Пианисты - концертмейстеры
Но изначально умение сопровождать игру человека, который в этот момент пытается изобразить на своем инструменте какую -то длинную песню или хотя бы один мотив с большим трудом, и называется концертмейстерским искусством.
Где-то здесь, намного раньше, я уже излагала мысль, с которой выступала на своем далеком выпускном. Там красной темой проходила мысль о том, "что кто умеет, тот делает... А кто не умеет - тот учит". При этом я еще была уверена, что это произнес не меньше, чем Да Винчи Леонардо. Раз так умно сказано. Выяснила недавно, что он это не успел тогда сказать. И приписывают эту фразу Бернарду Шоу. Тоже довольно умный человек. Только вот жил намного позже. Но тоже до меня еще он жил. Тогда своим таким запевом я повергла в шок всех сидящих в зале, от директора до учителей. Но там был заранее мной придуман головокружительный пассаж о том, что наши уникальные педагоги как раз обладают редким свойством. И уметь, и учить при этом. Там все хорошо закончилось. И я под бурные аплодисменты сошла со сцены.
Так вот моя мама много лет служила этим самым концертмейстером. И ее работа была куда сложнее просто наигрывать "Сурка" много лет подряд. Или ля минорный концерт композитора Вивальди для скрипки, первую его часть.
В мамины обязанности входило многое.Перед нужными зачетами барабанить без устали марши разных времен и войск, а потому и сочиненных разными композиторами для этого. Но буквально ежедневно требовалось исполнять симфонии разных известных авторов. От Моцарта и Гайдна, и Бетховена и Шуберта. До чайковского с Аренским, и Бородина вместе с Шостаковичем. Кроме этого в мамины профессиональные обязанности частенько входило исполнение концертов фортепианных с духовым оркестром. Там у курсантов был предмет "инструментовка". И на выпускном они должны показать товар лицом. И представить инструментовку фортепианного концерта, который можно будет исполнить во глубине России тем составом, который может оказаться в какой-нибудь военной части нашей необъятной Родины.
Так маме довелось играть Бетховена и Брамса, а также композитора Гершвина и других еще товарищей. Семнадцать лет она так ходила на любимую работу, и каждый месяц при этом стеснялась ежемесячно получать за это удовольствие зарплату. Ей самой это все казалось крайне несправедливым. Как это? Каждый божий день иметь такое удовольствие играть любимую ею музыку. Да еще за удовольствие и деньги получать?
Но через семнадцать рабочих лет вдруг стало абсолютно ясно, что при выходе на пенсию, ее труд будет наш прогрессивный строй оценивать по разряду концертмейстера. А тогда все было рассчитано абсолютно точно. За этот вид труда больше 110 рублей не начисляли со всеми надбавками за беспорочный труд. И только педагог мог мечтать о другом пределе. Аж в целых 120 рублей, а не в 110. А в те времена десятка означала много денег.
И стало бедной маме ясно, что пора настала. Бежать в учителя.
Так начался следующий длинный этап ее карьеры на много тоже десятков лет.И пришлось ей очень многому учиться. Например...Искусству "преподавать". Это совсем другое, чем игра на инструменте.
А еще через много лет додумались там сверху. И приравняли пенсии учителей к концертмейстерским. Так что в итоге менять любимую профессию было совсем необязательно.
Свидетельство о публикации №220061901126