Официант. Собирательный образ адепта Москвы кабацк

Наденьте брюки п/ш. Обуйтесь в туфли, дешёвые, без эргономики, любая обувь «проживёт» в лучшем случае месяца три, будь она хоть за пятак, хоть за четвертак, а потом, как-то внезапно и неожиданно, сдохнет, разинув душную пасть и выставляя на вид всю подноготную в прямом смысле слова. Наденьте футболку, плотную, чтобы пот впитывала, на неё рубашку, поверх фартук, тоже п/ш. Не забудьте маску и резиновые перчатки, времена сами знаете какие... И на четырнадцать часов за борт, на 30 градусов тепла по Цельсию. Теперь Вы официант элитного московского ресторана.

Присесть никуда нельзя. Персонал не имеет права бросить свои ржаные булки на августейшие стулья. Это не по этикету. Облокотиться на что-либо в клиентской зоне - приговор. В курилке тоже присесть не на что, потому, что оборудовать курилку затратно, а ресторан и так не приносит достаточной прибыли. Ни один бизнес никогда не приносит достаточной прибыли. Прибыли, достаточной для буржуина. Буржуины никогда не смогут досыта нажраться. Это против их природы. Посему - курим стоя, только испросив разрешения у вышестоящего, если успеваем, не успеваем - не курим, не сидим в любом из случаев.

Коллектив постоянно оптимизируется, количество персонала уменьшается, объём работ растёт. На смену метрдотеля, пришёл менеджер. Теодоро Лопе де Вега, сменяются Тартюфами Мольера. Вашего напарника уволили вчера, в его день рождения, за то, что ему исполнилось сорок пять. Все объяснения - профнепригодность, он стал работать медленнее. Вам - сорок семь, но Вы, что удивительно, всё ещё как-то выглядите, Вас знают многие клиенты, поэтому Вас здесь всё ещё держат, хотя и Вы сами уже «одной ногой», с такой же резолюцией. Вы официант элитного ресторана и попробуйте не успеть. Забавнее всего, когда на двенадцатом часу работы "не покладая противогаза", кто-нибудь из дорогих, вливших в себя грамм пятьсот «сингл-молта» клиентов, праздно решает проверить, образованный ли Вы человек или нет: «А какого цвета было платье Наташи Ростовой на балу у Евгения Онегина?»... «А Вы знаете, что они из разных произведений?»... «А Вы в школе вообще учились?» ... а Вы стоите, Вам банально нечем дышать, у Вас заливает потом глаза и Ваши мысли только о том, что у Вас ещё столика три, и что надо бежать, забирать блюда с кухни, пока не остыло, потому, что кроме Вас этого сделать некому, бежать ещё куда-то, бежать, бежать, бежать... а Вы не можете, нельзя прерывать вербальный контакт, это не по этикету... а если блюдо с кухни не забрать оно уйдёт в выбраковку и Вы его оплатите...

Да не учились Вы ни в школе, ни в двух ВУЗах, ни в аспирантуре, не являетесь вы членом союза писателей и союза журналистов. Вы - никто, звать Вас - никак, принеси, подай, пошёл вон отсюда. Включай "дурачка" - так проще, легче и быстрее. Увязнуть в беседе значит не успеть к другим столам. "Зашиться" - приговор. Быстрее, быстрее, быстрее...
И вздохнёт, чуть ли не пустит слезу пьяный клиент, и огласит своё мнение как вердикт - «Деградирует соотечественник! Умирает нация! Во всем виноват сами знаете кто...»

Зарплата у официанта - МРОТ. За минусом штрафов и разбитой посуды. Руки в перчатках теряют ловкость и посуда может выскользнуть. Оштрафовать могут по любому поводу за невыполнение распоряжения любого из вышестоящих, оспорить штрафы возможности никакой нет, но есть штраф за несоблюдение субординации. Хозяин Ваш считает, что у Вас хорошие чаевые, клиентура считает, что у Вас хорошая зарплата, Вы же в элитном ресторане работаете, посему известен консенсус - доход присутствует, правда с переменным успехом.

Если вдруг, что крайне редко, случается затишье, ни в коем случае не переводите дух! Вы что, отдыхать на работу пришли? Скорее берите тряпки и щетки и начинайте соблюдать санитарные нормы! Институт уборщиц и техников оптимизирован, на всё, про всё одна уборщица, которая тоже не успевает. На неё орут и орут, а она не успевает и не успевает.

А ведь, Вы заметили, что здесь все друг на друга орут? И Вы тоже. И на Вас. Официанты орут на поваров потому, что их, поваров, мало и они не успевают, повара орут на официантов потому, что клиент высосал из пальца собственный рецепт блюда и требует приготовить его точь в точь, клиенты орут на официантов потому, что не то, не так и не тогда, управленцы, которых человек пять(а уборщица одна) орут на всех потому, что им положено, им приспичило, у них работа такая, они за это зарплату получают. В итоге клиент получает свой заказ щедро удобренный всякого рода проклятьями - поварскими, барменскими, официантскими, менеджерскими... Это Вам не хлебы с молитвами на устах выпекать. Двадцать первый век, агрессивность мерило успешности...

И ещё: на период «непростых времён» Вас вынудили написать заявление «за свой счёт». Проверенная практика. В любом бизнесе. Куда ни ткни. Это ведь справедливо? Вы ведь на работе не были? Нет работы, нет выручки, нет зарплаты! Ноу мани, ноу хани! Незаменимых нет! Возвышенные корпоративные отношения!

Многие старые официанты уходят сами. Не на повышение. Из сферы вообще. Так получается, что стандарты обслуживания со временем меняются и делается упор на скорость и простоту. В фаворе - молодые, выносливые, неропотливые, не обременённые особенными профессиональными и правовыми навыками. Кадровый официант у которого лет пятнадцать стажа за плечами, для которого ресторан - театр, сейчас особо-то и не нужен. Так что задумайтесь! Может быть Вам, в свободное время, освоить какую-нибудь новую профессию? Пока ещё есть здоровье, время, и деньги не утекли окончательно?


Рецензии