Среда
Итак, среда. Окружающей средой нынче люди природу именуют, а иначе - среду обитания. Однако есть и другая - межличностная среда или коллектив.
В данный момент нас интересует не производственный коллектив, отчасти объединяющий людей ради производства какого- либо продукта, но коллектив чисто личностный, как-то религиозная секта, сословная каста, политическая партия, тайное общество и т.д.
Всем известно в-основном пагубное влияние среды на личное бытие. Личность никогда не живет в коллективе,но лишь временно пребывает.
Среда всегда и все усредняет,поэтому настоящий человек делает порою неимоверные усилия с целью изменения среды. В противном случае может измениться он сам.
Первый вариант все же предпочтительней. Между тем есть ещё среда высшего света или монаршего окружения.
В зависимости от исторической эпохи и места действия у среды возникают свои законы, нарушать которые не рекомендуется.
И всё же находятся люди, пробивающие эту горку. Пожалуй, наиболее выдающийся пример из не столь давнего прошлого.
Великий Петр - «плотник саардамский», пытавшийся создать новую среду, для начала как бы опустившись в глазах старой боярской знати.
Общаясь /и довольно тесно/ с низшими чинами, даже выполняя тяжелую физическую работу, героический император словно опускался вниз, однако не на "дно" общества, а к его опорам, основе, если желаете, базе.
Напротив того римские деспоты Тиберий, Нерон, Калигула и прочие напропалую блудили в самых непотребных лупанариях. Причем они желали падать отнюдь не в гордом одиночестве, но саму патрицианско-сенаторскую среду они пытались по своей воле обрушить моральную преисподнюю.
Например, широко известна попытка Калигулы организовать из жен и дочерей сенаторов элитный публичный дом.
Лорд Кленчарли, выведенный в романе В.Гюго под именем Том Джим Джек, шатался по кабакам, дрался с матросами, и, В конце концов, оказался незаконно имеющим высокий титул /роман «Человек, который смеется»/.
Его поведение было своеобразным вызовом среде. И всё же, как ни трудно человеку без среды, сколь невыносимо без окружения. Среда так же необходима личности, как Пятница Робинзону.
Однако среда должна соответствовать. Например, знания профессора должны быть опосредованы в обществе студентов, а не рабочих. Значит, среда имеет функцию передатчика и восприемника информации.
Таким образом, среда предполагает не только целевую общность, но, прежде всего духовную сродность.
Как отпочковаться от среды, так и внедриться в нее очень трудно.
Попробуем ещё раз сосредоточиться на среде. Может ли она, такая аморфная, зыбкая, туманная, быть средоточием?
Но что же я всё о среде? Отчего бы не шагнуть несколько вперед и не поговорить хотя бы о пятнице, которая в России значение огромное имеет? Что ни человек, так у него непременно семь пятниц на неделе. И снова речь волей-неволей заходит о блаженном отшельнике поневоле.
Робинзон Крузо, как известно, в конце недели дикаря спас, оттого и нарек его Пятницей. Робинзон был один и помощник его тоже.
Ныне же если и случится человек толковый, так вкруг него не меньше семи "Пятниц" увивается. Теперь они "соавторами" называются.
Но как же тогда быть со словом «сосредоточиться»? Если среда аморфна, расплывчата, то сосредоточенье - это концентрация в одной точке ради достижения цели, для удара по врагу.
Для того, чтобы среда была полезной, её нужно собрать в один кулак и дать направление.
Сергей Жуков. 1996.
Свидетельство о публикации №220062001623