На краешке земного бытия

 «Помни час смертный - и вовек не согрешишь».


 Вечерняя служба. Луч заходящего солнца высвечивает  на приалтарной иконе свиток в руках преподобного Феодора Санаксарского : «Помни час смертный».
Надпись эта в сознании моём связана теперь не только с житием преподобного Феодора, но и с нашим певчим Вячеславом, одним  из первых прихожан и строителей храма Святителя Николая Чудотворца на Неве,  внезапная смерть которого 14 июня 2019 года стала для всех потрясением.

 11 июня, во вторник,  в день памяти протоиерея Димитрия, мы вместе с ним  были на службе, вместе  пели «Вечную память»  на могиле батюшки. Помню, как последний раз уходил он из храма:
- Слава, оставайся на поминальную трапезу.
- Я бы с радостью. Некогда, на работу надо.
Вячеслав очень любил богослужения  и, когда в будни мог отпроситься с работы, старался не пропускать литургию, Помню, как нередко звонил накануне, уточнял, будет ли служба.
 
 Спустя  всего несколько дней, 15 июня, в Троицкую родительскую субботу, глотая слёзы, пели мы «Со святыми упокой»  новопреставленному  рабу Божьему Вячеславу…

 48 лет! Русский богатырь, с весёлым нравом и широкой душой,  замечательный чтец, отмеченный Богом не только певческим талантом, но и любовью ко Господу и ближним, добротой, трудолюбием. Приветливый, немногословный, скромный.

 С первых дней его воцерковления отец Дмитрий благословил Вячеслава,  поначалу плотничавшего в храме,  изучать церковно-славянский язык, читать и петь в хоре. И к великому удивлению самого Славы, он запел – запел  красивым, густым басом, которого так нам теперь не хватает в хоре.

 В 2001 году, во время поездки к родным, Вячеслав побывал в Санаксарском монастыре и, по письменному прошению отца Димитрия   наместнику  Санаксарской обители, привёз в наш храм  частицы мощей  святых преп. Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора (Ушакова) и  преп. Александра исповедника. Иконы святых с частицами мощей являются особо почитаемыми святынями храмов. Прихожане Никольского храма  могут приложиться к мощевику с частицами мощей сразу этих трёх Санаксарских святых  на иконе,  написанной иконописцем Еленой Анатольевной Веселовой по заказу первого настоятеля нашего храма - протоиерея Димитрия, когда велись восстановительные работы.

 Санаксарский мужской монастырь  - первый из вновь открытых мордовских монастырей. Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана;ксар. Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору. Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774). Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём. Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России.

 «Помни час смертный». Почему же именно эта надпись  на свитке у святого  преподобного Феодора?
 Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков; 1718 — 19 февраля 1791) — преподобный Русской Православной Церкви, великий святой подвижник XVIII века, возобновитель Санаксарского монастыря, духовный наставник  и родной дядя праведного воина Фёдора Ушакова.  Многие из древнего рода Ушаковых служили  всероссийскому престолу в разных чинах. По достижении совершеннолетия ушёл служить в лейб-гвардии Преображенский полк и Иван Игнатьевич Ушаков,  где был пожалован чином сержанта.
 Составитель жизнеописания отца Феодора замечает, что «жизнь в таком именитом городе, в кругу сверстников, при обыкновенных у них увеселениях, была не без вреда для души его.  Но человеколюбивый Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, особенным промыслом Своим устроил и сему юному Иоанну уклониться от развращенного пути…». На одной из многочисленных вечеринок один из его товарищей, только что весело игравший на гуслях, на глазах у Ушакова внезапно упал и умер.
 
 Это событие потрясло всех присутствующих. Среди гвардейцев водворилась скорбь о потере друга. Но глубже всех пережил это Иоанн. Он почувствовал отвращение к миру и тому, что в мире, и, не имея надежды на скорую отставку,  решив стать монахом и умереть для греха, бежал в Двинские леса, где прожил отшельником около 3-х лет, а затем, уходя от преследования местных жителей, подозревавших в нём раскольника либо беглого преступника — в Орловскую губернию. Там в 1745 году Иван Игнатьевич был задержан как «не имеющий вида» (документов) и доставлен в Санкт-Петербург. Разрешением императрицы Елизаветы Петровны оставлен послушником в Александро-Невской обители. 13 августа 1748 года пострижен в монахи, при постриге получил имя Феодор.
 
Пре­по­доб­ный все­гда же­лал под­ви­зать­ся в Са­ров­ской оби­те­ли и в 1757 го­ду вы­ехал из Санкт-Пе­тер­бур­га. Про­жив в Са­ров­ской пу­сты­ни два го­да, отец Фе­о­дор возы­мел на­ме­ре­ние воз­об­но­вить обед­нев­шую Са­нак­сар­скую оби­тель.
  К при­ез­ду от­ца Фе­о­до­ра един­ствен­ная цер­ковь оби­те­ли бы­ла вет­ха и бед­на, де­ре­вян­ные ке­ллии и огра­да по­чти раз­ва­ли­лись, кров­ли сгни­ли. В стро­и­тель­стве от­цу Фе­о­до­ру по­мо­га­ли сред­ства­ми бла­го­тво­ри­те­ли, по­чи­тав­шие его за доб­ро­де­тель­ную жизнь в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре. (Надо заметить, что ремонт здания нашего храма тоже начали с восстановления негодной  кровли, и по молитвам отца Дмитрия и ходатайству святых  Господь послал и благотворителей).

 Преподобный Феодор Санаксарский был самым духовно близким человеком на земле для своего племянника, прославленного адмирала Российского флота Федора Ушакова. Его и назвали в честь преподобного. Не было никого, кто оказал бы на будущего адмирала большее влияние, чем этот благодатный старец. Адмирал Ушаков  в конце жизни раздал все свое имущество племянникам и поселился рядом с Санаксарским монастырем, в деревне Алексеевке, а уже в наше время, за свое благочестие и служение не только Отечеству, но также Богу и ближним, был тоже прославлен в лике российских святых, под именем праведного воина Феодора.

 Суды Божии нам неведомы, и  наперёд не угадаешь, кому по ком скорбеть и плакать.  Кто облетит с древа жизни чистым весенним цветом или завязью, кто негодным  опадышем, кто успеет налиться сочным яблочком, а кому-то  суждено  зимовать, чернея на ветке за ненадобностью.  Стоя у гроба новопреставленного, на  самом краешке земного бытия, когда плоть  наша земная замирает от страха неминуемой смерти,  пока не закрутился-забылся  в повседневных заботах, невольно задумываешься о  великой тайне вечности, где «предки наши ждут нас в будущем  – таинственном и неизбежном»…  День смерти христиане считают днём рождения в вечность, началом новой жизни.  Господи, помоги нашему маловерию! Помоги нам познать Тебя и стать свободными и бесстрашными!

На краешке земного бытия
Всё видится, поверьте, по-иному,
Душа лежит к насущному, простому,
И ясно, где приделки, где дела.

Душа бежит мирского, суеты
И гонит прочь никчемное, пустое.
Душа взыскует вечное, святое
И зрения Премудрой Красоты.

И каждый новый день, как Божий дар,
Встречаешь с благодарственным моленьем,
И поселилось в сердце умиленье,
И держишь с Божьей помощью удар.

Лишь во Христе постигнув Жизни суть,
Живёшь со страхом Божьим и надеждой
Успеть облечься в брачные одежды
Пред Тем, Кто есть и Истина, и Путь.


Рецензии