Вокруг Южной Америки. Часть 1. Глава 13

               Почему танго считается национальным аргентинским танцем?

     Танго! Кто не знает этот нежный и романтичный, и в то же время зажигательный и эротичный танец. В школе в середине 50-х годов мы старательно пытались запомнить его несложные па, вслушиваясь в чарующую мелодию. Тогда нам рекомендовали, помимо русских народных или известных бальных, танцевать только вальс и танго, считая всё остальное дурным вкусом, насаживаемым разлагающимся Западом. Разумеется, то танго, которое мы разучивали и пытались воспроизводить, было самым целомудренным и невинным из всех танго на свете. Никому тогда и в голову не могло прийти, что можно обнять и прижать к себе девочку. Классическая поза – мужская рука на талии партнерши, её – на плече ведущего, две свободные руки соединены и вытянуты вперед или полусогнуты. Расстояние между танцующими должно быть таким, чтобы между ними мог пройти футбольный мяч. Вот так мы танцевали танго в те далёкие годы.

     Сейчас по прошествии многих десятков лет, когда можно танцевать, что кому только в голову взбредёт, танго остался таким же волнующим и любимым. Его популярность, конечно, несколько снизилась, но на любом танцполе можно видеть танцоров, тесно сомкнувшихся телами или наоборот отстраняющихся друг от друга чуть ли не на всю длину их рук, которые танцуют танго.

      Так в чём же популярность этого танца, когда и где он возник, и почему про танго говорят, что это аргентинский танец? Точно на эти вопросы никто не может ответить, но общепринято считать, что африканские рабы,появившиеся в Аргентине в середине XIX столетия, ввели в обиход слово "танго", означающее на одном из африканских диалектов "замкнутое пространство". Так стали называть места, где рабы и свободные негры собирались, чтобы потанцевать. К концу XIX века Аргентину захлестнула волна эмигрантов. В течение сорока лет население Буэнос-Айреса выросло со 180 тысяч человек до полутора миллионов. Люди ехали со всех стран, в большинстве, конечно, испанцы с итальянцами, но много было и поляков, русских, англичан. Происходило бурное слияние культур, нации заимствовали друг у друга обычаи, кулинарные рецепты, элементы одежды. Не остались в стороне и танцы. Большинство из приехавших были бедные с авантюрной жилкой молодые мужчины, надеющиеся разбогатеть, после чего вернуться домой в Европу или перевезти семьи на новую родину. Согласно одной из версий новый танец возник на афро-аргентинских танцевальных вечерах, посещаемых молодыми бедными аргентинцами, носящими мягкие фетровые шляпы с широкими свободно висящими полями и повязывающими на шею вместо галстуков платки. Именно там африканские ритмы столкнулись с милонгой – быстрой полькой, распространённой в те времена в Аргентине, с испанской фламенко, кубинской хабанерой, итальянскими и французскими танцевальными мотивами. Всё это и многое другое и дало начало новым музыкальным ритмам и новым танцевальным па. Креольская милонга, первоначально шутливая весёлая песенка, превратившаяся со временем в танец, исполнялась под аккомпанемент аккордеона, а когда к нему присоединились гитара со скрипкой, мандолиной и флейтой и возникло танго. В начале XX века появился новый музыкальный инструмент – бандонеон, звучащий подобно органу. Именно с его появлением танго стало более медленным и лиричным.

     Новый танец принципиально отличался от всего, что существовало в танцевальной культуре до него. Ведь там допускается столько возможностей для импровизации, что каждая пара танцует его по-своему. Там нет четких канонов в исполнении, есть только несколько базовых элементов и установок, таких как: партнёрша не должна, как переносить вес на обе ноги, так и отрывать их высоко от пола, а обязана постоянно держать их слегка согнутыми в коленях. Ведь первоначально это был мужской парный танец, и чаще всего его танцевали в многочасовых очередях в публичных домах. Дело в том, что женщин в стране катастрофически не хватало, в среднем на 50 мужчин там приходилось по одной свободной женщине, что вызвало небывалый до того рост проституции. Вот в ожидании освободившейся женщины мужчины и коротали время под звуки аккордеона, изобретая всё новые и новые па. Дело дошло до того, что начали устраиваться своеобразные танцевальные турниры и победители удостаивались чести внеочередного обслуживания жрицами любви.

     Некоторое время аргентинский истеблишмент старался не замечать появления нового популярного танца, считая его танцем бедноты и трущоб. Танго становилось всё более и более популярным и в первой половине XX столетия оно стало известно и любимо всеми слоями общества не только в Аргентине, но и по всему миру. В значительной степени этому способствовала неожиданная популярность танго в законодателе моды – Париже. Вероятно, произошло это в начале второго десятилетия XX века, потому что уже в 1913 году танго танцевали не только в Париже, но и Лондоне и Берлине. Началось феерическое повсеместное распространение танго. Появилось даже такое понятие – тангомания, то есть мода на танго и всё, что было в стиле танго: вечеринки и чаепития, напитки и сигареты, обувь и одежда. Не всегда и не везде это шло официальным путем. Так, папа Пий Х выступил против танго, австрийский император запретил танцевать его в армии, а британская королева сказала, что она "это" танцевать сама не будет. В России в 1914 году было запрещено даже само упоминание о танго. Но после того, как в том же 1914 году папа снял свой запрет, танго вполне официально стало признанным танцем.

     В молодой Советской республике первоначально танго тоже оказалось в опале, но народная любовь оказалась сильней и вскоре везде звучали задушевные голоса Козина и Лещенко, Сокольского и Вертинского, исполнявших танго. А вспомните песни военного времени, ведь большинство из них были танго – русское танго.

     В Аргентине танго быстро стало национальным достоянием, а когда танго появилось в кино, начался "Золотой век" аргентинского танго. Голливудский певец и актер Карлос Гардель, признанный "королём танго", погибший в авиакатастрофе в 1935 году, стал национальным героем Аргентины, ему установлены памятники и открыты музеи, а 11 декабря, день его рождения, признан в Аргентине "днём танго".

     Однако в пятидесятые годы интерес к танго упал во всём мире, новые современные ритмы и па начали его вытеснять.

     Вторым своим рождением танго вновь обязано Парижу. Именно там, в 1983 году открылось шоу TangoArgentino, вернувшее его в жизнь. И вновь паломничество в танцевальных клубах, все хотели научиться танцевать танго. Шоу стало настолько популярным, что танец вновь помчался по миру и вновь вошёл в число самых популярных танцев.

     Справедливости ради следует отметить, что первое известное танго "LaMorocha" - "Неувядающая" создал уругвайский автор Энрике Саборидо, а самое известное и популярное в мире танго "LaCumparsita" также сочинил уругваец Херардо Родригес. Естественно, что уругвайцы также имеют право считать танго своим национальным танцем.

    Полюбовались мы через лобовое стекло за непродолжительной импровизацией и отправились дальше, в сторону своего временного пристанища. По дороге Максим озвучил нам программу на следующий день.

     Утро у него будет занято с другими приезжими, поэтому мы вначале поедем на экскурсию с не вполне понятным названием - "Фиеста гаучо", а затем уже с Максимом в дельту реки Парана.

      - Обе экскурсии замечательные. Вы не пожалеете, что потратите на них целый день, - сказал, прощаясь с нами, наш гид.


Рецензии
Прочитала и должна признаться, что Вы меня огорчили. Зря такой красивый танец привязали к продажной "любви".
Когда я работала в институте культуры и искусства, однажды присутствовала на концерте выпускников отделения хореографии. Увидела танго и не смогла уйти, хотя торопилась в связи с одним делом по работе. Когда вернулась на свое рабочее место, меня спросили, почему задержалась, что такое необыкновенное Я увидела, что танцевали студенты. Моим ответом было:"Танцевали любовь...". А Вы, Владимир, к сожалению, любви у истоков танго и не заметили. Жаль...

Ирина Карпова 4   15.02.2023 21:55     Заявить о нарушении
Вы не заметили чистого пламени бескорыстной любви мужчины к женщине. И наоборот:женщины к мужчине.

Ирина Карпова 4   15.02.2023 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.