Грушевское чудо

26 апреля 1987 года, ровно через год после аварии на Чернобыльской АЭС, в  местечке Грушево, Львовской области (Дрогобычский район, Украина), видели "лик Девы Марии".
Одиннадцатилетняя девочка Маричка Кизин, в восемь часов утра, вышла во двор. Вдруг ее внимание привлек силуэт женщины, стоящей на балконе старой греко-католической часовни, находящейся в конце их огорода. Силуэт двигался. Девочка позвала своих родителей - Ярославу и Романа, подошли соседи…
Все смотрели на невиданное до сих пор явление.
В тот же день весть распространилась по селу, люди начали сходиться, чтобы своими глазами увидеть чудо - "явилась Матерь Божия".
А потом началось массовое паломничество, которое советские власти остановить были уже не в силах. Это, повторимся, случилось через год после аварии на Чернобыльской АЭС.
Услышав о Грушевском чуде, и некоторые Кременчужане решили ехать не раздумывая. Наспех собрались в воскресенье, в третьем часу дня и выехали вчетвером - иеромонах Аввакум Давиденко, иерей Роман (ныне митр. Филипп, правящий Полтавский и Миргородский), священник Богдан (Кецко), и его матушка - Ярослава.
Отец Аввакум (ныне архимандрит) вспоминал:
- Ехали всю дорогу благополучно, и каждый про себя думал: "Увижу ли я явление, достоин ли? А может и не увижу?". Был внутренний трепет, одолевало сомнение. Ведь, говорили, что явление открывалось не всем. На душе было какое-то смутное, смешанное с тревогой чувство. Машину гнали почти всю ночь, на скорости 100 -110 км/час; спешили увидеть часовню ночью, ибо слышали; что "благодать Божьей Матери видна и ночью". Часовня же светится каким то необыкновенным светом, появляется сияние в разных местах: на крыше, маковке купола, в стеклах окон, а кто смотрел внутрь часовни видел и внутри..
Когда мы проехали Ровно, нас остановил инспектор ГАИ, спросил, куда следуем. Мы откровенно сказали, что едем в Грушево. Он же в свою очередь, сказал нам, что туда едут много машин, и попросил нас на обратном пути, когда мы будем возвращаться и если будет опять его дежурство, рассказать ему о виденном.
В ночное время часовню видеть не пришлось. Как только объехали Львов, начало светать. Все дороги к селу, километра за два, были перекрыты.
Когда подъехали к шлагбауму, уже хорошо был виден пост ГАИ, на подъезде к селу.
Машины останавливали за два километра от села, потому что если бы все множество машин, которые нам довелось видеть, въехали в Грушево, то там было бы невообразимое. Мы остановили машину, и далее пошли пешком. С нами шли массы людей. Поезд, прибывший от села Ролив, высадил человек пятьсот паломников, и все это шествие, вместе с нами, было похоже на первомайскую демонстрацию в большом городе.
Многие люди уже возвращались назад, побывав у часовни, и рассказывали встречным, что они там видели, живо обсуждали происходящее.
На лицах людей не было радости, но не было и печали, эмоции выражали что-то среднее, сочетающееся с приподнятостью.
С волнением и душевным трепетом мы вошли в село, вместе с людским потоком направились во двор, откуда была видна часовня. Двор расположен на углу перекрещивающихся улиц. Дорога, ведущая ко двору часовни, круто спускается вниз. Люди входили в распахнутые ворота. Вошли и мы.
Проходим через двор, подходим к сетке, отгораживающей двор от огорода, и здесь я вижу то, что стремился вдеть каждый: над балконом возвышается, по пояс, силуэт женщины в черном; одежда напоминает монашескую. "Это Дева  Мария!".
Тревожно, торжественно делается на душе от созерцания виденного. Каждая душа здесь плачет, радуется духовно, сокрушается о грехах своих, умиляется. У многих текут слезы от восторга.
Слышатся вздохи, восклицания: "Мати Божа, спасай нас! Заступнице наша! Мати раю, Мати нашого краю." - "Дивиться, дивiться, люди, Вона рухаеться!" - вся толпа вскрикивает и замирает, кое-кто опускается на колени, кто-то голосит, причитает: в это время силуэт двигается с места, подходит к краю балкона, медленно кланяется на восток, и обратно, также медленно, встает на средину балкона. "Пустить i мене, и я гляну!" - добивается маленькая девочка. Ее пропускают. Всюду слышны приглушенные разговоры , люди показывают,  объясненяют, доказывают что-то кому то, видно всеобщее духовное оживление. Душевный подъем!
Силуэт хочется разглядеть поближе, и  я, вместе с людьми, вхожу в огород, подхожу к сетке, отделяющей огород от церквушки. Явление видно лучше, я пытаюсь подойти поближе. Некоторые смотрят в оптические приборы: бинокли, подзорные трубы. Я попросил у одного человека подзорную трубу.
Вопреки утверждению некоторых, что если смотреть в бинокль или подзорную трубу, то ничего не видно, гляжу в трубу и вижу очертания лица, покрывало на голове, что-то вроде монашеского апостольника, едва успел разглядеть черты, - подзорную попросили обратно. Желающих смотреть еще несколько десятков человек.
Видение хорошо видно метров за пятьдесят, если же подходить ближе, то видно хуже, как в тумане, если подойти вплотную к краю, метров до двадцати, то все совершенно рассеивается, происходит только колебание воздуха, как над поверхностью горячей плиты.
В конце огорода сетка в одном месте наклонена к земле, и можно перепрыгнуть во двор часовни, что я и делаю, остальные проникают сюда также. Во дворе, в некотором отделении от часовни, стоит колокольня. Сама часовня не маленькая, а средних размеров церковь с отчетливо выделенным алтарем, храмом и притвором. Окрашена она в светло-коричневый цвет, крыша и купол выкрашены серебрянкой, видно, что давно. Всюду полно народа. Многие припадают к замочным скважинам, и смотрят, что находится внутри церкви. Посмотрел и я. И увидел Распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном Богословом - все выполненно в скульптуре. Если смотреть с западной стороны, то виден деревянный резной иконостас, посреди часовни - восьмигранный дубовый колодезный сруб.
По преданию, на месте этой часовни, в конце 18-го - начале 19 века, стояла огромная верба, из под которой бил чудодейственный источник. В I856 году, во время эпидемии холеры, источник расчистили и возвели над ним часовню. Много людей толпятся у оконных стекол, рассказывают друг другу, кто что видел: кто видит "Деву Марию с Младенцем", кто "Рождество", "Тайную Вечерю", кто "одну ручку" или "Младенца Христа". Чтоб люди не смотрели вовнутрь, атеисты закрыли окна изнутри бумагой, но снаружи стекла закрыть невозможно, и люди смотрят. Многие вглядываются в купол, маковку, и видят - что кому открывается.
В разных местах двора слышится пение, люди собираются группками и поют…
Некоторые богомольцы стоят на коленях на голой сырой земле и вполголоса читают молитвы. Земля на огороде вытоптана и утрамбована до такой степени, что похожа на асфальт, то же самое и на церковном дворе.
В восточной стороне, на захоронении, стоит скульптурное изображение Девы Марии, а рядом скульптурное изображение похороненного здесь греко-католического священника, с добродушно улыбающимся лицом. Весь памятник, почти до половины, утопает в цветах. В то время, помню, цвели тюльпаны. Были также положены платки, полотенца,  деньги. Вся эта груда, где то с метр высотой, с постепенным отдалением от памятника, метров на пять в длину и метр в ширину. Такая же самая куча цветов, платков и рушников находилась и с западной стороны, поближе к часовне.
Вокруг часовни горят свечи, ставят их просто на землю, и на раннее сгоревшие и оплывшие груды воска, парафина. Свечи, в большинстве своем, парафиновые, или стеариновые, фигурные и окрашенные в разные цвета, - традиция западной Украины допускает это. Но, есть и восковые, катанные из ярого свежего воска. В некоторых местах в грудах расплавленного парафина горят лоскутки тряпок, если смотреть с горы, то создается иллюзия пожара возле часовни, а сама она полыхает в огненном венке, огненном кольце. Свечей горит очень, повторюсь, очень и очень много. "Неопалимая купина, в чем народная вина!?".
Юродивая, вся в грязи, с букетом искусственных цветов, все ходит кругом часовни и, закатив глаза, умильно поет. От долгого пения уже еле слышен ее голос. Своим странным видом приводит людей в изумление.
За оградой толпится много народу. Несет дежурство милиция, человек десять. КГБ, мужчины в штатском деловито шныряют, в большом количестве…
Воспоминание к слову. Ходим мы: отец Роман (ныне владыка Филипп Полтавский), отец Богдан (Кецко), его матушка Ярослава и я, по двору часовни, между толпами подобных нам, приехавших посмотреть людей. То молимся, то рассматриваем, то в разговорах, общениях, слушаем рассказчиков, что и кто раньше нас видел. То пристанем к кучке людей собравшихся напротив алтаря и читающих акафист Матери Божией, подпеваем "Радуйся…" и "Аллилуиа…". Отцы Роман и Богдан такие себе с виду достойно-почетно импозантные мужи, да ещё в костюмах, и при галстуках были, или один отец Богдан был в костюме, не помню, или оба, а я, как всегда верен себе - в потертых джинсах, с распущеными волосами, резинка в дороге лопнула, в невероятной допотопной фетровой шляпе, только пера не хватало. В общем, я имел более чем странный вид. Это наверное, образно, о мне сказано: "Мы отребьи миру быхом, позор ангелом и человеком!".
Когда вижу - Романа и Богдана люди в штатском уже ведут к автобусу. Я устремился за ними, а что ж мне одному оставаться? Сотрудник КГБ на меня презрительно посмотрел: "Куда! А тебе, что тут делать? Ты, что с ними?". "Да!" - говорю я. "Да не может быть!". Он не поверил виденному и слышанному, спрашивает задержанных, дабы удостовериться: "Хиппи этот, стиляга, что, тоже с вами?". Отцы Роман и Богдан снисходительно-сочуственно кивнув, подтвердили мой статус, сказав, что это чучело, есть ничто иное, как, к тому же, еще и монашествующий батюшка. "Странно, странно!" - пожав плечами, удивленно заключил тот, мол, с какими людьми, в смысле - отбросами общества, вы водитесь и какие странного вида бывают попы.
Ну, завели нас в специальный служебный автобус, проверили удостоверения личности и начали промывать мозги: "Так! Признавайтесь: вы участники антинаучной, антисоветской диверсии? Вы диверсанты? Вы наверное униатские шпионы. Вы подосланы иностранной разведкой…". Ну, и так далее, подобные расспросы, в том же духе. "Да помилуйте, - говорим мы, - нам такое и не снилось, мы с Полтавщины - родины галушек, какие мы можем быть униатские шпионы…". Минут двадцать беседовали. Затем отпустили, потребовав немедленно уехать.
Многие видели Явление, плакали от радостного восторга, умилялись. Видел Его я, грешный. Видела матушка Ярослава. Запомнилось мне как само Явление, так и лица людей. Можно с полным правом заключить, что это уже были не лица, а Лики - преображенные, просветленные, одухотворенные. Так было и так будет. Почему будет? Потому, что чудеса подобного масштаба будут случаться. Бог полон замысла о мире.
Но, наряду с этим, следует, также, отметить, что не все видели чудо. Приехал туда, чуть позже, с нашего прихода Андрей Антонович - ревностный из ревностнейших прихожан, походил, походил, помолился, поставил свечей несколько, перекрестился и уехал, сказав, что ничего не видывал. Ну, это честная позиция простого, искреннего человека. Я помню также возглас западноукраинской женщины - крестьянки, приехавшей посмотреть, стоявшей в толпе, позади меня, и воскликнувшей: "Ой, людочки, що ви дивитесь, та то ж стовпчик!..". На нее из толпы неодобрительно зашикали. Было и такое.
В самый разгар чуда, когда к селу шли многотысячные толпы паломников, между людьми прошел слух, что к Грушеву идут крестным ходом Почаевские монахи, хотя в действительности насельников Лавры предупредили, в том смысле, что если кто-либо из них дерзнет пойти в Грушев, могут идти только с вещами. Приезжали только тайком переодетые епископы - Львовский Никодим(Руснак), Ровенский Дамиан и другие.
Стояла холодная пасмурная погода, несмотря на конец мая, вербы на церковном дворе еще не полностью распустили листья, тумана не было, но было как-то сизо, неуютно. Но, в душах людей царила радость торжества веры. У многих лица были сияющие, просветленные, особенно во время молитвы. Толпы народа возле часовни все увеличивались и увеличивались...
Воздав славу Богу, мы в семь утра уехали, получив неизгладимое впечатление от виденного и слышанного...
К тому времени во дворе и возле часовни собралось где-то до трех тысяч человек. Волна за волной подходили все новые и новые колонны паломников. Во дворе стало очень тесно. В отдельные дни здесь собиралось сорок - сорок пять тысяч человек, а всего в течение мая 1987 года тут побывало более ста тысяч человек (это по свидетельству сельских властей, помещенному в "Литературной газете").
Действия по разоблачению Грушевского чуда не обошлось без курьезов. Атеисты попробовали Видение прикрыть полотном, но не тут то было, люди видели Явление и сквозь полотно. Неудачный занавес пришлось снять, и лавры победителей атеисты не получили. Невидимая рука Божия действовала. Предпринимались попытки вообще разобрать балкон, но сила Господня, под массой возникших предлогов и обстоятельств, не допустила этого, и от этого пришлось отказаться.
Когда количество паломников стало увеличиваться до пугающих размеров, местные власти сделали запрос в Москву, в Совет по делам религий, о том, что делать с людьми? Оттуда будто бы поступило распоряжение не чинить никаких препятствий людям, приехавшим в Грушев к часовне. Но, это по слухам.
Существует несколько гипотез объяснения атеистами Грушевского чуда и все они менее основательнее одна другой.
Вот некоторые из них:
1). Один из столбиков балкона, находящегося на углу дощатых перил, когда солнце стоит под острым углом к горизонту, отбрасывает дивную тень. Но мы приехали на место явления в пять часов утра и при пасмурной погоде.
2). Срабатывает эффект интерференции света, так как в свое время стекла часовни промывались нефтью или подсолнечным маслом, отчего на стекле образовалась тоненькая пленка, она то моментами и производит оптическую иллюзию. Отродясь не слыхивал, чтобы стекла промывались нефтью или подсолнечным маслом.
Эти два объяснения принадлежат доктору физико математических наук, заведующему кафедрой экспериментальной физики Львовского университета, помещенные в "Сельских Вестях" за 30 мая. Ничего не скажешь - серьезные объяснения, достойные доктора!
3). Из орбитального спутника американцы направили на часовню луч лазера, из чего получился эффект голограммы. Но это уже из области атеистических мифов. Атеисты тоже имеют свои мифы и свои чудеса.
Корреспондент "Московских Новостей" за 13 сентября, Владимир Шевелев, в своей статье посвященной событиям в Грушеве, пишет: "Чудо - вещь серьезная, и нуждается в научном рассмотрении физиками, этнографами, психологами и историками.
Позволю себе заметить, что упрощенным представлением об этом событии судить опасно. Местные руководители, Совет по делам религий Украины считают, видимо, что только нарушая закон и попирая права верующих можно держать оборону атеистических позиций. Какова цена подобной стойкости и позиции – "не пущать", показал взрыв религиозности летом этого года – массовые паломничества к местам "явления Богоматери"...".
Настроение было у всех приподнятое, жизнеутверждающее. Ошеломленные от увиденного и услышанного назад ехали молча... выехав за Львов, мы взяли курс на Почаев. Кропил мелкий дождик.
На дворе стоял май 1987-го. Прошел год со дня Чернобыльской аварии.


Рецензии