Мальтийская капелла, путь через века

Опубликовано в журнале «Мальтийский Вестник» (Мальта) № 3 (июнь 2017)

Поэт из Пажеского корпуса

Когда юный Женя Баратынский, будущий прекрасный русский поэт, попал в Пажеский Его Императорского Величества корпус в Санкт-Петербурге, он еще не знал, что будет учиться в бывшем дворце мальтийских рыцарей, пожалованном Ордену св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты покойным императором Павлом. Все в бывшем Мальтийском дворце было странно и загадочно: все напоминало о погибшем от рук своих подданых императоре Павле, а еще — о первом хозяине дворца, графе Михаиле Илларионовиче Воронцове, одном из ближайших сподвижников императрицы Елизаветы  Петровны, могущественном вельможе и большом оригинале.
Графу Воронцову так и не удалось достроить дворец на Садовой улице: не хватило средств. Несмотря на щедрость Елизаветы Петровны, расходы у Михаила Илларионовича всегда были больше, чем доходы. Когда долговая удавка крепко сдавила шею Воронцова, граф уступил дворец российской казне — в обмен на уплату долгов. Сначала недостроенный дворец пустовал, а затем его стали использовать как гостевой дом.
Гостили во дворце такие важные персоны, как принцы Генрих Прусский и Нассау-Зиген и граф И.А. Остерман. Павел Первый решил предоставить дворец мальтийским рыцарям, которые вынуждены были искать убежища в России после того, как Наполеон Бонапарт захватил остров.
К дворцу при Павле пристроили католическую капеллу, предназначенную для капитула Мальтийского ордена. Собственно говоря, капеллой ее назвали потом, а при Павле это была Римско-католическая церковь св. Иоанна Крестителя, небесного покровителя мальтийских рыцарей.
Построил капеллу соперник гениального Растрелли — не менее гениальный Джакомо Кваренги. Архитектор смягчил линию фасада, ввел округлые профили на стыке нового здания со старой постройкой. Внутренняя отделка капеллы была изысканной и пышной — колоннада коринфского ордера, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором…
Воспитанникам Пажеского корпуса позволялось любоваться великолепием дворца и красотой капеллы. Римско-католический храм св. Иоанна Крестителя посещали сотрудники посольств и дипломатических миссий, члены дома Романовых. Долгое время попечителем храма был герцог Лейхтенбергский, зять Николая I, католик по вероисповеданию.
Женя Баратынский, будущий поэт, любил бродить по сводчатым галереям и коридорам Пажеского корпуса, напоминавшим итальянские и мальтийские дворцы. В Италии Баратынский к тому времени еще не успел побывать, но у него был гувернер-итальянец, из рода Боргезе — Джьяченто Боргезе, отставной наполеоновский солдат и торговец картинами. В католическую культуру православный мальчик был влюблен с детства. В сорок четыре года, незадолго до смерти, Евгений Баратынский осуществил заветную мечту детства — он посетил Италию. Но в прекрасной стране мрамора и фресок, Данте и Рафаэля, русский поэт покинул земной мир и перешел в мир иной… Увы, слишком рано.
Другие воспитанники Пажеского корпуса побаивались тени убиенного императора Павла, которая, как поговаривали, появлялась не только в Михайловском замке, но и в других некогда любимых императором дворцах. И, конечно, в Гатчине, построенной по образцу понравившейся еще цесаревичу Павлу французской усадьбы Шантильи, владения принцев Конде в Иль-де-Франсе…
При Александре Первом Римско-Католическая церковь св. Иоанна Крестителя находилась в ведении Пажеского корпуса, где воспитывались дети высшей аристократии.
Семья Баратынских некогда была в чести у Павла — отец поэта приходился родственником Екатерине Нелидовой, возлюбленной императора. Должно быть, поэтому Евгения определили в то учебное заведение, в котором все напоминало о Павле и Ордене св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты.

Шедевр Джакомо Кваренги

Джакомо Кваренги строил капеллу с 1798-го по 1800-й год. Архитектор хотел прежде всего вписать храм в ансамбль Воронцовского (Мальтийского) дворца. Храм имел форму пятиугольника с цилиндрическим сводом. Колонны из искусственного мрамора были выстроены в два ряда и делили пространство храма на три нефа. Над боковыми нефами высились хоры.
Алтарная часть храма — это апсида с колоннами, в центре — мраморный алтарь. За алтарем — образ Иоанна Крестителя работы выдающегося архитектора и художника второй половины девятнадцатого века Адольфа Иосифовича Шарлеманя. Адольф Иосифович был сыном знаменитого архитектора, воспитанника Императорской академии художеств И.И. Шарлеманя и внуком скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлемань-Боде, уроженца Руана, переселившегося в Россию при Екатерине Великой.
Во Франции Адольф Иосифович изучал изысканный и пышный стиль «помпадур», а, вернувшись в Россию, создавал надпрестольные и другие образа для католических храмов в Петербурге — в частности, для Мальтийской капеллы Пажеского корпуса и кладбищенской католической церкви на Выборгской стороне. Шарлемань был католиком и похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища в Петербурге.
По правую руку от алтаря в Римско-католической церкви св. Иоанна Крестителя — балдахин, под которым некогда располагалось кресло Великого Магистра Ордена. Слева — мраморная доска, кресло епископа и несколько табуретов.
В средней части зала находилось четырнадцать деревянных скамей, обтянутых красным сукном. На стенах — декоративные арки, скульптуры ангелов и мальтийские кресты с гипсовыми гирляндами. Интерьер Мальтийской капеллы был воссоздан к 300-летию Санкт-Петербурга, так что сейчас мы можем ощутить атмосферу павловских времен.
Генрих Реймерс так описывал внешний вид и убранство Мальтийской капеллы при Павле Первом: «Часовня имеет форму продолговатого четырехугольника; по обе стороны устроены хоры; на хорах справа поставлен хороший орган, перенесенный из прежнего Таврического дворца. Свет проходит через полукруглые окна на хорах и через такое же окно над входными дверями. К задней стенке капеллы, под полусводом, прислонен алтарь с изображением на верхней доске Иоанна Крестителя в пустыне. Свод капеллы расписан en camuyeux al fresco с большим вкусом. Церковная утварь и обе люстры богато вызолочены. Справа от алтаря под балдахином поставлено красное бархатное кресло Его Величества гроссмейстера (Павла I). Над входной дверью капеллы с наружной стороны следующая надпись:

D. O. M.
Divo Ioanni Baptistae sacrum
Paulo I,
St. Ioannis Hierosolimitani
Magno Magistro

В Воронцовском (Мальтийском) дворце при Павле заседал Священный Совет, управлявший Орденом. Из двадцати пяти человек, включенных в состав Священного совета в период с 20 ноября 1798 года по 16 февраля 1802 года, шестнадцать были русскими подданными. В январе 1801 года в русском приорстве Ордена святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты состояло 830 кавалеров и командоров.
От Пажеского корпуса до Суворовского училища При Александре Первом ситуация кардинально изменилась — официально русский императорский дом перестал оказывать покровительство Ордену. Поэтому в 1810 году дворец был передан Пажескому корпусу — элитному военно-учебному заведению для дворянских детей.
В Пажеском корпусе учились молодые люди, много сделавшие для России. Некоторые из них, как, например, декабрист Павел Иванович Пестель заплатили за любовь к России и свободе жизнью. В советские времена в Мальтийском (Воронцовском) дворце располагались военные учебные заведения — сначала Первая Петроградская Пехотная школа командного состава РККА, затем — Ленинградское пехотное училище имени Кирова и Суворовское училище.
В конце 2002 года капеллу отреставрировали по инициативе генерала В.Н. Скоблова, начальника Суворовского училища. Именно тогда в капелле открыли Музей истории кадетских корпусов России.

Алый и белый

Сейчас в Мальтийской капелле, как во времена Российской империи, звучит орган. Немецкий, установленный в капелле еще в 1909 году, а затем переданный Малому театру оперы и балета. Орган вернулся в храм в 2006 году. На официальной церемонии торжественного открытия органа присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и экс-президент Республики Мальта Гвидо де Марко.
Садовая улица, 26 — таков современный адрес дворца и капеллы. Цвета ее — алый и белый, это цвета Ордена. Правда, попасть во дворец и храм можно через контрольно-пропускной пункт Суворовского училища. Но билеты на органные концерты в капелле продаются через театральные кассы Невской Пальмиры. Если проводятся экскурсии, то экскурсовод встречает посетителей у контрольно-пропускного пункта.
Исторические интерьеры Мальтийского (Воронцовского) дворца постепенно реставрируются. Но полное их восстановление еще впереди…


Рецензии