Как писатели Родину защищали

«Как писатели Родину защищали»

История и литература – память и душа народа. В истории России много героических событий, подвигов и побед. Много было войн, много доблестных воинов погибло, защищая Отчизну. И, если бы не история – мы бы не знали имён и подвигов, всех этих героев. И если бы не литература, мы бы не знали, какими душевными страданиями и прорывами за предел человеческих возможностей наполнены эти подвиги и память о них. Писателям, как художникам слова, дан дар живописно, во всех цветах, звуках и чувствах описать всё, что угодно, в том числе и войну. А если писатель был солдатом, то он пишет об этом ещё полноценней и живописней, на своём опыте узнав, что такое армейская служба и защита Родины.

Отечественная война 1812 года
Первая война, в которой русские писатели приняли непосредственное участие – это Отечественная война 1812 года, когда русский народ защищал Родину от французов.

И отрывает список литературных воинов герой Бородинского сражения – поэт Денис Васильевич Давыдов. Потомственный и кадровый военный, Денис Васильевич поступил на военную службу в 17 лет в кавалерийский полк, вот как он сам о себе пишет, вспоминая те дни: «Наконец привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпою». В 1803 году в 19 лет Давыдов получил звание поручика (лейтенанта) и написал первые стихи. Собственно, из-за своих политических стихов, поэт и угодил из столичного кавалерийского корпуса в гусарский полк в белорусских болотах.

В 1807 году Давыдова перевели в штаб командующего армией П.И. Багратиона. Незадолго до этого в одном из своих стихотворений Давыдов пошутил про длинный нос Багратиона, поэтому при встрече с командармом, до которого стихи дошли, поэт вышел из неловкой ситуации снова шуткой, сказав, что написал о носе командующего только из зависти, так как у самого нос очень маленький. Шутка Багратиону понравилась, и он часто, когда ему докладывали, что неприятель уже буквально «на носу», уточнял: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!». В 1807 году Давыдов участвует в русско-французских сражениях в Европе, особо отличившись в сражении при Прейсиш-Эйлау, в 1808 году сражается в Финляндии в ходе русско-шведской войны 1808-1809 годов, в 1809 году в Молдавии в ходе русско-турецкой войны1806-1812 годов.

Непосредственно перед началом Отечественной войны 1812 году Давыдову присваивают звание подполковника и назначают командиром гусарского кавалерийского батальона. К августу 1812 года французы подошли к деревне Бородино. Что интересно, знаменитая деревня, ставшая эпицентром героического сражения, была родовым имением Давыдовых. Именно поэтому поэт обратился к Багратиону с предложением организовать и возглавить партизанский отряд из местных жителей, которых Давыдов знал лично. Его идея нашла поддержку и был сформирован летучий отряд – рота кавалеристов и несколько десятков местных крестьян, под командованием Давыдова. Отряд наносил ощутимый урон французской армии, громя и перехватывая обозы с боеприпасами и провиантом. Наполеон возненавидел партизанский отряд Давыдова и создал для его ликвидации полк специального назначения – 2000 отборных кавалеристов, но поэт-партизан укрупнил свой отряд, заманил французов в засаду и пленил.

Изгнав французов из России в декабре 1812 года, русская армия преследовала их вплоть до Парижа. В ходе этого заграничного похода 1813-1814 годов, Давыдов отличился в знаменитой Битве народов под Лейпцигом в 1813 году. В Россию из похода поэт Давыдов вернулся в звании генерал-майора.

Отдав ещё несколько лет военной службе, Давыдов выходит в отставку и полностью посвящает себя литературный деятельности – созидает новые сборники стихов и книгу мемуаров «Дневник партизанских действий», как пишет поэт: «Я теперь пустился в записи свои военные, пишу, пишу и пишу. Не позволяют драться, я принялся описывать, как дрались. Я переделываю мой партизанский опыт. Я думаю, что это сочинение не потонет в лете и бесполезно не будет».

И следующий герой Бородино – поэт Василий Андреевич Жуковский. Прибыв в армию в августе 1812 года в звании поручика (лейтенант), он принял участие в Бородинском сражении. Затем служил в штабе командующего армией М.И. Кутузова. Осенью 1812 году поэта направили в Орёл для организации госпиталей, в которые предстояло эвакуировать несколько тысяч раненых солдат.

В октябре 1812 года Жуковский посетил разорённую французами Москву и написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое скоро стало популярным в армии, после чего по заказу командования армии поэт написал ещё несколько агитационно-патриотических стихов, по сути являясь политруком штаба. Успехи Жуковского как пропагандиста и личное мужество, проявленное под Бородином, были отмечены Орденом Святой Анны и званием штабс-капитана (старший лейтенант).

Ещё один литературный участник Отечественной войны 1812 года – поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Вундеркинд, выпускник трёх факультетов Московского университета решил отличиться ещё и на поле боя и в 17 лет в звании корнета (прапорщика) поступил на службу в Московский гусарский полк. Впечатления от военной службы запали в душу молодого корнета, и он ещё долго вспоминал о месяцах службы, посвятив им одни из первых своих произведений, например, исторический очерк «О кавалерийских резервах», как пишет поэт: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный».

Писатели, как прошедшие Отечественную войну 1812 года, так и не принимавшие в ней участия, отразили её героические сражения в своём творчестве. Из наиболее известных, можно назвать такие произведения как:

- стихотворение «Бородинское поле», написанное Денисом Васильевичем Давыдовым в 1829 году;

- стихотворение «Бородинская годовщина», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году;

- стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году;

 - и многотомный исторический роман-эпопея «Война и мир», написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863-1869 годах и повествующий о боевых действиях, и во многом раскрывающий особенности русского общества той эпохи, и довольно живописные пейзажи русской и не только русской природы. Что интересно, прототипом персонажа Николая Ростова послужил отец Льва Толстого – подполковник Николай Ильич Толстой, участник заграничного похода русской армии и один из героев Битвы народов под Лейпцигом.

Кавказская война 1817-1864 годов
И только подписан мирный договор с Францией в 1814 году, как в скором времени для России начинается новая война – Кавказская война 1817-1864 годов, затянувшаяся на полвека и состоящая как из боевых действий непосредственно на Кавказе, так и переплетающаяся с отдельными войнами в этом регионе, в частности – русско-персидская война 1826-1828 годов, русско-турецкая война 1828-1829 годов, и Крымская война 1853-1856 годов.

Обзор писателей этой войны открывает тот, кто закрывал обзор предыдущей – поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов. В 1818 году, поступив на дипломатическую службу, поэт был направлен в столицу Персии Тегеран для участия в нормализации российско-персидских отношений, затем несколько лет служил в Грузии дипломатическим секретарём в штабе армии генерала А.П. Ермолова.

В штабе армии Грибоедов встретил единомышленника и друга, собрата по перу – в 1821-1822 годах адъютантом штаба по особым поручениям служил поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер, вынужденный оставить службу после дуэли с родственником генерала Ермолова. В 1823 году в отставку подал и Грибоедов, поэт уехал на Родину дописывать пьесу «Горе от ума», начатую ещё на Кавказе.

В 1825 году Грибоедова приглашают обратно на службу, и он вновь уезжает на Кавказ, учит восточные языки – грузинский, арабский, турецкий и персидский и пишет политические стихи «Хищники на Чемгеме», за которые на несколько месяцев оказывается в Петербургской тюрьме. В 1826 году Грибоедов был оправдан, восстановлен на службе и направлен обратно на Кавказ.

Во время русско-персидской войны 1826-1828 годов поэт курировал дипломатические переговоры с персидским правительством и подписание мирного договора. За успешное заключение мира Грибоедов был назначен послом России в Персии, на этой должности поэт и погиб, когда, несмотря на мирное соглашение, на русское посольство в Тегеране было совершено нападение.

И ещё один Александр Сергеевич Кавказской войны и друг Вильгельма Карловича Кюхельбекера – светило русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин. В 1829 году поэт добровольно пребыл на фронт русско-турецкой войны и поступил на военную службу. Но командующий фронтом генерал И.Ф. Паскевич, зная о личном знакомстве поэта с императором Николаем I и не желая брать на себя ответственность в случае гибели такого высокого человека, настоятельно рекомендовал Пушкину оставить службу, что тот и в этом же 1829 году и сделал, уехав сначала в Тифлис в Грузию, и затем в Москву. Ещё до поездки на Кавказ, Александр Сергеевич в 1822 году опубликовал поэму «Кавказский пленник», посвящённую событиям Кавказской войны.

Из-за стихов, посвящённых гибели Александра Сергеевича Пушкина, оказался на Кавказе и ещё один поэт – Михаил Юрьевич Лермонтов. В 1834 году поэт закончил кавалерийское военное училище и в звании корнета (прапорщик) был направлен на службу в столичный гусарский полк, но, как и Давыдов, написал стихи политического содержания и в 1837 году был переведён служить на Кавказ.

Во время службы Лермонтов написал свои знаменитые поэмы «Демон» и «Мцыри» и начал учить азербайджанский язык, или как тогда говорили татарский закавказский, как пишет поэт: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, — да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться…». Спустя несколько месяцев императорский гнев сменился на милость, и поэт вернулся в Москву.

Повторно на Кавказ Лермонтов был переведён в 1840 году за участие в дуэли. Вторая ссылка на Кавказ кардинально отличалась от того, что было тремя годами раньше: тогда это была больше приятная прогулка, позволившая поэту знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать, теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с передовой и задействовать его в боевых действиях. Во время этой ссылки Лермонтов написал роман «Герой нашего времени» и выпустил свой первый сборник стихов. Здесь же на Кавказе поэт и погиб в 1841 году, правда не в бою, которых он прошёл не мало, а на очередной дуэли.

Любая война требует не только отважных воинов, но и умелых докторов, лечащих раненых. И здесь русские писатели также оказались востребованными. Писатель и автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль, будучи доктором по образованию участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов на дунайском фронте и показал себя как грамотный военный врач, спасший не одну сотню жизней русских солдат.

С кавказского фронта передислоцируемся на ещё один фронт этой полувековой войны – балтийский. Здесь в Эстонии в войсках береговой охраны служил поэт Афанасий Афанасьевич Фет, охранявший эстонское побережье от возможного морского десанта Англии, союзника Турции в ходе Крымской войны 1853-1856 годов. В 1858 году поэт вышел в отставку в звании штабс-капитана (старший лейтенант).

Ещё один участник Крымской войны 1853-1856 годов, ветеран обороны Севастополя, автор упомянутого выше романа-эпопеи «Война и мир» – Лев Николаевич Толстой. Классик русской литературы, великий русский писатель, а в те далёкие годы ещё пока беззаботный представитель золотой молодёжи золотого века, любитель девушек, вина и карт видимо устав от безудержного веселья и бесконечных тусовок в 1851 отправился на Кавказ, навестить служившего там старшего брата Николая. Старший брат провёл с младшим воспитательную беседу на тему как вообще можно было докатиться до такой жизни, и в итоге Лев Николаевич также поступил на службу – осенью 1851 года Толстой был зачислен юнкером (прапорщиком) в артиллерийскую бригаду в Кизляр в Дагестане.

Здесь Лев Николаевич написал повесть «Казаки» и «Детство», первую часть своей автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Отслужив на Кавказе два года и выучив, для разнообразия, кумыкский язык, писатель в 1853 году с началом Крымской войны перевёлся в Дунайскую армию, сражался на Балканах, а затем перевёлся в Севастополь в Крым.

В Севастополе Толстой командовал артиллерийской батареей, участвовал в обороне Севастополя, в сражении у Чёрной речки и в обороне Малахова кургана. Толстой, как храбрый офицер имел все шансы на военную карьеру, но несколько сатирических стихов, в короткое время ставших популярными солдатскими песнями решили его карьерный вопрос. Например, песня «Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать», имевшая огромный успех у солдат и высмеивающая некоторых генералов, стала причиной добровольно-принудительной отставки писателя с военной службы в 1856 году в звании поручика (лейтенант). Находясь в Севастополе, Лев Николаевич написал несколько рассказов, составивших позже сборник «Севастопольские рассказы».

Первая мировая война 1914-1918 годов
В 1914 году Россия была втянута в Первую мировую войну. Писательское сообщество отреагировало на военные события воодушевлённо. Как говорится, только ленивый в эти годы не писал стихов о войне. И не только высоко-патриотичной поэзией ограничилось дело – многие российские поэты служили в армии, и некоторые принимали непосредственное участие в боевых действиях.

Так, Николай Степанович Гумилёв, несмотря на право не служить, записался в армию добровольцем и в 1914-1917 годах в составе кавалерийских частей один из немногих российских поэтов воевал на фронте. Видимо в армию поэт сбежал от наскучившей петербургской светской «тусовки» и начавшей давать трещины семейной жизни. Все африканские путешествия были уже позади, а тут хоть какое разнообразие и адреналин. Совершив не один подвиг в составе взвода конной разведки, и дослужившись от рядового до прапорщика, Николай Степанович вернулся с войны, награждённый двумя Георгиевскими крестами.  И вот как о Гумилёве на войне отзывается, его коллега писатель Александр Иванович Куприн: «Мало того, что он добровольно пошёл на современную войну - он - один он! умел её поэтизировать».

Сам Куприн, выпускник пехотного училища, кадровый военный, поручик (то есть старший лейтенант), в 1914 году в своём доме в Гатчине организовал госпиталь для раненых солдат и, оставив госпиталь на попечении супруги, отправился командовать пехотной ротой в Финляндии.

Ещё два писателя-пехотинца Первой мировой войны – это Бенедикт Лившиц и Велимир Хлебников. Они оба были приписаны Царицынскому пехотном полку. После чего, Лившиц был отправлен на фронт, воевал, был ранен и также вернулся с Георгиевским крестом. Вот как Корней Чуковский вспоминает о проводах Лившица на фронт: «Помню, мы втроём, художник Анненков, поэт Мандельштам и я, шли по петербургской улице в августе 1914 года – и вдруг встретили нашего общего друга, поэта Бенедикта Лившица, который отправлялся (кажется, добровольцем) на фронт. С бритой головой, в казённых сапогах он – обычно щеголеватый – был неузнаваем. За голенищем сапога была у него деревянная ложка, в руке глиняная солдатская кружка. Мандельштам предложил пойти в ближайшее фотоателье и сняться (в честь уходящего на фронт Б.Л.)». Рядовой Велимир Хлебников, в отличии от ефрейтора Лившица на фронт не попал и был оставлен в запасе и вот как он отзывается о своей службе в армии: «Ад перевоплощения поэта в лишённое разума животное. Как солдат я совершенно ничто, у поэта свой сложный ритм».

И ещё один писатель-пехотинец, участник боевых действий Первой мировой войны – Михаил Михайлович Зощенко. Бросив университет, поступив добровольцем в пехотное училище и закончив там ускоренные курсы, Зощенко в 1915-1917 годах воевал, командуя пулемётной ротой. Был неоднократно ранен, в том числе в кровопролитных боях при обороне Сморгони в Беларуси, когда от 16-тысячного города остались руины и 130 выживших людей. Как пишет Зощенко: «В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней». Писатель закончил войну в звании поручика (старшего лейтенанта) с орденами Святой Анны и Святого Владимира.

Там же под Сморгонью, получившему прозвище «мёртвый город» в составе артиллерийской батареи воевал Валентин Петрович Катаев. Был несколько раз ранен, дослужился до прапорщика и вернулся домой с двумя Георгиевскими крестами, как вспоминает писатель: «Теперь я был свободен и мне не угрожала ежеминутная смерть. Мои руки стыли в лайковых офицерских перчатках, полученных мною совсем недавно. Надо было бы радоваться, что война для меня кончилась так благополучно: всего одна контузия, пустяковое отравление газами и ранение в бедро. Тем не менее мне было грустно». Также в артиллерийской бригаде, после ускоренных курсов военного училища в звании поручика служил и будущий детский писатель Виталий Валентинович Бианки.

И следующий род войск, который осенили вниманием русские писатели – инженерные войска. Александр Александрович Блок в 1916-1917 годах командовал инженерной ротой, занимавшейся возведением оборонительных сооружений, блиндажей и окопов в прифронтовой полосе в Беларуси. Воевавший к тому времени Николай Гумилёв пишет о Блоке: «Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьёв». Александр Александрович, говоря о своей службе и отвечая в том числе и на этот вопрос, пишет так: «Я не боюсь шрапнелей. Но запах войны и сопряжённое с ней – есть хамство». Также в инженерных войсках, в электротехническом батальоне в звании прапорщика служил поэт Всеволод Рождественский.

От инженерных войск перейдём к автомобильным подразделениям. Два поэта служили в автомобильных ротах – Владимир Владимирович Маяковский и Вадим Габриэлевич Шершеневич. Так в 1914 году Маяковский пытался записаться в добровольцы, но ему отказали ввиду политической неблагонадёжности, но в 1915-1917 годах поэт всё-таки прошёл военную службу в Петроградской автомобильной роте в звании рядового, в должности чертёжника. В автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне - надо её видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности».

Но, наверное, одной из самых популярных служб, куда можно было пристроить писателей, была медицинская служба. Сергей Александрович Есенин в 1916-1917 годах служил санитаром в Царскосельском санитарном поезде, вывозившем раненых с фронта в царскосельские госпиталя. Кроме помощи раненым, поэт во время службы также успевал проводить для бойцов концерты. Именно в годы службы поэт выпустил свой первый сборник стихов «Радуница». О войне Есенин пишет следующие слова: «Я при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически совершенно чужд. У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему «гром победы, раздавайся».

Как и Есенин, санитарами санитарных поездов служили Дмитрий Андреевич Фурманов и Константин Георгиевич Паустовский, встретивший там свою супругу. Фельдшером на фронте служил и закончивший фельдшерскую школу поэт Демьян Бедный. Также здоровье раненых бойцов поправлял имевший медицинское образование и служивший военным врачом Михаил Афанасьевич Булгаков. В том числе, писатель участвовал в Брусиловском прорыве – одном из крупнейших сражений Первой мировой войны, впечатления от службы Булгаков изобразил в сборнике рассказов «Записки юного врача».

Кроме медицинских задач, писателям чаще всего ставилась и другая немаловажная задача, с которой они в силу своего профиля и навыков справлялись эффективно – это освещение военных событий и героических побед русской армии в прессе. Военными корреспондентами фронт посещали, общались с бойцами и всё подробно описывали – Валерий Яковлевич Брюсов, Алексей Николаевич Толстой, Сергей Митрофанович Городецкий и Михаил Михайлович Пришвин. Вот, например, как возвышенно, пишет Брюсов в 1914 году в газете «Голос Москвы»: «Будем верить в победу над германским кулаком. Славянство призвано ныне отстаивать гуманные начала, культуру, право, свободных народов».

Те русские писатели, которые в силу пола или возраста не могли принять участия в войне в качестве военнослужащих, приняли участие в качестве волонтёров гуманитарной и медицинской помощи. Например, поэтесса Анна Андреевна Ахматова выступала со стихами для раненых солдат в петербургских госпиталях, а Зинаида Николаевна Гиппиус отправляла солдатам на фронт кисеты с табаком, с вложенными в них письмами с тёплыми ободряющими солдата словами и простенькими стихами в народном стиле, которые поэтесса писала от лица разных женщин. Поэт Константин Дмитриевич Бальмонт в 1915 году организовал благотворительные гастроли для сбора средств в пользу раненых солдат.
 
И закончим обзор участия русских писателей в Первой мировой войне довольно интересной цитатой. Поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин встретил войну в Швейцарии в городе Дорнах, где он вместе с Андреем Белым и с единомышленниками из семидесяти стран начал строить Храм Святого Иоанна, призванный сплотить людей всего мира. Сохраняя верность своим миротворческих воззрениям, Волошин отказывается принимать участие в войне и не возвращается в Россию по требованию правительства, а уезжает во Францию, написав военному министру России следующее, цитата: «Я отказываюсь быть солдатом, как Европеец, как Художник, как Поэт. Как Европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участия в братоубийственной и междоусобной войне. Как Художник я не могу принять участия в деле разрушения форм, и в том числе самой совершенной - храма человеческого тела. Как Поэт, я не имею права подымать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание».

Великая Отечественная война 1941-1945 годов
Теперь перенесёмся на четверть века вперёд и перейдём к следующей войне с участием русских, тогда уже советских писателей – к Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта война создала новое явление в русской литературе – писатели фронтовики. Те люди, которые не планировали стать писателями, или находились в начале своего творческого пути, пройдя войну и научившись ценить жизнь, красоту и мир, стали после войны новым поколением русских писателей, создавших такие направления в отечественной литературе, ставшие популярными на несколько десятилетий, как лейтенантская проза и фронтовая поэзия.

Это десятки новых имён в литературе, например, такие классики как – Борис Николаевич Полевой, Юрий Васильевич Бондарев, Борис Львович Васильев, Александр Трифонович Твардовский, Константин Михайлович Симонов, Эдуард Аркадьевич Асадов, Булат Шалвович Окуджава, Юлия Владимировна Друнина, Ольга Фёдоровна Берггольц.

И начнём с суровой лейтенантской прозы. Такое название литературное направление получило, потому что в большинстве своём авторы-писатели этого направления закончили войну в младших офицерских званиях – младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан.

Юрий Васильевич Бондарев, автор повести «Батальоны просят огня» и романа «Горячий снег», в годы войны закончил ускоренные курсы пехотного училища и служил командиром миномётного расчёта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, был несколько раз ранен. Закончил артиллерийское училище и в звании младшего лейтенанта демобилизовался и поступил в Литературный институт имени Горького.

Борис Львович Васильев, автор повести «А зори здесь тихие» и романа «Не стреляйте в белых лебедей», в начале войны воевал в истребительном батальоне, затем в воздушно-десантной дивизии. После ранения демобилизовался закончил военно-инженерную академию, из армии уволился в 1954 году в звании капитан.

Борис Николаевич Полевой, автор повести «Повесть о настоящем человеке», начал боевой путь военным корреспондентом в 1939 году на фронте советско-финской войны, в годы Великой Отечественной войны был военкором газеты «Правда». Умел управлять самолётами, например, неоднократно совершил боевые вылеты на бомбардировщиках. Войну закончил в звании подполковник.

Александр Трифонович Твардовский боевой путь начал в 1939 году военным корреспондентом на фронте советско-финской войны. В годы Великой Отечественной войны Твардовский трудился в Воронеже редактором фронтовых газет «Красная Армия» и «Красноармейская правда», в которых и публиковал отдельные главы своей знаменитой поэмы «Василий Тёркин», также поэт выезжал на фронт в качестве военкора и для выступлений со стихами перед бойцами. Войну Твардовский закончил в звании подполковника.

Также немного раньше начала Великой Отечественной войны свой боевой путь начал ещё один поэт и военный корреспондент, автор стихов «Жди меня, и я вернусь» – Константин Михайлович Симонов. В 1939 году он был военкором во время советско-японских боёв на Халкин-Голе в Монголии. В 1941-1945 годах был военкором газет «Известия», «Боевое знамя» и «Красная звезда», как выезжая на фронт, так и находясь в оккупированной Одессе. Поэт побывал на всех фронтах и закончил войну в звании подполковника. Кстати, именно Симонов уже после войны в 1975 году в честь 30-летия Победы снял документальный фильм «Шёл солдат», повествующий о боевом пути героя, ветерана и тюменского писателя Хабибуллы Хайрулловича Якина.

Бард и поэт Булат Шалвович Окуджава воевал рядовым в миномётном подразделении, защищая родное Закавказье, а затем радистом в артиллерийской бригаде. Был ранен, награждён медалью «За оборону Кавказа». Наверное, многие знают одни из самых популярных песен Окуджавы – «Ваше благородие, госпожа Удача» из кинофильма «Белое солнце пустыни» и «Нам нужна одна Победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».

Ещё один герой-артиллерист с кавказскими корнями – поэт Эдуард Аркадьевич Асадов. Служил миномётчиком, затем на артиллерийской батарее реактивных установок «Катюша» на Кавказском фронте, а затем на западных фронтах, был тяжело ранен в голову, выжил, но потерял зрение. Демобилизовался в звании лейтенант с Орденом Красной звезды. После войны закончил литературный институт Горького и выпустил первый сборник стихов «Светлая дорога».

Кстати, «Катюша» – это народное прозвище боевых машин реактивной артиллерии с не совсем поэтичным именем «БМ-13». Предположительно прозвище произошло от индекса «К» на корпусах миномётов, что значило завод Коминтерна, который народное творчеству увязало с популярной у солдат песней «Катюша».

Юлия Владимировна Друнина. Поправив себе в документах возраст на год постарше, девушка в 16 лет ушла добровольцем на фронт, служила санитаром, была ранена и направлена в эвакуация в Тюменскую область в посёлок Заводоуковск, куда перевезли авиационный завод и авиационное училище, в котором преподавал её отец. Из Заводоуковска поэтесса зимой ходила пешком за 20 километров в соседний Ялуторовск и просилась на фронт, так она ходила несколько раз, пока её не услышали и не отправили на курсы медсестер и оттуда на фронт. Была несколько раз ранена и в 1944 году вернулась в Москву и поступила в Литературный институт имени Горького, который после войны закончило большинство писателей фронтовиков. За боевые заслуги награждена медалью «За отвагу» и Орденом Красной звезды.

И ещё одна поэтесса и женщина, в своей отваге и способности защищать Родину, ничем не уступающая мужчинам – Ольга Фёдоровна Берггольц. Девушка вошла в историю как «голос блокадного Ленинграда» – имея возможность уехать в эвакуацию, она осталась в Ленинграде и каждый день по радио обращалась к людям со словами ободрения и поддержки. Также именно Берггольц является автором известных строк «Никто не забыт, ничто не забыто». Награждена медалью «За оборону Ленинграда».

И закончим наш исторический обзор писателей-защитников Родины, знакомством с таким явлением Великой Отечественной войны, как «писательская рота». Летом 1941 года для защиты столицы Родины была сформирована специальная дивизия народного ополчения из трудящихся Москвы и Московской области. Дивизия была сформирована полностью из добровольцев, число бойцов дивизии составило 7000 человек. Трудящихся одного коллектива старались направлять в одно подразделение, для повышения их боевой слаженности. Так, в ряду остальных, появились «учёная», «театральная», «музыкальная и «писательская» роты. Часть бойцов имела опыт службы в Красной Армии или обучалась владению оружием в стрелковых кружках, однако большинство были гражданскими лицами, в том числе не призванные в армию по состоянию здоровья, но желающими защищать Отчизну. Писательской стала 3-я рота 1-го батальона 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. В писательской роте служили преимущественно профессиональные литераторы – писатели, переводчики, литературные критики.

Писательская рота в составе своей дивизии приняла участие в одном из крупнейших сражений Великой Отечественной – в битве за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года. Дивизия, защищая столицу Отечества, оказала отчаянное сопротивление превосходящим силам врагам, не одну сотню подвигов совершили писатели и другие герои-защитники, ценой своих жизней отстоявшие Москву. В ходе ожесточённых кровопролитных боёв писательская рота, как и в целом дивизия, была почти полностью уничтожена, в живых остались единицы.

Например, Эммануил Генрихович Казакевич, первый переводчик на русский язык итальянской сказки «Приключения Пиноккио» и автор повести «Звезда», позже лёгшей в основу популярного одноимённого фильма о советских разведчиках, и Александр Альфредович Бек, художественно изобразивший героическую оборону Москвы в романе «Волоколамское шоссе», о котором Константин Симонов написал следующее: «Среди правд, написанных всеми нами о войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека «Волоколамское шоссе», это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей литературе».

Интересный факт, в 1950-1970 годы роман «Волоколамское шоссе» был включён в образовательные программы и списки обязательного прочтения в армиях Германии (ГДР), Финляндии, Израиля и Китая, а известный латиноамериканский революционер Эрнесто Че Гевара называл «Волоколамское шоссе» своей настольной книгой и постоянно носил её с собой.

На этой ноте, мы и закончим наше знакомство с писателями-защитниками Родины, и пусть над нашими головами будет только мирное небо, а русские писатели, русская литература, как и для команданте Че, станут для нас настольными книгами, проводниками в прошлое, просветителями настоящего и учителями будущего.

***
2020 год


Рецензии