Сказка про мальчика, который не любил засыпать, но

Эта история началась в обычном доме, в самой обычной семье. И произошла она с обычным мальчиком Пашей, который был такой маленький, что ходил в детский сад. Иногда, правда, не ходил – когда болел или когда мама и папа были в отпуске, или когда приезжала бабушка.

 Мальчик Паша был хороший и очень любил всю свою семью. И жизнь у него была хорошая – полная друзей, игрушек и мультиков. Одно только не нравилось Паше. Он очень не любил укладываться спать. Вот именно тот момент, когда лежишь в собственной кроватке и не можешь заснуть: то подушка неудобная, то одеяло жаркое, то машины под окном гудят, то ветер на улице шумит. И сон никак не идет, а спать надо. А зачем надо и кому – непонятно. Вот Паше, например, совсем не надо. Он бы еще поиграл. Или сказки послушал, или поболтал. А мама и папа уложат, ночник включат – и за дверь. И засыпай как знаешь.

Вот и в эту ночь Пашка крутился в мягкой постели, пытаясь свить себе уютное гнездышко. В очередной раз закопавшись с головой в одеяло, мальчик вдруг услышал какой-то необычный звук. Паша высунул голову из-под складок ткани и прислушался. Звук доносился из-за занавесок, от окна. И был какой-то непонятный. Похож на звук мотора, но не от мотоцикла и не от машины.

«Точно не опасный», - решил мальчик и шустро побежал на разведку.

Пашка решительно отдернул занавеску и обомлел: за окном на уровне подоконника стоял настоящий капитан корабля! Он был в черном кителе с наградами и в белой фуражке с черным козырьком. А еще у него была курительная трубка, как у пирата или сыщика и большой белый попугай на плече.

- Ух ты-ы! Здравствуйте, капитан! – сказал мальчик.

- Здр-равствуй, Павел! – Хриплым, но приятным голосом, ответил моряк. – Как ты догадался, что я капитан?

- Да мне легко! Я вчера с папой смотрел фильм про моряков, у них были точно такие же якоря на фуражке и на пиджаке, - Паша поочередно указал пальцем на знаки отличия.

- Это не пиджак, а китель, - поправил Капитан. – А в остальном вер-рно! Молодец, приметливый!

- И еще, у вас трубка и попугай, - сказал мальчик. – Такие только у капитанов могут быть!

- Да, это ты пр-равильно заметил, - горделиво произнес ночной гость. – Ну, раз ты такой умный и наблюдательный, хочешь, я устрою тебе экскурсию по настоящей подводной лодке? Мне как раз нужен такой замечательный юнга, как ты!

- Юнга – это младший матрос? Тогда я с радостью! И на подлодке? Давно мечтал! – Запрыгал от радости Пашка. – А как мы туда попадем? Тут же до моря далеко!

- Сейчас увидишь, запр-рыгивай в мою шлюпку! – Капитан протянул руку Пашке, чтобы помочь тому перебраться через подоконник в маленькую лодочку, зависшую в воздухе на уровне шестого этажа. Именно на ней стоял моряк во время разговора. Мальчик только рот открыл от удивления. Но не мешкая перелез через подоконник и уселся на дно шлюпки. Попугай с плеча Капитана перелетел на нос лодки, распустил розовый хохолок и громко сказал: «Впер-р-рёд!», а сам моряк взял в руки весла и уверенно взмахнул ими, как крыльями. Лодка шустро полетела куда-то выше крыш домов и вскоре оказалась посреди моря из облаков.

- Сейчас, юнга, - пропыхтел Капитан своей трубкой, - мы выйдем на Млечный путь, а по нему до любого моря за пять минут можно дойти.

Пашка завороженно смотрел как белый пар, поднимающийся из конца трубки, сворачивается в колечки, восьмерки и крендельки, и медленно соображал. «Млечный путь», это название он где-то слышал… Папа ему рассказывал, что…

- Капитан! – Воскликнул мальчик. – Как на Млечный путь? Это же звезды в космосе! А там нет воздуха! Мы погибнем!

- Молодец, юнга, - довольно прищурил левый глаз Капитан, - Млечный путь – это скопление звезд нашей галактики. И они, конечно, ужасно далеко, в космосе, где совсем нет атмосферы и нечем дышать. Но мы с тобой к ним не полетим. Мы пойдем по отражению Млечного пути в облаках. Когда ночные облака совсем легкие и серебристые, как сегодня ночью, они могут отражать свет звезд. И по этому отражению можно плыть, как по реке. Или лететь. Кому что ближе. Главное, что эта дорога пер-реносит в любое место за пять минут.

Попугай одобрительно крякнул, сорвался со своего места на носу лодки и полетел перед ней, указывая путь.

- Вот мы и вышли на курс. Тут попутное течение, так что домчимся с ветерком, - моряк отпустил весла, и начал выдувать из трубки какие-то совсем фантастические дымовые фигуры: корабли, драконов, поезда…

А Пашка крутил головой и рассматривал все подряд: летящего впереди попугая, свет города, иногда мелькавший внизу в разрывах облачного моря, пролетающие где-то высоко над ними самолеты. Забавно, а ведь они даже не подозревают, что по облакам плывет маленькая лодочка с двумя пассажирами. Мальчик хмыкнул себе под нос и опустил руку в облака за бортом. Они были серебристо-белые, прохладные и приятно гладили пальцы, как кошачья шубка.

Вдруг попугай издал громкое чириканье и завис в небе, вглядываясь куда-то вниз.

- Прибыли! Начинаем спуск! – Скомандовал Капитан. – Юнга, будешь мне помогать!

- Отлично! Что делать надо? – Пашка вскочил на ноги и вытянулся в струнку.

- Видишь, на дне шлюпки два якоря? Они специальные, для этого суденышка. Пока они на борту – ничего не весят, но стоит спустить через края лодки – начнут тянуть нас вниз! Бери один, становись по правому борту и по моей команде – бр-росай его через борт! Все понятно, юнга?

Пашка кивнул и поднял отливающий серебром большой якорь. Непонятно, то ли он сам такой красивый, то ли свет звезд отражает, как облака. Но главное – и вправду ничего не весит, как будто пустой пластиковый пакет в руках держишь. Паша даже засомневался, что этот груз сможет заставить целую лодку приземлиться. Может, Капитан ошибся? Интересно, а он уже так делал?

Но все произошло именно так, как сказал моряк: как только якоря по команде были переброшены через борт, они натянули веревки, и лодочка стала медленно тонуть в облачном море. Мальчик сел на корме и вцепился в бортики шлюпки. С одной стороны, ему было страшновато, ведь он никогда не шел ко дну, пусть даже в небесах. С другой – любопытно, ведь он также никогда не был внутри облака. Да к тому же, Капитан был совершенно спокоен. Он подмигнул мальчику, засвистел под нос какую-то морскую песню и знай себе попыхивал своей трубкой. И попугай спустился на нос и чистил перышки, как будто ничего не происходило.

Пашка окончательно успокоился и начал разглядывать клубы искрящегося тумана, стараясь увидеть что-нибудь любопытное. Лодка как будто раздвигала этот туман дном, поэтому мальчик отчетливо видел своих товарищей по поездке, но за бортом было только серебристое марево. Паша вытянул руку и на прощание погладил рукой мягкое, нежное облако, и вскоре лодка опустилась ниже. И глазам мальчика предстало ночное море!

- Ур-ра, юнга! – Обрадованно изрек Капитан. – Мы почти добрались! Посмотри, видишь, в волнах продолговатый предмет с трубой сверху? Это моя подлодка! Правда, красавица?

Капитан указал трубкой на темное пятно посреди лунной дорожки и горделиво прищурился. Было видно, что он рад познакомить мальчика со своим судном.

Пашка признал, что подлодка хороша. Он не забывал пошире раскрывать глаза и крутить головой, ведь с высоты открывался просто потрясающий вид! Огоньки родного города остались на горизонте и сияли маленькими янтарными искорками. Над темно-фиолетовым морем взошла полукруглая луна, посеребрив и подсветив гребни волн. Алмазные звезды высыпали на бархатное небо и вместе с месяцем давали столько света, что мальчик видел всё не хуже, чем вечером. Теплый ветерок доносил до пассажиров лодки ни с чем не сравнимый аромат соленого моря и ночной свежести.

Наконец, шлюпка коснулась дном поверхности волн и закачалась на них. Капитан легко втянул обратно оба якоря и вновь налег на весла, спеша к своей подводной лодке. К счастью, грести пришлось недолго и вскоре нос их суденышка уже стукнул о железный борт. Капитан ловко выпрыгнул на поверхность своего подводного корабля, протянул руку Пашке, а попугай сам перелетел на крышку люка, обозначавшего вход в подлодку.

- Так, команда! Спускайтесь вниз, в р-рубку, пока я швартую нашу шлюпку! Сильвер покажет тебе дорогу, Павел. Сильвер, не шали по пути, я про всё узнаю!

Попугай возмущенно зачирикал, показывая, как он оскорблен подобным предположением, поддел клювом крышку люка и полетел впереди Пашки по освещенному узкому коридору. Очень быстро они дошли до большой каюты впереди подлодки. Эта часть их судна была под водой, а еще по обеим сторонам располагались огромные окна, поэтому мальчик прилип к стеклу, изучая сиреневых медуз и маленьких светящихся рыбок.

- Что ж, - в рубку вошел улыбающийся Капитан, - я рад, что мы наконец в сборе! Поплыли праздновать на коралловый пляж! Там уже нас заждались!

- Простите, Капитан, а что именно мы празднуем? – Оторвался от окна Пашка.

- Самую короткую ночь в году, ты разве не знаешь? – Усмехнулся моряк. – Это такая ночь, когда светло, как вечером. До самого утра! И основное место праздника – тот самый коралловый пляж на острове Кокосандр-ро! Туда прибывают все пираты, объявляется перемирие, а местные жители разводят большие костры и играют музыку, пернатые распевают свои песни, вылетают ночные бабочки – в общем, красота неописуемая, да ты все увидишь! Только уговор: будешь помогать мне вести лодку. От моего крылатого негодяя помощи не дождешься, он только клюв о приборы точить может! Да, Сильвер-р? Чего нахохлился? Правда глаза колет, ха-ха?

И дальше Капитан рассказал, что остров Кокосандро со всех сторон окружен коралловым рифом, поэтому обычные корабли туда пройти не могут. Да со стороны открытого моря этого острова и не видно даже – кажется, как будто там просто стена из скал и кораллов. Но если знать, где расположен подводный проход – то на подводной лодке вполне можно доплыть прямо до пляжа, где проходит праздник. Вот только в одиночку моряку будет сложновато и управлять лодкой, и отыскивать путь, глядя в окно. Поэтому Капитан и просил Пашку о помощи.

- Юнга, займи позицию на носу р-рубки, - гремел голос моряка. – И смотри в оба! Я поведу свою ласточку, а ты командуй, куда править: налево или направо, выше или ниже. А сейчас – начинаю погружение! Сильвер, задр-раить люк!

Попугай понятливо сорвался с места и, к удивлению Пашки, деловито нажал на какие-то кнопки у входа в подлодку. А затем отрапортовал Капитану: «Задр-раено! Вперр-рёд!»

И моряк, довольно улыбаясь, начал управлять своим судном, которое довольно быстро опустилось к самому дну моря.

Как же порадовался Пашка в этот момент, что так хорошо отличает право от лево! А вот многие из его друзей и знакомых не могли. И если бы сейчас они оказались на месте Пашки, они бы привели подлодку к крушению, а не к пляжу Кокосандро.

Подводный корабль, следуя указаниям Пашки и движениям штурвала, аккуратно обходил все подводные скалы. А мальчик, ища путь, еще успевал удивляться подводным чудесам: длинным разноцветным водорослям, серебристым пузырям воздуха, раскрытым жемчужным ракушкам на дне и большущим медленным улиткам.

- Налево, потом прямо! Осторожно, впереди скала, надо взять правее! – Командовал мальчик. И вдруг увидел, что скалы впереди стали совсем частыми, образуя стену. И в этой стене светлел проход у самого дна. – Капитан, направо! Вижу проход! Наверное, это именно он ведет к нашему пляжу!

Капитан аккуратно провел свою подлодку через этот узкий лаз и вскоре они оказались в бирюзовых прибрежных водах острова Кокосандро. И капитан скомандовал всплытие, рассудив, что самый опасный участок пути они прошли, и дальше можно плыть по поверхности моря.

- Почему здесь так светло, Капитан? – спросил Пашка, пока лодка поднималась со дна. – Пока мы были в открытом море, я тоже, конечно, все видел, но здесь вода голубая и прозрачная, как днем! И я в окна вижу ярких рыбок и медуз, они не спят.

- Говорю же тебе, юнга, это самая светлая и самая кор-роткая ночь в году! Да еще местные жители развесили по берегу фонарики, зажгли костр-ры, все празднуют и веселятся! Рыбки и медузы тоже отмечают, вот и не уснули. Да и уснёшь тут – с такой громкой музыкой и разговорами. И еще с кое-чем. Сейчас мы всплывем - и ты увидишь.

Моряк сделал таинственное лицо и замолк. Замолк и Пашка, с нетерпением вглядывающийся в воду за окном кабины подлодки.

Наконец, их подводное судно вынырнуло и Пашка обомлел – прямо по курсу он увидел остров, как и обещал капитан. С оранжевыми кострами, факелами, воткнутыми в песок, и цветными фонариками на пальмах и деревьях. А вода, окружавшая остров… светилась! Светилась миллиардом маленьких искорок, синих, голубых, аквамариновых. Как будто звезды с Млечного пути попрыгали в воду и решили поплавать в теплых волнах прибоя.

Капитан с удовольствием наблюдал за реакцией мальчика.

- Что, юнга? Не ожидал? Кр-расота-то какая! Только несколько ночей в году бывает и только на самых таинственных пляжах! Это – светящийся планктон. Очень редкий. Именно на пляже Кокосандро он начинает светиться в это время, поэтому-то местные жители и празднуют эту ночь, танцуя и распевая песни! Пойдем наверх, выглянем из люка, ты посмотришь на это с воды, пока мы приближаемся к берегу!

Капитан устремился ко входу, увлекая за собой Пашку и оставив штурвал на Сильвера. Попугай покорно взялся за управление, как будто делал это уже миллион раз, но мальчик этому даже не удивился. Похоже, у Капитана был на редкость умный пернатый друг.

Вместе Пашка и моряк вылезли из люка и подставили лица ночному бризу. Кроме соленого аромата моря, ветерок донес до них благоухание цветов, звуки музыки и песен, обрывки разговоров и смех, а также аппетитные запахи готовящейся на костре пищи и свежих фруктов.

Вскоре лодка подплыла так близко к пляжу, что Капитан, посадив мальчика к себе на плечи, оттолкнулся от корпуса своего судна и спрыгнул в воду. Волны заливали его где-то по грудь, но моряк был сильным мужчиной, а вода – совсем теплой и спокойной. Капитан шел, а волны вокруг его плеч и Пашкиных ног волшебно сияли и вспыхивали. Пашка так залюбовался, что затаил дыхание.

- Вот, малец, даже в звездном море искупались! – Пропыхтел довольный Капитан. – Давненько я об этом мечтал!

Он выбрался на берег, поставил Пашку на песок и помахал рукой нескольким людям, дружелюбно наблюдающим за их передвижениями в воде и сейчас идущим навстречу. В ответ люди разразились радостными приветствиями, две красивые кудрявые девушки принесли им по прохладному напитку, налитому в ананас, и одели им на шеи гирлянды из цветов.

- Ола! Ола! – говорили им девушки. И добавляли что-то на непонятном языке, указывая куда-то вглубь пляжа.

- Пойдем, Павел! Я покажу тебе настоящих пир-ратов! Но не бойся – в эту ночь они такие же добрые, как и все вокруг! Сейчас у всех праздник!

Пашка пошел вслед за моряком, и наконец задал вопрос, который то и дело у него всплывал в голове:

- Капитан, а как остальные люди сюда попали? Ну, то есть, я понимаю, местные жители здесь и живут, мы приплыли под водой, а те же пираты как здесь оказались?

- О, это хороший вопрос, юнга! Только самые достойные пираты – те, которые никогда не делали подлостей, - могут узнать об этом месте. Их не так уж и много. И они вполне могут приплывать сюда на шлюпках. Это большой корабль сюда не пройдет – больно велик риск посадить судно на мель или наткнуться на скалу. А маленькая юркая лодочка может доплыть почти до пляжа. А пара моих знакомых пир-ратов, я точно знаю, прилетела сюда на планёрах! Это совсем небольшие самолётики на одного-двух человек. Так что, приглашенных из большого мира сегодня будет немного! Но, уверяю тебя, это все – очень достойные и добрые люди!

Капитан не соврал Пашке. Он познакомил его со своими знакомыми пиратами летчиками. Точнее, теперь это были уже бывшие пираты, ставшие летчиками и больше никого не грабящие. Они любили и море, и небо, и с удовольствием послушали Пашкин рассказ о его путешествии на лодочке по млечному пути.

А потом мальчик смотрел представление, которое устроили настоящие, действующие пираты. Они показывали, как преследуют под своим черным парусом вражеский корабль, берут его на абордаж, а потом переманивают его команду тоже стать вольными пиратами. В конце они все вместе пели пиратскую песню и плясали какой-то дикий пиратский танец, такой уморительный, что местные жители, да и Пашка, просто покатились со смеху.

А после был праздничный ужин, состоящий из запечённых на кострах овощей и шашлыка. А на десерт – сладкие тропические фрукты и ароматный свежевыжатый сок в половинках от ананаса и кокоса.

И еще были танцы, смех, музыка и улыбки. Местные аборигены не понимали Пашкиной речи, а он не говорил на их языке, но в эту ночь они отлично друг друга понимали и поладили.

Иногда Пашка отвлекался от ужина, болтовни и танцев и просто смотрел на море. Или просто бродил по пляжу в светящемся прибое, подставляя лицо ветерку и чувствуя себя абсолютно счастливым.

Наконец, глаза его стали слипаться. И он тихонько присел на большой теплый камень, глядя на розовеющую полоску неба на востоке. Откуда-то сбоку донесся шорох песка и к мальчику подошел Капитан, куда-то потерявшийся в середине ночи. На плече его восседал Сильвер, прилетевший с подводной лодки в разгар праздника.

- Что, юнга, пора тебе на боковую? В тр-рюме кончилось горючее? – Раскатисто спросил моряк и Пашка слабо кивнул в ответ, с трудом понимая, о чем речь.

- Что ж, пр-раздник тоже подходит к концу, как и эта ночь. Жаль, что она такая кор-роткая, да… - и Капитан задумался, вновь раскурив свою трубку. Наблюдая за кольцами дыма, Пашка и сам не заметил, как глаза его стали моргать всё медленнее и медленнее. А потом почувствовал, как Капитан берет его на руки и куда-то несет, укачивая на ходу и мурлыча под нос пиратскую песенку из сегодняшнего представления. Но, потом мальчик уже ничего не помнил, потому что крепко уснул.

Пашка спал, завернувшись в одеяло, как в кокон, так, что с одной стороны торчали босые ноги в пижамных штанах, а с другой - голова. Мама, зашедшая его проведать в середине светлой короткой ночи, улыбнулась, взъерошила челку и поправила одеяло. «Мой хороший, - прошептала она. – Наконец-то уснул. Спи, завтра будет новый увлекательный день». Она поцеловала его в лобик и почувствовала слабый запах моря от волос сына. «Хммм, странно, должно быть, мне показалось. Наверное, нам всем пора в отпуск, надо с папой обсудить», - решила она и на цыпочках прокралась к выходу из спальни сына.


Рецензии