В честь славной даты из книги Благовест земли родн
Много слышала о Екатерино-Лебяжском Николаевском монастыре, что в поселке Лебяжий остров Брюховецкого района, но побывать там довелось только седьмого мая 2016 года с большой группой прихожан Калининского Богоявленского храма. Там проводилось праздничное богослужение, посвященное тысячелетию присутствия русской православной миссии на Святой горе Афон.
Первый Черноморский монастырь, названный в память благоволения к Черноморскому казачьему войску Екатерины Великой, и в честь святителя Николая Екатерино-Лебяжской Николаевской пустынью, кубанские казаки обустроили более 200 лет назад. Первым его настоятелем был иеромонах Самарского монастыря Феофан (уже архимандрит). В 1796 году в дикие места вместе с ним прибыли иеродиакон, иеромонах и пятнадцать казаков-послушников. Жили в шалашах. Архимандриту помогали обустраивать пустынь ростовские купцы, войсковая старшина. Многие из них, как войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский пожаловали по тысяче рублей. Плотинную мельницу и одну тысячу рублей подарил кошевой атаман Захарий Чепига.
В 34 главе «Духовенство и монастыри» второго тома «Истории Ку-банского казачьего войска» (С.785 - 786) Федор Щербина высоко оценил пустынь: «…Монастырь служил приютом для людей, искренне-религиозных и недужных. Этим назначением монастыря, несомненно, воспользовались многие из больных и увечных воинов, особенно в первые времена существования пустыни, когда не угасли еще добрые обычаи Запорожской Сичи. …Наконец, Николаевский Екатеринолебяженский монастырь имел образовательное значение для войска. Он был школой для подготовки лиц, желавших посту-пить в духовное звание. Здесь учились церковной службе, чтению на клиросе и пению те казаки, которых епархиальная власть ставила потом в причетчики, диаконы и священники».
В первой трети XIX века в пустыни было около десяти тысяч десятин земли: огороды, сады, пашни, виноградники, три мельницы, два рыбных завода и мастерские. Занимались монахи овцеводством, коневодством, пчеловодством. Грамоте при монастыре учили детей казаков до 1917 года. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь была полностью на войсковом содержании до 1872 года. Штат со-стоял из 30 монашествующих, 10 больничных и одного настоятеля (41 человек с соответствующим жалованием). На строительство войсковое начальство тоже выделяло денежные средства. Соль в озерах добывали, ловили рыбу и рубили лес монахи без пошлин. За лиманом монахи построили церковь «Во имя всех Святых», хозяйственные постройки и кирпичный завод.
Настоящей жемчужиной Кубани стала Черноморская мужская Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в начале ХХ века. Там было уже три церкви. На каменной колокольне, было 12 колоколов, самый большой весил 330 пудов. А еще были корпуса с братски-ми кельями, гостиный дом, крытая железом кирпичная трапезная, кухня, просфорня с подвалом. Школа для бесплатного обучения
казачьих детей, столярные мастерские, конюшенный двор, обнесенный каменной оградой, и три дома для богомольцев находились за монастырской оградой, как и две турбинные мельницы, два рыбных завода (на Долгой косе Азовского моря и на Бриньковском лимане), подворья (в Каневской и Екатеринодаре). В 1917 году в монастыре «случайно» начался пожар. Потом там устроили коммуну «Набат», которую разгромили в 1921 году, затем детскую трудовую школу для беспризорников. В начале 30-х годов в поселке организовали птицесовхоз «Лебяжий Остров». Церковный приход в станице Чепигинской при Свято-Троицком храме восстановили по настоянию работников совхоза и станичников. В июле 2011 года здание ДК совхоза отдали монахам и началось возрождение Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни.
В книге Виктора Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». (Москва. Советский писатель. 1987. С. 213). В воспоминаниях Дмитрия Бурсака о посещении в 1917 году, накануне революции, Екатерино-Лебяжьей Николаевской пустыни упоминает-ся о подарках монастырю, в том числе и нашего земляка: «Два кипа-рисовых креста с надписью: «Дал по обету казак Поповичевского куреня Софроний, 1769 года». Интересно, сохранилась ли эта реликвия до наших дней?
Свидетельство о публикации №220061800892