Явление Шарикова

       Полиграф Шариков явился на свет в июне 1985 года. Тогда в шестом номере журнала «Знамя» впервые была опубликована повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце». За 60 лет до этого старый большевик Николай Ангарский (настоящая фамилия Клестов) пытался опубликовать ее в подведомственном ему издательстве «Недра». Он ознакомил с текстом московского градоначальника Льва Каменева, но тот зарубил «безобидную вещицу», дав ей следующую оценку: «Острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя».

       Шел 1925-й год, казалось, что военный коммунизм уходит в прошлое, что частная собственность возобладает, что экономика поднимется, что американцы начнут помогать России. Но так было недолго. Закончилось дело предвоенным сражением элит. Клестов был расстрелян на Коммунарке как немецкий шпион 27 июля 1941 года. Булгаков умер за несколько месяцев до расправы над своим бывшим благодетелем. Умер в расстроенных чувствах, но, пожалуй, в почете.

       Апостол Павел писал в «Послании к галатам» (галлам»): «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает себя… Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет…» (6: 3 и 7). Эта цитата имеет отношение к любому человеку, ибо он по сравнению с Богом – ничто. Люди, обманывая себя, об этом забывают и придумывают себе оправдания.             


       Первым таким оправданием был изобретенный в Англии и распространившийся затем в Америке деизм – философское направление, которое утверждает, что Бог сотворил окружающий нас мир, но в его дела не вмешивается. Позднее был высказан на основе исследований Дарвина более смелый взгляд: Предвечный внедрил систему естественного отбора и на нем закончил Творение. Со второй половины XIX века Творца попытались выдавить из сознания и оставить лишь естественный отбор, который без Первого пункта превратился в лживую теорию.

       Михаил Афанасьевич Булгаков шел в гору, опубликовал частично к 1925 году лучшее свое художественное произведение «Белую гвардию», женился во второй раз на особе княжеских кровей Любови Евгеньевне Белозерской, даме к тому же со связями, подумывал завершить постылую карьеру журналиста в «Гудке», начал посещать рестораны, хорошо питаться, поселился в примыкающей к центру элитной части Хамовнического района Москвы, где разворачивается действие фантастической повести «Собачье сердце»… В общем забыл о Боге, чего делать не стоит, а когда вспомнил, то ничего поменять было невозможно.

       Я впервые прочитал повесть в эпоху перестройки и не обратил внимания тогда на важный момент: профессор Филипп Филиппович Преображенский занимался проблемой омоложения организма, его пациентами были богатые люди обоих полов, которые желали вернуть себе сексуальную активность в тот период истории, когда рядом с разрухой едва пробивались ростки нормальной жизни.

       Бездомной собаке, по сюжету «Собачьего сердца», были пересажены гипофиз и гениталии 25-летнего алкоголика из «быдло-среды» Клима Чугункина. Как метафору описанную операцию представить допустимо, но в реальности ничего подобного произойти не может, как не могут завоевать Землю марсиане, или «мыслящий пролетариат» (выражение критика Писарева), или мыслящие растения. То есть в повествовании мы имеем дело с тем, чего никогда не будет, но встречается часто в головах сбитых с толку личностей (наипаче малообразованных).

       Взгляды на большевистскую действительность середины двадцатых годов Булгаков вложил в уста профессора Преображенского. Филипп Филиппович, например, говорит доктору Борменталю за обедом:

       «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует!.. Разруха не в клозетах, а в головах… Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удастся, доктор, и тем более людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают собственные штаны».

       В приведенной цитате нам запоминаются правильные слова о «разрухе в головах», а ложные идеи социал-дарвинистов, которые разделял Михаил Афанасьевич, остаются нами незамеченными (в фильме и известных мне постановках они попросту опущены). Рассуждения о том, что мы отстали от Европы опровергаются многими фактами. Выражение «отстали» – ненаучное, житейское.

       Как уже упоминалось, в повести есть многочисленные нападки на большевистскую власть. Откуда у Булгакова такая смелость и почему Ангарский без купюр предоставил текст Каменеву? «Собачье сердце» писалось через несколько месяцев после смерти Ленина. Здравомыслящие партийцы, здравомыслящие люди вообще полагали, что безумию, охватившему Россию, скоро придет конец. Но безумие началось не при большевиках и не с уходом большевиков закончится. Сегодня многим это ясно, особенно тем индивидам, кто интересуется историей.

       Со смертью вождя напрямую связан сюжет булгаковской повести. Когда Владимир Ильич скончался, группа «британских большевиков» – приверженцев деизма и дарвинизма – предложила поместить тело Ленина в Мавзолей на сохранение, чтобы передовые ученые-медики в будущем вернули первого председателя Совнаркома к жизни и омолодили его организм. Прообразами таких ученых стали профессор Преображенский и доктор Иван Арнольдович Борменталь. В диалогах между ними не раз затрагивается тема о воссоздании великих личностей, в частности, Спинозы. Некоторые «специалисты» до сих пор уверены, что подобное возможно.

       К «британским большевикам» принадлежали, прежде всего, Литвинов, Красин и Петерс. Литвинов был женат на англичанке (его внучка в преклонном возрасте доживает ныне свои дни в Лондоне). Красин скончался в британской столице в 1926 году. Петерс был расстрелян по приказу Сталина то ли в 1938-м, то ли в 1941-м. Сам Иосиф Виссарионович при всех недостатках не верил в воскресение путем человеческих усилий, а также в силу глобализма и богатства.

       Ошибка Михаила Булгакова заключалась в том, что он надеялся на личные способности при достижении преуспеяния, к которому стремился. Надежда на личные способности на поприще, не угодном Богу, привела его к творческому бесплодию и житейским неурядицам в конце короткого жизненного пути.

12–18.06.2020    


Рецензии