Смотря с крыши

Ёхан Леверда
------------------

Взгляд с крыши.

 Когда мы заселились в нашу новую квартиру, в 1971 году, я из окна , смотря в морской бинокль увидел красивый город . Стадион Трудовые резервы . Как на ладони. Троицкое, мост. Баня. Школа , в которую я пойду на следующий год, вытрезвитель возле школы. И частные дома. С моими будущими одноклассниками и первою любовью.
И Яма. Которая тогда не казалась страшной. В шесть лет уже ничего не страшно . И Юбилейный базар. где мой друг Колька Буркун , в третьем классе продавал цветы, и был застигнут самым крутым директором минских  школ - Леонидом Семеновичем Хроловичем. И обувная фабрика "Луч" с её знаменитой "Калиной" и самыми красивыми девушками.
И 12я школа и 26я и Пищаловский замок с башенками. И роддом #1, на Володарского, где появился на свет в 1965 году. Башни Привокзальной, с скульптурами. На Троицкой горе - Оперный. Позже узнал - башня Цанавы.
Красивый город, насколько я его представлял, шкет в шесть лет. Немного позже , через пару лет , взобрашись на крышу, опасно , далее , на крышу лифтовой , я часами смотрел на взлетку Минского аэропорта. Часами до рези в глазах и судорог в руках ,смотрел как взлетают пассажирские самолёты. Как набирают скорость, выпускают закрылки и шасси. И как однажды , соорудив из планок треногу - штатив для 15-кратного бинокля , наблюдал какую-то трагедию. Самолёт , я уверен, это был АН 24, заходил на посадку и не смог выпустить левое шасси. Проходя над полосой, он взмывал в конце полосы в небо и уходил на круг, вокруг Минска. Солнце жгло мне в голову. Но я не мог оторваться от окуляров. На третьем кругу , не выпустив шасси , самолёт ушел за горизонт. И я не знаю до сих пор. Сел ли он. Мне хочется верить, что да . Информации в газетах , на ТВ тогда не было. И слухов в школе тоже . А "голоса" брат научил слушать только в 76-ом, крутя настройки ВЭФ 202.
Из окон квартиры были видны многие интересные здания. Церкви. Костёлы. Брама старого еврейского кладбища. На которую я забрался и сорвался с самого верха, чудом ничего не поломав и даже остался жив.
Из окон был виден Костел на Кальварии. Кроны высоких клёнов и памятники на немецком кладбище Немецкой Слободы.
Красный Костел - мощно стоял башнями, подпирая небо.
Кагда падали листья - храм Невского на Военном кладбище. Храм на площади Восьмого марта. Желтая церковь на Неміге. Позже восстановленный, Костел на площади Свободы.
Бывший Храм , башни которого уродливо торчат над серым Домом офицеров.
Из новых - храм на улице краснолистнево террориста Притыцкого. Холодную Синагогу и Мечеть я наверняка видел, меня бабушка всегда по району водила в детстве. Но вживую - не помню. Только фотографии, благо , спасибо интернету , вижу какой был красивый город Минск.
Растут небоскребы в центре. Закрывают небо . Закрывают храмы. А внизу , под окнами ,было гетто, о котором я узнал намного позднее. И красавица, мой друг Ирина Якубович , выгуливла свою немецкую овчарку, по моему это был Фрэй, и мы , панамки и тюбитейки нашего двора, пыхтели от зависти. И от жёсткой , детской глупости, делали ей всякие пакости.

Я задергиваю гардины. Ныне оптики мощной у всех навалом.
Только о городе многие не знают.
И им - не интересно.

Пожарку на Городском валу уже не видно. Немецкого кладбища. Кальварии. Желтогой церкви. Скоро -
Красного костела.
Брамы на старом еврейском ох как давно нет. Прёт город - сад.
Садо- мазо. 

Дох яго бяры.


Рецензии