Причины восстания в Южном Дагестане в 1877 году
По мнению одного из тогдашних знатоков Дагестана, бывшего члена дагестанского областного Статистического комитета, историка Е.И. Козубского (1851–1911), волнения и беспорядки вспыхивали в области по разным причинам, но всегда их первоосновой был, как он уверял, религиозный фанатизм горцев. Этим, утверждал Е.И. Козубский, всякий раз пыталась воспользоваться и Турция, когда стремилась накалить обстановку на Кавказе. Чиновник был твердо убеждён в том, что османы посредством своих эмиссаров разжигают в среде туземцев религиозный фанатизм. Именно на этой почве, считал он, и разгорелось восстание 1877–1878 годов, сильно осложнившее ход военных операций на Кавказском театре войны.
Автор брошюры «Восстание Чечни и Дагестана в 1877–1878 гг.» П.И. Ковалевский (1849/50–1931) утверждал, что «пожар злобы и вражды у чеченцев и лезгин» к «урусам» (т. е. русским) был раздут не только «турецкими эмиссарами и магометанскими муллами», но «иногда и грубым и наглым отношением русской администрации к горцам». «Чеченец и лезгин, — писал П.И. Ковалевский, — сознавая необходимость и личную пользу… будет переносить от всякой власти всякое давление, всякий гнёт, всякий деспотизм, если он видит в этом смысл; но, если этот гнёт — грубый произвол, служит выражением личного каприза и не приносит чеченцу никакого блага, — в этом случае чеченец озлобляется бесконечно, приходит в отчаяние и действует как истинный хищник».
Известный советский кавказовед Н.А. Смирнов (1896–1983) писал, что непосредственным толчком к восстанию послужило начало Русско-турецкой войны в 1877 году и частичные неудачи имперской армии под Карсом. Главным очагом восстания, охватившего в апреле — октябре часть Терской и Дагестанской областей и Абхазию, он считал Чечню, откуда рассылались призывы к старшинам, наибам и муллам Дагестана, Осетии, Кабарды и к народам, живущим на равнине.
Лидером восстания в Южном Дагестане, в частности в Кюринском округе встал Мухаммад-‘Али-бек ал-Курахи ал-Кури из сел. сел. Курах (лезг. Кьурагь, ныне административный центр Курахского района), имевший чин штабс-капитана царской армии (по царским донесениям «недовольный на наше правительство за то, что его удалили с должности наиба за пьянство»). Мухаммад-‘Али-бек ал-Курахи был провозглашен бунтарями кюринским ханом 16 сентября 1877 года. В Самурском округе, восставшими был объявлен ханом Самурским — капитан милиции, наиб Кази-Ахмад-бек б. ал-Хаджжи ал-Ахти из сел. Ахты Самурского округа (ныне Ахтынский район). Во главе повстанцев в Кайтаго-Табасаранском округе выступил провозглашенный уцмием Мехти-бек Уцмиев (после пленения, скончался от ран городской тюрьме Дербента) — сын генерал-майора российской армии Джамов-бека Уцмиева (ум. 1857). В Табасаране — Аслан-бек ар-Ругуджи из сел. Ругудж (ныне Табасаранский район) и Умалат-бек ат-Табасарани (был убит в сел. Ханаг, предположительно своими приближенными 13 ноября 1877 года).
Вскоре поднялись и лезгины Кубинского уезда. Ханом Кубинским был провозглашен ал-Хасан-бек ал-Йаргунви из сел. Хазра Кубинского уезда (лезг. Йаргун — ныне село в Кусарском районе Азербайджана). Восставшие осадили российские войска в укреплении Ахты, в г. Дербент и некоторых мелких пунктах. 15 сентября повстанцы сожгли хутор 94-го Ширванского полка, разгромили Худатскую и Яломинскую почтовые станции…
Однако, уже 2 ноября 1877 года в г. Дербент, к генерал-майору А.В. Комарову (1830–1904), руководивший подавлением восстания, с повинной явился Кюринский хан Мухаммад-‘Али-бек ал-Курахи. Днём позже пришли Кази-Ахмад-бек ал-Ахти (в период от 10-30 ноября 1877 года состоялся суд, на котором ему был вынесен смертный приговор через повешение) и Аслан-бек ар-Ругуджи. К 20 ноября 1877 года войсками были разгромлены 13 аулов. Таким образом восстание в Южном Дагестане было быстро подавлено.
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар Касумкентского района (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский район, Южный Дагестан).
АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). При царской власти с 1866 г. состоял в должности на’иба южно-табасаранского участка Кюринского округа в чине сначала подпрапорщика (год присвоения — 1867 г., до 1880 года высшее унтер-офицерское звание в России; условно соответствующая сержантско-старшинскому составу), затем подпоручика (1870 г., обер-офицерский чин, первый офицерский чин, в инфантерии, соответствует званию прапорщика), поручика (1874 г., чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию старшего лейтенанта). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).
АЛ-АХТИ, АЛ-АХДИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ахты (лезг. Ахцагь, Ахцегь) Самурского округа (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). На лезгинском яз. «Ахцагь». В арабском языке со времен средневековья утвердилось написание топонима как «Ахти».
АЛ-АХТИ, (ГАЗИ-АХМАД-ХАН) КАЗИ-АХМАД-БЕК ИБН АЛ-ХАДЖЖИ (ум. ок. 1878) — капитан милиции, наиб, участник антицарского восстания 1877 года. Кази-Ахмад-бек, сын Хаджжи был одним из руководителей освободительного движе¬ния в Самурском округе. В сентябре 1877 года начались волнение в Самурском округе, которое перешло в открытое восстание, где ахтынцы провозглашают капитана милиции Кази-Ахмада Самурским ханом. Из русских источ¬ников известно, что он бежал после пора¬жения восстания из сел. Ахты в сел. Согратль, где видимо и был пленен. В период от 10-30 ноября 1877 года состоялся суд на котором Кази-Ахмад-беку был вынесен смертный приговор (через повешение). Казнь состоялась в последних числах июля 1878 года. Имел сына по имени ал-Хасан, который также принимал участие в восстании.
АЛ-КУРАХИ — нисба указывающая на происхождение из сел. Курах (лезг.: Кьурагь, ныне административный центр Курахского района и муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Курахский»).
АЛ-КУРАХИ, МУХАММАД-‘АЛИ-БЕК Б. ХАРУН-БЕК АЛ-КУРИ (казнён, позже сентября 1877 года) – штабс-капитан милиции (по другим данным поручик), активный участник антицарского восстания 1877 года. Потомок кюринских ханов. Уроженец сел. Курах (лезг. Кьурагь). 16 сентября 1877 года, восставшие выбрали Мухаммад-‘Али-бека кюринским ханом.
АР-РУГУДЖА, АР-РУГУДЖИ, АР-РУКУДЖИ — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанского сел. Ругудж (таб. Ругуж) Табасаранского р-на Дагестана.
АР-РУГУДЖИ, АСЛАН-БЕК — уроженец сел. Ругудж (таб. Ругуж, ныне в Табасаранском районе). Активный участник антицарского восстания 1877 года в Табасаране.
УЦМИЕВ, МЕХТИ-БЕК — активный участник антицарского восстания 1877 года в Кайтаге. Был тяжело ранен пулей в ногу. Только после этого, «видя безуспешность сопротивления, Мехти, положив оружие, сдался». Тяжелораненого Мехти-бека привезли в дербентский госпиталь, где он и умер от полученных ран. Но в литературе высказано немало и других версий его смерти в тюрьме.
УМАЛАТ-БЕК, РУСТАМ КАДИЕВ АТ-ТАБАСАРАНИ (ум. 1877) — активный участник антицарского восстания 1877 года в Табасаране. Был убит в сел. Ханаг своими приближенными 13 ноября 1877 года.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН — территория компактного расселения по преимуществу народов лезгинской языковой группы (т. н. «лезгинские народы»): лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры. Кроме того, в субрегионе компактно расселены представители азербайджанской диаспоры — в г. Дербент — ши‘итская община, в сёлах Дербентского района — этнические терекемейцы-сунниты (в переписи учитываются как «азербайджанцы»). Территориально, в настоящее время, в Южный Дагестан входят следующие города и районы: города Дагестанские Огни и Дербент, районы: Агульский, Ахтынский, Докузпаринский, Дербентский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский. Исторически в географию Южного Дагестана входят также земли Северного Азербайджана с компактно на них проживающих этнических дагестанцев. В тоже время, современное административно-территориальное деление Дагестана на т. н. Округа, в частности Южный территориальный округ (ЮТО) — не тождественен исторически (этно-культурно-языково) сложившемуся Южному Дагестану, так как включает в себе ещё и Дахадаевский, и Кайтагские районы, преимущественно с даргинским населением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакаров М.А. Хронология восстания 1877 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NyjAK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2020 г.). — Яз. рус.
2. Албанви А. Антиколониальная борьба горцев Южного Дагестана [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2020/06/14/1422, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2020 г.). — Яз. рус.
3. Андреев А.П. Восстание в Дагестане в 1877 г. // Исторический вестник, №11. 1903.
4. Ахмедов М.Т. Южный Дагестан в первой половине XIX века: Исследование процесса присоединения к России и борьбы его народов против колонизаторской политики царизма. [Электронный ресурс]: Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук. Режим доступа: www.url: https://clck.ru/P7c32 — 20.06.2020 г.
5. Гатагова Л. Северный Кавказ в эпоху поздней империи: природа насилия 1860–1917 годов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/P7c6j, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2020 г.). — Яз. рус.
6. Ковалевский П.И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877-1878 гг. Зелим-хан (Зикризм). СПб., 1912. С.-Петербург, 1912 г. Типография М. И. Акинфеева. Басков пер. 10. С. 14–24.
7. Кривенко В. История Дагестана. Восстание горцев 1877 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/P7byq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2020 г.). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №220062001405