История в лицах. Марк Аврелий

        Император Марк Аврелий Антонин(при рождении - Марк Анний Вер)
              (26 апреля 121 г. - 17 марта 180 г.)

Прозвища: Философ на троне, Старая баба-философесса (пренебрежительное)
Основные места жизни и деятельности: Рим, Александрия, Афины, Антиохия, Виндобона.
Предки: по отцу - сенаторская династия Веры, по матери - родственники императора Адриана Кальвазии.
Наставники: Диогнет, Юний Рустик, Волузий Мециан, Аполлоний Халкедонский, Максим Клавдий, Герод Аттик, Марк Корнелий Фронтон.
Семья: сестра - Анния Корнифиция, жена - Фаустина Младшая, дети - Коммод, Луцилла.
Критики: Юстин, Перегрин, Поликарп, Мелитон.
Современники: Апулей, Гален, Лукиан, Павсаний, Ямблих, Чжан Цзяо, Васудева I, Вологез IV, Хуаньди.

Литература:
Ж.Карпатено. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи. М. 2008.
Ф.Фонтен. Марк Аврелий. М. 2005.
М.Ишков. Тит Антонин Пий. Тени в Риме. М. 2019. Марк Аврелий.Золотые сумерки. М. 2012.
Е.Фёдорова. Императорский Рим в лицах. М. 2002.
Властелины Рима. М. 1992.
А.Фрейзенбук. Первые леди Рима. М. 2016.

...Пожалуй, это - единственный правитель древности, которого называют "философ на троне". Такое произошло на исходе "золотого века Римской империи".
 Происхождение будущего императора было типично для времени Антонинов - род Веров испанского происхождения - из провинций была значительная часть новой римской элиты - вспомним Траяна, тоже испанца. (Философ нового времени Ортега-и-Гассет волбще назвал век Антонинов в Риме "испанским"). Родители - Анний Вер и Домиция Луцилла были близки ко двору. В три года Марк потерял отца и был усыновлён дедом. При этом мать постоянно занималась его воспитанием.
Мальчика готовили в квесторы. В пятнадцать лет Марк обручился с ровесницей - Ционией Фабией, отдалённой родственницей, отец которой - Луций Элий - был усыновлён императором Адрианом, но вскоре умер.  Но сильнее всего подростка влекли науки и философия, им он обучался углубление с 12 лет, имея учёных наставников.
Всё изменилось в жизни юноши после вступления на престол в 138 г. Антонина Пия, наметившего его в наследники. В 139 году, после смерти своего приёмного отца, он был усыновлён императором и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Уже через год объявлен цезарем, то есть соправителем-наследником... Наконец, его в 145 г. женили на дочери Антонина Фаустине, бывшей заметно его моложе, то есть сделали его роднёй. С Аврелием продолжала жить до своей кончины мать. А учёный наследник, поражавший своей образованностью, продолжал при поддержке заботливого дедушки его детей совершенствоваться у своих учителей - лучших философов и покровителей культуры. Вот как наставляет его оратор и адвокат Фронтон:"...Чтобы ты, мой господин, когда будешь выступать в собрании людей, был подготовлен и знал, чем можно угодить их слуху: конечно, не везде и не во всех отношениях, но все-таки иногда и в значительной степени. Когда ты будешь делать это, напоминай себе, что ты делаешь подобное тому, что делаете вы, когда, по требованию народа, награждаете и отпускаете на волю гладиатора, который особенно проворно лишает жизни животных; ведь даже преступников и негодяев вы прощаете по требованию народа. Стало быть, повсюду народ господствует и берет верх. Стало быть, ты должен так поступать и так говорить, чтобы быть угодным народу».
Почётное имя Пий означает "благочестивый". "Он был от природы очень милосердным и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка" - писал римский историк Юлий Капитолин. Старался не вести войн, хоть и не всегда получалось.
 «По-моему, лучше сохранить жизнь одного гражданина, чем убить тысячу врагов», - говаривал Антонин. Он несколько улучшил положение рабов (появилось больше "рабов с хижинами") и прекратил на время преследование христиан и ущемление иудеев, впервые в римской практике женщины получили право на наследование.
«В наше время все города империи соперничают между собой в красоте и привлекательности, сияют блеском и роскошью, а вся земля украшена, как сад. Возможен ли лучший и более полезный строй, чем нынешний?!» - вопрошал в это время ритор Элий Аристид в пагегирике Риму.
Тем не менее правление Пия считается "безликим". Всё шло по инерции."Антонин не оставил после себя никакого индивидуального следа в истории государственных учреждений, и в период его правления наблюдается отсутствие настоящей мысли и настоящей энергии» - это мнение русского историка Э.Грима. «Но как бы высоко не ставить его добродетель, Антонина нельзя никоим образом назвать выдающимся государственным деятелем. Спокойствие, которым империя наслаждалась под его властью, достигнуто было исключительно стараниями Адриана, и отнюдь не его собственными усилиями; с другой стороны, в своих стараниях сохранить мир любой ценой он зашёл так далеко, что после его смерти это вылилось для империи в череду несчастий. В его стиле правления не было ни особой оригинальности, ни новизны, более того, у него не достало даже проницательности или смелости, чтобы развить то, что было ранее намечено Адрианом», - это замечает ирландский историк Д.Б.Бьюри...
Интересными бывают рассуждения ребят, на каких деятелей нового времени похож примерный семьянин и "тихий" император Антонин Пий.
В общем, тогдашнее положение дел в империи вполне определяется словами песенки Булата Окуджавы:
Римская империя
Времени упадка
Представляла видимость
Полного порядка.
Цезарь был на месте,
Соратники рядом,
Всё было прекрасно,
Судя по докладам...
  Конец императора, как говорит историк Квадрат, был самым мирным как сладкий сон. И вот по смерти Антонина в 161 году Марк Аврелий провозглашён императором, имея соправителя - Луция Вера, брата своей первоначальной невесты. Он был моложе и не отличался какими-то особыми способностями. Вся тяжесть власти изначально легла на Аврелия.
Империя остаётся одной из четырёх крупнейших держав Старого Света. Оборонительный вал Антонина простирается далеко на севере, в Каледонии(Шотландия). Именно в первые годы правления Марка Аврелия, в 166 г., некие греческие купцы впервые прибыли в Ханьскую империю и доложили об императоре "Ан-Туне", как записали китайские летописи. Но могущество Рима явно уже слабеет, растут внутренние неурядицы, на границах активизируются набеги "варваров" - германцев, маврусиев, сарматов.
В отличие от прежнего правителя, Марк Аврелий - и добровольно, и вынужденно - много ездит по  империи.
Как и предшественник на троне Адриан, Марк Аврелий любил Грецию и греческую учёность. Мода на эллинскую старину была во II веке вплоть до ношения бород на греческий манер, которые носили и Адриан, и Антонин, и сам Марк Аврелий. Он осно­вал в Афи­нах 4 кафед­ры фило­со­фии (для ака­де­ми­ков, пери­па­те­ти­ков, сто­и­ков и эпи­ку­рей­цев). В благодарность афиняне посвятили его в элевсинские таинства, и  сам Аврелий в 170 году приказал дополнительно отстроить и отметил это место, где, как считалось, вход в преисподнюю, и , по рассказам, глядел в этот провал...
 Философским выбором императора был стоицизм - учение о поотивостоянии через внутреннюю крепость души всем превратностям жизни. Его предшественниками здесь были Сенека и Эпиктет, заложившие понятия моральной силы, совести и благожелательства к людям. В чём-то это уже близко к христианству...

«Ничего на свете я так не желаю, как оживления многих мертвых, а не присуждения к смерти живых», - однажды сказал Аврелий.
И тем не менее неустойчивость могущества империи порождала страх перед всем подозрительным, и этому поддавался в своих указах и "философ на троне".
«Божественный Марк приказал ссылать на острова всякого, кто чрез суеверные обычаи будет приводить в смятение слабые души людей». Начали сыск и поимку беглых христиан, что 60 лет назад запретил Траян. Казнь же философа-христианина Юстина в 167 г. в Риме, во многом по инициативе учителя императора Рустика, кладёт на Аврелия тень. Получается, мыслитель обрёк на казнь мыслителя...
   После этих гонений к императору обратился с письмом в защиту христианства проповедник Мелитон ("Табличка Антонину").
   И всё же поздняя стойкая традиция оценивала Аврелия как государя, приблизившегося к Христу, и в доказательство приводило эпизод из войны в Германии предположительно в 173 году.
   Историк III века Дион Кассий писал: «Итак, в результате многочисленных битв и грозных опасностей Марк подчинил маркоманов и язигов. Но на его долю выпала и великая война с так называемыми квадами, и суждена была необыкновенная победа, точнее же сказать, она была дарована богом. Ибо римлян, оказавшихся во время битвы в опасном положении, необыкновеннейшим образом спасла божественная сила. Дело в том, что квады окружили их в удобной для этого местности и римляне отважно сражались, сомкнув щиты; тогда варвары приостановили сражение, полагая, что легко добьются победы благодаря жаре и отсутствию [у римлян] воды, и, заняв все [высоты], заперли их со всех сторон, чтобы им неоткуда было взять воды: варвары ведь имели многократный численный перевес. И вот, когда римляне оказались в исключительно скверном положении, страдая от усталости, ран, солнца и жажды, уже не могли из-за этого ни продолжать битву, ни отступить, но продолжали стоять в строю на своих позициях, палимые зноем, неожиданно собрались большие тучи и – не без воли божества – разразился мощный ливень". Позднейшие рассказы связывают с этим "чудом дождя" молебен христианскому богу в войсках, поддержанный Аврелием, хотя есть и версия о молитве "египетского чародея" Гермесу...
    "Рассказывают, что во время той самой битвы, когда Марк не знал, что делать в сложившихся обстоятельствах, и опасался за [судьбу] всего своего войска, к нему подошел префект и сказал, что те, кого называют христианами, могут всего добиться своими молитвами и что в их войске есть, оказывается, целый легион из этого племени. Услышав об этом, Марк обратился к ним с просьбой, чтобы они помолились своему Богу; и когда они вознесли молитвы, их Бог тотчас же услышал и поразил врагов молниями, а римлян освежил дождем" - повествовал впоследствии монах Ксифилин.
  Всё же понятно, что высшей силой для Аврелия были ещё традиционные культы божеств, а к христианам он относился с недоверием...
  Сложной была и семейная жизнь императора. Красивая, но легкомысленная Фаустина подозревалась в неверности мужу.
  «Когда Марку Антонину говорили о её поведении, предлагая развестись с ней, если он не хочет казнить её, он… сказал:
— Если я разведусь с женой, то нужно возвратить ей и приданое.
А что другое могло считаться приданым, как не императорская власть, которую он получил от тестя, будучи им усыновлён по воле Адриана? Но жизнь хорошего государя, его безупречность, уравновешенность и благочестие имеют такую силу, что ненависть, которую вызывают к себе его близкие, не могла затмить его славы. Словом, Марку Антонину не могли повредить ни его сын-гладиатор, ни распутная жена, так как он оставался всегда верен себе и ничьи нашёптывания не могли его изменить»(Г.Хафнер. "Выдающиеся портреты античности").
  В 169 году умирает Луций Вер, и Марк Аврелий становится единоличным управителем империи, что явно его тяготит.
  В 175 году умерла Фаустина. Император впервые в истории империи сделал наследником сына - Коммода. Однако он вырос совсем не в отца, явно не оказывавшего сыну много внимания,  а в баловавшую его мать и стал взбалмошным и беспутным молодым человеком,  любимым развлечением которого стало участие в гладиаторских боях. Не вполне удачно сложилась жизнь у дочери - Луциллы, выданной замуж за Луция Вера, вскоре умершего; второй муж имел малое влияние. Почему император не изменил свое решение передать престол сыну? Можно поразмышлять об этом с учениками.
  В том же году империю потряс мятеж командующего войсками на Востоке Авидия Кассия. Он получил ложные сведения о смерти Аврелия на германской границе и объявил себя императором. По сомнительным сведениям, возвышение Кассия и его мечты о троне связаны с покровительством Фаустины, думавшей о временщике в случае смерти мужа. Мятежники получили контроль за восточными провинциями, включая Египет, но силы, верные Аврелию, оказались значительно больше. Кассий был убит своим же центурионом, и мятеж скоро был подавлен. Марк Аврелий отправился сам в Малую Азию и Сирию (именно в начале пути  с ним умерла Фаустина) и приказал помиловать сторонников Кассия (правда, несколько уже были казнены).
  Последние годы правления были совсем не простыми для императора. Он был вынужден проводить время в основном на германских и дакских границах, воюя с племенами маркоманов, вторгавшимися в римские владения из-за Дуная, а также с сарматами на Дунае. Там, в Виндобоне (современная Вена) войска поразила страшная эпидемия чумы, пронёсшаяся в 175-180 годах по всему древнему миру. Заразившись, умер и Марк Аврелий. В Риме его похороны в мавзолее Адриана сопровождались открытием колонны с изображением событий Маркоманской войны.
  Часто учащиеся, смотревшие популярный голливудский фильм "Гладиатор", спрашивают, не был ли причастен к смерти отца Коммод. Это - лишь фантазия авторов, можно сказать, что жестокому сыну достойного отца и так хватает прееступлений. А вот заговор против Коммода в том же 180 году с участием его сестры Луцилии - события подлинные, и братец расправился как раз с сестрой, тайно убитой в ссылке... Как ни странно, совсем не похожий на отца наследник отдал всё-таки ему своеобразную дань памяти, приказав среди вводимых им новых названий месяцев года - в честь себя, любовницы, Геркулеса, в облике которого приказывал себя изображать, и т.д. (бредовая фантазия!) месяц рождения отца - апрель назвать аврелий...
Династия пресеклась, как известно, свержением и убийством снискавшего всеобщую ненависть Коммода. Внук Аврелия Помпеян был также убит по приказу крайне жестокого императора Каракаллы. Остались два правнука, бывшие консулами при Александре Севере.
  В течении ряда лет император составлял свою ставшую знаменитой книгу. 
  Книга имеет название "Размышления. Наедине с собой" (вариант перевода - "К самому себе"). Её император писал по-гречески, вероятно, в часы отдыха от государственных дел. Начинается книга пространной благодарностью всем, кому Марк Аврелий чем-либо обязан.
  1.1. Деду Веру я обязан сердечностью и незлобивостью.
1.2. Славе родителя и оставленной им по себе памяти — скромностью и мужественностью.
1.3. Матери — благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также и простым образом жизни, далеким от всякого роскошества.
1.4. Прадеду — тем, что не посещал публичных школ, пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это не следует щадить средств.
1.5. Воспитателю — тем, что не интересовался исходом борьбы между Зелеными, и Голубыми, или между гладиаторами фракийского и гальского вооружения, что вынослив в трудах, довольствуюсь малым, не поручаю своего дела другому, не берусь за множество дел и невосприимчив к клевете. (Зелёные и голубые - команды возниц в бегах на колесницах. то есть Аврелий подчёркивает, что он, как бы мы сказали, не "фанат").
...1,14. Брату моему Северу —любовью к домашним, к истине и справедливости, знакомством через его посредство с Тразеем, Гельвидием, Катоном, Дионом и Брутом, представлением о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. Ему же я обязан и тем, что неизменно чту философию, делаю добро, постоянен в проявлениях щедрости, исполнен благих надежд и верю в любовь со стороны друзей".
Надо спешить делать всё, что можешь, утверждает Аврелий:
"Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею"
"Время человеческой жизни - миг. Ее сущность - вечное течение. Ощущение смутно. Тело бренно. Душа неустойчива. Судьба загадочна, Слава недостоверна... Жизнь - борьба и странствие по чужбине. Посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь?.. Ничто, кроме философии"

  "Всё, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сей час твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо. Праведно — это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя этому. А справедливо — это благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству".
  "Три вещи, из которых ты состоишь: тело, дыханье, ум. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой надо тебе о них заботиться".

Интересна судьба записок Марка Аврелия. Книгу "Наедине с собой", затерявшуюся на несколько веков, обнаружили в Византии в IX веке. В Западной Европе её издали только в 1558 году, на волне интереса к античности. Чуть раньше, в 1538 г. конную прижизненную статую Марка Аврелия установили в Риме на Капитолии; проектом установки статуи и обустройства площади руководил Микеланджело.

  Интересно, что самой любимой своей книгой назвал "Наедине с собой" президент США Б.Клинтон, и было это во времена, когда начинались занятия в "Симметрии".
  Вопрос: Какими реалиями того времени вызвано мироощущение Марка Аврелия? Подумайте, в какие времена обычно растёт интерес к его книге. 
  Дополнительный вопрос: А как вы думаете, почему Марк Аврелий написал свою книгу не по-латыни, а по-гречески?

Александр Радищев. Песнь историческая (фрагмент) (1801 г.)

Но. . . смолчим, в душе сокроем,
Ах, всю скорбь и тяжко чувство,
Что по сладости во сердце,
Вспоминая Марк Аврелья,
Восстает и жмет в нас душу.
Нет, не жди, чтоб мы дерзнули
Начертать его теченье.
Все, что скажем, будет слабо
И сравниться не возможет
С той чертой предвечна света,
Чем его живописала
Всех веков и всех народов
Образ дивной благодарность.
Его жизни описанье
Действо то вливает в душу,
Что изящнее возникнут
О себе самих в нас мысли
И равно изящны мысли
О превратном смертных роде.

Дмитрий Мережковский. Марк Аврелий(1891 г.).

Века, разрушившие Рим,
Тебя не тронув, пролетели
Над изваянием твоим,
      Бессмертный Марк Аврелий!

В благословенной тишине
Доныне ты, как триумфатор,
Сидишь на бронзовом коне,
      Философ-император.

И в складках падает с плеча
Простая риза, не порфира.
И нет в руке его меча, —
      Он провозвестник мира.

Невозмутим его покой,
И всё в нем просто и велико.
Но веет грустью неземной
      От царственного лика. 

В тяжелый век он жил, как мы,
Он жил во дни борьбы мятежной,
И надвигающейся тьмы,
      И грусти безнадежной.

Он знал: погибнет Рим отцов.
Но пред толпой не лицемерил.
Чем меньше верил он в богов, —
      Тем больше в правду верил.

Владея миром, никого
Он даже словом не обидел,
За Рим, не веря в торжество,
      Он умер и предвидел,

Что Риму не воскреснуть вновь,
Но отдал всё, что было в жизни —
Свою последнюю любовь,
      Последний вздох отчизне.

В душе, правдивой и простой,
Навеки чуждой ослепленья,
Была не вера, а покой
      Великого смиренья.

Он, исполняя долг, страдал
Без вдохновенья, без отрады,
И за добро не ожидал
      И не хотел награды.

Теперь стоит он, одинок,
Под голубыми небесами
На Капитолии, как бог,
      И ясными очами

Глядит на будущее, вдаль:
Он сбросил дольней жизни тягость.
В лице — спокойная печаль
      И неземная благость. 

         Приложение

     Елена Раскина

Марк Аврелий и Фаустина

Здесь в лазурной купели рождается вещее слово,
Афродита выходит из волн, первозданно светла.
А на вилле мудрец, в белой тоге, простой и суровый,
Сам себя убеждает, что больше не ведает зла.

Сам себе говорит, что он больше не знает печали,
Что он чист, словно облако в этой святой синеве.
Но любовь его сердце томит, и туманятся дали,
И смеется Эрот, и звенит колокольчик в траве.

И сидит на террасе его черноокая дева,
Горяча, словно ночь, и, как кубок вина, холодна,
И тогда, сам не свой от страдания, страсти и гнева,
Он ее равнодушие пьет, словно чашу, до дна.

А она улыбается, словно дары расточает,
И молчанье ему, как медяк, опускает в ладонь.
И смиренье его так стремительно меркнет и тает,
Как на горных вершинах взметнувшийся в небо огонь.
 


Рецензии