Домашнее музицирование. Часть третья
А далеко ли ехать до Средней Азии, баб Лид? – спрашивала Паня, сидя на кровати в темноте деревенской подмосковной избы.
Ну как ехать? – сидя на своей кровати у печки с подоткнутым для прогрева одеялом и заплетая лук в косичку, раздумчиво проговорила баба Лида, переиначив вопрос по-своему.
Сначала всё леса дождливые да березы плакучие надоедят. Да пьяные русские мужики в серых телогрейках, да бабы толстые с картошкой в грязных ведрах у поезда. Известно - Расея матушка. А дальше – степи. Казахи на полустанках с овцами. Вина не пьют, а только кумыс – вот штука хорошая! И жареная баранья печенка. Ну, от этой за уши не оттянешь.
Казахи - одно удовольствие. Только если их скрипку или балалайку не слушать. Очень уж заунывная. Как начнет аксакал петь – может с утра до ночи петь, а с ночи - до утра. Заунывная тоска. Зато город мертвых у казахов – на загляденье. Куда там русским с их кладбищами! Изгородка так – изгородка сяк, потом вообще без изгородки кучи мусора навалены.
Или узбеки с их холмиками и бунчуками на шесте, воткнутыми в этот холмик. Через год-два падает всё, оползает. Нет ничего. А здесь едешь – будто на луне какой, особенно если ночью. Стоит город, правда в миниатюре, а никого нет. И дома, и улицы, и всё украшено, а никого нет. Даже жуть берет. А после - тетка пустыня. Песок налево, песок направо, песок спереди, песок сзади. Кажется, что ничего никогда не было, нет и не будет, кроме этой вот жары, этого песка и этого еле двигающегося поезда. Ни людей, ни городов, ни жизни. И жутко делается, будто поезд и люди в нем одни на целом свете. И вот кончится топливо в тепловозе, а у людей еда в сумках – и жизнь прекратится. Так и сгинем в этой пустыне.
И вдруг, ударом – оазис: вода, зелень, люди в пестрых халатах, причем и мужчины, и женщины. Сейчас, правда, мужчин в халатах меньше, чалмы - как уличный головной убор. Виноград, дыни, арбузы, гранаты, грецкие орехи, джида – она единственная, которая не имеет аналога ни во вкусе, ни в слове в русском языке, ни в русской жизни. Такая вроде сладкой ваты, только на дереве растет.
Бубны в руках молодых и сильных мужчин. Постоянное пение мужских любовных песен. У нас-то мужчины любовные песни не поют, забыли, только если частушки. А это совершенно другое. Чем-то напоминает о них известная песенка «Песня первой любви в душе… До сих пор жива…» этого, азербайджанского, известная фамилия, вспомню, скажу. Молодые девушки в национальных костюмах ходят, как павы. Самая известная – Тамара Ханум, танцовщица, ну, ты ее не знаешь. И девичья любовная песенка:
«В Намангане яблочки
Зреют ароматные,
На меня не смотришь ты,
Неприятно мне…»
А кто видел – танец живота под бубен. Узбечата по десять-двенадцать человек в семье. У-у-у… полный пруд около дома. Чернявые, глазастые, с отвычки даже чудно. И везде горы белого, как снег, хлопка. На полях, в сборпунктах. И голубые пиалы за столом. И зеленый чай. Хорошо и на ишачке путешествовать.
- Там есть ишаки, баб Лид?
А как же! Мы с сыном стояли на остановке, раздумывая, кто бы нас подвез в Байрам-Али. Глядим – ишачок, запряженный в коляску, и два мужика: один - узбек, другой – перс, в повозке.
Подвезти? - говорят.
– Да я женщина крупная, справится ли он? Все-таки четверо нас будет. Вы – двое, и мы с сыночком.
– Ха, - смеются, - он и шестерых повезет! Садись! А ну-ка, пошел! – когда залезли. - И повез-таки!
- А дервиши, баба Лид? Вот в книгах написано.
Эти нет. Эти пешком по монастырям ходят. Идут и вслух суры Корана читают: «Нет другого Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его…» А вот к бедуинам хорошо бы вам попасть. Они на верблюдах от стойбища к стойбищу переходят и шатры с собой возят. Шелковый Путь - слыхала? Вот по миру они ходят и товары возят. К сожалению, вам вряд ли удастся к ним попасть. А теплые лепешки, как малые дети, убаюканные на груди, в одеялах, молодыми девушками, стайкой стоящими на перекрестке? А горячая шурпа на всю семью в большом казане хозяйки на открытом воздухе во дворе? Далеко разносится сытный запах еды.
- Баба Лид, а что такое шурпа?
Ну, каша с мясом, - недовольно, что ее перебили, ответила баба Лида. -
А красавец Регистан…
Но Паня, почувствовав неудовольствие бабушки, не стала переспрашивать.
Баба Лид, а говорят, Магомет там родился?
Нет, Магомет родился южнее, туда, к Багдаду ближе.
А Зароастр?
А этот, наоборот, севернее – Южный Урал. Сейчас доказано.
Тогда ходжа Насреддин уж точно оттуда? Кино такое было.
И этот нет! Он, говорят, в Турции родился. Но как человек энергичный и оборотистый, может, и доходил до Бухары и Самарканда. Но я думаю, всё-таки нет. Я думаю, молва людская - так он ей полюбился – донесла его до Средней Азии. А где прижился, там, говорят, и пригодился.
Так кто же тогда их исторические герои?
Точно – Тимур и Улугбек. Первый – военачальник, другой – ученый, обсерваторию в Средней Азии построил, давно еще. Такая большая яма, как шахта, со ступенями, чтоб, если сидеть в ней в звездную ночь, ничего бы не мешало на звезды смотреть. А звезды там большие и ясные, на удивление.
- Баба Лид, а Шахразада?- в своем духе доделывать всё до конца, спросила Паня.
Та из-под Багдада. В пригороде жила, как и я в пригороде Ташкента. Мне внучка ее служанки, Дунья-заде, через мою бабку по материнской линии рассказывала, что…ой, прости, тебе нельзя. Это же сказки брачного ложа – «Тысяча и одна ночь».
- Ну баба Лид! – просит Паня.
Как я могу! Это сказки для взрослых. Вот вырастешь, Панюша, и тогда уже прочитаешь. Недолго осталось, ты не должна обижаться на меня. Ну, передавайте салям Средней Азии от бабы Лиды, рожденной в солнечном Ташкенте, где и родители мои, царство им небесное, похоронены, Василий и Мария. И пусть глаз дурной вам не повредит.
Уход Валиванны
Валиванна – последняя и единственная, кто уходил, прощаясь с Околоточной по-настоящему. Там в трехкомнатной полуподвальной квартире их род прожил от революции почти до Брежнева. 1976 год – время последней крепости социализма. В 1973 выгнали всех диссидентов и строили новые микрорайоны Москвы.
Прощаясь с Околоточной, Валя Ивановна поехала в Исполком за документами на квартиру возмущенная до глубины души. Она же просила ответственных людей из Моссовета дать ей «за выездом», и ей обещали, а теперь вдруг в приказном порядке дают новостройку, где она никого не знает. А все договоренности в Моссовете оказались простым фу-фу.
От злости и недоумения и, конечно, внутреннего одиночества (ну не сложилось у человека семья за жизнь, так бывает) поехала она к Рите и швырнула ей документы на стол, как средней сестре, которая в детстве всегда уступала младшей. У Риты тоже, собственно, семьи не получилось, но она взвалила на закорки мать вместо партнера и детей, и сейчас чувствовала себя семейно защищенной при всех тяготах ухода за лежачей матерью. Рита спокойно взяла документы и ключи, съездила, посмотрела и привезла отчет на общее обсуждение троететия, чтобы при Красе и Вале отчитаться и вынести вердикт – жить Вале в Алтуфьево или обжаловать выданный ордер. Усадив во главу стола прабабушку Дуню и двух сестер по бокам, Рита стоя сообщила, что квартира хорошая, поместительная, около дома много зелени. И вообще для пенсионерки никаких обид и притеснений она не видит. Надо ехать, брать, устраиваться и жить там.
В ответственные моменты жизни хорошо иметь ответственную сестру. Но только не для Валиванны. Она уехала, плюясь на полученную квартиру, твердя, что её обманули такие ответственные люди, как Моссовет, и что она никогда им этого не простит. И долго еще, начав там жить, при каждом удобном случае она возмущалась и негодовала в разговорах с сестрами.
Двадцать лет Валя жила в новой квартире как какая-нибудь американская кинозвезда, скрываясь от общественности, интригуя её своим отсутствием. Насчет дневников или мемуаров замыслы были. Мысленно вернуться к блистательному периоду времени расцвета магазина «Ткани» на улице Горького, времени реализации своих принципов – быстро, в десять-пятнадцать минут создать образ, пришпиленный булавками, а остальное - идите, вам сошьют. Кстати, все помнят, как Ломанова спасла образ Надежды Константиновны Крупской шляпкой-тюрбаном? Превратила оголтелую революционерку в интеллигентную женщину, которую не стыдно и в Европе показать. Есть фотография. А наша домашняя Ломанова - Валиванна обшивала весь Моссовет в таком же качестве. К сожалению, её работа не задокументирована. Но надо себе представить то время, чтобы понять масштаб её работы. Тот, кто пришел работать в Моссовет, просто обязан был иметь личного портного. Иначе он не мог существовать. В магазинах висели только халаты-страхолюды. Мужские костюмы советские люди видели только на актерах. Зная это, Вертинский чуть ли не на коленях умолял английского принца, чтобы тот разрешил ему сделать заказ королевскому портному. И выходил на сцену только в этом костюме. И все падали в обморок от лицезрения этого костюма еще до того, как Вертинский откроет рот. И даже до того, как его аккомпаниатор сыграет на рояле вступительный проигрыш. Вот примерно так это всё было и в Моссовете. И для всех для них закройщица из магазина «Ткани» (недалеко, на углу, через несколько домов от Моссовета) была таким модельером. И конечно, моссоветовские ей обещали совершенно искренне, что да, они не допустят, чтобы какая-то военная академия Жуковского смяла её родовую квартиру и не предоставила ей равноценную в центре.
Ломанова царила во МХАТе, а эта – в Моссовете. Ах, как скучны, как невыносимы были проходы по главной улице к Белорусскому вокзалу. И как мучительно хотелось прославиться, блистать. То казалось, на курсы английского надо идти, то телефонисткой на Главпочтамт, чтобы по международным линиям тебя слышали, а то хотелось в техникум легкой промышленности на искусственные ткани, как на перспективное направление в хрущевскую эпоху. Но она гордилась тем, что сама себе высидела идею – стать модельером-закройщиком, отрицая мать и теток, работавших на Москвошвее в 30-е годы.
Но всё это не вошло в мемуары, потому что для мемуаров нужно было иметь специальное образование, либо нанимать секретаря, чтобы всё записать. Так записки и остались в замыслах. Она сократила тематику, хотела написать историю своих глаз: «Как я ослепла». Для швеи глаза очень много значат. Но в итоге пристрастилась к передачам телеэкстрасенса Малахова и полностью была поглощена ими. «Если вы плохо видите – не делайте операцию, - говорил Малахов, - а поставьте свечу и долго-долго смотрите на неё. И вам откроется окоемочное зрение».
Вне этих замыслов осталось немного: когда медбратья пришли забирать её в больницу, она устроила им допрос, знают ли они, кто такой Марк Бернес и могут ли оценить приглашение ей провести с ним вечер в ресторане? Медбратья, улыбаясь, сказали, что дальше Битлз они никого не знают и не интересовались. Но это было в конце жизни. А в середине – рассказы племяннице о счастливых днях в 1993 году. Когда берешь с утречка рюкзачок и на метро. Потом на электричке по пенсионному удостоверению до «Заветов Ильича» - это остановка и одноименный колхоз. И идешь осенью с палочкой на колхозное поле. Там морковку посеяли при одних порядках, а уж убирать было некому, потому что порядки изменились, колхоз развалился, люди разбежались. Иди, копай, кому не лень. А пенсионеру с больными глазами важна морковка с грядки! Наковыряешь палочкой рюкзачок и потихоньку обратно. Вот день и прошел. И надолго её хватает.
Конечно, семья пыталась пробиться к Валиванне. Прасковья посылала мужа вкрутить лампочку. Но Валя сказала, что никогда в жизни она не пустит никаких мужчин якобы пришедших к ней вкрутить лампочку. Потому что, когда она въезжала сюда, на первый этаж нового дома, с пятого этажа уже ходили к ней мужчины армянской наружности и предлагали переехать на пятый этаж. А она сказала, что ни за что на свете она не поедет на пятый этаж, потому что ей так неудобно. А они говорили ей, что у них много детей и им неудобно жить на пятом этаже. И она закрыла перед их носом дверь и больше никогда не открывает.
Дожитие Красармы
Свое дожитие Краса, как профессиональный ответработник, сама себе организовала на даче. После разъезда с дочерью она выехала на Красносельскую. Внучки пошли в школу, следом началась перестройка, ведомственный садик отменили. Их продержали буквально ни за чем при домоуправлении, чтобы смягчить социальный удар, а потом она уехала на дачу и там переформатировала себя в председатели дачного кооператива. А было ей уже под восемьдесят, наверное. Деньги небольшие, поэтому никто не шел, а она в свои восемьдесят, будучи энергичной, взялась. Немного денег, немного серьезных председательских дел. Её это устроило. В её подчинении был сторож с собакой и, как водится, рассказами. Сестра Рита всё еще приезжала копаться в грядках. И раз в году, обязательно на чужой машине, на шашлыки прикатывала младшая внучка Настя. На всю ночь с громкой музыкой. Так как это было раз в году – приходилось одну ночь терпеть. Старшая внучка Паня была с ребенком и занята на работе в городе, поэтому не приезжала. А разрешенные, но непризнанные младшие подросли и выехали с дачи.
Дела были текущие и стратегические. О текущих – кто пришел, с какой просьбой – что говорить! Помнятся только стратегические. Сколько сил и нервов было положено на то, чтобы провести дорогу. Сколько жалоб было, когда проводили водопровод, а также на быстрорастущие аппетиты потребления электроэнергии. Все вдруг перестали топить бани дровами. Модно стало ставить большие обогреватели. Включил – через два часа готово. Но для этого нужно менять трансформатор – тоже большая проблема. И наконец, объявили всеобщую паспортизацию участков. А это на каждого хозяина, его дом, участок - документы возить по другой дороге. Да выстаивать там очереди. Честно говоря, работа тяжелая. Но она привыкла, как ответработник, и не чуралась её. Делала всё сама. Каждый участок и каждого хозяина она переоформила. На это ушло несколько лет. И вдруг очередное собрание по переизбранию руководства. Она полагала, что люди в благодарность за то, что она провела паспортизацию участков, переизберут её и скажут чисто по-советски, невзирая на возраст: «Большое, Красарма Ивановна, вам спасибо, за то, что вы на свои плечи взвалили такой тяжелый труд и, не считаясь ни с чем, довели его до конца. И мы признательны вам. Потому что мы работали, отдыхали, а вы за нас в очередях стояли. Мы бы этого не смогли. Управляйте нами, по крайней мере, следующий срок в четыре года». И встречное заявление, что она желает продолжать руководство, она всё-таки написала. Ну так, по-советски. А вышло всё иначе и совсем не так, как она думала. Пока она ездила стоять в очередях, жизнь быстро изменилась.
Раньше как? Если жить – то в городе. Дача три месяца – и всё. И крутились. Стариков с детьми вывозили на три месяца. А теперь стало модно на дачных участках ставить загородные дома, приезжать сюда на автомобилях после рабочего дня. Зима, конечно, осталась, но её здорово потеснили. Социум стал меняться, многие стали зимовать в загородных домах. Это первое. Второе – появился кандидат на место председателя. Раньше никого не заставишь, уговаривали, а теперь за небольшие деньги человек, имея доступ ко всем документам на участок, мог, за определенную услугу, увеличить свои финансовые возможности, не выезжая в город, а на свежем воздухе и при всяких делишках. Ни для кого это, собственно, большой тайной не являлось. Появился человек, который стал выжимать из этого деньги. Красарма Ивановна помещала сюда свое материнское одиночество, а конкурент – денежные аферы. И к старту голосования он пришел с группой поддержки. Красарма думала, что оставят в благодарность за её труды, а конкурент шел за интересом. Группа поддержки, конечно, разрозненные голоса продавила, взяла на горло – да и всё.
Как раз в это время младшая внучка приехала со вторым маленьким ребенком, с романтическими идеями, что бабушка будет ей помогать. Она кричала с галёрки – «Освободите бабушку от общественной работы! Ей нужно отдыхать!» Но ответработника всей-всей жизни от работы освобождать не нужно. Ведь она её детям не бабушка, а прабабушка. И нянчить детей в восемьдесят пять лет не может.
Валиванна просит фрукты
Первое и неожиданное в конце жизни Валиванны: Валя всегда любила своих сестер, но вдруг они стали ей нестерпимы со своим врачебным опекунством над ней. И сейчас она в лицо старшей сестре Красе бросила булки. Старшая привезла ей хлеб как самое главное и первостепенное в еде, а Валя буробила, что есть это нельзя, сколько раз можно повторять, больше твоей опеки я не потерплю, отстраняю тебя, а назначаю себе нового опекуна – внучатую племянницу Настю. А ты уезжай со своими булками восвояси и оттуда передай мои распоряжения.
Старшая сестра молча и настороженно встретила эту новость, размышляя, как ей всё это передать дочери. В недоумении и молча, как все советские люди, она поехала по следующим своим делам, потому что и средняя сестра Рита была под её опекой. И уже в метро она решила позвонить Насте и попросить её приехать привезти, что Валя просит – фрукты и овощи. А там видно будет – это у нее настроенческое или устойчивая тенденция. Тем более, что и в молодости та была взрывная. Внучка ответила ей как всегда: да-да, я всё сделаю. И тут же позвонила матери:
- Что делать? Мы подали документы на Чехословакию. Вся компания (ты же нашу новую компанию знаешь?) получила визы, а нам задерживают. Мы посоветовались с умными людьми, они говорят: вы, наверно, гостиницу не забронировали. Вы пошлите еще раз запрос, но забронируйте гостиницу сначала. И представляешь, мам? Мы забронировали гостиницу, а в визе нам опять отказали. И тут приезжает Паня и говорит: «Меньше надо людей прописывать. В квартире одиннадцать человек прописано и среди них латиноамериканец. А посольство все наркотрафики отслеживает. Бумаги! Бумаги чистые надо иметь!»
-И что же делать?
-Паша говорит: езжайте в Сочи. И вот у нас уже билеты в Сочи и ни к какой тетеньке Вале я не попадаю. И вот что я решила: пойду я сейчас к метро и куплю у азербайджанцев корзиночку фруктов, а ты, мамуля, съезди и отвези корзиночку в подарок Вале.
Уход Риты
Сначала Рита вызывала недоумение у своих внучек на даче, а потом у нее сложилась нога, и она попала в Склифосовского. И после уже никуда не выходила. Поэтому в семье дочери решили: если у пенсионера есть своя квартира, то ведь в дом престарелых совершенно необязательно. Пусть человек спокойно проведет старость в своем доме. И противная племянница решила сама отдать положенное старухе. Но она забыла, что на даче уже были инциденты, что у старушки уже крыша поехала. И столкнувшись в отношениях с Ритой с тем же самым, она стала писать ей большими буквами, что та как бы на слух не воспринимала.
Выходили умываться, завтракать, но старуха категорически сопротивлялась, визжала и кричала «Убивают!», потому что племянница настаивала. А дом этот был общеинститутским, и все друг друга знали не только по профессиям, но и по характеру, биографиям. Поэтому когда большая трезвенница и образцовая дочь, сорок лет отсидевшая со своей матерью, кричала «Убивают!», соседи вызвали милицию. Пришла милиция и, похохатывая, спросила, в чем тут дело? Для племянницы-педагога это была неприятная встреча, и она поняла, что отсидеть самой, как она хотела, не получится. А ведь старуха была и теткой, а в детстве и второй мамой. Придется нанимать сиделку, как и говорили ей умные люди.
Поскольку при дележе родовой квартиры упал замертво муж её дочери, и ей места в квартире не досталось, она хотела совместить сидение с теткой с устройством некоего рабочего места для себя. Ведь теток три, всех надо провожать, а кандидатская не ждет. Её тоже толкать надо. Но после слов милиционеров - «Мы, конечно, акт составлять не будем, но вы как-нибудь это дело решите полюбовно. И если будут еще вызовы, нам придется акт составлять. Наймите что ли сиделку» - она решилась. А это значит, что ни при проводах тетки Вали у нее не было рабочего места, и здесь тоже придется на это «забить», и нанять сиделку.
Первая проба была неудачной. Дважды попадались украинки. Приезжали те, кто был недоволен тамошней жизнью и искал альтернативы себе. Может быть, они ошиблись адресом. Может быть, им нужно было в противоположную сторону бежать. А может быть, у них отваги еще не было, потому что советское неделимое общество воспитало. Россия – да, а заграница – страшно. Поэтому, приехав в Россию, они совались, куда можно. И на руках у Наташи из Харькова было два предложения: крутить авторучки или быть сиделкой. Ни то, ни другое ей не нравилось, но другой работы не было. Поэтому она сидела со старухой, крутя в руках авторучки , и думала о том, нельзя ли еще адрес Риты использовать в этом бизнесе письменных принадлежностей.Если просто крутишь – это одно. А если присылают на этот адрес опт – это другая цена. Но умные люди Кире сказали: не давать адрес ни в коем случае! Этот лазейка для черт знает чего.. И племянница вежливых тонах отказала ей в регистрации. Тогда украинка стала относиться к своим обязанностям шаляй-валяй. И это несмотря на то, что племянница тактично давала ей время на обед, пойти прогуляться по улицам. В конце концов, пришлось расстаться к обоюдному недружелюбию. Одной хотелось здесь развернуться, а другой хотелось довести старушку при неизменных бумагах на квартиру. Ведь неожиданно умерший человек и зарегистрированный в этой квартире человек могут и не совпасть. Судись с ней потом! Умные люди сказали: так не надо делать, а то можешь остаться без квартиры, если сроки не совпадут. Не бери сиделку со стороны. Пойди официальным путем. Есть офис, там сидят опытные люди. Если они порекомендуют сиделку, они и будут отвечать за нее.
И племянница так и сделала. Нехотя, но сделала. Ведь как она думала? Если сиделка русская или украинка – этот дело привычное. А с киргизкой как я буду разговаривать? Каля маля?
Оказалось, офис очень даже нужен. Через две недели после того, как начала сидеть Айдын, пришли военные люди с обыском и прошерстили всю квартиру. А что? Тогда терроризм среднеазиатский очень даже процветал. Проконтролировали.
И сиделка досталась, конечно, - блеск! В силах, трогательная, многодетная да еще на русском языке говорит. Единственно, что было небольшой зацепой – некоторое время спустя она спросила: «А нельзя ли всё то же – только лично между нами, минуя офис?» А умные люди сказали: «Ни в коем случае! К вам приезжали с обыском? Вот и хорошо. А без офиса будете думать – а кто к ним пришел, можно ли спать спокойно?».
Айдын оказалась прелестнейшей сиделкой, потому что в Киргизии родовые связи еще не порваны, и они действительно могут заботиться о стариках, вести и малого, и старого. Но ухаживала она за Ритой совершенно по другой модели, перевезя в Москву всю семью: Айдын, Айшет, Юлдусхон с маленькой Нэргуль. В конце концов, Рита признала, что это её семья, а новорожденная Нэргуль – её внучка. Она слышала их голоса. Они не отделялись от нее препонами, а включали в свой разговор. При этом они выбросили на балкон кухонный столик, стулья и всё застелили коврами, на которых и молились, и спали. И племянница старушки Риты перекрестилась и поехала дальше писать свою кандидатскую диссертацию в деревню. А когда Рита умирала, она умирала счастливой, оттого что слышала гулюканье восхитительного маленького младенца.
Свидетельство о публикации №220061900088