На родине Василия Белова
Тимониха, Харовский район Вологодской области. Родная деревня русского писателя Василия Ивановича Белова. Они как-то связаны – Никольское Николая Рубцова и Тимониха Василия Белова. Два духовных центра Вологодчины. Маленькая, угасающая Тимониха, но в двух сотнях метров от неё стоит храм – Сохотская Николаевская церковь, снаружи восстановленный и ждущий внутреннего благолепия. В.И. Белов немало приложил сил и средств для его воскрешения.
И довольно большое село Никольское (Никола – как в стихах окрестил его Рубцов). церковь в нём разрушена, и только в северном приделе в 2012 году удалось открыть молельную комнату. Однако, и храм в Никольском со временем будет восстановлен.
Какая ширь и приволье на харовской земле! Тимониха встретила нас сенокосным фестивалем и крестьянской ярмаркой. Немного грустно было только от того, что обычный крестьянский сенокос стал фестивалем, перестал быть частью жизни села. Грустно, от того, что мастер-классы крестьянских ремёсел – не составная часть крестьянского лада, а маленькое шоу.
Но не об этом думалось на родине Белова. В конце концов нашу действительность оценит история. Больше вспоминалось другое. Какие гости бывали у Белова в Тимонихе. Василий Шукшин приезжал сюда отдохнуть от суеты и посадил дерево в огородике Белова. Николай Рубцов написал здесь своего «Разбойника Лялю». И хотя сюжет лесной были связан с Нижегородской землёй, видимо, эти поля, леса, озеро вдохновляли поэта.
О своей Тимонихе Белов написал: «Тихая моя родина». Рубцов увидел этот рассказ в тотемской газете или услышал от писателя и попросил отдать ему эту строчку. И появилось:
Тихая моя родина,
Ива, луна, соловьи.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Конечно, это великое стихотворение было посвящено Василию Белову. Кладбище, на котором упокоился писатель, находится вблизи церкви. Там рядом с мамой и лежит В.И. Белов. С зимы остались десятки венков от организаций и частных лиц. Стоит временно деревянный крест и фото писателя. Живые цветы, видимо, не успевают завянуть на холме из жёлтой глины.
Какие прекрасные виды открываются со старого сельского погоста. «Как будто спит былая Русь» - опять приходит на ум строчка Рубцова. И озеро в низине, как слеза, сошедшая с чистых небес. И перелески, как насупленные брови лика земли. И поля, как щёки гладковыбритые. И над этим всем «плывут, плывут, как мысли, облака» (Н. Рубцов).
Сельское кладбище воспринимается не как место уныния, а как место успокоения. Что наш путь земной перед этой сияющей вечностью небес и земли.
В Тимонихе сохранились два дома, связанные с писателем Беловым – дом родителей и дом бабушки. Дом бабушки писателя является родовым домом семьи. В нём и был кабинет В.И. Белова. Три окна справа. Старая скамья, на которой он часто сиживал, размышляя, сзади дома пруд для полива огорода и чудом сохранившееся оконце горницы. Как же выразительно обрамлено оно ажурной седой древней деревянной резьбой. Снова вспоминается рубцовское:
В горнице моей светло,
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
А вот и банька Белова, в которой он с удовольствием парился по русскому обычаю, смывая пот трудов и набираясь сил для писательского подвига.
В рамках народного фестиваля «Сенокос в Тимонихе» 13 июля 2013 года состоялся литературный фестиваль «Притяжение», на котором удалось побывать и выступить череповчанам, гостям праздника. Не только традиционная «Беловская уха» порадовала участников фестиваля, все мы понимали в каком святом месте России находимся. Воочию мы увидели, насколько талантливы и радушны люди родных писателю Василию Белову земель. Прощай Тимониха, до следующих встреч!
Свидетельство о публикации №220061900990