свойственно ошибаться. Наследственный или коррупционный предержатель власти, обеспокоенный только тем, чтобы завтра его статус остался точно таким же, как вчера, политик, рвущийся во власть,  презря все  - самонадеянны. Самонадеянный человек почти всегда неадекватен! Катастрофические последствия его неадекватности – и в отношении себя самого, и в отношении других - становятся заметны лишь по прошествии лет, когда все уже непоправимо...
Обычно выходом из ситуации видят некий "гармоничный мир"... Однако никто не знает, на каком пути его искать? Во власти, в индивидуализме, в боге, в науке? Оказывается, что не все дороги ведут в Рим... Власть вскруживает голову и воздвигает в душе непомерное самомнение; эти люди не живут в согласии с собой, они становятся потерянными для построения справедливого общества... Индивидуализм? Индивидуализм одинокого человека, когда всё вокруг конкурирует с ним – лишь усугубляет его беспомощность... А у бога, как ни странно, на земле слишком мало друзей... ... Обещанный и ожидаемый "Гармоничный мир" для реалистической философии -  это фикция, сказка, сладкозвучное понятие, о котором приятно помечтать.
Аврора смотрит на учителя восторженными глазами.
- Вина! Вина управляет самосознанием – побуждает, контролирует и наказывает... Это естественное природное состояние мыслящего индивида, от которого его еще не отучили.
Если не так управлял, не туда завел или сам запутался, убил бога в своей душе... Должен четко знать свой дальнейший путь: в забвение, в люстрационные списки, а как крайность - в схиму, в тайгу на дальнюю заимку, куда полвека нога не ступала, в океан на утлом плоту, в пустыню...
Голос из зала. Человек – это царь Никто... 
- Больше оптимизма, господа! Особое положение в Эйкумене и специфическое мироощущение  сделали человека аномальным явлением природы, гротеском, иронией. Он – осколок земной материи, подчиненный ее физическим законам и неспособный их изменить. Заброшенный в этот мир случайно, он вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. Его жизнь – вечное раздвоение. Он не может освободиться от своего тела, которое бредет по торной дороге из юности в старость, от несчастной способности отвлекаться на мелочный мир вокруг, страдать и возмущаться его ничтожными проявлениями... Одновременно с этим он также не может освободиться от великих воспарений своей души... Последнее, конечно, редко случается с примитивным забитым человеком. Он живет так, как жили до него и сто, и двести лет... 
Но! Мы ведем речь именно об особом человеке - человеке, осознающим себя как своего рода Галактическое Я. Рутинные нормы человеческого мирозданья становятся неприменимы к столь неординарной фигуре. Аве Человек-личность! Возлюби себя в себе и себя в другом. Борись и побеждай, сохраняй присутствие духа перед хохочущей физиомордией неизбежности. Даже если безлюбовье, бездружье, поражения и нищета окружат тебя, не забывай о душе; душа всегда с тобой... Создай в ней мир, захватывающий, как аттракцион... И тогда ты недосягаем! Закончу цитатой из Хемингуэя: "Кто победил тебя, старик? – Никто. Я просто слишком далеко ушел в море"... - Быстро уходит.
Ада плачет.


Рецензии