На краешке земного бытия
Вечерняя служба. Луч заходящего солнца высвечивает на приалтарной иконе свиток в руках преподобного Феодора Санаксарского : «Помни час смертный».
Надпись эта в сознании моём связана теперь не только с житием преподобного Феодора, но и с нашим певчим Вячеславом, одним из первых прихожан и строителей храма Святителя Николая Чудотворца на Неве, внезапная смерть которого 14 июня 2019 года стала для всех потрясением.
11 июня, во вторник, в день памяти протоиерея Димитрия, мы вместе с ним были на службе, вместе пели «Вечную память» на могиле батюшки. Помню, как последний раз уходил он из храма:
- Слава, оставайся на поминальную трапезу.
- Я бы с радостью. Некогда, на работу надо.
Вячеслав очень любил богослужения и, когда в будни мог отпроситься с работы, старался не пропускать литургию, Помню, как нередко звонил накануне, уточнял, будет ли служба.
Спустя всего несколько дней, 15 июня, в Троицкую родительскую субботу, глотая слёзы, пели мы «Со святыми упокой» новопреставленному рабу Божьему Вячеславу…
48 лет! Русский богатырь, с весёлым нравом и широкой душой, замечательный чтец, отмеченный Богом не только певческим талантом, но и любовью ко Господу и ближним, добротой, трудолюбием. Приветливый, немногословный, скромный.
С первых дней его воцерковления отец Дмитрий благословил Вячеслава, поначалу плотничавшего в храме, изучать церковно-славянский язык, читать и петь в хоре. И к великому удивлению самого Славы, он запел – запел красивым, густым басом, которого так нам теперь не хватает в хоре.
В 2001 году, во время поездки к родным, Вячеслав побывал в Санаксарском монастыре и, по письменному прошению отца Димитрия наместнику Санаксарской обители, привёз в наш храм частицы мощей святых преп. Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора (Ушакова) и преп. Александра исповедника. Иконы святых с частицами мощей являются особо почитаемыми святынями храмов. Прихожане Никольского храма могут приложиться к мощевику с частицами мощей сразу этих трёх Санаксарских святых на иконе, написанной иконописцем Еленой Анатольевной Веселовой по заказу первого настоятеля нашего храма - протоиерея Димитрия, когда велись восстановительные работы.
Санаксарский мужской монастырь - первый из вновь открытых мордовских монастырей. Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана;ксар. Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору. Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774). Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём. Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России.
«Помни час смертный». Почему же именно эта надпись на свитке у святого преподобного Феодора?
Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков; 1718 — 19 февраля 1791) — преподобный Русской Православной Церкви, великий святой подвижник XVIII века, возобновитель Санаксарского монастыря, духовный наставник и родной дядя праведного воина Фёдора Ушакова. Многие из древнего рода Ушаковых служили всероссийскому престолу в разных чинах. По достижении совершеннолетия ушёл служить в лейб-гвардии Преображенский полк и Иван Игнатьевич Ушаков, где был пожалован чином сержанта.
Составитель жизнеописания отца Феодора замечает, что «жизнь в таком именитом городе, в кругу сверстников, при обыкновенных у них увеселениях, была не без вреда для души его. Но человеколюбивый Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, особенным промыслом Своим устроил и сему юному Иоанну уклониться от развращенного пути…». На одной из многочисленных вечеринок один из его товарищей, только что весело игравший на гуслях, на глазах у Ушакова внезапно упал и умер.
Это событие потрясло всех присутствующих. Среди гвардейцев водворилась скорбь о потере друга. Но глубже всех пережил это Иоанн. Он почувствовал отвращение к миру и тому, что в мире, и, не имея надежды на скорую отставку, решив стать монахом и умереть для греха, бежал в Двинские леса, где прожил отшельником около 3-х лет, а затем, уходя от преследования местных жителей, подозревавших в нём раскольника либо беглого преступника — в Орловскую губернию. Там в 1745 году Иван Игнатьевич был задержан как «не имеющий вида» (документов) и доставлен в Санкт-Петербург. Разрешением императрицы Елизаветы Петровны оставлен послушником в Александро-Невской обители. 13 августа 1748 года пострижен в монахи, при постриге получил имя Феодор.
Преподобный всегда желал подвизаться в Саровской обители и в 1757 году выехал из Санкт-Петербурга. Прожив в Саровской пустыни два года, отец Феодор возымел намерение возобновить обедневшую Санаксарскую обитель.
К приезду отца Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные келлии и ограда почти развалились, кровли сгнили. В строительстве отцу Феодору помогали средствами благотворители, почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невской Лавре. (Надо заметить, что ремонт здания нашего храма тоже начали с восстановления негодной кровли, и по молитвам отца Дмитрия и ходатайству святых Господь послал и благотворителей).
Преподобный Феодор Санаксарский был самым духовно близким человеком на земле для своего племянника, прославленного адмирала Российского флота Федора Ушакова. Его и назвали в честь преподобного. Не было никого, кто оказал бы на будущего адмирала большее влияние, чем этот благодатный старец. Адмирал Ушаков в конце жизни раздал все свое имущество племянникам и поселился рядом с Санаксарским монастырем, в деревне Алексеевке, а уже в наше время, за свое благочестие и служение не только Отечеству, но также Богу и ближним, был тоже прославлен в лике российских святых, под именем праведного воина Феодора.
Суды Божии нам неведомы, и наперёд не угадаешь, кому по ком скорбеть и плакать. Кто облетит с древа жизни чистым весенним цветом или завязью, кто негодным опадышем, кто успеет налиться сочным яблочком, а кому-то суждено зимовать, чернея на ветке за ненадобностью. Стоя у гроба новопреставленного, на самом краешке земного бытия, когда плоть наша земная замирает от страха неминуемой смерти, пока не закрутился-забылся в повседневных заботах, невольно задумываешься о великой тайне вечности, где «предки наши ждут нас в будущем – таинственном и неизбежном»… День смерти христиане считают днём рождения в вечность, началом новой жизни. Господи, помоги нашему маловерию! Помоги нам познать Тебя и стать свободными и бесстрашными!
На краешке земного бытия
Всё видится, поверьте, по-иному,
Душа лежит к насущному, простому,
И ясно, где приделки, где дела.
Душа бежит мирского, суеты
И гонит прочь никчемное, пустое.
Душа взыскует вечное, святое
И зрения Премудрой Красоты.
И каждый новый день, как Божий дар,
Встречаешь с благодарственным моленьем,
И поселилось в сердце умиленье,
И держишь с Божьей помощью удар.
Лишь во Христе постигнув Жизни суть,
Живёшь со страхом Божьим и надеждой
Успеть облечься в брачные одежды
Пред Тем, Кто есть и Истина, и Путь.
Свидетельство о публикации №220061900960