Covid-19 и его влияние на общество и экономику

COVID-19 и его влияние на общество и экономику

Наше общество и экономика переживали много различного рода политических и экономических кризисов, но данный кризис особенный.
- остаётся много вопросов в отношении его происхождения и свойств
- разные группы людей по-разному реагируют на него, одни даже не знают, что являются его носителями, для других, столкновение с ним становится фатальным
- никто не может точно сказать дальнейшие перспективы развития эпидемиологической ситуации как с этим вирусом, так и с возможным появлением нового, более страшного
- нет единства в понимании способов борьбы
- Общество разделилось на «верю» и «не верю», чего мы не наблюдали ранее. Так, я не припомню тех, кто «не верил» в существование всемирного кризиса в 2009 или в валютный кризис в РБ в 2011-м…
- Общество продемонстрировало свою готовность к чужим жертвам. Так, если среднестатистический человек не чувствует личной угрозы, но готов оправдать неизбежность гибели других, что в «зоне риска». Этими настроениями буквально пропитан воздух, особенно вокруг беспечной молодёжи! Чувство «коллективной солидарности» было задавлено эгоистичным желанием к индивидуальной «вольнице»
- Люди показали свою неспособность к дисциплине, но показали свой «протестный» характер. Так, что бы ни предпринимали власти, в разных странах, всё равно волны протеста и недовольств были везде. В одних странах антиправительственные силы объединялись на почве анти карантинных протестов, в других- всё в точности, да наоборот.   
- Люди показали свою неспособность к смирению, к принятию внешних вызовов, даже к «общежитию» со своими близкими людьми. Души проявились во всей полноты своей духовной нищеты, черни и окаянности. Все эти месяцы «изоляции» словно бесы рвали души грешников, выявляя всю бессмысленность их потребительского бытия.

Надолго ли? Надо полагать, что COVID-19, как явление, в том или ином виде и дальнейшей мутации, пришёл надолго, если не навсегда. Людям свойственно смиряться и привыкать. Так, мы уже давно привыкли к СПИДу, к военным действиям в соседних государствах. Мне, по долгу работы, приходилось вести бизнес в Израиле, и я обратил внимание на то, как легко люди относятся к состоянию хронической войны, которая буквально вплетена в мирную жизнь. Над нашими головами сотрясают небо бомбардировщики, на боевые вылеты, а мы спокойно проводим семинар… Полагаю, что общество привыкнет и к этому вызову, но некоторые его атрибуты, непременно войдут в обыденный обиход. Так, возможно, привычка рукопожатий канет в лету, а мы перейдём на «индийский вариант» рукопожатий (?), станет нормой ношение масок в общественных местах и более жёсткое использование средств гигиены и т.д… Ведь именно эпидемии прошлого приучили людей к тем нормам гигиены, которые мы имеем сегодня и которые не подвергаются сомнению…
Безусловно, значимость цифровых технологий и on-line форм взаимодействия возрастёт. То, что ранее казалось невозможным, станет обыденным. Хорошо это или плохо? Это ужасно, я думаю! Но давайте вспомним инквизицию и сожжение Коперника.
Вероятно, путь к «цифровому» = обездушенному  будущему начался именно тогда!

Как будут люди вести себя, в своём большинстве? Это будет зависеть от многих факторов.
Общество, в целом, будет действовать, следуя за поведением его «критической массы», которая, в свою очередь, будет следовать за своими лидерами (как формальными, так и неформальными), те - за группами (политическими партиями, объединениями), исходя из интересов этих групп (не населения). А партии и объединения будут следовать за своими инвесторами. Всё это лишь проявление конкурентной борьбы между теми, кто является владельцем основных мировых капиталов.
«Политтехнологии», «ценности», «маркетинг», «свободные СМИ»- это лишь инструменты влияния на «потребительский спрос» масс… Ну, скажем, ничего нового. Порой задаёшь себе вопрос: «если все это знают, эти инструменты должны потерять эффективность?» Увы, от того, что все знают про инструменты маркетинга, его эффективность не обесценивается. Какое поле поливаешь, там и всходят побеги. Рано или поздно. Политтехнологи уже давно не стремятся никого переубедить, их главная цель – поддерживать и развивать именно те группы и силы, «демократическое» мнение которых соответствует их частным интересам в данном месте, времени и обстоятельствах.
«Лидеры» марионеточные будут избегать ответственности, изображая волю демократии, а авторитарным не останется ничего, как идти напролом, даже если этот путь лежит к собственному неизбежному крушению…
Если удастся избежать последующих «волн» COVID-19 или новых вирусов, может нет, может случиться так, как это было на Руси в 1223 г., когда, как писал Карамзин, «и народ легкомысленно успокоился»…, увидев, что «первая волна»  армии Чингисхана аж на целых 4 года исчезла так же быстро, как и пришла… но всем известен итог это беспечности!
Паника. Ох уж эта пресловутая «паника»! Ей противопоставляется безалаберность и халатность, бездействие и полное игнорирование проблемы. Любой, кто пытается действовать рассудительно и взвешенно, немедленно объявляется паникером. Что это?
Жертвы. Гибель одного мы воспринимаем как трагедию, а десятков и сотен – уже как бездушную статистику, в готовности принести в жертву тех, кто слабее. Что бы воспринять что-то всерьёз и принять меры, многим нужны «сакральные жертвы», так, часто, очевидные вещи, могущие привести к трагедии не кажутся столь очевидными, пока кто-то действительно не погибнет. Причем, многим людям важно, что бы поверить в существование опасности, что бы «снаряд» пролетел совсем рядом, что бы пал сосед или даже близкий человек, или на худой конец, только после того, как сам стал свидетелем «принесения жертвы». Абстрактные люди «из телевизора» для многих остаются лишь «мифическими персонажами» пропагандистских роликов.
Люди могут, «наголодавшись» в изоляции, пуститься «во все тяжкие», вопреки здравому смыслу и объективным фактам. (Психологи утверждают, что человек, преодолевший опасную ситуацию, часто начинает считать себя «бессмертным». Именно из-за этого нередко разбиваются опытные парашютисты, а «закодированные» уходят в глубочайший алкогольный запой.)
Эмоции и логика. Более того, большая часть людей опирается на эмоции, желания, «волю сердца», реже - на факты, логику, здравый смысл. Тенденции роста или падения тех или иных показателей нам могут казаться существеннее абсолютных величин! Возможно, поэтому, первая половина весны нам может казаться, вопреки реальным показателям термометра, теплее, чем конец осени. Так и в случае с пандемией.

Что делать бизнесу?
Наблюдать, прежде всего, за тем, что последует далее.
Конкурентная клиентоориентированность, если мы говорим про бизнес, а не философию. А если говорим про выживание в условиях кризиса - это гибкость и способность быстро переориентировать бизнес под меняющиеся обстоятельства. Эффективность бизнеса стоит оценивать длительной перспективе, а не на коротком промежутке. Близорукая «оптимизация» может привести компанию к отложенному, но неизбежному краху. Не стоит доверяться целиком рекомендациям финансовых контролеров, многие из которых преувеличивают монетарные инструменты управления, и часто стремятся к сегодняшнему позитивному  «результату цифр», а виной завтрашних неудач будут «продажники» и их руководители. В условиях кризиса важен в некоемом роде «микроменеджмент», критикуемый в обычных условиях. Подчиненные не часто смогут найти выходы из сложных ситуаций, не видя «картины в целом», имея ориентированность на персональные KPI (коэффициенты личной эффективности), часто не отражающих в полной мере интересы компании в целом.
К худшему сценарию должен готовиться ответственный руководитель и не рассчитывать на «авось пронесёт».
Цифровизация (дигитализация). Вызов от пандемии (случайно или преднамеренно) усилил позиции сторонников «цифровизации». Я лично не являюсь фанатом «цифровой революции», результатом которой в ближайшее время станет массовая безработица. Теорию же о том, что эти «освобожденные от труда» массы станут заниматься «высоким творчеством», живя на пособия, я думаю, мы можем считать исторически несостоятельной, как на примере американских индейцев, так и на примере беснующихся от безделья масс, сидящих на карантине в период COVID-19.
 Но «цифровое» развитие неизбежно, хотя может, не безосновательно, считаться пагубным. Но если мы о «бизнесе», то последний должен быть готов к этим вызовам «цифрового будущего». Любой, кто станет игнорировать это, окажется на свалке ненужных, морально устаревших вещей. Поэтому, развивая эту область, стоит ориентироваться не столько на достижение сегодняшнего результата, сколько на создание тенденции для выживания в будущем. Еще несколько лет назад, в компании, которой я тогда руководил, я ввел, хотя и малобюджетную, систему развития on-line форм для семинаров, коммуникаций, информирования. Это не приносило больших плодов, но, главное, это было создано, задан «вектор» в унисон с тенденциями. Мы преодолели и технические и психологические и методологические барьеры. Сейчас, в условиях пандемии, созданные инструменты стали единственным инструментом для ведения бизнеса. Уверен, сегодня более нет смысла доказывать важность наличия этой возможности, как «сломке», которую, зная, всё же лучше подстелить...
Мир меняется, возможно, навсегда, мы либо меняемся вместе с ним, либо исчезаем. Всё предельно просто!
Customer Relationships Management систему придётся пересмотреть. Увы, «живой контакт», к сожалению, уступает технологическому, особенно в условиях пандемии. Информация, системы принятия решений о закупках, конкурсные площадки становятся всё прозрачнее и лояльнее, а, в купе с вводимыми нормами “Compliance” (соответствие законодательству), всё это значительно обесценивает роль «личного общения».
Итак, «CRM» будет иметь тенденцию перехода в on-line. Значение персональных контактов может иметь тенденцию к понижению. Необходим пересмотр правил выстраивания отношений с клиентами.
Просто. Дёшево. Сердито. Если значение CRM будет уступать on-line автоматизации процессов принятия решения, BIM-проектированию, on-line конкурсам и т.д., придётся пересматривать производственную линейку от «высокого качества» в пользу ценовой оптимизации. Пример такой продукции в автопроме – VW Polo. Производителям «Mercedes» в этой области придётся перестроиться. В этих условиях станут наиболее конкурентоспособными более простые, но довольно технологичные продукты, без роскоши и излишеств, но оборудованные всем технологично необходимым и находящимся, всё ещё в «бюджетном классе».
Сохранить паритет между интересами людей и интересами капитала, всё же, очень важно для человечества, иначе жертвой «цифровой революции» падёт, в конце концов тот, кто всё это заварил, так, как это случилось, например, с Робеспьером в бытность «Французской революции», потерявшем свою голову на установленной им же гильотине. Как говорится, не рой другому яму…

Прививаться или нет - вот в чем вопрос http://proza.ru/2021/06/30/1093


Рецензии