Среда

                Среда.

    Итак, среда. Окружающей  средой нынче люди природу именуют, а иначе - среду обитания. Однако есть и другая - межличностная  среда или коллектив.
   В данный момент нас интересует не производственный коллектив, отчасти  объединяющий людей ради производства какого- либо продукта, но коллектив чисто  личностный, как-то религиозная секта, сословная каста, политическая партия,  тайное общество и т.д.
   Всем известно в-основном пагубное влияние среды на личное бытие. Личность  никогда не живет в коллективе,но лишь временно пребывает.

   Среда всегда и все усредняет,поэтому настоящий человек делает порою  неимоверные усилия с целью изменения среды. В противном случае может измениться  он сам.

   Первый вариант все же предпочтительней. Между тем есть ещё среда высшего  света или монаршего окружения.
В зависимости от исторической эпохи и места действия у среды возникают свои  законы, нарушать которые не рекомендуется.
И всё же находятся люди, пробивающие эту горку.  Пожалуй, наиболее       выдающийся пример из не столь давнего прошлого.
   Великий Петр - «плотник саардамский», пытавшийся создать новую среду, для начала как бы опустившись в глазах старой боярской знати.
Общаясь /и довольно тесно/ с  низшими  чинами, даже выполняя тяжелую физическую  работу, героический император словно опускался вниз, однако не на "дно"   общества, а к его опорам, основе, если желаете, базе.

  Напротив того римские  деспоты Тиберий, Нерон, Калигула и прочие напропалую  блудили в самых непотребных лупанариях.  Причем они желали падать отнюдь не  в  гордом одиночестве, но саму патрицианско-сенаторскую  среду они пытались по своей воле обрушить  моральную преисподнюю. 
   Например, широко известна попытка Калигулы организовать из жен и дочерей  сенаторов элитный публичный дом.
 
   Лорд Кленчарли, выведенный в романе В.Гюго под именем Том Джим Джек, шатался  по кабакам, дрался с матросами, и, В конце  концов, оказался незаконно имеющим  высокий титул /роман «Человек, который смеется»/.

   Его поведение было своеобразным вызовом среде.  И всё  же, как ни трудно  человеку  без  среды, сколь невыносимо без окружения.  Среда так  же       необходима личности, как Пятница Робинзону.

  Однако среда должна соответствовать. Например, знания профессора должны быть  опосредованы в обществе студентов, а не рабочих.  Значит, среда имеет функцию  передатчика и восприемника информации.
Таким образом, среда предполагает не только целевую общность, но, прежде всего  духовную сродность.

   Как отпочковаться от среды, так и внедриться в нее очень трудно.
Попробуем ещё раз сосредоточиться на среде. Может ли она, такая аморфная, зыбкая,  туманная, быть  средоточием?

   Но что же я всё о среде?  Отчего бы не шагнуть несколько вперед и не поговорить хотя бы о пятнице, которая в России значение огромное имеет? Что ни  человек, так у  него непременно семь пятниц на неделе.  И снова речь волей-неволей заходит о блаженном отшельнике поневоле.

   Робинзон Крузо, как известно, в конце недели дикаря спас, оттого и нарек его Пятницей.  Робинзон был один и помощник его тоже.
Ныне же если и случится человек толковый, так вкруг него не меньше семи "Пятниц"  увивается. Теперь они "соавторами" называются.
Но как же тогда быть со словом  «сосредоточиться»? Если среда аморфна,  расплывчата, то сосредоточенье - это  концентрация в одной точке ради  достижения цели, для удара по врагу.

  Для того, чтобы среда была полезной, её нужно собрать в один кулак и дать  направление.

                Сергей  Жуков.  1996.


Рецензии