Возможно ли сейчас нравственное воспитание детей?

       Галина Радионова в своём рассказе «Размышление. Куда идёт образование» затронула так много важнейших проблем воспитания и образования, что не включиться в их обсуждение просто невозможно.
       Все её размышления и выводы абсолютно верны.
       Я лишь хочу здесь поставить пару акцентов на двух главных источниках наличия всех этих проблем в нашем обществе.
       Галина, описывая бессовестное и бескультурное поведение школьника в автобусе, приводит свой диалог с пассажиркой по этому поводу:
       – Вы же видите, в нём ноль воспитания. Им в школе теперь о культуре поведения вообще ничего не говорят.   
       – Как это так? – возмутилась я, – они же не только успехи успеваемости на классных часах обсуждают, наверно, культуре тоже учат?!
       – Да нет, – снова стала убеждать меня женщина, – теперь новые правила. Так называемая «свобода поведения» – творят, что хотят…
       Это очень характерный пункт в понимании обществом проблем воспитания: подавляющее большинство зрелых, имеющих уже большой жизненный опыт людей, думают, более того, убеждены, что культуре можно научить в школе.
       К сожалению, нет. Культуре научить невозможно. Бескультурью – можно, культуре – нельзя…
       Делаю один из двух припасенных мною для разговора акцентов именно на этом обстоятельстве только потому, что здесь заложен фундамент буквально массового заблуждения о способах и возможностях воспитания.
       Большинство взрослых умных образованных граждан уверено, что если в школе постоянно объяснять детям «что такое хорошо, что такое плохо», если дети будут много читать умных книжек, то их успешное воспитание этим обеспечено.
       Нет-нет и нет! Не путайте воспитание и образование.
       Можно быть очень хорошо воспитанным человеком и при этом совершенно безграмотным, не умеющим даже читать и писать.
       А можно быть высокообразованным, но совершенно бессовестным и даже очень жестоким человеком. Как доцент Соколов, убивший и хладнокровно расчленивший несчастную девушку…
       Кто станет утверждать, что доцент Соколов, имеющий высшую награду Франции, считающийся крупным учёным с мировым именем, хорошо воспитан?.. Есть такие? Или нет?
       Думаю, тут, на этом пункте, многие, кто ранее думал, что для правильного воспитания достаточно побольше рассказывать детям о правилах поведения в обществе, заставить их прочитать побольше хороших книжек, серьёзно задумаются о том, что же на самом деле по-настоящему воспитывает молодого человека, делает его личностью…
       А личностью человека делают не словесные увещевания родителей и школьных учителей о необходимости быть хорошими людьми.
       В школе делать молодого человека личностью уже поздно. Очень поздно! Недопустимо поздно!
       Если в школу, в первый класс, пришёл бессовестный ленивый и равнодушный к интересам людей эгоист, то хоть дрова рубите на его голове, хоть всю мировую литературу втолкайте в его тупую башку, он как был эгоистом, так им пожизненно и останется!
       Не зря народная поговорка утверждает: ребёнка надо воспитывать, когда он лежит ещё поперёк лавки, а когда вдоль – уже поздно… Народные поговорки мудры: они результат вековых наблюдений и опыта…
       Когда ваш ребёнок лежит ещё поперёк лавки, дайте ему личный пример честности и порядочности, неравнодушия к чужой беде, умения радоваться чужому успеху, а не завидовать ему, желания совершать полезные для людей дела, и ему не понадобятся никакие лекции и увещевания, никакие книги: он будет личностью с самой большой буквы!
       Личный пример родителей для ребёнка, как говорят, «с пупенку», когда он ещё мамину сисю сосёт, вот только это и ничего более делает человека личностью!..
       А что мы видим сейчас в наших школах? Верно пишет Галина: дети даже в школе матерятся запросто и просто непрерывно!
       Мне уже 70 лет. И я за десять лет обучения в школе ни единого разу, ни от одноклассников, ни от школьников из всех других классов не услышал ни одного матерщинного слова! Ни одного! За десять лет!
       Потому что мы были послевоенными детьми, потому что наши отцы воевали в величайшей войне с фашистами, погибали в ней и получали ранения, потому что наши матери героически трудились день и ночь в тылу, чтобы обеспечить выпускаемой ими продукцией великую Победу наших героических отцов!
       И тогда повсюду звучал не сплошной мат, а один-единственный, понятный всем и горячо поддерживаемый всеми лозунг: «Всё для фронта! Всё для Победы!»
       Не зря я, наслушавшись отборного мата из уст даже малолетних современных школьников, написал вот этот стих. Почитайте.

Где вы, молчаливые?..

О где вы, молчаливые?
Стеснительные, где вы?
Ужель ушли счастливые
Года совсем, где девы,
Романтикой любви горя,
Ещё не смели матом
С любимыми, по чём бы зря,
Общаться лихо?.. В сжатом
До точки малой, – как ни мерь,
Не меньше! – лексиконе
Теперь для многих нет потерь!..
В церковном нынче звоне
Мелодий более чем слов,
Иным хватает коих…
Спаси, о Боже, от голов
Хохочущих плейбоев,
Не знающих о чём, в стадах
Смущают грозной тучей
Простой что разум, сея страх
За будущее… Случай
Счастливый вряд ли будет скор
Меж «как бы» и «короче» 
Хоть чуть понять их разговор! –
Терпеть уже нет мочи…
Пустым, наверное, умам
И мат за тем пригоден,
Их ограниченности срам
Теперь как будто моден,
И смех причин их с тем лишён
В душевной истерии,
Что непонятен так же он,
Как труп с анестезией…
О где вы, молчаливые?..
О чём вас думы гложут? –
Что времена счастливые
Вернуть никто не сможет?..

       «Им в школе теперь о культуре поведения вообще ничего не говорят»…
       Да, не говорят. Поздно уже потому что… Если ребёнок пришёл в первый класс не личностью уже, то любые разговоры с ним о необходимости культурно вести себя в обществе будут столь же бесполезны, как трупу анестезия…
       Культуре нельзя научить словами и книгами, если ты не стал культурным, когда лежал ещё поперёк лавки…
       А вот бескультурью научить можно, правда, только тех, кто до трёхлетнего возраста не стал культурным человеком.
       Поэтому такое большое внимание современные хозяева жизни уделяют развращению молодых людей.
       Правильно Галина замечает: «Теперь новые правила. Так называемая «свобода поведения» – творят, что хотят…»
       Да, творят… И не думайте, что активно насаждаемые на Западе так называемые однополые браки, не станут когда-то реальностью и в России. Станут. Просто наша власть ждёт, когда вымрут те, кого воспитал Советский Союз. А как вымрут – парады гомосексуалистов на главных улицах всех наших городов станут обычным явлением…
       И вот тут я вынимаю из загашника припасённый заранее второй акцент на истинные источники воспитания.
       Да, самое главное, это воспитание ребёнка личным примером с первых дней его жизни, примером прежде всего добра, любви и заботы о человеке, потому что младенец вначале понимает и чувствует именно это и только это. Но именно это и является главным условием формирования личности: воспитание добром.
       Но есть и второй важнейший момент в жизни не только ребёнка, но и буквально каждого человека. Он состоит в том, в каком по нравственным оценочным критериям обществе мы все живём.
       Не зря я назвал свою статью так: «Возможно ли сейчас нравственное воспитание детей?» Именно сейчас...
       Конечно же, возможно. Более чем возможно воспитать из своего ребёнка высоконравственного человека. Воспитать личность, которая видит своё личное счастье только в счастье всего общества, которая интересы своего народа ставит выше личных интересов. Очень даже возможно воспитать такую личность и сейчас. И воспитывают! Многие прекрасные семьи воспитывают не менее прекрасных детей!
       Другое дело – какая судьба ждёт эти личности?..
       Если бывший вице-премьер Фурсенко недавно заявил, что мы должны воспитывать из молодых людей не творцов и созидателей, а квалифицированных потребителей, то как в таком обществе может сложиться судьба настоящей личности?
       Ведь личность – это именно творец и созидатель! Если это не так, то это не личность, этот как раз квалифицированный потребитель!
       И Путин, «обнуливший» себя на пожизненное управление нашим вконец обнищавшим обществом, ни единым словом не возразил господину Фурсенко! Ни единым! Правильно, значит, по мнению Путина, ставит задачу по целям воспитания молодых людей господин Фурсенко!
       В этих условиях детей, которых их родители сделали личностями, можно только пожалеть: они никогда не сделают успешной карьеры, им никогда и никто не поможет в их честном бизнесе, потому что они не умеют воровать…
       А честный бизнесмен, это инородное тело в современном обществе.
       Я даже немного порассуждал именно о судьбе честного бизнесмена в своём произведении «Как поспорили в мире ином пенсионер и миллиардер», где миллиардер жалуется пенсионеру, что честным бизнесом в нашем обществе заниматься практически невозможно.
       Вот прочитайте отрывок из него:

«Не так уж ты, Тимоха, и невинен!
Ну взял бы да к зарплатам что накинул,
Не рвали чтобы люди жизни нить,
И лучше хоть немного стали жить…»
«Так съели бы меня за то коллеги!
Я ж в массовом за прибылью забеге
Со всеми должен быть ноздря в ноздрю!
Чуть высунусь – солома как сгорю!»
«Неужто так? Так это ж, Тима, джунгли!
Там от меня одни б остались угли!..»
«Так я о чём тебе и говорю!
Не можешь ты бежать ноздря в ноздрю:
Ты правду ищешь! – В том твоя проруха…
А надо быть с хорошим к делу нюхом…»
«Я понял, бизнес плох вине по чьей! –
В стране, видать, нехватка нюхачей!..
А ты-то вот нюхач большой, Тимоха!
Но бизнес прогорел!.. Знать, нюхал плохо?..»
«Принюхиваться к рынку сложно, Вась:
Одни хотят присвоить и украсть,
Другие продают успешно воздух…»
«Что-что? Я не врубился, Тимка, – гнёзда?..»
«Смешной ты, Васька… Воздух продают,
Когда не за товар оплачен труд,
А за его сменившие бумажки,
Полезны кои меньше чем какашки!
Но их ещё и перепродают,
Наживы лёгкой обнажая зуд!..
И тем, Васёк, кто делает товары,
Придумать невозможно круче кары,
Чем состязаться с мыльным пузырём,
Бумажным раздуваемым ворьём…»
«Выходит, Тим, они непобедимы?..»
«Законы, Вась, когда как пантомиму
По-разному возможно понимать,
Мошенник только может процветать…»
«Так что ж, Тимоха, это за законы!..»
«Я думаю, Василий, если трону
Какой-нибудь не выгоден закон,
В мгновенье он исчезнуть обречён…
Воров, меж тем, незыблема живучесть…
И бизнеса при том понятна участь…
А я с ворами, Вася, не борец,
Поэтому пришёл мне, Вась… конец…
Как все давал рабочим я зарплату,
Трёхкратно покрывал наценкой траты, –
Ну как закон мне добрый предписал, –
Но жертвою мой бизнес всё же пал
Бумаг пустых всемирного обвала…
Вот так мне, Вася, жизнь мила не стала…»

       Поэтому вторым важнейшим этапом воспитания личности является её практическая жизнь и деятельность в обществе.
       И если это общество, которое в своё время создал Сталин, когда прирост производства в стране доходил до 30% и более, то это общество для личностей, для их процветания и их больших достижений во всех сферах жизни.
       А если это уже прогнивший буквально насквозь капитализм, который готов пойти на любые военные и иные провокации ради спасения себя от окончательной гибели?
       Тут честным людям, то есть личностям, делать совершенно нечего! Им нет места здесь! Потому что капитализму нужны квалифицированные потребители, а не созидатели и творцы!
       И вот тут-то нередко случаются трагедии с личностями, когда они ради семьи и детей, ради их материального обеспечения ломаются, идут сами против себя, встраиваясь в эту гнилую и бессовестную систему тотального воровства, мошенничества и коррупции…
       Вот вам и образование… Вот вам и воспитание…
       А зачем всё это, если мы уже сами почти ничего не производим, отвёрточное производство из забугорных деталей называя экономикой?..
       Нам же ведь теперь нужны только продавцы, охранники и «отвёрточники», собирающие на конвейерах якобы российскую продукцию из западных комплектующих…
       Личности нам уже не нужны… А мы всё ещё, по инерции, вздыхаем о том, что у нас неважные образование и воспитание…
       Сейчас даже на врача учиться опасно: за последние пять лет количество больниц в России уменьшилось с 12700 до 5200…
       Более чем на 60% стало меньше возможностей поправить своё здоровье у миллионов россиян, когда из-за этого самого массового сокращения больниц, названного властью «оптимизацией», людям теперь приходится часто ехать на приём к врачу за тридцать километров, когда ещё пять лет назад к нему можно было попасть за несколько минут…
       И на учителя опасно учиться тоже нынче: множество школ в России в последние годы «оптимизированы» так, что детям теперь нужно на автобусах ездить на учёбу за многие километры, тогда как раньше даже в самых маленьких сёлах были школы…

Оптимизация

«Скажи мне, друг сердечный мой:
Ты был хорошим ведь врачом?
И уважаемым притом.
Тогда уволился на кой?
Ушла с работы и жена.
Найдёшь среди учителей
И во Вселенной, может, всей
Такого вряд ли, как она!
Без дела оба длите дни…
Аль разлюбили всё, к чему
Душе горячей и уму
Нельзя дорогу изменить?
Решили, в вас что нет нужды?
Учить и врачевать – сумей
Назвать, что в жизни есть важней!
Без вас не миновать беды!
Безграмотный народ страшней
И атомной войны: судьбу
Раба ему влачить… Рабу
Не нужен и отряд врачей…»
На мой вопрос ответил друг,
Немного, кажется, смутясь:
«О сокращении приказ
Издали очень странный вдруг:
Уволить половину всех
Врачей, какие есть у нас!
Хоть не хватало их, приказ
Всё ж состоялся, как на грех…
Теперь за тридцать вёрст больным
К тому врачу день ехать весь,
Какой вчера ещё был здесь!
Искать полезность где засим?..
Работы нет почти врачам.
А что их убивает труд,
Оптимизацией зовут:
Об увольненьях, что ль, кричать?..
Теперь уже грубить нельзя:
Упал бюджет, наш вывод прост –
То отрицательный есть рост!
Идём вперёд, идя назад…
Куда же наш народ пошёл?
Поднялся вверх? Упал ли ниц?
Куда? Где нет теперь больниц?
Закрыто где немало школ?..
А ты – уволился на кой?..
Раз нету денег, лишних всех –
Коси, без нравственных помех,
Оптимизации косой!
Оптимизаторы лишь в том
Один, похоже, видят шанс
Бюджета удержать баланс,
Чтоб делу учинить разгром…
Я классный врач, да и жену
Учить сам Бог благословил,
Оптимизатор всё ж закрыл
И школу, и меня в зад пнул…»
И неожиданно на том
Мой друг махнул рукой и смолк.
А я никак не мог взять в толк:
Оптимизация есть что?..

       А мы переживаем, почему у нас есть какие-то проблемы с образованием и воспитанием…
       Проблема же у нас только в одном: в восторжествовавшем почему-то в некогда буквально процветавшем государстве капитализме, разрушившем в обществе всё, в том числе и образование, и воспитание…
       Так что, воспитывать высоконравственных детей сейчас, конечно, можно. Вот только кому они, честные и готовые работать в первую очередь на общество, а во вторую – на себя, сейчас нужны? Господину Фурсенко? Или Путину?
       Им обоим нужно только «обнуление» Путина, чтобы ещё бесконечно долго в полуразрушенной экономике воспитывать из молодёжи не творцов и созидателей, а квалифицированных потребителей шмоток, произведённых за бугром…


Рецензии
Через тридцать лет «капиталистического рая», правящая элита, в лице министра обороны Сергея Кожугетовича Шойгу, заявляет молодому поколению страны, на молодёжном форуме «Территория смыслов», что, видите ли, мы так усердно, как «рабы на галерах», работали, что в течение последних десятилетий, происходит моральное разложение и деградация общества. Неужели потребовалось тридцать лет, чтобы это понять? Кризис в нашей стране не только в деградации общества, а в большей степени в отсутствии доверия между обществом и властью. Мораль обеспечивает единство общественных интересов. Какое может быть единство, если все решения руководства страны, ухудшают жизнь граждан и аморальны по своей сути. Отсюда и никакой морали в обществе. Дети ведь не на Луне живут, они прекрасно видят, что эгоизм это закон жизни и самое ужасное, что человек, сам по себе, никто и ничто. Он просто сейчас обыкновенный товар, его могут купить, его могут продать, как ящик гвоздей или мешок навоза. Всё дело только в цене. Согласен с вами, воспитать высоконравственных детей сейчас, конечно, можно и нужно, но, к сожалению, этому государству они не нужны.

Спасибо, за вашу позицию.
Удачи и вдохновения!

Владимир Северский   19.08.2021 19:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.