Глава 6. Прекрасная дама Капиталина Стобецкая

ЕВГЕНИЙ ПОТТО

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)

ГЛАВА 6

В особняке Стобецких, в комнате на половине Капиталины идет урок - дополнительное занятие, по истории европейского театра. Присутствуют трое: Капиталина, ее гувернантка, студентка-заочница, и Леопольд.
Гувернантка диктует:
- Новая Шекспировская драма, порождение позднего ренессанса,  не была в этом качестве первой в Европе.
Капиталина старательно записывает. Леопольд сидит рядом и задумчиво смотрит перед собой.
- Разработку новых тем и способов их театрального отображения, - продолжает гувернантка, - вели уже много лет  в Италии, Испании и самой Англии. Параллельно с Шекспиром создавал свои драмы выдающийся испанский писатель Лопе де Вега.
Капиталина отрывает глаза от тетрадки и спрашивает:
- Сервантес тоже  писал драматические произведения?
Гувернантка.  Наверно
- Не наверно, а точно - назидательно замечает Капиталина.
Гувернантка листает конспект.
- Продолжайте, - говорит Капиталина.
- В начале деятельности Шекспира-драматурга театр как здание и место игры актеров представлял из себя...
Капиталина кладет авторучку на стол:
-  Это я знаю.  Без крыши, сцена почти посредине, зрители в партере стояли, женские роли играли мужчины...
Гувернантка пропускает несколько листов.
- Тогда сразу рассмотрим его первые исторические драмы, так называемые "шекспировские исторические хроники". В отличие от других произведений, события которых часто происходят не в Англии (например, "Укрощение строптивой" – в Италии, "Мера за меру" - в Вене, "Сон в летнюю ночь" - в Греции), исторические хроники имеют британский колорит – в первую очередь, это знаменитые английские, шотландские и уэльские дворцы...
- Замки.
- Замки.
-  Какие? - спрашивает Капиталина.
- Ну...  Тауэр, Эдинбург, замки герцогов Ланкастерских...
- Ричард III был последним из Йорков?
- А? Да.
Капиталина не настроена слушать; она желает говорить:
-  Замок Эдинбург – это местонахождение шотландского престола. Мария Стюарт была королевой Шотландии...  Мы там с мамой были. Может быть, и этим летом, в июле, съездим...
Гувернантка отрицательно качает головой:
- Уже конец мая. Покамест оформите визы, путевки...
- Нам оформят быстро. Мне в Великобритании нравится. В деревне там не дерутся, не пьют... Коровы по улицам не ходят; пасутся на холмах за длинными загородками... Чистенько, аккуратно...
Леопольд встает и идет к выходу.
Капиталина окликает его:
-  Леопольд, подождите, во-первых, я вам делаю замечание: вы мне принесли совсем не те книги, надо точно по теме конкурса.
Гувернантка пытается продолжить урок:
- Генрих VIII  принадлежал к  династии Тюдоров... 
-  Для Андрона - ему зачем-то надо - профессора подготовили видеоконсультации  про все британские и французские замки.
- Зачем ему?
- Чтобы соответствовал...  Если хотите, мы с вами можем тоже посмотреть.
- Конечно. Генрих VIII, второй король династии Тюдоров,  имел резиденцию в Тауэре
Капиталина встает, собирает со столов и тумбочек книги и возвращает их Леопольду. Леопольд уходит.
Капиталина поправляет гувернантку:
-  Резиденций у короля тогда было несколько. А  в Тауэре располагались разные не самые главные королевские службы: склады, арсенал, собор, еще что-то... И  уже сто или двести лет там находилась тюрьма, с которой всегда было связано много страшных историй. Особенно при Ричарде III; он, чтобы остаться у власти, погубил многих невинных людей и среди них двух малолетних принцев; на счастье, он погиб на поле битвы в 33 года.  Генрих VIII был тоже злодей. Сначала, чтобы жениться на Анне Болейн, он удалил свою первую жену Екатерину Арагонскую в монастырь. А потом в Тауэре по его приказу была казнена Анна... Там теперь бродит ее призрак...   Вы видели портреты Анны Болейн?
- Анны Болейн?
-  У нее такая высокая шея. Я всегда представляю, как палач тихо подходит сзади и взмахивает мечом... Она, наверно, даже не заметила... Мне ее жалко.
- Да, да. Так вот в замках происходит действие...
Капиталина смотрит в окно:
-  А Мария Стюарт была красивая? Мне кажется, она искренно влюблялась... 
- В замках происходят действия и некоторых других Шекспировских пьес на историческую тему, - читает гувернантка. - В "Гамлете", хоть и объявлено, что действие происходит в Дании, тоже представлен самый настоящий британский замок, который как бы становится действующим лицом трагедии, которое одновременно и чуждо главному герою и сочувствует ему...
Мигает индикатор внутриусадебной связи.
Гувернантка нажимает клавишу приема:
- Слушаю вас.
Голос:
- Сообщите Капиталине, что приехал дядя-капитан, которого ждали.
- Она тут рядом.
Голос:
- Как он выглядит?
Капиталина подходит в зону действия микрофона:
- Я вас не понимаю!
Голос:
- Извините.
Индикатор гаснет.
Входит Покатов и, не делая перерыва в движении, целует поочередно руки дамам:
- Капиталина Кельминовна, Инга Владиславовна.
Капиталина строго смотрит на него:
-  Вадим, это не деликатно, у нас урок!
Покатов изображает испуг и раскаяние:
- Мне поручено напомнить Капиталине Кельминовне о необходимости спуститься в гостевой кабинет на подробную консультацию со специально прибывшим, откуда надо, специалистом по всевозможным темам конкурса. А с вами, Инга Владиславовна, мы должны  переписать наличную здесь библиотеку с целью, если так можно выразиться,  внесения предложения по ее существенному пополнению.
Капиталина спрашивает:
- Можно будет "Госпожу Бовари"?
Покатов смеется:
- И "Госпожу Бовари", и Набокова.
Капиталина коротко произносит:
-  Ура.
- К тому же, Капиталина Кельминовна, будет гуманно, если вы подойдете на проходную и примете, так сказать, в объятья своего дядю. Потому что ваших родителей и брата сейчас нет дома. И некому, таким образом, распорядиться.
Капиталина берет учебники и тетрадки и уходит.


Рецензии