Миф о средневековой медицине

Ввобще, я бы сказал, что я не знаю, что было в средневековье. Но нас всегда учили считать, что там была сплошная темнота, невежество, антисанитария. Люди не мылись, ходили с блохами, выливали помои на улицу, жгли людей на кострах, делали операции, не вымыв руки. Так ли оно было? Я не знаю. Но кое-какие мысли есть.

.....

Во-первых, в те времена мылись. Об этом говорят гравюры в старинных книгах. Что касается эпидемий, то испанка в 20-м веке была не хуже чумы. Людей сжигали на кострах, а в 20-м веке - в печах. Велика ли разница? Разве мир стал лучше? А какова была медицина?

.......

Что касается чумы, то учёные выяснили, что древние лекарства от чумы действуют! Удалось воссоздать это лекарство и даже испытать. Правда, до испытаний на людях не дошло. А противочумные костюмы были настолько эффективны, что ни один врач не заболел. Медицина была больше народной, чем государственной. Хорошо это или плохо? Раммотрим.

.....

К примеру, рак. Современная медицина лечит его с трудом. Говорят, в Израиле даже удаётся лечить рак с метастазами. Но смертность от рака бьёт все рекорды. В Китае более 400 раковых деревень. А что было в средневековье? Сказать сложно. Но индейцы говорят, что у них эта болезнь никогда не считалась опасной, и рак лечился легко. Тибетская медицина тоже лечит рак. Значит, и в средневековье его  могли лечить.

....

Гепатит начали лечить только в 60-е годы. А народная медицина использует травы, которые нужно заваривать в ванной и через несколько дней гепатит проходит. Уколами и таблетками гепатит лечится 24 дня, и может вернуться снова.

......

Пневмония остаётся одной из самых частых причин смерти детей и пожилых людей в наше время, особенно в социальных заведениях (дет. домах, интернатах, местах лишения свободы). Распространенность пневмонии в вооруженных силах составляет до 35-40 случаев на тысячу человек. Каждый десятый случай пневмонии у военнослужащих по призыву протекает тяжело[9]. Резко увеличивается частота пневмоний у пожилых больных в то время, когда они лечатся в госпитальных учреждениях по поводу другого заболевания. В народе пневмония лечилась одним экстремальным методом: из печи вытаскивались дрова, туда залазил человек, и он должен был пропотеть. Насколько это работало - у меня нет информации.

.......

В 80-е годы я учился в советской школе, и нам говорили, что в средневековье не было обезболивающих. Чтобы выдернуть зуб, человека ударяли доской по голове. Но это же ложь! Наркотики были известны всегда, и никто их не запрещал. Зубы стали гнить после того, как стали вырабатывать сахар. Меня удивляет то, что у диких народов в джунглях зубы не гниют, потому что они постоянно жуют какие-то листья. А кто мешает нам позимствовать их опыт и выращивать нужное растение и жевать листья? Но ведь стоматологии останутся без работы! Кариес — самое распространённое заболевание человека (свыше 93 % людей)[6]. В детском возрасте оно занимает первое место среди хронических заболеваний и встречается в 5-8 раз чаще, чем заболевание, занимающее второе место по распространённости, — бронхиальная астма. По данным разных авторов от 80 до 90 % детей с молочным прикусом, около 80 % подростков на момент окончания школы[7] имеют кариозные полости, а 95-98 % взрослых имеют запломбированные зубы.

......

Я где-то читал, что в старые времена люди делали специальный раствор, которым долго полоскали зубы, и дупло пломбировалось. Помнится, в детстве я пришёл к стоматологу с опухшей щекой и мне сказали, что, когда пройдёт опухоль, тогда и приходи лечить зуб. Я был удивлён тем, что опухоль должна пройти сама, я боялся, что она будет увеличиваться, а оказалось, что надо просто подождать, всё пройдёт само собой. Но, когда опухоль прошла, я уже не хотел идти к стоматологу, а когда зуб снова заболел, то положил на него таблетку анальгина, и боль прошла.

.......

Прошло ещё лет 10-15, и от зубов остались только корни. Когда мне сделали кардиограмму, то оказалось, что что-то не так с сердцем, и было решено выдрать корни сгнивших зубов. Но я при этом не хотел опять садиться на кресло стоматолога, которое напоминало кресло пыток. И тогда врачиха вколола мне в вену какое-то вещество, уложила на банкетку, сама села сверху и выдрала корни щипцами.

.....

В 33 года у меня заболел верхний зуб, я приложил в нему вату, смоченную лидокаином, но это не помогло. Придя в кабинет стоматолога, мне поставили мышьяк, сказав, что через час боль пройдёт, но зуб болел ещё восемь часов. Когда же мышьяк убрали, то оказалось, что нерв не умер. Тогда врачиха достала железную коробку, от которой шли провода, один провод на зуб, другой - прищепка на руку, и включили ток. Но нерв всё равно не умер! Зато я подпрыгнул в кресле. Мне поставили пломба, которая через 5 лет выпала и зуб опять стал болеть. Чтобы боль прошла, мне приходилось покупать ампулы лидокаина, а поскольку зуб был верхний, то приходилось вставать вверх ногами.

...,


Другие люди рассказвают, что у них брмашина сломалась прямо во рту, и был даже разлом челюсти. И здесь встаёт вопрос: а может, это у нас тут средневековая медицина, а 500 лет назад было всё гораздо лучше? Оставлю этот вопрос открытым.

.....

21.06.20


Рецензии