Серебряный век Тюмени

«Серебряный век Тюмени»

Изумрудно-лазурный опал лесов в золотистой оправе полей, сверкающий в невесомой поволоке серебристого света – прекрасный образ серебряного века Тюменской культуры.

Но, как и любой драгоценный камень для превращения в произведение искусства требует огранки, так и тюменская культура, чтобы смотреться в вышеописанном образе требует некой лёгкой огранки-предыстории.

В преддверии Серебряного века культуры, в век XIX Тюмень была абсолютно не культурным городом. Не в плане людей – люди здесь были душевные, если верить источникам, а в плане искусства. Долгое время со момента основания в 1586 году, в городе не было культурных учреждений и деятелей культуры от слова вообщче.

Для лучшего понимания ситуации, две цитаты из книги «Описание Западной Сибири» ссыльного декабриста Ипполита Иринарховича Завалишина, посещавшего Тюмень в 1863 году, о внутренней культуре тюменцев и внешней культуре Тюмени: «Сибирь говорит как мы пишем, «литературно», Мужик сибирский чисто и правильно объясняется по-русски, и, что замечательно, учтив всегда и со всеми» и «В Тюмени нет театра, публичной библиотеки, типографии, книжной лавки, литературного кружка, беседы ровно никакой, кроме обыденной».

Но, справедливости ради, стоит отметить, что 1860-ые годы – это как раз и начало культурного развития Тюмени, пролог Серебряного века Тюменской культуры. В 1863 году в Тюмени, выйдя в отставку с педагогической службы начинает свою бурную культурную деятельность человек, на два десятилетия ставший «двигателем» тюменской культуры того времени и заложивший основы для дальнейшего культурного развития города – художник, издатель и меценат Константин Николаевич Высоцкий. «Это был человек с выдающимися способностями, с благородной и возвышенной душой, ни один человек, сколько-нибудь выходящий за рамки обыденного в Тюмени, не обошел его квартиры» – таким представлен Высоцкий в воспоминаниях своего друга тюменского купца, мецената и писателя Николая Мартемьяновича Чукмалдина, в книге «Записки о моей жизни».

В 1866 году Константин Высоцкий открыл в Тюмени первый фотосалон, а в 1869 году первую в Тюмени типографию. Первой книгой, напечатанной в типографии Высоцкого, стал «Устав приказчичьего клуба в городе Тюмени». Клуб был создан по инициативе уже упоминавшегося друга Высоцкого Николая Чукмалдина и, по сути, стал своего рода культурным центром тогдашней Тюмени – библиотекой и литературно-музыкальным салоном в одном лице, объединившими тюменцев, неравнодушных к искусству. Как написано в Уставе: «Собрания под именем бальных и танцевальных вечеров устанавливаются лишь в праздничные и воскресные дни, не более двух раз в неделю, это суть клубные дни. Назначение таких собраний сверх того и маскарадов, будет зависеть от усмотрения старшин (прим. администраторы Клуба). Им же предоставляется, по временам, в дни не клубные устраивать вечера с литературным чтением, рукоделием и т.п., стараясь разнообразить их по своим соображениям и изыскивая необходимые к тому средства».

Таким образом стараниями Константина Высоцкого и Николая Чукмалдина в 1869 году в Тюмени был создан первый культурный центр и нахлынула волна культурной жизни в литературно-художественной тональности.
 
В 1879 году в типографии Высоцкого начала выходить первая тюменская газета «Сибирский листок объявлений». В газете помимо всего прочего печатались и художественные произведения, в том числе, возможно, и стихи Николая Чукмалдина, который увлекался поэзией, цитата из его книги «Записки о моей жизни»: «Мне почему-то нравились особенно баллады Жуковского, и я старался подражать их размеру, Рылов же (прим. друг и коллега Н.М. Чукмалдина) сочинял стихи на темы реальной обыденной жизни. Трудясь над этим, мы послушались одного здравого сомнения, в нас заговорившего и решились показать стихи учителю словесности в уездном училище Николаю Ивановичу Яковлеву… Он вежливо, но искренне ответил нам, что поэты мы плохие, и в доказательство своего мнения прочёл несколько стихотворений Пушкина и Лермонтова, наглядно показав, как плохо мы владеем стихотворной формой… Разочарованные, вернулись мы домой со своими альбомами стихотворений. Товарищ мой, как более нетерпеливый, взял топор и тут же изрубил альбом на мелкие кусочки. Я же долго хранил своё сокровище, по временам в него заглядывая».

Кроме начала издания газеты, 1879 год, в плане культуры, примечателен тем, что в этом году в Тюмень приехал ещё один отец-основатель тюменской культуры Иван Яковлевич Словцов, которого назначили директором Александровского реального училища, открытого в этом же году и на базе которого, также в это же году Словцов, при поддержке всё того же Николая Чукмалдина, создал первый в Тюмени Музей. Цитата из книги Чукмалдина: «В совокупности все эти коллекции дают связную картину природы и населения Тюменского округа, а также доисторического и исторического его быта… Значение музея наше общество поймёт, к сожалению, много позднее».

Кроме того, в 1870-ые годы у Тюмени появился свой первый художник. По инициативе Константина Высоцкого, Николай Чукмалдин перевёз из Туринска в Тюмень и обустроил талантливого художника Ивана Александровича Калганова. Калганов писал портреты тюменцев, а также шуточные карикатуры на друзей и «особо» отличившихся городских чиновников. Художественные альбомы Калганова, а также тобольского художника Михаила Степановича Знаменского также печатались в типографии Константина Высоцкого. Цитата Николая Чукмалдина: «Всё, что было замечательного, вышедшего из-под его кисти и карандаша, собрано мною в коллекцию и передано в Тюменское реальное училище (прим. в Музей Словцова при Александровском реальном училище). Со временем потомки наши, вероятно, будут любоваться на его создания и оценять их более достойным образом, чем современники».

Но не только местное искусство попадало в коллекции тюменских меценатов – в те годы Тюмень стала пристанищем уникального полотна, первой и единственной на тот момент картины, посвящённой дуэли Пушкина и Дантеса. Картину «Последний выстрел А.С. Пушкина» в 1869 году, в честь 70-летия со дня рождения Александра Сергеевича, написал петербургский живописец Андриан Маркович Волков. Уникальности холсту добавляет ещё и то, что консультантом Волкова при написании картины был свидетель того события, секундант Пушкина, Константин Карлович Данзас. В скором времени картину приобрёл в свою коллекцию Константин Николаевич Высоцкий, и до конца века она украшала интерьеры его тюменского особняка.

Вспыхнув ярко в 1870-ые годы первой газетой, первым музеем и первым талантливым художником, тюменская культура на последующие несколько лет ушла в затишье. Разумеется, определённая культурная жизнь в городе протекала – продолжал действовать «Клуб приказчиков», а значит, как минимум, устраивались периодические литературно-музыкальные вечера, продолжала выходить газета, а значит, что-то около художественно-литературное там, возможно, да печаталось. Но таких ярких культурных событий, как в 1879 году, в Тюмени больше пока не происходило.

Энтузиазм, с которым Высоцкий, Чукмалдин и другие добровольцы взялись поднимать с колен тюменскую культуру, возможно, объясняется их молодостью. Перед «Клубом приказчиков» они входили в неформальное тюменское объединение «Молодая Сибирь» - кружок по творческим и политическим интересам, а на момент создания «Клуба» в 1869 году, Константину Высоцкому было 39 лет, Николаю Чукмалдину 33 года, Андрею Текутьеву 30 лет. Молодые, успешные люди, полные сил в душе и денег в карманах и думающие не только об оных карманах, но и развитии родного города, настоящие «волонтёры культуры» своего времени.

Следующая яркая волна культурного развития захлестнула Тюмень в 1890-ые – 1910-ые годы. Тем самым переведя тюменцев от пролога непосредственно к основному акту, диалогу Серебряного века культуры с Тюменью, так сказать в соответствии с общепринятой хронологией оного явления в общероссийском масштабе – конец XIX – начало XX веков.

Символично начало непосредственно Серебряного века в Тюмени можно отсчитывать с 1890 года. А символизм в том, что в 1890 году Тюмень посетил писатель Антон Павлович Чехов. Господин Че был в Тюмени проездом, очень торопился и поэтому задержался всего на несколько часов. К сожалению, в это время не вошли культурные мероприятия и творческие встречи с участием тюменцев – Антон Павлович наскоро забежал на почту, отправил письма и телеграммы родным и друзьям, после чего заскочил на рынок, закупил продуктов в дорогу, и, наняв новых извозчиков, отправился дальше на Сахалин.

Кстати, продукты с маркой «Покупаем тюменское» были популярны и тогда, но вот Чехову на рынке видимо попались недобросовестные продавцы, цитата из путевого дневника писателя: «В Тюмени я купил себе на дорогу колбасы, но что за колбаса! Когда берёшь кусок в рот, то во рту такой запах, как будто вошёл в конюшню в тот самый момент, когда кучера снимают портянки. Когда же начинаешь жевать, то такое чувство, как будто вцепился зубами в собачий хвост, опачканный в дёготь. Тьфу».

И вслед за Чеховым, с началом нового акта, на сцену тюменской культуры выходят и новые персонажи, новые региональные культурные хедлайнеры – издатель и музыкант Алексей Максимович Афромеев и купец и меценат Андрей Иванович Текутьев.

Афромеев, по профессии бухгалтер, а по состоянию души музыкант, играл на гитаре и поэтому посвятил любимому творческому делу большую часть своей жизни. Будучи другом Людмилы Константиновны Высоцкой, дочери Константина Николаевича, унаследовавшей издательский бизнес отца, Афромеев печатал в её типографии, все свои музыкально-литературные деяния.

В 1898-1917 годах Алексей Максимович выпускал серию учебных пособий «Заочные уроки игры на гитаре», в 1906-1910 годах совместно с Людмилой Высоцкой первый тюменский музыкальный журнал «Гитарист», впоследствии «Музыка гитариста», а в 1911-1918 годах музыкальный журнал «Аккорд – вестник гитары и других народных инструментов».

В музыкальных журналах Афромеева публиковались статьи по технике игры, музыкальному самообразованию, исторические очерки, биографии музыкантов, в качестве приложения к журналу выходили ноты.
 
Благодаря стараниям Алексея Максимовича, тюменцы в короткое время через одного стали гитаристами – от трёх дворовых аккордов, до профессиональных симфонических композиций, а Тюмень превратилась в один из ведущих музыкальных центров России, являясь единственным городом в России, с массовым обучением игры на гитаре.

В 1909 году Афромеев выкупил типографию у Высоцкой и начал выпускать уже не только музыкальную литературу, но и социально экономические газеты и журналы, в частности, газету «Сибирский торговый посредник» и журнал «Ермак».

Также Алексей Максимович единственный на тот момент в Тюмени торговал музыкальными инструментами в своём книжно-музыкальном магазинчике «Сибирская лира», а в свободное от издательства и торговли время собирал уникальную коллекцию народных и старинных музыкальных инструментов и древних и не очень музыкальных рукописей.

В отличии от Алексея Максимовича Афромеева, Андрей Иванович Текутьев, был человеком не столь музыкальным, и даже больше – с первым у него были, мягко говоря, несколько натянутые, как басовая гитарная струна, отношения, за, мягко говоря, ироничные публикации музыканта о купце. Но, именно с Текутьевым связаны ещё несколько ярких событий в культурной истории Тюмени.

Будучи преуспевающим рублёвым миллионером и входя в рейтинг богатейших людей России, Андрей Иванович не скупился на меценатство и щедро жертвовал средства на развитие родной тюменской культуры. В 1892 году на средства Текутьева был построен первый тюменский театр, а в 1899 году первая тюменская библиотека.

В театре Текутьева ставилась как мировая классика, например, «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма, «Отелло» Уильяма Шекспира и «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, так и пьесы местных литераторов, в частности, «Сибирский Риголетто» Надежды Константиновны Лухмановой и «Сброшенные оковы» Петра Александровича Рогозинского.

Цитата из журнала Алексея Афромеева «Ермак» о пьесе Рогозинского: «В Тюмени им написана драма «Сброшенные оковы», отличающаяся большими сценическими достоинствами и прекрасным языком, сыгранная в Тюмени, несмотря на цензурные урезки и слабый состав исполнителей, с большим успехом». Что интересно, рукопись пьесы позже была обнаружена в личной библиотеке Льва Николаевича Толстого, с надписью на титульном листе: «Великому писателю земли русской, дивному источнику правды — графу Льву Николаевичу Толстому посвящает труд свой автор. Тюмень, 1908, август». Скорей всего, пьесу Пётр Александрович подарил Льву Николаевичу на 80-летний юбилей.

Также в театре выступали приглашённые Андреем Ивановичем гастролёры – как театральные труппы, так и деятели других видов искусства. Оперные певцы – Владимир Иванович Касторский, солист Мариинского театра и Андрей Маркович Лабинский, в юные годы учившийся в Тюменском Александровском училище и певший в хоре Знаменского храма. Кинорежиссеры - в 1902 году Текутьев организовал первый в Тюмени кинопоказ, пригласив француза Ж. Дерсена с короткометражными чёрно-белыми фильмами. Поэты – в 1915 году Андрей Иванович пригласил в Тюмень звезду серебряного века русской поэзии Константина Дмитриевича Бальмонта.

В отличии от визита Антона Павловича Чехова, визит Бальмонта в культурную историю Тюмени вошёл более плодотворно. Константин Дмитриевич жил в Тюмени два дня – провёл авторский поэтический вечер в доме купца Степана Ивановича Колокольникова и выступил с лекцией «Поэзия как волшебство» в театре Андрея Ивановича Текутьева.

На лекцию Бальмонта собралась вся тогдашняя городская интеллигенция, учащиеся городских школ и вообще все неравнодушные к литературе тюменцы. Зал театра был набит до отказа, все хотели узнать сокровенные тайны искусства стихосложения. Что интересно, лекция, а точнее пиар-кампания ей предшествующая могла быть сорвана: афиши с информацией о выступлении поэта были поклеены на афишные тумбы и тюменские заборы на мучной клейстер – и козы, по обыкновению, гулявшие по улицам города (тогда ещё видимо был актуален лозунг «Тюмень столица деревень»), учуяли муку и моментально обгрызли все афиши, по принципу ни съем, так понадкусаю. На этот козий вандализм и анти-литературную акцию Константин Дмитриевич иронически ответил: «Меня знает вся Россия, а на Урале даже козы – отъявленные бальмонтистки».

Символично, Тюмень вошла в строки Бальмонта и в поэтическое наследие Серебряного века под красивым и романтичным именем «Сибирский Опал»:

Я мечусь вокруг Урала,
Но ещё настанет день,
И Сибирского опала
Свет блеснёт: мой путь – в Тюмень…

И от Бальмонта к Пушкину, от тетра к библиотеке, построенной в Тюмени в честь 100-летия со дня рождения Солнца русской поэзии. Выступая в 1899 году на заседании Тюменской городской Думы и рассматривая вопрос о порядке празднования в городе юбилея великого русского поэта А.С. Пушкина, городской голова Андрей Иванович Текутьев обратился к собравшимся со следующими словами: «Мы собрались по случаю  заявлений многих лиц о необходимости открыть в Тюмени бесплатную народную публичную библиотеку, с наименованием её «Пушкинской», причём некоторые из них предлагают своё содействие к изысканию кредитов для осуществления библиотеки путём добровольной подписки и устройством любительских вечеров, и я, со своей стороны, также присоединяюсь к этим заявлениям и полагаю, что городская Дума, вероятно, тоже не откажется».

Сказано – сделано, Городская Дума утвердила доклад Текутьева и перечень мероприятий, с ним связанных: «Накануне праздника Вознесения Господня, отслужить панихиду по усопшему писателю Пушкину в Соборно-Благовещенской церкви… Для учащихся устроить литературное утро с угощением и выдачей книги сказок А.С. Пушкина… При общедоступной плате за вход устроить любительский спектакль».

Деньги, вырученные от спектакля и пожертвований тюменцев, в основном купцов Текутьева и Чукмалдина, и пошли на создание первой публичной бесплатной библиотеки в Тюмени, разместившейся на первое время в театре Текутьева, а затем в отстроенном на его средства здании в Заречной части Тюмени, где она и находится поныне.

Кроме музыки, театра и библиотеки Серебряный век тюменской культуры отмечен также и развитием монументального искусства – архитектуры. Именно в эти годы у Тюмени появился свой талантливый архитектор – Константин Павлович Чакин. В 1905-1919 годах Константин Павлович создал в Тюмени десятки архитектурных объектов, единицы из которых сохранились до наших дней, став архитектурными памятниками города, например – Городская Текутьевкая больница, Ремесленное училище Текутьева и Коммерческое училище Колокольниковых.

Творениями Константина Павловича Чакина и визитом Константина Дмитриевича Бальмонта поэтично-монументально заканчивается почти эпичная полувековая история Серебряного века тюменской культуры. В 1917 году в России произошла Революция, затем Гражданская война 1917-1922 годов и установление новой советской власти – в истории Серебряного века, как российского вообще, так и тюменского в частности наступил эпилог, и спектакль завершился грустной минорной нотой.

В 1919 году при наступлении Красной армии на Тюмень, была уничтожена коллекция редких музыкальных инструментов и старинных музыкальных рукописей Афромеева, в 1920 году погиб и сам Алексей Максимович, сосланный новой властью на лесозаготовки, а в 1922 году сгорел театр Андрея Ивановича Текутьева.

Что очень символично обугленный, пепельный (=серебристый) театр разобрали на красные кирпичи и построили из них на месте театра жилой дом для тюменских рабочих. Таким образом, Серебряный век тюменской культуры символично и буквально был переплавлен, перестроен в Красный век культуры советской.

Что ещё более символично в этой тюменско-российской серебряно-красной пьесе – внук отца-основателя тюменской культуры Константина Николаевича Высоцкого, поэт Василий Васильевич Князев, выросший в Тюмени, в доме с той самой великой тюменской типографией под пристальным взглядом картины с Пушкиным, в молодости уехал в Санкт-Петербург (Петроград) и в будущем стал одним из наиболее ярких пролетарских поэтов.

***
2020 год


Рецензии