Охотничьи байки. Медвежье ухо

               

                Четверо молодых студентов шли по лесной тропе от железнодорожной станции вниз по распадку. Путь был долгим — около двадцати километров. Они направлялись к тихой, но красивой реке Иркут. В этих местах редко кто бывал, и студенты чувствовали себя первооткрывателями.

Дорога была непростой. В одном месте пришлось переходить небольшую речку вброд, что было нелегко с тяжёлыми рюкзаками. С трудом преодолев препятствие, они случайно упустили пластмассовую канистру, которую тут же унесло течением.

Наконец, впереди показалась избушка — зимовье охотников. Небольшой рубленый дом стоял на живописной поляне, с которой открывался вид на реку. Казалось, что они здесь одни, и весь мир принадлежит им.

Но вечером неожиданно появился гость — красивая белая лайка по имени Джим. Пёс бесшумно вышел на поляну, огляделся и гавкнул. Все студенты замерли.

За лайкой на поляну вышел человек — Егор Тимофеевич. Несмотря на жару, он был одет в дождевик, кепку и резиновые сапоги. За спиной у него висел карабин, а в руках — небольшая корчага для ловли рыбы.

— Джим, ко мне! — властно сказал Егор Тимофеевич.

Пёс подбежал к хозяину и стал нюхать воздух, чувствуя вкусный запах варившегося на костре бульона.

— А у нас, Джим, гости, — громко поприветствовал он студентов. — Здравствуйте, молодые люди!

— Здравствуйте, — ответили они хором.

— Я живу здесь, меня зовут Егор Тимофеевич. А вы откуда будете? — спросил он с добродушной улыбкой.

— Мы, наверное, ваше зимовье заняли? — предположила одна из девушек.

— Отчего же? Живите. У меня есть свой дом за распадком, а здесь охотники иногда останавливаются. Это не моё зимовьё, его ещё лет пятнадцать назад построил старый лесничий.

— А вы охотник или лесник? — спросил парень.

— Я живу здесь, — ответил Егор Тимофеевич.

— Прямо в лесу?

— Прямо в лесу. Работаю в лесничестве и считаюсь егерем.

— Мы из города, студенты, — продолжил парень. — На три дня сюда приехали, пока каникулы. Можно мы здесь поживём?

— Не можно, а нужно! — сказал егерь. — Давно никто не приходил, даже в гости сходить не к кому. Да, Джим?

Джим радостно завилял хвостом, будто соглашаясь с хозяином.

— Спасибо. Для костра мы сухостоя набрали, деревья не рубим.

— Верно! Как вы относитесь к лесу, так и он вам будет дарить свои дары и укрывать в непогодь.

— А воду берём с ручья и обязательно костёр на ночь водой заливаем.

— Правильно. А я сразу услышал, что гости пришли. Вернее, Джим подсказал. Он у меня умный и всегда всё знает. Вот и пришёл познакомиться.

— Как он вам сказал? — спросила одна из девушек.ы давно друг друга понимаем. Даже тогда, когда молчим.
       Пушистый пёс с хвостом-бубликом сидел у ног хозяина, внимательно разглядывая ребят. Ему хотелось исследовать поляну, познакомиться с каждым, но команда не поступала, и он, сидя на задних лапах, излучал радость и готовность к игре.

— Можно его покормить и погладить?

— Лучше не кормить и не гладить. Всё равно не будет есть, пока я не разрешу.

— Чтобы не испортить? — предположил один из парней.

— Хорошая собака — редкость. Чтобы она стала охотничьей, её нужно долго и упорно воспитывать.

— Понятно.

Возникла неловкая пауза, которую прервал гость.

— Ну ладно, — прокашлявшись, сказал Егор Тимофеевич. — Мешать вам отдыхать мы не будем. Располагайтесь, отдыхайте. Можете даже песни петь, — кивнул он на гитару у входа в зимовье. — А позже приходите ко мне в гости. Угощу вас вечерним уловом. Придёте?

— Спасибо. Обязательно придём! — в голос ответили студенты. — А как нас найти?

— По берегу пойдёте — и на мою избушку выйдете, — показал рукой егерь.

— Хорошо. Но не сегодня, а завтра.

— Добре. И вот ещё что. Не бойтесь и не обижайте местного хозяина, — напоследок сказал егерь.

— Какого хозяина? — удивились ребята.

— Бурого медведя. Он обязательно к вам придёт. Так что ничего на столе и под навесом не оставляйте. Иначе съест всё и снова придёт.

Егор Тимофеевич был пожилым человеком, но всё ещё подвижным и энергичным. Он рассказал, что после службы в армии много лет работал в геологоразведке, исколесил всю Сибирь и Дальний Восток. Романтика природы не позволила ему завести семью, и он провёл жизнь в разъездах.

Вечерело. Влажный воздух от реки смешивался с бордовым закатом. Солнечные блики на воде завораживали. Пока жарился хариус, студенты напилили дров, чему хозяин был рад. Ужин с рыбой был съеден с аппетитом. В костре потрескивали дрова, от котелка с чаем шёл приятный аромат.

— Дядя Егор, медведь здесь правда есть? Вы не пошутили? — спросила одна из девушек испуганным голосом.

— Есть. Куда ж ему деваться? — просто ответил егерь.

— И он к нам придёт? — с ужасом спросила другая.

— Он уже приходил ночью. Разве вы не заметили утром?

Студенты удивлённо переглянулись.

— Нет!

— Хозяин здесь любопытный. Он обходит все свои владения, а гостей — в первую очередь.

— Вы не шутите? — спросил один из парней.

— Да не бойтесь, — добродушно ответил егерь. — Летом он добрый. Еды в тайге много, поэтому вам ничего не сделает. А вот весной ему тяжело. Даже мои сети на запруде проверяет, но я на него не серчаю.

— А вы его видели?

— Видел. А мой пёс с ним знаком.

— Как это?

— Джим его отгоняет, и медведь старается близко не подходить. У каждого своя территория. Я уже привык к соседу.

— Мы думали, что дружбы с медведем не бывает.

— Всякое бывает. Косолапые тоже разные. Есть умные, глупые, хитрые и даже меломаны.

— Не может быть.

— А то! Вот случай был...

Языки пламени освещали лица притихших ребят. Все слушали с интересом, домой идти не хотелось. Егор Тимофеевич тоже был рад гостям.

— Так вот, — продолжал егерь. — Я тогда работал в геологии. Нас забросили в таёжную глушь на берег Учура. Лето на Алданском нагорье жаркое, жили в палатке. Нас было семь геологов. Один готовил еду, остальные ходили по сопкам, искали залежи руды, меди, угля и самородки. За месяц нужно было обследовать большую площадь, поэтому работали почти без выходных.

Раз в неделю кто-то готовил завтрак, обед и ужин. Меню составляли заранее, чтобы не повторяться. В лагере был балаган, стол, лавки, отхожее место. Повар заготавливал дрова.

— Справлялись?

— Конечно! Даже весело было. Транзистор ловил радиоволны, и почти всегда играла музыка. С ней и связана история.
В тот день кашеварил молодой студент. Мы работали весь день вдали от лагеря и, уставшие, вернулись, чтобы обнаружить его пустым и с погасшим костром. Не успели удивиться, как услышали крики сверху.

Что это? Подняли головы и увидели нашего повара. Он сидел на макушке сосны и раскачивался от ветра. Кричал что-то, но мы ничего не поняли. Только когда он спустился, выяснилось: днём он слушал музыку на кухне. Внезапно почувствовал чужое присутствие и увидел в двадцати метрах голову медведя — точнее, шевелящееся ухо. От страха забрался на сосну и быстро забрался на самый верх. С высоты рассмотрел медведя. Это был крупный самец, который удобно устроился среди сосен и слушал музыку.

Для медведя это было чудо: посреди тайги, где слышны только птицы, дятлы, ветер и скрип деревьев, раздавались мелодии. В эфире часто звучала классическая музыка, и для местного хозяина территории эти звуки были в новинку. Так он стал приходить к нам, как на концерт.

Медведь не шелохнулся, пока музыка не закончилась. Тогда он ушёл. Но мы не сразу поняли, что он приходил именно за музыкой. Думали, что он ждёт момента, чтобы напасть.

— Не мудрено испугаться встречи с диким медведем в тайге, — сказали студенты. — А как вы жили дальше? Испугались?

— Было неприятно, но что делать? Мы знали, что летом медведь не должен быть агрессивным. Зарядили оружие и спали вполглаза, ожидая его возвращения.

— Голодными остались?

— Поели всухомятку, запили чаем и легли спать.

На следующее утро разожгли костёр, разогрели консервы и отправились дальше. В лагере остался другой геолог с карабином и транзистором. Он тоже увидел медведя и забрался на сосну.

Вечером мы задумались, как избавиться от медведя. Решили его напугать. На следующий день была моя очередь готовить.

Подкинул дров в костёр, включил транзистор и стал чистить картошку. Внимательно смотрел по сторонам, особенно в заросли молодого сосняка. Через час заметил, что хвоя неестественно пригнулась, и увидел голову медведя. Быстро схватил винтовку, зарядил патрон и отбежал в сторону. Голова исчезла, но я чувствовал, что медведь рядом. Выключил радиолу, наступила тишина.

Сидел так минут пятнадцать. Мишка долго ждал, но ему надоело, и он с недовольным видом поднялся из укрытия и ушёл. Тогда я понял, что медведь приходил не из любопытства или голода, а ради музыки. В тот раз я не включил транзистор и приготовил вкусный ужин. Медведь больше не появлялся.

Оголодавшие геологи были рады моему ужину. В тот вечер решили оставить меня в лагере за вечного повара. Я смотрелся бесстрашным героем, но на самом деле просто пил чай с сахаром и посмеивался.
       


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!
Нравятся ваши охотничьи байки.
Да, у каждого медведя есть территория в 6-7 кв.км. И им всегда интересно, когда кто-то новый появляется там. Для них это как театр.))
Моя мама из деревни и хорошо ориентируется в лесу. Я же в детстве бегала за ней по лесу как коза на верёвке. Какие там грибы и ягоды!
Похоже, такие "прогулки" не для меня.))
Поэтому с уважением отношусь к людям, которые в одиночку ходят по тайге.
С теплом и уважением,

Валентина Шабалина   05.05.2025 06:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина! Лес бывает разный. даже у нас в таёжной глуши не всегда живут хищные звери. Их пугают шум автодорог, лай деревенских собак и другие звуки. Сами звери, чаще всего, обходят случайных туристов и грибников. Но случаи встреч в лесу с разъярённым медведем всё же бывают: особенно у нас на севере. Хотя и под Иркутском приходилось видеть довольно большого Хозяина леса. Кстати, очень хорошо помню страх, ужас и оцепенение. С уважением,

Алексей Шелемин   06.05.2025 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.