В честь славной даты из книги Благовест земли родн

 
Много слышала о Екатерино-Лебяжском Николаевском монастыре, что в поселке Лебяжий остров Брюховецкого района, но побывать там довелось только седьмого мая   2016 года с большой группой прихожан Калининского Богоявленского храма.  Там проводилось праздничное богослужение, посвященное тысячелетию присутствия русской православной миссии на Святой горе Афон.
Первый Черноморский монастырь, названный  в память   благоволения к Черноморскому казачьему войску Екатерины  Великой, и  в честь  святителя Николая Екатерино-Лебяжской Николаевской пустынью, кубанские казаки обустроили более 200 лет назад. Первым его настоятелем  был иеромонах Самарского монастыря Феофан (уже архимандрит). В 1796 году в дикие места вместе с ним прибыли   иеродиакон, иеромонах и пятнадцать казаков-послушников. Жили в шалашах.  Архимандриту помогали обустраивать пустынь ростовские купцы, войсковая старшина. Многие из них, как   войсковой судья Антон  Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский пожаловали  по тысяче рублей. Плотинную мельницу и одну тысячу рублей подарил кошевой атаман Захарий Чепига. 
В 34 главе «Духовенство и монастыри» второго тома «Истории Ку-банского казачьего войска»   (С.785 - 786)  Федор Щербина высоко оценил  пустынь: «…Монастырь служил приютом для людей, искренне-религиозных и недужных. Этим назначением монастыря, несомненно, воспользовались многие из больных и увечных воинов, особенно в первые времена существования пустыни, когда не угасли еще добрые  обычаи Запорожской Сичи. …Наконец, Николаевский Екатеринолебяженский  монастырь имел образовательное значение для войска. Он был школой для подготовки лиц, желавших посту-пить в духовное звание. Здесь учились церковной службе, чтению на клиросе и пению те казаки, которых епархиальная власть ставила потом в причетчики, диаконы и священники».
В первой трети XIX века в пустыни было  около десяти тысяч десятин земли: огороды, сады, пашни, виноградники, три мельницы, два рыбных завода и мастерские. Занимались монахи овцеводством, коневодством, пчеловодством. Грамоте  при монастыре учили   детей казаков до  1917 года.  Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь  была полностью на войсковом содержании до 1872 года.   Штат со-стоял из 30 монашествующих, 10 больничных и одного настоятеля (41 человек с соответствующим   жалованием).   На   строительство войсковое  начальство тоже  выделяло денежные средства.  Соль  в озерах  добывали, ловили рыбу и рубили лес монахи без пошлин. За лиманом    монахи построили  церковь «Во имя всех Святых», хозяйственные постройки и кирпичный завод. 
Настоящей жемчужиной Кубани стала   Черноморская мужская Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в начале ХХ века.  Там было уже три церкви. На каменной колокольне, было  12 колоколов, самый  большой весил  330 пудов.   А еще  были корпуса с братски-ми кельями,   гостиный дом,   крытая железом кирпичная   трапезная,   кухня, просфорня с подвалом.   Школа для бесплатного обучения
казачьих детей, столярные мастерские, конюшенный двор, обнесенный каменной оградой, и три дома для богомольцев находились за монастырской оградой, как и две турбинные мельницы, два рыбных завода  (на Долгой косе Азовского моря и на Бриньковском лимане),   подворья (в Каневской и Екатеринодаре).  В 1917 году в монастыре  «случайно» начался  пожар. Потом там  устроили коммуну «Набат», которую разгромили в 1921 году, затем детскую трудовую школу    для беспризорников.  В начале 30-х годов в поселке  организовали птицесовхоз  «Лебяжий Остров». Церковный приход в станице Чепигинской при Свято-Троицком храме восстановили по настоянию  работников совхоза и  станичников.  В июле 2011 года   здание ДК  совхоза  отдали  монахам и началось  возрождение Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни.
В книге Виктора Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». (Москва. Советский писатель. 1987. С. 213). В воспоминаниях Дмитрия Бурсака о посещении в 1917 году, накануне революции, Екатерино-Лебяжьей Николаевской пустыни упоминает-ся о подарках монастырю, в том числе и нашего земляка: «Два кипа-рисовых креста с надписью: «Дал по обету казак Поповичевского куреня Софроний, 1769 года». Интересно, сохранилась ли эта реликвия до наших дней? 


Рецензии