Гумбольдт и Астрагал

Случайно на ноже карманном
Найди  пылинку дальних стран -
И снова мир предстанет странным,
Закутанным в цветной туман
Александр Блок

         Подозреваю, читатель,  что оба имени, что прозвучали в заглавии,  для вас незнакомы. А если и знакомы, то очень смутно. А между тем  Александра  Гумбольдта современники называли  Аристотелем  Х1Х века, даже такие ученые, как Дарвин взирали на его фигуру  с величайшим почтением. А что это значит  в наши времена,  слыть Аристотелем?  Это признание величия человека, или  признание его архаики?  Природу Гумбольдт  считал областью свободы, изучение ее  должно стать одним из благороднейших наслаждений человечества. Те,  кто остаются чуждыми природы и тупо обходят ее, лишают себя этого наслаждения. Просто рождаются иногда  на Земле люди, способные охватить и осмыслить все сферы человеческой деятельности, которые ставят перед собой грандиозные задачи и решают их. У Гумбольдта таких задач было множество и одна из самых интересных для него   открытие  закона распределения всех растений по поверхности планеты.

      И Гумбольдт  отправился в путешествие, которое все назовут великим,   и … открыл Америку.  Колумб открыл континент для грабежа и насилия, для добычи золота, серебра и рабов. Гумбольдт открыл Америку для науки и свободы. Он  пешком прошел с  ботаником Бонпланом по саваннам и джунглям, проплыл по крупнейшим рекам и поднялся к вершинам вулкана, на высоты, людям до него недоступные.   Когда он вернулся, в Европе  все газеты были заполнены статьями о его путешествии. Наполеон был уязвлен – неужели наука важнее, чем война? «Вы, кажется,  занимаетесь ботаникой? – язвительно спросил он ученого на приеме академиков, - моя жена тоже».   Но когда Наполеон потерпел поражение, он просил победителей не отправлять его в ссылку на пустынный остров, разрешить исследовать  дебри Африки или Америки. Тщетно. Второе путешествие Гумбольдта было не столь продолжительным и опасным, но оно было исключительно важным нашей России.  Двести лет назад Сибирь оставалась страной таинственной для европейских ученых, а русских ученых тогда не было. И как все путешественники до него, Гумбольдт  с надеждой новых открытий приближался к Уралу. Что там за Каменным Поясом?

      За горами его ждала страна Астрагала.  Великий ботаник в своем продвижении в неизвестность постоянно сравнивал флоры Америки и Азии. Сибирская степь оказалась  гораздо более разнообразной видами, чем саванны Венесуэлы. И самыми разнообразными среди трав были  Астрагалы. Впрочем, к этому он был готов, ведь за полвека до него к Алтаю стремился другой немец, русский немец Петер Паллас,  и одна из его работ была посвящена именно астрагалам. Если  Гумбольдт открыл Америку, то честь научного открытия Сибири принадлежит Палласу.  Палласа никто не называл Аристотелем века, но Вернадский считал его энциклопедистом, величайшим умом эпохи, сравнимым с великими умами античного прошлого. Он не только совершил многолетние, опасные путешествия по дикой стране, по протяженности почти сравнимые с длиной экватора, где гибли многие исследователи, но и оставил после себя великолепные книги, которые ботаники читают до сих пор. Одна из них «Флора России». Библиотеки иногда выкладываю видео со счастливцами, перелистывающими эти огромные фолианты с золотым теснением, украшенные великолепными  цветными гравюрами. 
    Если вы не знаете  астрагалов, значит,  вы не знаете Сибири. Есть в мире особые  растения, их не увидишь в ботанических садах. Таковы многие  астрагалы. Только в горах сохраняются уникальные условия, хорошо изученные Гумбольдтом. Это,  прежде всего,  огромные перепады температуры зимой и летом, днем и ночью. Иногда там дуют ледяные ветры, а иногда раскаленное солнце готово, кажется,  спалить все живое.  Такие условия Гумбольдт наблюдал и в горах Алтая, и в Альпах,  и в Андах, он изучил эти горы в своих путешествиях и создал новую  науку о жизненных формах. И растения  в таких условиях внешне часто бывали очень похожими, хотя не являлись родственниками. Одно из таких мест мне повезло посетить на Алтае в знаменитой Марсианской долине.

    Астрагалы в Чуйской степи неопытному глазу порой трудно заметить, они лишены стеблей, дерновинка их похожа на плотную подушку. Весной астрагалы цветут столь ярко, что напоминают стаи бабочек, несчастные туристы пытаются свершить то, что не удается ботаникам, выкопать и пересадить  горные растения на дачные участки. А ближе к осени астрагалы выглядят еще более фантастично. Круглые чашечки превращаются в круглые шары, и астрагалы тогда  это скорее пришельцы, чуждые нашей земле. Уральские казаки называли такие плоды     хлопунцами        и щелкали их на ладонях с громким треском. Гораздо более уважительно относились к астрагалам алтайцы. Хотя астрагалы были известны еще Диоскориду  в античные времена (название  дано по форме плодов, напоминающей игральные кости), древние алтайцы играли с плодами еще раньше,  археологи находили их в раскопанных курганах. В игре альчики использовали шары казыки, окрашенные в разные цвета. Хранили казыки в специальных мешочках и носили на груди, как обереги.  Сегодня ученые в игры, как,  впрочем,  и сами алтайцы, не играют, в основном исполняют заветы Козьмы Пруткова, изучают скрупулезно химический состав древних растений.
 
   А недавно я нашел «пылинку дальних стран», о которой писал Блок. Это был уже не горный астрагал, хотя в горах он тоже встречается. Для этого мне не пришлось совершать  опасное путешествие, открытия можно делать возле дачи. В долине маленькой речки затерялся осколок утерянной степи. Среди  седого  ковыля, воспетого Блоком, среди низких дерновинок типчака, одиноко возвышался изумрудный куст, усыпанный желтыми соцветиями.  Цветы его не напоминали бабочек, а плоды не похожи на шары. Это был астрагал лисохвостный, занесенный в Красную книгу области, крестник  Петера Палласа, который дал нему название двести лет назад.  На куст, почтительно фотографируя его, взирал я как на космического пришельца.
 
       Хорошо, что были когда-то такие мыслители, как Александр Гумбольдт.Хорошо, что  оставили нам в наследство книги и дневники исследователи Алтая и царства Астрагала Петер Паллас и Александр Бунге. Надеюсь,  и вы,  читатель, вспомните их книги и дневники,  и найдете, может быть, возле дачи    пылинку дальних стран, и получите наслаждение от созерцания картин природы, которое они нам завещали


Рецензии
Уважаемый Юрий! С упоением и замиранием сердца прочла эту великолепную, очень интересную, познавательную, полезную, написанную прекрасным языком публикацию. Спасибо! Желаю Вам всех благ, здоровья и новых работ!

Галина Лагутина   12.07.2020 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Надеюсь в странном , туманном мире блеснет Вам пылинка, и будет это или растение, или человек. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   12.07.2020 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.