Рерихнутая

       В 2015 году мы с друзьями отправились в экспедицию на Горный Алтай,  к Аккемскому озеру (от алтайского Ак-кем – «белая вода»),  находящемуся в долине,  у подножия северного склона великой  горы Сибири и Горного Алтая Белухи, с тем, чтобы разведать места, посмотреть на Аккемский ледник, питающий озеро талыми водами гор, долину семи озёр горы Ак-Оюк,  и в долине Ярлу или долине Эдельвейсов,  посмотреть и прикоснуться к Чудо-Камню -  монолитному камню,  который связывают  с именем Чингисхана и Н.К.Рериха.  По своей красоте места эти действительно фантастические и привлекают не только туристов, но и верующих, последователей учения Рериха, эзотериков и сектантов, которых, как магнит, притягивает Мастер-Камень, он же «камень Рериха». Рерих считал, что где-то на склонах Белухи скрыт вход в мистическую обитель, духовный центр мира - Шамбалу. Последователи-рериховцы верят, что белый монолитный камень является камнем Мудрости, особым Местом Силы, источником духовного и физического исцеления людей и служит входом в Шамбалу. Но это их теория, и я не об этом.
  Мои друзья - это профессиональные туристы-водники и путешественники, супруги Саша и Настя, Ксюшенька – сестра Настёны,  Надежда, с которой мы прошли не одну реку Горного Алтая, и прибившийся к нам молодой парень Лёха, которого нам доверили на перевоспитание.
  Начало августа на Горном Алтае - это как раз такое время, когда природа, перед тем как надеть осенний наряд, ещё благоухает своей летней красотой: зеленью, запахами. Время, когда тепло греет солнце и поют птицы. И это очень хороший сезон для путешествий. А ещё в августе на склонах гор много грибов, а в горных реках хорошо ловится хариус, и это для нас важно, так как мы все заядлые грибники и рыбаки.
  Доехав до села Тюнгур, мы переночевали на туристической базе в традиционном жилище алтайцев - аиле.  Договорившись с местным погонщиком коней, алтайцем Василием, и арендовав у него трёх коней, мы на следующее утро выдвинулись к перевалу Кара-Тюрек, чтобы с него спуститься в долину реки Аккем к подножию Белухи.
 
 Был ясный день, орлы кружили.
 Я видел на вершинах белый снег
 И мысли путь мне проложили
 С Тюнгура на Кара-Тюрек.

  Тропа, которая начиналась от реки Кучерла, шла на крутой подъём и была достаточно сложная: осыпи, камни, обрывы и во многих местах сильно избитая конскими копытами.  Но при этом вокруг нас была захватывающая красота:  виднеющиеся вдали снежные вершины гор резко контрастировали с цветущими лугами, полянами и насыщенной зеленью лесов.  Глядя сверху на красоту этой долины, мы завидовали птицам, парящим над ней. Нашу поклажу несли кони, а  мы мужественно шли пешком и лишь изредка, по очереди, залезали на коней. Иногда тропа близко подходила к пропасти и было немного жутковато смотреть вниз, а ведь некоторые туристы проходили эти места верхом, доверяя свои жизни лошадям. Тропа была очень изматывающей, но, чтобы пройти намеченный путь и разбить лагерь, приходилось идти практически без остановок и это ещё налегке. А как же те туристы, которых мы встречали с неподъёмными рюкзаками? Это сколько нужно силы и воли, чтобы решиться без коней на такой маршрут. В итоге, через десять часов мы, еле живые, дошли до большой поляны с Салтарскими Ключами  и разбили лагерь. Я присел у костра и поймал себя на мысли, что вот это точно испытание на выносливость.  Меня немного поташнивало, и я впервые почувствовал своим затылком, что такое высокогорье. Мы находились примерно на высоте около 2000 метров над уровнем моря, и у меня началась высотная болезнь или гипоксия.  Состояние было такое, как будто бы из меня откачали силы и врезали чем-то по затылку. Голова была тяжёлая, словно чугунная.
   Ещё по дороге я по своей халатности потерял нож, который выпал из ножен и всё потому, что я не проверил ремешок, удерживающий его в ножнах. Нож, конечно, был не супер, но всё равно жалко и, самое главное, он выпал примерно в километре от поляны. Можно было вернуться назад и поискать, но я был так измотан, что подумал: «Пусть он достанется хорошему человеку». Я кое-как установил палатку, немного перекусил и быстро отправился спать. Ребята тоже вымотались и вслед  за мной полезли отдыхать в свои палатки. Проснувшись утром,  я еле  вылез из спальника.  Моё тело всё  болело и меня сильно ломало, словно меня с вечера испинали. Ребята тоже еле шевелились, но, подбадривая друг друга, мы,  совместными усилиями приготовили завтрак, собрались и выдвинулись дальше.
   Второй день тоже оказался не из лёгких, но пришлось забыть о своих недомоганиях и идти вперёд, и только вперёд, к перевалу Кара-Тюрек.  Девчонки по очереди ехали на лошадях, а парни шли своим ходом. Больше всех меня удивлял Саня, вроде невысокий, худой, а рюкзак, не поместившийся в поклажу, тащил самый тяжелый.  Выносливый парень! А вообще-то Санька - чемпион России и мастер спорта по рафтингу, прошёл столько шестёрочных порогов, сколько многим и не снилось. Санька и Настя, чтобы увидеть красоту, готовы ехать куда угодно и пахать, сколько надо. Они всегда на позитиве и любят подбодрить. Они мои друзья, и я люблю с ними путешествовать.
   Сказать, что дорога была трудная, это ничего не сказать. Дорога была просто изнуряющая.  Мы шли и теряли много энергии, которую пытались поддерживать энергетическими пайками, так сказать, перекусы на ходу. Перед походом Настёна заботливо приготовила порционные пайки-энергетики, которые состояли из кураги, изюма, инжира, сухофруктов и орехов и раздала каждому из команды. Вдобавок ещё было по порции сушек. И поверьте, это было хорошее решение для поддержания сил. Хорошо, что воды было достаточно, да и ручьи, которые утоляли жажду и придавали силу, попадались регулярно.  Я шёл и сам себе удивлялся, что ещё способен преодолевать такие испытания. Иногда мы останавливались передохнуть, садились, но после с большим трудом поднимались и заставляли себя снова идти дальше. И нам ещё повезло, что нашу поклажу несли кони, потому что тех туристов, которых мы обходили, нам было жалко, так как в отличие от нас, она сами тащили свои неподъёмные рюкзаки.  Я шел медленно, а вернее сказать, тащился по горной тропе. Голова побаливала, давление давило на затылок и яркое солнце, висевшее прямо над головой,  не очень радовало меня. Я хоть и шёл в одной рубашке, но сильно потел и постоянно пил воду. Иногда я закидывал в рот финик, курагу или какой-нибудь орех из энергетического мешочка, который, ещё раз повторюсь, заботливо собрала Настя.  Кругом была восхитительная красота Кара-Тюрекского хребта,  но я был настолько вымотан, что, глядя на тропу, только и думал, когда же она закончится, и неужели я дойду.  Маленькая, пол-литровая, пластиковая бутылочка с водой казалась такой тяжёлой, что её хотелось выкинуть. Я поймал себя на мысли, что впервые испытываю такие стрессовые нагрузки. Требовалась психологическая готовность и выносливость, чтобы пройти весь этот путь.  Прошло около четырёх часов после нашего выхода и мне уже не так были интересны те люди, которые, хоть и редко, но попадались нам навстречу и те, которых мы обгоняли.  Иногда, прямо на нас бежали развьюченные кони, которых гнали назад в Тюнгур, и которые не хотели нам уступать «набитую» тропу. Вроде животные, а упёртые.
И тут произошло то событие, которое  побудило меня написать этот рассказ.
   Саша, Настя и Ксюша ушли далеко вперёд, а мы с Лёхой плелись за конём, на котором ехала Надя.  И  вдруг впереди я увидел медленно идущую женщину. Пока она была метрах в ста, я ещё сомневался в своих предположениях, но когда я её нагнал, то был удивлён настолько, что если бы мне об этом рассказали, я бы не поверил. Это была пожилая женщина, явно за шестьдесят лет, которая с небольшим рюкзаком, без палатки, шла тем же маршрутом, что и мы. Как?
   Я поздоровался и предложил ей воды, горсточку орехов и сухофруктов. Она остановилась, улыбнулась, поблагодарила и не отказалась от предложенного.   Достала маленькую кружечку, в которую я налил ей воды из пластиковой бутылочки, и приняла горсть орехов и сухофруктов.  Я извинился за назойливость и стал расспрашивать, как она здесь оказалась и куда направляется.
 - Так в долину Ярлу иду, к Шамбале, на Чудо-камешке посидеть.  Помолиться на нём хочу, а может и прозреть. Энергетический он, камень-то.
   И тут я увидел её очень чистый и откровенный взгляд, наполненный глубоким смыслом и философией. Взгляд её был настолько уверенный, что я не сомневался, что она верит в то, что говорит.
- А что значит прозреть?
- Так Учитель наказывал: «Ищите горную обитель - Беловодье».
- Кто, Николай Рерих?
- Ну да, Учитель наш, - и тут же, словно заученную молитву процитировала:    « В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества.  И зовётся это место Беловодье».
   Конечно, услышанное меня удивило, особенно из уст старушки, но было интересно.
- И давно идёте?
- Да вот, потихоньку, пятый день уже.
- А как себя чувствуете?
- Да ничего. С Божьей помощью. Господь даст силы, дойду, - уверенно сказала она.  - Прикоснусь к камешку, помолюсь и снова сил прибавится. Да, поди ещё и помолодею, - улыбнувшись немного лукаво, сказала она. - Устала мал-мало, а так всё хорошо. Я уже не первый раз к камню-то иду,в Ярлу, дорогу знаю, да и люди добрые выручают, помогают, когда прошу. Вот и вы мимо не прошли, поделились.
- А, как же вы без палатки-то?  Ночи-то холодные, а вдруг дождь или снег. Здесь всякая погода бывает.
- А чем есть, тем и укрываюсь.
   Я посмотрел на бабулю и на её «прикид» и очень удивился, что тёплых вещей на ней не было. Да и вообще она была как-то несуразно одета. В выцветших бесформенных шароварах, поверх которых была надета широкая холщовая юбка с большими разрезами по бокам, в такой же выцветшей советской штормовке, застёгнутой до самого горла. На голове её была то ли бандана, то ли повидавший виды платок, но очень аккуратно завязанный сзади, а на руках её были одеты обыкновенные белые хлопчатобумажные садовые перчатки. В одной руке она держала старую алюминиевую лыжную палку, которая при остановке болталась на запястье на темляке. Посмотрев на её обувь, я увидел, что  обута она в кожаные, растоптанные мужские ботинки, у которых вместо шнурков была продета плотная верёвка с бахромой на концах. А так, в целом, ничего – колоритно!
- А куртка или кофта у вас есть?
- Да в рюкзаке пуховичок старенький, но тёплый. Спасает. А если дождь, так у меня тентик полиэтиленовый имеется. Я уже приловчилась к нему. Ты за меня не переживай, дойду. Погода вон хорошая, тёплая. Сегодня доберусь до Каменной избы и хорошо, и переночую.  А потом и до перевала дойду  и спущусь потихоньку. Мне бы рюкзачок кому пристроить, а я бы взяла пуховичок и немного еды, и потихоньку бы шла налегке.
- А голова-то у вас не болит? А то у меня вот раскалывается.
- Ничего, потерпи.  День, два и привыкнешь к «горняшке». Со многими бывает. Пройдёт.
   Я слушал бабулю, смотрел на неё и в душе восхищался этой женщиной. Я реально понимал, что не каждый молодой может осилить эту тропу, а тут пожилая женщина. Это какая же у неё вера и сила воли, чтобы преодолевать такие трудности? А? И всё потому, что у неё есть цель.
  Я окликнул Надежду, сидящую на коне, и попросил её, чтобы она помогла мне привязать к нашей поклаже бабулин рюкзак.
- Вы, ребята, мой рюкзачок на метеостанции оставьте. Они меня знают, приберегут.
   Мы пожелали сил удивительной женщине и двинулись дальше. Дорога постоянно шла то вверх, то вниз, а местами приходилось идти траверсом.  Примерно через час, дойдя до Каменной избы, мы остановились на отдых и перекус и достали непродуваемые накидки и куртки.  Ветер усиливался, появились тучи и заметно похолодало.  Я опять подумал про бабулю.  Но надо было идти дальше, тем более перевал Кара-Тюрек был уже виден.  Достав фотоаппарат,  я сделал несколько снимков. Я смотрел на вершину перевала,  и мне не верилось, что сегодня мы на него взойдём.  Кара-Тюрек – «Чёрное Сердце» с алтайского.
   И снова подъёмы и подъёмы. Дорога вся каменистая, ни единой травинки. Одни чёрные камни. Солнце то пробивалось сквозь тучи, то освещало дальние горы. А мы шли и шли, и шли.

 И «Сердце Чёрное» меня впустило,
 И я поднялся и взошёл на перевал.
 И я великую Белуху увидал –
 Какая мощь, какая это сила!

   Мы стояли на вершине Кара-Тюрека, на высоте 3060 метров и были счастливы, что смогли себя преодолеть и добраться. Перед нами предстала необъятная красота и могущество природы, её грандиозность, величие и таинственность!  Вокруг нас были горы, покрытые снегом, вершины, хребты, ледники.  Нам  очень повезло, что вершина  великой горы Белухи открылась нам,  и мы любовались ею и видом на Аккемское озеро.  Когда стоишь так высоко, то всё плохое где-то там, внизу. Такое невероятное чувство, словно очистился от проблем и на душе стало легко и хорошо.  Душа трепетала и восторгалась, почувствовала свободу, и захотелось выплеснуть эмоции, покричать.

 Привет тебе, Трёхглавая гора!
 Поклон тебе, Священная Белуха!
 Я счастлив, что пришла пора
 Прийти к тебе, задобрить твоих духов.

   Мы положили по камню в обоо - каменную насыпь, сложенную в честь духов перевала и в знак уважения и с благодарностью, что нас впустили, повязали на палки белые ленты и, в качестве подношения, оставили немного мелких монет.
   Почти час мы любовались красотой и фотографировались.
  Я мысленно разговаривал с Белухой и стихи сами по себе возникали из ниоткуда:

 Праматерь – Белая Гора!
 Позволь тобою любоваться.
 И взглядом трепетно касаться.
 И помолиться у костра.

     Передохнув и настроившись, мы начали спуск по очень крутой тропе.  Местами она была сырая и сыпучая, уходящая из-под ног, и устоять невозможно и ухватиться почти не за что.  Благо, «скандинавские палочки» для ходьбы выручали. Отличное изобретение, вроде простое, а сколько пользы: и спину берегут, и ноги, и колени. Особенно колени, которые при длительном спуске страдают больше всего, так как на них приходится основная нагрузка. Спускаться приходилось очень осторожно, чтобы не улететь в пропасть. Но через два часа мы счастливые вошли в Аккемскую долину, выбрали место и разбили лагерь. Благодаря коням, путь, который многие преодолевают за три, а то и четыре дня, мы прошли за два.
   В долине мы провели три незабываемых дня, любовались красотой, дышали чистым, горным воздухом и каждое утро, вылезая из палаток, здоровались с Белухой.
 
 Я восхищён Тобой, Кадын-Бажи
 И слепну, глядя на твои вершины,
 С которых сходят снежные лавины
 И белый снег, как символ святости лежит!

   Чтобы осмотреть все достопримечательности, мы ежедневно устраивали  радиальные выходы из базового лагеря. Прогулялись до Аккемского ледника  и посетили  часовню архангела Михаила,  установленную в память о погибших альпинистах, спасателях и туристах. Настя с Сашей специально взяли в поход упаковку свечей и принесли их в храм, чтобы люди, посещающие часовню, могли помянуть оставшихся навечно в горах. Поднялись в долину «Семи озёр», находящуюся на высоте 2600 метров, где я искупался в ледяной воде каждого озера, причём голышом и с молодой, незнакомой девицей, которая категорично утверждала, что в белье в таких чистых озёрах купаться нельзя, чтобы не осквернять воду, не знаю почему, но я ей поверил.  И, конечно же, сходили в долину Ярлу к знаменитому камню Рериха, Мастер-Камню, где надеялись встретить бабулю.  Камень, конечно же, впечатлил тем количеством людей, которые  к нему пришли.  Многие по очереди босиком взбирались на него, медитировали, молились, якобы черпая силы и мудрость. Но мне лично было  интересно наблюдать за этими людьми. Как надо сильно и фанатично верить в учение, чтобы потратить время и силы на то, чтобы добраться в труднодоступный район Горного Алтая только для того, чтобы прикоснуться, посидеть и помолиться на камне. Вот и бабуля,  по всей видимости, была одна из них.

 Обитель радости, восторга и блаженства
 И мощь духовная вливается в сердца.
 Здесь мир достиг предела совершенства-
 Дорога в Рай небесного Творца.

   По вечерам мы сидели у костра, смотрели на звёздное небо и отыскивали планеты. Небо как будто висело над нами, готовое осыпать нас звёздами.  С Белухи шла лёгкая горная прохлада, а кто-то в это время, возможно, шёл на восхождение.
   И помогите им Боги преодолеть себя и лишения, и позвольте им подняться  на вершину.
   Буквально вчера произошло событие заставившее нас ещё раз убедиться, что горы - это серьёзно. Ближе к ночи мы услышали громкий раскат доносившийся со стороны гор. Небо было ясное и это был явно не гром. Вслед за коротким раскатом появился нарастающий гул, который всё усиливался и вызывал тревогу. Горы словно проснулись и ожили. Казалось, что как в фильме, вот, вот появиться огромная волна и ворвётся в долину. Мы повскакивали с земли и с тревогой стали всматриваться и вслушиваться в сторону гор, откуда доносился гул. Минут тридцать вокруг всё гудело, как будто звук поднялся вверх и опустился в долину. Постепенно гул начал стихать, а со стороны Белухи резко повеяло холодом. Температура упала градусов на пятнадцать и в августе ночью пришлось зябнуть, укутываясь в пуховики.
   На другой день мы узнали, что был мощный сход двух лавин и слава Богу никто не погиб, хотя в это время там находилась группа альпинистов.  На этот раз Белуха пощадила «покорителей». Гора может впустить или…, но покорить её нельзя.
  Была последняя ночь в Аккемской долине и мы старались насладиться этим местом и впитать в себя всё прекрасное, что довелось нам увидеть и к чему прикоснуться.

 Мы погостить пришли к Умай-Богине
 И отдохнуть от повседневной суеты.
 Здесь все равны и места нет гордыне-
 Спокойствие во власти красоты.

   Утром четвёртого дня пребывания в Ак-Кемской  долине мы стали собираться в обратную дорогу. Сложили палатки, упаковали рюкзаки и тут я увидел ту самую бабулю. Она подошла к нам и спросила, не могли бы мы немного поделиться с ней продуктами.
- Добрый день! – поздоровался я. - Помните меня, ну там, на перевале, ваш рюкзак.  Как вы дошли, всё нормально?
- Да, спасибо, всё нормально.
- А на камешке посидели?
- Посидела. Помолилась. И благодать Святого Духа испытала. Теперь чувствую себя ещё лучше. Я и на завтра запланировала его попроведать.
- Что значит попроведать? – спросил я.
- Так камешек же «живой», он всё чувствует и не всех привечает. Кто с добрыми намерениями, того принимает и здоровья даёт, а кому-то лучше от него подальше держаться, не тревожить его. Я вот чувствую благодать, потому и хожу его проведать.  Хотелось немного задержаться в долине, а продукты кончаются.
   Я, конечно, всё понимал, потому и не стал её дальше расспрашивать, а взял пакет и пошёл по туристам. Я подходил к людям и рассказывал про бабулю и все делились, кто сублиматами, кто крупой, а кто и консервами. Представляете, Бог знает где, куда люди дошли пешком и сами несли поклажу,  и где нет магазинов, сколько может стоить банка консервов или тушёнки? Да как вода в пустыне.  И что выдумаете, я за полчаса собрал целый пакет продуктов. Поделились все. Когда я передал пакет бабуле, она долго благодарила всех нас и произнесла:
- Да я тут ещё целый месяц смогу прожить, в красоте-то такой.
    Мы простились с Белухой, поблагодарили её за приём и двинулись в обратный путь, теперь неся всю поклажу на своих плечах. Через два дня, выходя из долины по Аккемской тропе,  вдоль реки Аккем, мы вышли к Тюнгуру. Мы были очень уставшие и, как говориться, «еле живые», но это было так здорово!  А я всё вспоминал и вспоминал бабулю.
   Её сила веры была неисчерпаемым источником энергии, помогала ей выживать, путешествовать, преодолевать огромные расстояния, встречаться с единомышленниками.  Используя динамическую силу веры и  запуская  внутренние ресурсы,  человек может достигать задуманные цели. И в этом бабуля была для нас примером. И неважно во что ты веришь – важно как живёшь!
    Через некоторое время я случайно узнал, что её видели в городе Бийске, просящую милостиню…


Рецензии