Костромские реставраторы позапрошлого столетия

Павел Петрович Свиньин некогда написал: «Я горжусь тем, что подарил Отечеству: Власова, Гребенщикова, Слепушкина, Тропинина, Черепанова, Полякова»(Отечественные записки.- 1828.- Ч. XXXIV.- Кн. XCVI.- С. 176), хотя этот список до него безвестных провинциальных изобретателей, художников и поэтов на самом деле гораздо длиннее.
Одним из них, в частности, был крепостной крестьянин помещика Макарова, уроженец села Таракунина Чухломского уезда Костромской губернии Кирилл Васильевич Соболев (ок. 1770 – не ранее 1822), который в двенадцать лет, как Ломоносов, пешком отправился в Санкт-Петербург. «Всю дорогу до Петербурга, более 1000 верст, мальчик шел пешком, и по приходе тотчас же отдан был к одному бедному столяру, приятелю его отца… Летом того же года случились большие переделки в Зимнем дворце, и как придворный мастер Киммель требовал у хозяина его в поденьщики искуснаго и честнаго мальчика, то и отпущен был к нему маленький Соболев с платою по рублю в день. Киммель велел ему, во-первых, пересмотреть все мебели на половине Государыни Императрицы, переправить и перечинить все, что найдет в них испорченнаго»(Свиньин П.П. Письмо четвертое в Москву о Механике Соболеве // Отечественные записки.- 1822.- Ч. X.- Кн. XXVI.- Июнь.- С. 398-399). Впоследствии Соболев реставрировал также мебель Михайловского замка, а кроме того, изобрел оригинальные молотилку, веялку, водяной насос и выдвижную лестницу(Биографический словарь деятелей естествознания и техники.- М., 1959.- Кн. 2.- С. 230; Данилевский В.В. Русская техника.- Изд. 2-е.- Л., 1948.- С. 194, 246, 490, 494; Яцевич А. Крепостные в Петербурге.- Л., 1933.- С. 72-74).О нем Свиньин писал дважды – в Сыне Отечества(Свиньин П.П. Соболев Кирилла Васильевич, самоучка-механик // Сын Отечества.- 1819.- Ч. LIII.- № XV.- С. 93-123) и с дополнениями в Отечественных записка(Свиньин П.П. Письмо четвертое в Москву о Механике Соболеве // Отечественные записки.- 1822.- Ч. X.- Кн. XXVI.- Июнь.- С. 379-409).
Другим подопечным Свиньина был костромской уроженец, сын мещанина Кузнецкой слободы Ивана Андреевича Захарова (1750-1824)(Биографический словарь деятелей естествознания и техники.- М., 1959.- Кн. 2.- С. 230; Данилевский В.В. Русская техника.- Изд. 2-е.- Л., 1948.- С. 194, 246, 490, 494; Яцевич А. Крепостные в Петербурге.- Л., 1933.- С. 72-74) Василий Иванович Захаров (1789 – не ранее 1839), о котором поведала Северная пчела(Бурнашев В. Резчик Захаров // Северная пчела.- 1834.- 1 августа.- С. 687-688, 691-692). Резьбе по дереву он учился сначала у костромского резчика Василия Ивановича Новикова (1761-1818)(ГАКО. Ф. 200. Оп. 3. Д. 392. Л. 267 об.-268; Б/ш. Д. 732. Л. 344 об.-345; Д. 4419. Л. 117), затем у столичного резчика Силантьева, в 1821 году поновлял иконостасы костромских теплого Богоявленского собора и Троицкого собора Ипатьевского монастыря, а в 1823 году по заказу Свиньина реставрировал бюро, изготовленное самим Петром I. После того по протекции Свиньина учился в Императорской Академии художеств, которую закончил в 1838 году со званием неклассного художника за композиции из дерева «Собака, кормящая щенят» и «Крестьянин, прицеливающийся бабкою»(Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914.- Пг., 1914.- Т. 2.- С. 254), а также являлся автором деревянного убранства столичных Казанского и Спасо-Преображенского соборов и рам фельдмаршальского зала Зимнего дворца и лауреатом серебряной медали всероссийской мануфактурной выставки 1839 года в Санкт-Петербурге.
О потомственных костромских резчиках и позолотчиках Дурляпиных, в 1875 году отреставрировавших уникальный иконостас Трехсвятительского придела церкви Воскресения Христова на Нижней Дебре, а следующем – главный иконостас церкви Иоанна Богослова в Богословской слободе, уже рассказывалось(Резепин П.П. Иконостасы Дурляпиных // Губернский дом (Кострома).- 2008.- № 4/5.- С. 116-119), однако до сих пор оставались неиспользованными сведения о других костромских реставраторах второй половины позапрошлого столетия, вынужденных восстанавливать памятники монументального искусства после типичных для Костромы актов вандализма.
«Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли!» - негодовал Достоевский в «Дневнике писателя» (XXI, 94), прочитав в «Гражданине» сообщение о том, что «в Костроме на днях (июля 1872) от памятника Сусанину отломили бронзовую руку, которую нашли в кабаке»(Гражданин.- 1873.- № 3.- С. 69).
Из «Журнальных постановлений Костромской думы за 1872 год» следует, что за исправление памятника царю Михаилу Федоровичу Романову и поселянину Ивану Сусанину из городской казны было выплачено 100 рублей купеческому сыну Савельеву(Журнальные постановления Костромской городской думы за 1872 год.- Кострома, 1873.- С. 119). Т.е., надо понимать, сыну мастера серебряного цеха костромской Ремесленной управы (1849-1870) и костромского купца третьей гильдии из вольноотпущенных (01.01.1855) Василия Пименовича Савельева (1821-06.04.1870)(ГАКО. Ф. 200. Оп. 3. Д. 854. Л. 35 об.) Василию (1857-31.12.1908)(Там же. Ф. 56. Оп. 3. Д. 166. Л. 105 об.-106; Ф. 200. Оп. 3. Д. 854. Л. 35 об.; Оп. 6. Д. 2231. Л. 20 об.; Оп. 8. Д. 103. Л. 45 об.).
Молодость реставратора немного смущает, но других купцов Савельевых в Костроме не существовало, а его братья Евлампий (1859-1900), Александр (1861-19.12.1910) и Иван (1865-10.09.1879) были еще моложе. Впоследствии они, за исключением рано умершего Ивана, также сделались мастерами серебряного цеха костромской Ремесленной управы, костромскими купцами второй гильдии и совладельцами фабрики золотых и серебряных изделий на Кинешемской и мастерской и магазина на Русиной (Советская, 25 а) улицах, а также часовой мастерской и магазина в Гостином дворе.
В 1896 году в Богоявленском соборе костромского Анастасиина Богоявленского монастыря «тщанием и трудами Настоятельницы монастыря Игуменьи Анны престол оный возобновлен и украшен серебряной, вызолоченной червонным золотом, чеканной с эмалью изящной работы одеждой, с изображением на сторонах: Тайной Вечери, Несения Креста, Моления о чаше и Воскресения Христова, над престолом устроена металлическая сребропозлащенная с эмалью сень, и 22 декабря того же 1896 года освящен Преосвященнейшим Виссарионом Епископом Костромским и Галичским, Иконостас украшен серебряными 84 пробы с позолотою чрез огонь и эмалевыми украшениями по углам, ценной работы ризами на иконы: Богоявления Господня в 49 ф. 93 зол., Федоровской Богоматери в 61 ф. 61 зол., Рождества Богородицы в 27 ф. 64 зол., Праведной Анны в 28 ф. 6 зол. и Преподобномученицы Анастасии в 50 ф. 28 зол., всего весом 5 пудов 17 фунтов 60 золотников на сумму 10000 руб., в 1897 году устроены серебряные вызолоченные с эмалевыми украшениями царския двери также замечательно искусной работы братьев Савельевых, весом чистого серебра 5 пудов 12 фунтов 55 золотников, на сумму 10000 рублей»()(Там же. Ф. 56. Оп. 3. Д. 166. Л. 105 об.-106; Ф. 200. Оп. 3. Д. 854. Л. 35 об.; Оп. 6. Д. 2231. Л. 20 об.; Оп. 8. Д. 103. Л. 45 об.). Годовой оборот ювелирной фабрики, выпускавшей церковную утварь и украшения, в 1905 году составлял 22 тысячи рублей, часовой мастерской – 20 тысяч рублей. Василий Васильевич Савельев был похоронен на Преображенском кладбище, а другие братья вместе с отцом и матерью – на Лазаревском. Последний из ушедших удостоился некролога в «Поволжском вестнике»(Дружинин А. А.В. Савельев // Поволжский вестник (Кострома).- 1910.- № 1355). О нем и его племяннике Василии Евлампиевиче упоминает также известный искусствоведческий труд(Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.- М., 1983.- С. 170).
Через полтора десятилетия после отмеченного Достоевским случая пригородный крестьянин Сергей Иванович Арсенов на том же памятнике отломил руку шляхтичу, а Сусанину – голову, которые за 150 рублей серебром из городской казны гальваническим путем восстановил физико-механик и владелец механической мастерской в Ярославле Карл Альбертович Царнахxv(Журналы Костромской городской думы за 1888 год.- Кострома, 1889.- С. 78-79; Журналы Костромской городской думы за 1889 год.- Кострома, 1890.- С. 44.), дед костромского художника Бориса Николаевича Царнаха (1894-1938).


Рецензии