Инструктор

Памяти Лысенко Сергея.

Нелегка курсантская жизнь. Обучение в военном летном училище накладывает свой отпечаток на образ жизни. Появляются новые приоритеты, о которых ты раньше, даже и, не подозревал.  Одно из правил, инструктор — это царь и бог. Его нужно уважать и беспрекословно подчиняться. Любое слово инструктора – это приказ. Разбейся в лепешку, но выполни. Без крепкой связки, инструктор-курсант обучение, в принципе, невозможно.

На третий год обучения, наш экипаж раскидали по эскадрильям и, у меня появился новый инструктор. Имени называть не буду, поймете почему. Инструктор как инструктор, как у всех. Только вот дисциплина у меня была, по его мнению, никудышная. Буквально в первую же неделю полетов я схлопотал, после нескольких замечаний, выговор. Дальше хуже. После каждого полета стал получать кучу замечаний. Новый инструктор, практически каждый день, строчил на меня рапорты комэске (командиру эскадрильи).

Другим инструкторам рассказывал, какой я плохой курсант и летчика из меня однозначно не получится.

Некоторые инструкторы, знавшие моего прежнего инструктора, откровенно недоумевали:

- Как не получится, - спрашивали они у моего, - он два года отлетал, и его прежний инструктор считается спецом в своем деле. Не мог у него быть двоечник.

- Нет, вы не правы, - не унимался мой новый инструктор, - я же вижу, как он летает. Буду списывать.

Другие инструкторы еще больше недоумевали:

- Отстань ты от него, и если чего-то не умеет, то учи лучше.

К инструктору присоединился и командир звена, который всецело поддержал его.

Вот так они вдвоем и «прессовали» меня почти месяц. Полетов давали минимум. Все уже летали на пилотаж, а я все от «круга» не мог оторваться. 

Я не понимал, что происходит. Конечно, я не ас, но и не хуже других. В конце концов, два учебных года позади, хоть что-то, да умею. И чем больше старался, тем хуже были отзывы инструктора.

В итоге, за дело взялся комэска. На очередной подготовке к полетам, инструктор мне сообщил, что я полечу с комэском, на сложный пилотаж, и вероятно меня спишут. 

Если принять во внимание, что в этом году на сложный, да и на простой пилотаж, я не летал, то шансы показать хорошее пилотирование минимальны. Перерыв, в более чем полгода, для курсанта очень даже много значит.

И тем не менее, объявлено последнее сражение, значит буду давать бой.

Посреди класса подготовки, я сел на стул, а вокруг расположились ребята с моего экипажа, которые уже сами летали на простой пилотаж. Представив, что я в самолете, я начал выполнять весь полет, начиная с запуска двигателя и до самой посадки. Все время я комментировал свои действия, вплоть до радиообмена. Говорил о скорости, перегрузках, направлении и т.д., в тоже время показывая все руками. Ребята указывали мне на мои ошибки, я их исправлял и «летел» дальше. Таким образом, мы совершили около пяти-шести полетов.

Утром, меня провожал в полет экипаж, подбадривая, и инструктор… с ехидной улыбкой. Именно его ехидная улыбка, помогла полностью собраться. Если до этого и были в душе некоторые сомнения, то увидев инструктора, я понял, что когда я приземлюсь, то улыбки этой, на его лице, точно не будет. Снесу я ее.

Спасибо моему первому инструктору, Иванову Андрею Борисовичу, благодаря которому, я мог сказать после этого полета: «Честь имею!»

- Покажи, чему тебя Борисыч учил, - говорил мне накануне вечером, Коля Рудниченко, мой однокашник, переводя мое личное дело в разряд ответственности перед другими, особенно перед Андрей Борисовичем.

Сказать, что с меня сошло семь потов, это значит не сказать ничего. Нет, я абсолютно не волновался. Что умею, то умею. Слетал «от» и «до». После посадки, выбравшись из самолета, подошел к комэске:

- Разрешите получить замечания.

- Будут замечания, - ответил он, - но не тебе.

Пригласив моего инструктора и комзвена в класс предполетных указаний, около получаса комэска делал им «вливания».

- Я не позволю вам гробить курсанта! – слышался его крик, - вы что о себе возомнили?!, - и т.д. и т.п.

После этого полетного дня, нас отправили на весенние каникулы. Приехали мы через две недели. Меня приказом отдали другому инструктору. Прежний инструктор и комзвена остались без курсантов.

Меня вызвал к себе новый инструктор.

За столом сидел старший лейтенант. Я посмотрел ему в глаза. Какой либо злости или недовольства я не заметил.

- Зовут меня, - сказал он, -  Сергей Павлович Лысенко.

Он достал из стола объемистую папку.

- А это твое личное дело. Здесь одних рапортов на тебя, штук тридцать. А, с характеристикой, которую на тебя накатал твой инструктор, тебя и в тюрьму не возьмут.

- Я знаю твоего первого инструктора, Андрея Иванова, - продолжал он, - летчик он отличный, и как человек очень хороший. Вряд ли бы он тебя держал, если бы все, что здесь написано правда. И я склонен ему верить.

Тут он достал чистый лист бумаги и спросил:

- Что это?

- Чистый лист, - ответил я.

- Вот именно, чистый. И что ты здесь напишешь, то и будет. Согласен.

- Так точно!

- Ну, тогда, от винта!

- Есть от винта!

И мы дали... от винта. Слетав со мной один-два полета, Сергей указал на некоторые типичные ошибки, и понеслось.

Курсант летает в день обычно, один-два раза. У меня же было минимум три полета в день. Четыре полета в день, было обычным, теперь, для меня делом. Очень быстро я нагнал своих однокашников, а потом и перегнал. Сергей давал мне столько летать, что я был как выжатый лимон. Комбинезон приходилось стирать каждый день, потому что, он становился белым от соли.

Суть да дело, меня, которого еще недавно хотели списать по «нелетке» (летная неуспеваемость), Лысенко ставит первым курсантом, которого выпустят для полетов ночью самостоятельно.

Мероприятие ответственное, самостоятельный полет ночью, и было выбрано несколько кандидатов.

- Вряд ли меня пустят первым, - сказал я Сергею, -  вон сколько у нас отличников.

- Прорвемся, - отвечал Сергей.

Для проведения предполетных указаний, прибыл заместитель командира полка.

Нас, кандидатов, ему представили. Он задал нам несколько вопросов по предстоящему заданию. Потом спросил у меня:

- Ты кто по национальности? Откуда родом?

- Черкес, - ответил я, - родом из Майкопа.

- Прекрасный город Майкоп, - сказал он, - к полету готов?

- Так точно!

- Первым пойдешь, - подытожил он.

- Есть, - сказал я, чуть не крича от радости.

Лысенко был не менее рад, всё-таки его курсант пойдет первым, а это не малая честь ему как инструктору.

Мы с замкомандиром полка сделали пару кругов, со взлетами и посадками. Я слетал самостоятельно. Все прошло без сучка и задоринки.

Вот так вот я и летал, не имея никаких проблем ни в учебе, ни в дисциплине. А, ведь за малым не списали.

Впоследствии, выяснилась и причина антипатии ко мне инструктора. Оказалось, что, еще будучи курсантом, у него произошла драка с сокурсником, черкесом по национальности. И мой будущий инструктор был тогда бит. А тут представилась такая возможность отомстить. Да уж… Слов нет…

Полеты я в том году закончил месяца на полтора раньше всех. Ходил в наряды, наблюдателем на посадке.

И как-то, днем, когда все усиленно летали, я сидел в тени и перекуривал. В это время мимо проходили мои прежние комзвена и инструктор. При виде меня, инструктор не удержался, и спросил, со своей ехидной улыбкой:

- Что, снова не дают летать? Небось списали все-таки?

- Полетов не дают, это точно, -ответил я, - но по причине окончания летной программы.

- Как, - удивился он, - впереди еще целый месяц!

Я развел руками, и отошел от них. Не было никакого желания с ними общаться.
 
Вот так вот, Сергей Павлович Лысенко, не обращая внимания на весь негатив, который лился в мою сторону, буквально спас мою честь, и вернул, пошатнувшуюся было, веру в людей.

Мы подружились и продолжали общаться, будучи оба уже на «гражданке».

Очень жаль, что ни разу не съездил к нему в г. Крымск.

К великому моему сожалению и всех, кто знал Сергея, его не стало в 2014 году.

ЛЫСЕНКО СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ: (выписка со странички «АВВАКУЛ, общение по годам выпуска», Владимира Небольсина)
Родился 26 ноября 1961 года, п. Прогресс, Новокубанского района, Краснодарского края.
После окончания школы, 1979-1983г.г. –учёба в Армавирском ВВАУЛ:
Лётная практика: Л-29 - аэр. Аджи-Кабул, МиГ-21 – Майкоп.
По окончании училища проходил службу лётчиком-инструктором:
- 1983 -1988г.г. уап Сальяны;
- 1988-1990г.г. – уиап Майкоп;
- 1990-1993г.г. - аэр. Крымск, строевой полк, истребительная авиация.
Уволен по состоянию здоровья в 1994г. с должности штурман полка, майор запаса.
Военный лётчик-инструктор 1-го класса.
Освоенные типы ЛА: Л-29, Л-39, МиГ-21, Су-27. Общий налёт 3500 часов.
После увольнения работал:
- 1994 – 1997г.г. - руководитель предприятия;
- 1997 – 1998г.г. - водитель маршрутного такси;
- 1998 – 1999г.г. - токарь 6-го разряда на Майкопском ЦКК;
- 1999 – 2000г.г. - руководитель малого предприятия по изготовлению металлоконструкций.
В 2000 году закончил Ростовскую Государственную Академию, кафедра юриспруденции,
Бакалавр юридических наук.
- 2000 – 2001г.г. - начальник отдела по работе с предпринимателями в администрации г. Майкоп;
- 2001 – 2005г.г. - руководитель предприятия;
- 2005 – 2008г.г. - председатель колхоза "Сопка героев - агрохимик";
- с 2008 года - руководитель строительной организации.
Женат, двое детей.
Светлая память Сергею, пусть земля ему будет пухом...............................


Рецензии
Спасибо за историю.

Лысенко Павел Сергеевич   12.05.2023 13:00     Заявить о нарушении
Павел Сергеевич был настоящий мужчина. Лучшие уходят первыми... Земля небом...

Казбек Сиюхов   20.09.2023 07:10   Заявить о нарушении