Бакинское метро. Слово от сердца!

Данышыр мехрибан! ( говорит сердце...) Это так, поверьте! Баку-любимый город, где я получила образование: сначала педагогическое, потом филологическое. В Баку родилась моя дочь Татьяна. Мой муж-Николай Иванович Тихомиров- ( худющий на вид русский) , работал в прокуратуре города.Местные смеялись над ним: мол, позорит  мундир,за всё платит: 80 коп.за чай- чайханщику и 1 руб.- за"столовский обед "
 -Что это? Вызов нашему гостеприимному Баку?- не понимали его коллеги...
-Нет,-пробовала им объяснить я:Николай вырос в деревне Правдино Ярославской области, служил 10 лет на Севере. Моряк Морфлота  учился на юрфаке Ленинградского университета. Откуда ему знать обычаи южан?Он  чтил советские Законы!
  Женился случайно на" бакинке",эвакуированной в войну из Ленинграда.А когда родилась дочь, семья прожила в Азербайджане еще пять лет, пока малышка не подросла.За этот сравнительно короткий срок я так и не сумела объяснить мужу, что
 с "прокурорских" работников Баку( в советские 60-е),в столовой денег не берут!
 Но прокурор , приезжий из российской" глубинки", не знал языка и местных обычаев. Кроме того,не носил усы...Ва-аще, был какой-то "не настоящий"...  -Ара,чох-яхши (хороший), но не "киши", э(не настоящий кадр),-понимающе говорил его помощник Кёр-Баба ( не путайте это имя с героем национального эпоса"Кёр-оглы!").
Правда, у помощника Николая-Кёр-Бабы мало-мальски, один глаз косил, но всегда в нужную сторону, на восток, откуда встаёт Солнце...Правильно смотрел товарищ, с прицелом! Знал, что Азербайджан не вечно будет "Советской республикой!"

... Мы подошли к главной  "солнечной" станции Бакинского метро" Ичери  Шехер!"
Эта станция-самая близкая к нашему дому на проспекте Нефтяников,89.И, как указано в схеме бакинского метро, находится в 200-х метров от Каспийского моря! Фантастика!!Но это так, поверьте! Жаль, что когда мы жили в Баку о метро даже не мечтали. Город можно было пешком пройти вдоль и поперёк,за час-другой, что я  и делала, работая корреспондентом Азербайджанского радио и телевидения.
Можно не знать Баку,но эту станцию метро узнают те,кто смотрел старый советский фильм "Бриллиантовая рука", где запечатлены узкие улочки "крепостного Баку", Этот  восточный"город ветров", как бы скрывался от седого Каспия за Девичьей башней - да так, что никакой ветер его не сдует!И он будет жить вечно!!
( Машаллах!) И метро будет украшать город у моря.И станциям его расти и расти...

Мне вспомнились строчки моего бакинского друга и поэта Николая Хатунцева. Мы учились с ним в Бакинском университете в 50-е годы, только он-на юрфаке, а я - на филфаке. Но он был настоящим литератором, писал хорошие стихи.Однажды, вернувшись  в Баку из очередной командировки в Москву, он сочинил текст ПЕСЕНКИ ВОЗВРАЩЕНИЯ:

- Я прибыл под утро и вот возвращаюсь домой. Автобус маршрутный летит и летит по прямой. Мелькают, стекают огни в дребезжащем окне, и в сердце стихает забота о завтрашнем дне. И время, замедлив московский стремительный ход, неспешные петли уже незаметно плетет...

Николай был романтиком! Он бесконечно любил свой родной Баку, был предан дому и друзьям, что нельзя не ценить. Особенно в наше прагматично-денежное время.

..."Уставший с дороги вхожу в незакрытую дверь,где...дремлет пружинное кресло в углу, где тополь маячит в окне и о чём-то шуршит, где солнечный зайчик на дверце буфета лежит. Всё прочно, знакомо, погода привычно тепла... Как радостно дома с дороги присесть у стола!"

Уходят друзья моей юности.Думаю, если б Николай увидел сегодняшнее метро Баку, он обязательно бы посвятил ему свои стихи. А я могу только предположить, как бы они звучали:
-Залито зыбким блеском всё метро,залив стежками  эстакады вспорот, и пламенно над миром поднялся как многоярусный ТЕАТР - МОЙ ГОРОД!( разумеется,Баку).

Кстати, недавно в Баку снимали сериал о любимом советском певце, народном артисте Муслиме Магомаеве! Жаль, фильм получился не очень удачным, растянутым. И сыграть такого артиста, как М. Магомаев, не легко. Но зато звучали любимые народом его песни, и бархатный голос Муслима летел над волнами Каспия , и повторялись как молитва, знакомые слова: "О, море, море!"
Много песен сложено о море. А вот о Бакинском метро еще предстоит создать такие   же мелодичные и запоминающиеся! Но не стоит торопиться!
Народ Азербайджана талантлив, особенно в музыке! На земле ашугов  любят мугамы. Но теперь  их исполняют не только под тар. Блистательный азербайджанский композитор Вагиф Мустафа-заде впервые в истории музыки переложил мугамы на джаз. Это чудо по звучанию! Я должна была написать книгу о Вагифе... Мы договорились с ним о встрече,но она не состоялась: помешала смерть! Вагиф рано ушёл из жизни, но многое успел сделать в музыке! Поэтому к тексту о метро  будут уместны и записи некоторых его композиций. Они вам обязательно понравятся!!
 Доброго Вам пути по  всем станциям Бакинского метро! Как говорят азербайджанцы,
на мой взгляд, самые гостеприимные на Кавказе( еще туркам у них поучиться...):
- Хош гелмишсиниз!  И до встречи!

 


Рецензии
Добрый вечер, как сказали бы в Баку, Эмма-ханум!
Ваша публикация навеяла мне добрые воспоминания о Баку, о бакинском метро. Там на фоне метро 26 Бакы комисары у меня есть фото в день свадьбы.
Напомнила мне о моём не кровном родственнике Шабанове Сергее Максимовиче, ревизоре республиканской "прАкуратуры". Этот был настоящий кЭми киши,
думаю, что пил чай, кушал плов и долму в заведениях он бесплатно. Но я его уважал.
Он был участником ВОВ, знал немецкий язык, был по натуре очень добрым и щедрым человеком. Они жили "на поселке Ази-Асланова" в стареньком котедже. У них был участок 6 соток, засаженый виноградом, гранатом, хурмой и айвой. Они любили, когда я, курсант высшего военно-морского, приходил с молодой женой к ним в гости и не знали куда меня усадить и чем угостить.
Мой приход в форме добавлял им важности и гордости перед соседями.
Кстати, тётя Люба готовила прекрасный плов с каштанами, черносливом и курагой и у неё я научился готовить рассыпчатый рис в казанке. На дно маленького казана нужно делать лепешку из муки с солью и яйцом, чтобы рис не пригорал- газмах газывается.
Ваша замечательная публикация всколыхнула в моей памяти специфический запах нефтепродуктов Азнефти и БНЗ.

Теперь о Вагифе, я думаю, кто, если не Вы, напишет книгу или повесть, чтобы прославить его доброе имя.
Ведь что не говори, а мы с Вами описываем историю своими глазами. Журналист должен быть объективен, но не будет грехом и ошибкой, если добавить художественного вымысла о проявлении хороших качеств Вагифа. ИншАллах, пишите!
И эта будет правдой!
На страницах проза.ру я начал писать Повесть о настоящем человеке, про Великого своего командира Пыкова Владимира Николаевича. Он уникальный человек был, единственный в мире человек, который командовал пятью боевыми кораблями и т.д.(Педант, интеллигент, пловец, математик, профи, лучший противолодочник в мире, досточно сказать, что он командовал лучшими в ВМФ кораблями, такими как лёгкий артиллерийский крейсер "Мурманск" и тяжёлый авианесущий крейсер "Киев"). Кстати навигационную аппаратуру " Салгир" делали в Говсанах в Бакинском электромеханическом институте".
Творческих Вам успехов. Доброго здоровья. С уважением, Григорий Ерохин

Григорий Ерохин   19.05.2021 00:32     Заявить о нарушении
С интересом прочла ваши воспоминания о Баку. Спасибо. А где лучше живут старики, по вашему мнению, в России или Азербайджане?

Эмма Гусева   20.05.2021 12:54   Заявить о нарушении