В международном масштабе
1. «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» (1958) (СССР - Индия)
Фильм, снят по путевым заметкам русского путешественника и первооткрывателя Афанасия Никитина.
Советско-индийскую съёмочную команду возглавили два главных режиссёра: Василий Пронин, больше известный к тому времени своими научно-популярными фильмами, и его более маститый индийский коллега Ходжа Аббас, снявший к тому времени «Господина 420» и считающийся одним из пионеров индийского «параллельного кино». Снимали «Хождение за три моря» студии «Мосфильм» и Naya Sansar. Над сценарием фильма работал тот же Ходжа Аббас вместе с известным советским кинодраматургом Марией Смирновой.
В главной роли: Олег Стриженов.
В 1958 г. фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, приз за лучший сценарий. Его посмотрели миллионы зрителей по всему миру.
2. «КРАСНАЯ ПАЛАТКА» (1969) (СССР - ИТАЛИЯ)
Полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», о постигшей её катастрофе и спасении большинства участников советскими лётчиками и моряками ледокола «Красин» (май 1928 года). Этот фильм о мужестве и риске, о силе и слабости духа, о цене жизни и смерти, о самом суровом суде — суде совести…
Только в СССР его посмотрели 11 800 000 зрителей.
Режиссёр: Михаил Калатозов;
В ролях: Питер Финч, Клаудия Кардинале, Эдуард Марцевич, Шон Коннери, Марио Адорф, Донатас Банионис и др.
3. «ВАТЕРЛОО» (1970) (ИТАЛИЯ - СССР)
«Снимая последние кадры Бородинской битвы («Война и мир»), я с сожалением думал о том, что приходится расставаться с эпохой, которую так долго и тщательно изучал. Предложение итальянских коллег поставить «Ватерлоо» дало возможность вернуться к этим событиям, к персонажам, характеры которых приходилось постигать в течение многих лет. Ведь именно под Бородино начался разгром армии Наполеона, была разбита вера в непобедимость этого полководца. Но в «Войне и мире» мы показали только начало этого разгрома, без логического его завершения. «Ватерлоо» дает возможность завершить тему Бородинского сражения, тему разгрома «непобедимой» армии Наполеона, попавшей в Ловушку в 1812 году в России. «Ватерлоо» — антивоенная картина, и это, пожалуй, одна из главных причин, заставивших меня отложить прежние замыслы и снова «взяться за оружие». Сергей Бондарчук.
Режиссёр: Сергей Бондарчук.
В ролях: Род Стайгер, Кристофер Пламмер, Орсон Уэллс и др.
Премия «Давид ди Донателло» 1971 года за Лучший фильм.
4. «ДЕРСУ УЗАЛА» (1975) (СССР - ЯПОНИЯ)
Широкоформатный цветной фильм рассказывает об увлекательных путешествиях замечательного русского ученого и писателя В.К.Арсеньева. В центре повествования образ таежного охотника Дерсу Узала - мудрого, доброго и отважного человека, связанного с Арсеньевым искренней дружбой.
Режиссёр: Акира Куросава.
В ролях: Максим Мунзук, Юрий Соломин и др.
Количество зрителей в СССР: 20 400 000.
Золотой приз и премия ФИПРЕССИ - МКФ в Москве-75;
Премия «Оскар» (1975): Лучший иностранный фильм;
Премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии (1977);
Премия Союза испанских кинокритиков за лучший иностранный фильм 1976 года (наравне с фильмом «Барри Линдон», 1977, США).
5. «ТЕГЕРАН - 43» (1980) (СССР - ФРАНЦИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ)
По заданию гитлеровского руководства в Тегеран накануне переговоров глав правительств трёх держав проникает группа нацистских агентов во главе с профессиональным убийцей Максом Ришаром с целью подготовить террористический акт. Советским разведчикам, среди которых Андрей Бородин, предстоит обеспечить гарантию и безопасность переговоров. Через сюжет фильма проходит история любви Бородина и француженки Мари Луни.
Режиссёры: Александр Алов, Владимир Наумов;
В ролях: Игорь Костолевский, Наталия Белохвостикова, Ален Делон, Курд Юргенс, Армен Джигарханян, Альберт Филозов и др.
Количество зрителей в СССР: 47 500 000.
6. «НОСТАЛЬГИЯ» (1983) (Италия - СССР)
«Фильм струится на грани реального и воображаемого. Это фильм — путь. Медленный, трудный, напряженный. И, в сущности, простой, как вода, огонь, пепел. И так же до конца непостижимый. И при определенности своей — загадочный, смутный, как его зыбкий, приглушенный свет. Фильм этот — поэтическая проповедь. Притча о жизни и смерти. Физической и духовной. О границе, пролегающей между ними. Это фильм — о преодолении. О человеке, вступившем на путь самоосознания. Пройти этот путь — вот задача. Испепелить себя этой задачей, этой жизненной — смертельной — необходимостью».
3ара Абдуллаева
«Искусство кино» № 2 1988 год
Режиссёр: Андрей Тарковский.
В ролях: Олег Янковский, Домициана Джордано, Эрланд Юсефсон и др.
Большой приз за лучшую режиссуру, Приз FIPRESCI, Приз экуменического жюри - 1983 год, МКФ в Канне.
7. «И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ» (1985) (СССР - Норвегия)
Историко-приключенческий фильм по повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». IX век. Славянский юноша Кукша попадает в плен к викингам. Так начинаются его приключения на фоне быта и нравов древних воинов.
Режиссёры: Станислав Ростоцкий, Кнут Андерсен.
В ролях: Александр Тимошкин, Петронела Баркер, Тор Стокке, Михаил Глузский и др.
Количество зрителей в СССР: 19 900 000.
8. «МОНГОЛ» (2007) (РОССИЯ - ГЕРМАНИЯ - КАЗАХСТАН)
«Не презирай слабого детеныша, он может оказаться сыном тигра» - монгольская пословица.
Эпический блокбастер о великом правителе и полководце Темуджине, более известном как Чингис-хан.
Режиссёр: Сергей Бодров-старший.
В ролях: Асано Таданобу, Хулан Чулуун, Сун Хон Лей и др.
Премия «Ника» в 6 номинациях: Лучший игровой фильм, Лучшая режиссёрская работа, Лучшие костюмы, Лучшая операторская работа, Лучший звук, Лучшая работа художника-постановщика.
Свидетельство о публикации №220062001211
На меня самое сильное впечатление из списка произвели фильмы "Красная палатка" (1969) и "Дерсу Узала" (1975) Удивительно, но не смотрел «Ватерлоо» (1970) и "Монгол"(2007). Конечно, опыт предшественников всегда помогает, но, по-моему, главная проблема в другом. Даже не представляю тему, на которую сегодня в России можно было бы снять кассовый блокбастер. Кинозрителя сложно теперь заманить на отечественные исторические и псевдоисторические фильмы. Качественные фантастические фильмы тоже не получаются. Патриотические агитки не вызывают у зрителей интереса. Я бы на месте министерства культуры подумал о совместных проектах с Китаем и Индией.
С уважением, Александр
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.06.2020 01:07 Заявить о нарушении
Конечно, «Красная палатка» и «Дерсу Узала» имели феноменальный успех и в Союзе и за рубежом. Вероятно это лучшие фильмы списка. Кстати, я читал, что вышло юбилейное издание «Красной палатки» на DVD, где представлены сразу 2 варианта фильма (итальянский и советский), указаны сцены, которые присутствуют и отсутствуют в разных вариантах фильма. А также разная музыка (Зацепин и соответственно Морриконе). Настоящий подарок киноманам. Да, но и «Ватерлоо» с «Монголом» выглядят очень достойно. Принято говорить, что «Ватерлоо» не окупил затраченных средств (25 млн $), но при этом как-то забывают, что существовало 3 прокатных версии. На английском языке производством занималась «Коламбия пикчерз» и в США кассовые сборы составили более 3 млн $, но компания Дино де Лаурентиса прокатывала фильм на итальянском языке плюс советский прокат на русском. Кстати, треть производственных затрат взял на себя Мосфильм. Так что разговоры о провале сильно преувеличены:) Картину пересматривают до сих пор. Батальные сцены на высочайшем уровне, битва при Ватерлоо расписана по минутам и никаких компьютеров:))
Что касается «Монгола», то это самый кассовый фильм российского режиссёра за рубежом: бюджет — 18 млн $, мировые сборы — 26 527 510 $ плюс сборы в России и СНГ — 6 264 404 $. Хотя понятно, что дело не только в деньгах, а в смыслах и образах:) Вот и надо в сотрудничестве с индийскими и китайскими компаниями довести этот проект до триумфального завершения. Ведь у Бодрова в планах были задуманы вторая и третья части «Монгола».
С уважением, Вольфганг.
Вольфганг Браузер 21.06.2020 14:30 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.06.2020 16:55 Заявить о нарушении
:))))
Вольфганг Браузер 21.06.2020 19:05 Заявить о нарушении
«Голливуд для кинематографистов – площадка, на которой ты отчётливо понимаешь, можешь ли ты делать кино, которое будет смотреть весь мир, или тебе этого не дано. Если хочешь, чтобы тебя смотрел весь мир, ты должен снять такую картину, которая была бы понятна каждому человеку на планете независимо от его языка, религии, культуры. Голливуд даёт такую возможность — снимать кино для всех, интернациональное и масштабное» Сергей Бодров. Я полностью согласен с Бодровым:))
Попытался посмотреть и «американские» фильмы Тимура Бекмамбетова:)) Тоже без комментариев. Кончаловский рассказывал, что проблемы у него начались, когда он захотел сделать фильм чуть серьёзнее:)) Но запад не выпустил Кончаловского из своих сетей:)) Сходили мы в кино на «Щелкунчик и Крысиный король» (2010):)) Перед «Щелкунчиком» меркнет всё:))Конечно, «Седьмой сын» намного лучше:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.06.2020 20:16 Заявить о нарушении
Что касается Тимура и его команды:)) то это весьма доходный коммерческий проект, но к искусству кино никакого отношения не имеет.
Вольфганг Браузер 21.06.2020 22:48 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 22.06.2020 02:08 Заявить о нарушении
«Красный гаолян» (1987);
«Подними красный фонарь» (1991);
«Герой» (2003);
«Проклятие золотого цветка » (2006).
Вообще, такие имена, как Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ давно обрели легендарный статус.
Вольфганг Браузер 22.06.2020 15:22 Заявить о нарушении
Замечательно, что китайское кино не утратило свою самобытность. На нас сильное впечатление произвел «Тотем волка» (2015 реж. Жан-Жак Анно). Интересно будет сравнить с «Законом охоты» (1984). Из всех фильмов мы смотрели только «Героя» (2003 реж: Чжан Имоу ) У нас даже DVD с ним есть. Только сейчас узнал, что он снял и «Дом летающих кинжалов» (2004). Поэтому обязательно посмотрим «Красный гаолян» (1987) , «Подними красный фонарь» (1991) и «Проклятие золотого цветка » (2006). Может быть, что-то и есть в том, когда режиссер начинает как оператор. По крайней мере, Чжан Имоу это пошло явно на пользу.
У Чэнь Кайгэ я смотрел только его единственный англоязычный фильм «Убей меня нежно» (2002). Впечатления неоднозначные. Любопытно будет посмотреть и китайские работы режиссера.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 22.06.2020 18:08 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 22.06.2020 21:17 Заявить о нарушении
Вчера посмотрели «Проклятие золотого цветка»! Фильм интересен не только невероятной эстетикой и композицией. Драматическая составляющая тоже впечатляет. Понравилась игра Чоу Юньфата . Что ж хорошо, когда у страны есть национальный режиссер мирового уровня, которому смело можно доверить постановку церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Такого уровня режиссеров, как Чжан Имоу, сейчас у нас нет. Да и таких актеров, как Чоу Юньфат, тоже нет:)) Многие играли в фильмах про бандитов, но в памяти остался именно он:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.06.2020 13:18 Заявить о нарушении
Вот Чоу Юньфат, да, удивительная способность играть в криминальных фильмах, но тут же переходить на качественно иной уровень, если этого требует художественный материал. Тут он «Наёмный убийца» и «Пуленепробиваемый монах», а тут уже император и «Конфуций»:) Только у китайских актёров я видел такой диапазон.
Вольфганг Браузер 23.06.2020 16:37 Заявить о нарушении
Вспомнился фильм «Долина волков: Ирак» (2006 реж Сердар Акар). Решили снять кино по-взрослому, и пригласили Билли Зейна и Гэри Бьюзи на роли «демонов зла». В итоге эти двое вчистую переиграли всех «хороших турецких парней»:)) Иерархию нарушать нельзя:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.06.2020 18:12 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 23.06.2020 21:14 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 24.06.2020 02:23 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 24.06.2020 17:51 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=Qyl3g9oVVEY
Александр Галяткин Юлия Фадеева 24.06.2020 23:52 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 25.06.2020 14:13 Заявить о нарушении
Конечно, вспомнил во время просмотра фильм «Елена» (2011), о котором Вы писали. Надо было Звягинцеву обыграть образ «вредных насекомых» и всё:)) Ничего не слышал о «Письмах к Эльзе» (2002) Игоря Масленникова. Надо посмотреть. Масленников учился у великого Григория Михайловича Козинцева, значит, должен уметь снимать разное кино. Сейчас прочитал, что Глеб Панфилов и Илья Авербах тоже у него учились. Удивительно, не только гениальный режиссер, но ещё и талантливый учитель.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 25.06.2020 15:49 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 25.06.2020 19:39 Заявить о нарушении