Служба спасения душ старых шляп

   
    Если верить  французскому писателю Ж.-П.Шабролю (роман «Миллионы, миллионы японцев…», то  в Японии существует служба спасения душ  шляп, которые  отслужили свой срок. Служа человеку, шляпы обретают индивидуальность. С ними надо обращаться с должным уважением. Дени Дидро точно так же относился к своему продавленному дивану.
    В Японии существует молитва  за разбитых кукол, за сломанные иголки. Есть буддийская месса, посвященная волосам, с которыми так жестоко обошелся парикмахер. На берегу реки Сулидза молятся за рыб, которых выловили удочками и сетями, На телефонной станции устраивают церемонии в честь аппаратов, честно отслуживших человеку свой срок.
Четверть века  прослужил я в  Чеховском музее. Музейная работа делает  японцами и нас.   Частица чеховской души видится   и  вещах, которых  он трогал, и в кабинетных фотографиях, и в гипсовой собаке,  которая таращит стеклянные глаза в прихожей, и в шелковице,  которая посажена рукой писателя. Это благоговейное чувство мы пытаемся вложить в душу каждого, кто  пришел в чеховский дом. А насчет шляп… Есть в  коллекции черный шелковый цилиндр, который Чехов надевал в Париже. Есть соломенная шляпа для прогулок в саду. Есть клетчатая кепи, в которой Антон Павлович совершал конные прогулки. Есть белая панама от солнца. Все это, конечно, Чехов.
    Покойный главный хранитель музея Юрий Николаевич Скобелев, похоже,  именно так  воспринимал  весь Чеховский дом.  Бывало, работая в одиночестве, он  слышал  стук дверей, поскрипывание  паркета под невидимыми  шагами… Пели ступени на лестнице, ведущей  в  мансарду к Марии Павловне… Когда я повез чеховский письменный стол на выставку в Германию, он  остро переживал: как бы стол от огорчения не рассыпался на части… Якобы у старинных  вещей, привыкших к одному месту, такое случается…
    Мистика – если уж на то пошло - непременная  часть музейного сознания. Экскурсоводы могут припомнить, как  впечатлительные посетители вскрикивают от неожиданности, вдруг увидев в сумраке комнаты силуэт Антона Павловича… Одна девочка-экстрасенс  не захотела  войти в гостиную, где якобы присутствует  Хозяин… Доктор физико-математических наук Г.А.Сергеев из Петербурга каким-то хитрым прибором определил, что в двух местах дома (в коридоре возле шкафа со знаменитым кожаным пальто и в спальне возле кровати) происходит поглощение энергии. Не иначе, как Антон Павлович с Марией Павловной бродят…
Его работы в области биоэнергетики  наводят на интересные мысли.  Биополе человека  структурирует  молекулы тела и окружающего пространства. Молекулы окружающего пространства  под воздействием сильного поля (состояние творчества) создают особый рисунок, приобретают особое положение, которое имеет свойство закрепляться - как закрепляются, к примеру, краски на холсте художника. Такой отпечаток биополя  лежит на каждой вещи, к которой прикасалась рука  Мастера.  Потому  на нас так сильно воздействуют оригинальные, подлинные работы  художников. То же касается и восприятия  мемориального  интерьера. Если  обстановка составлена из т.н. типологии,  то есть, вещей, приобретенных  у букиниста – такой музей  не затрагивает душу. У вещей нет ауры. Или имеют ауру – чужую, чуждую. Чеховский дом  - иной: не оставляет равнодушным никого. Подлинная обстановка кабинета, гостиной, спальни, столовой  возбуждает чувство присутствия Хозяина. 


Рецензии