Большое интервью о Странных мыслях Виктории Ерух

Сожжён наш дивный райский сад
Непониманием и болью,
А в сердце забивают колья
Тому, кто в этом виноват.
А ты в свой новый мир лети,
Люби, живи с другою Евой,
Пусть станет новой королевой,
Ведь нам с тобой не по пути.
Так странно думать: "Он не мой"...
Я с браком - это аксиома
Характер от рожденья сломан,
Нутро забито пустотой.
Прости меня, и счастлив будь,
А я из пепла вновь восстану,
И вскоре выйду из тумана,
Найдя свой верный, дивный путь.

Этот стих «Верный дивный путь» принадлежит Виктории. Любовная лирика в ее творчестве преобладала всегда. Недавно у Виктории вышла собственная книга «Странные мысли». Сегодня же мы решили тщательнее погрузиться в мысли данного автора и узнать, как развивалось творчество, каких высот уже удалось добиться и есть ли разница между автором стихов и поэтом. Это и многое другое в нашем свежем большом интервью.

— Виктория, вы начали писать с 12 лет. С чего все начиналось? Сохранилось ли что-то из самых первых произведений?

Желание писать мотивировано тем, что в моей семье стихи писали мама и тётя, а я росла и брала с них пример. Кроме того, с двух лет мне прививали любовь к стихам. Тогда я ещё не умела читать, но запоминала детские стихи на слух, и потом с удовольствием их рассказывала. Тетради с первыми стихами храню до сих пор. В 2016 году создала сборник на ридеро, в который вошли лучшие стихи из этих тетрадей. Читая сейчас своё давнее творчество вижу, что это просто рифмованные мысли. На тот момент я не знала правил стихосложения, лишь к двадцати годам я стала мыслить шире и развиваться в данном направлении.
С другой стороны, благодаря тем стихам видно начало моего творческого пути и прогресс, который весьма радует.

— Основные направления, которое проходят через все ваше творчество - это любовная лирика, рассуждения, некоторое самокопание. Возможно ли (а может уже существует) совершенно несвойственное для вас произведение? Может быть неожиданно жесткое, политическое и т.п.

По образованию я специалист по государственному и муниципальному управлению, но в политику предпочитаю не лезть, потому что всё равно от этого ничего не изменится, а желания лишний раз ругать (или защищать) власть у меня нет. В интернете и в жизни, и без меня каждый день происходят дебаты на эти темы. К тому же, о реальных событиях в стране и мире я многого не знаю, поэтому писать о сфере в которой я не компетентна, желания нет.
Насчёт жестокого тоже не припомню, видимо это чувство мне не чуждо. Даже когда люди делают мне больно, через время я их прощаю и не коплю негатив внутри себя. А проявление жестокости - это слишком. На мой взгляд, жестокость уместна лишь в целях самообороны и защиты других. И так как в этом вопросе я также не компетентна, стихов на эти темы соответственно не имею.
Насчёт того будет ли нечто подобное в будущем, не знаю. В жизни всякое случается, и я не хочу зарекаться.

— Справедливо)

Вы недавно презентовали книгу "Странные мысли". В целом, вы довольны ей и проделанной работой?

В целом да. Особенно я благодарна художнице Hamoridzu Yato, которая пару лет назад нарисовала мой портрет, который выступил обложкой для данной книги. Содержанием я также довольна. Многие стихи получились неординарными для меня, и после выхода сборника пишутся такие же. Пусть я не великий, молодой поэт и мне ещё есть куда расти, но к счастью, есть люди, которым нравится моё творчество.
Недавно, Краснодарское издательство "Новация", в котором я печатала небольшой тираж для распространения среди друзей, предложило выставить книгу на продажу в своем офисе и интернет-магазине абсолютно бесплатно, и я согласилась. Будет интересно посмотреть, что из этого выйдет.

— Подавляющее большинство вашей прозы это либо формат рассуждения на тему, либо небольшие истории. Стоит ли ждать большого проработанного рассказа или даже повести от вас?

Хотелось бы попробовать себя в этой области, но пока не получается. Видимо я ещё не научилась мыслить настолько широко, но не исключено, что когда-нибудь научусь. Как говориться: " Было бы желание".
На сегодняшний день, самый большой рассказ, который я написала - это " Любовь вне времени и пространства"
https://vk.com/@velkakras-lubov-vne-vremeni-i-prostra..
Он основан на моих необычных снах и вошёл в книгу "Странные мысли".
Есть и другие рассказы, которые касаются не моей жизни, а являются выходцами из снов. Например, рассказ из двух частей:
1. Горькая судьба от настоящей любви (2005 г.)
https://vk.com/@velkakras-gorkaya-sudba-ot-nastoyasch..
И его продолжение
2. Мы встретимся с тобой на небесах (2016 г.) https://vk.com/@velkakras-my-vstretimsya-s-toboi-na-n..
Также, я пробовала писать небольшие детские сказки, было дело.

— Ваша цитата: "Я человек простой — пишу стихи для людей, а не для
обитателей определенной палаты психиатрической клиники."

При составлении интервью мнения разделились. Разрешите спор, какой истинный смысл был вложен в эти строки? Почему именно такое сравнение?

Эта цитата родилась в момент,когда я участвовала в поэтическом конкурсе одной группы в ВК. Там в приоритете были стихи участников, пишущих в тонической системе стихосложения*, а я привыкла к силлабо-тонической** и никогда не экспериментировала с тоникой. По результатам конкурса проиграли я и другие участники, которые писали в этом стиле, а "тоники" одержали победу)
Да и пишу я действительно в основном о понятных вещах, но порой хочется экспериментов и получается что-то противоречащее этой цитате, т.е. стихи, которые не многие поймут.

— Теперь стало чуть понятней:)

А приходилось встречаться с творческим кризисом? Как его перебороть?

С творческим кризисом встречалась неоднократно и в основном в те времена, когда была счастлива в делах любовных. Печаль хороша для тетради поэта, а радость наоборот (по крайней мере в моем случае). Использую разные способы призыва Музы. Например, просматриваю интересные, фантастические иллюстрации в интернете, смотрю фильмы, читаю стихи других людей или иную художественную литературу. Также, помогают прогулки на свежем воздухе с наушниками в ушах и походы в моё любимое кафе с панорамным видом, где я просто пью ванильный капучино и отдыхаю душой.
Иногда отсутствие вдохновения приходит само собой. Я считаю, что главное не давить на себя, пусть всё будет естественно.

— Бывало ли, что приходилось возвращаться к старому творчеству - перечитывать, анализировать? Есть ли какие-то особые "любимчики" среди собственных произведений?

Такое случается достаточно часто. Сначала я пишу стихотворение на эмоциях, а потом, через время, смотрю на него другими глазами и исправляю недочёты, если вижу их. Из опубликованного, могу привести в пример стихотворение "Я по песчинкам свою вечность собираю".
Все стихи я по-своему люблю, они мне, как дети. Есть кривые, есть детские, есть слабые, есть удачные. Но мне нравится то, что я делаю.
К самым любимым я могу отнести вышеупомянутое стихотворение
«Я по песчинкам свою вечность собираю».

— Окружающие люди влияют каким-то образом на ваше творчество?

Да, бывает. Иногда я прошу совета о том, как лучше написать определенную строчку, и мои коллеги по поэтическому цеху с радостью приходят на помощь. Кроме того, есть люди, которые меня вдохновляют, и о которых слагаются стихи. Да, возможно они никогда не прочитают написанное, но зато, благодаря их существованию появляется что-то новое в моей поэтической коллекции.

— Вы не против практики "стихи на заказ". Однако, также есть тезис - деньги губят творчество. В подобной работе присутствует момент творчества и свободы, или же здесь играют роль только техника и навыки?

Я не против такой практики, но писать на заказ за деньги мне пока не доводилось. В 2017 году я бесплатно писала поздравительные стихи для корпоративной газеты "Новая высота", но желание делать это у меня быстро прошло. Видимо не моё, не особо люблю писать стихи приуроченные к конкретному событию. Еще отнести к области "на заказ" я могу написание конкурсных стихов на заданную тему. В этой деятельности присутствует и творческая свобода и использование техники одновременно.

— О чем вы бы не стали писать за любой гонорар?

Обо всём, непосредственно связанным с вышеупомянутой политикой, стихи разжигающие межнациональные и религиозные конфликты, разного рода похабщину, стихи с суицидальным уклоном, с призывом к насилию и употреблению наркотиков.
В общем, стандартный набор.

— Соц.сети, СМИ, свобода слова. Все это дает возможность буквально каждому начать писать и иметь все шансы быть услышанным. Из-за этого получается так, что один может не знать простейших правил стихосложения, но иметь многотысячную аудиторию. А другой писать качественно, но просто напросто затеряться в засилье общей массы, так и оставшись незамеченным. Мы уже не раз поднимали этот вопрос в проекте, потому что чувствуем некоторую несправедливость в этой теме. Как не затеряться среди десятков тысяч современных авторов?
И кто они – лучшие поэты нашего времени?

Да, несправедливость это частое явление в нашем деле. Не затеряться сложно, но думаю, что возможно.По моему мнению нужно:
1.Создавать интересный контент, а в процессе создания прислушиваться к конструктивной критике.
2. Стараться вести публичный образ жизни в интернете и вне его (регулярно маленькими порциями постить своё творчество на различных площадках, читать стихи на различных творческих вечерах, участвовать в конкурсах, взаимодействовать со СМИ).
3.Искать поддержки от уже известных поэтов, а может даже и музыкантов.
Кроме того, положительное влияние оказывает алгоритм Прометей ВКонтакте. В моей группе в прошлом году его огонь загорался два раза, и аудитория значительно выросла. Но здесь, как в русской рулетке - не знаешь, как его заслужить. Может повезти, а может нет.
Ответить насчёт лучших поэтов современности достаточно сложно. Здесь, на мой взгляд, больше дело вкуса. Из известных, могу выделить Веру Полозкову.

— Предлагаем ненадолго стать футурологом. Как будет развиваться поэзия дальше, в России и мире?

Поэзия будет жить до тех пор, пока люди не перестанут испытывать те или иные эмоции, ведь она существует именно из-за способности чувствовать. Возможно, она окончательно трансформируется, и на первый план выйдут вольные и тонические стихи, но такого исхода мне не хотелось бы.
Остаётся только надеяться, что классика не уйдет на задний план и останется в выигрыше. Хочется, чтобы будущая поэзия была прекрасна, как по форме, так и по содержанию, а главное, не утратила душу.

— Художники говорят, что для развития вкуса нужно учиться у старых мастеров. В иных сферах помогает изучение соответствующей литературы. Как может идти процесс творческого роста в поэзии?

В поэзии тоже можно учиться у старых мастеров (читая классиков) и обращаться к специальной литературе. Ещё, на мой взгляд, помогает конструктивная критика коллег по поэтическому цеху. Ну и практика, практика и ещё раз практика. Как говориться, всё приходит с опытом.

— Как вы относитесь к разделению поэзии на мужскую и женскую? Правда ли, что «женскую поэзию» можно вынести в отдельную категорию?

Думаю, что такое разделение не целесообразно. С психологической точки зрения мужчина и женщина мыслят по-разному, но в наше время мужчина может написать хорошее стихотворение от имени женщины, прочувствовав её тонкую душевную организацию, ровно также, как и женщина написать стихотворение, наполненное огромной силой. Среди мужчин и женщин есть как сильные, так и слабые поэты. Поэтому, выделять женскую поэзию в отдельную категорию плохая идея. Стихи можно делить по темам и жанрам как фильмы, музыку и художественную литературу, не более.

— Что Вы думаете о таком типе стихосложения, как верлибр?

Это интересное направление, но чтобы написать красивый верлибр нужно постараться. Да, он лишён рифмы, ритма и размера, но в него нужно вложить глубокий смысл и использовать интересные образы,чтобы задеть струны души читателя. Просто писать о ерунде не получится, это уже будет не верлибр, а поток мыслей.

— Поэзия - это труд или отдых?

И то и другое, смотря какую цель преследует поэт. Если целью является избавление от негативных эмоций, поэзия - это отдых.
В иных случаях - это труд. Мало вкладывать душу, кроме этого нужно писать понятно и грамотно.

— Нецензурная брань в стихах. Допустимо?

Для меня нет

— Если бы не поэзия в вашей жизни, то что могло занять ее место?

Семья. Находясь в браке, мои занятия творчеством уходили на задний план.
А если говорить об увлечениях, кроме написания стихов я занимаюсь декламацией, создаю ролики на стихи в формате слайд-шоу, иногда читаю рэп и как говорилось выше, немного пишу прозу.

— Поэт и автор стихов - это понятия разные?

Думаю да. "Поэт" - звучит более громко, и как-бы намекает на наличие данного свыше таланта. А понятие "автор стихов" больше говорит о том, что человек компетентный специалист в этой области. Но, так или иначе, оба этих понятия указывают на то, что человек пишет стихи и делится частичкой своей души с миром

— Можете ли в полной мере назвать себя поэтом?

Пока точно нет. Мне ещё предстоит многому научиться.

— Правда ли что мечтать не вредно? Куда приводят мечты?

Правда. Мечты имеют свойство сбываться, а это приводит к счастью и некому чувству удовлетворенности жизнью.

— И остаётся завершающий по традиции вопрос:

Представим, что о вас пишут книгу. О чем стоит в ней умолчать?

В принципе, мне нечего особо скрывать. Но у каждого человека есть свои скелеты в шкафу, вот о них и стоит умолчать.

***

*Тоническое стихосложение или акцентная система — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно

**Силлабо-тоническое стихосложение(от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места распределения ударений в стихотворных строках.

___

Организация интервью: паблик Я, Личность
Интервьюер: Александр Попов


Рецензии