Ромашки

 РОМАШКИ

Однажды семилетниму Богдану Жуку сон приснился. Сон, как сон, даже цветной немножко. Летом почти все сны цветные бывают потому что  лето всегда всё разноцветное любит. Снилось мальчику, будто парит  он над большим ромашковым полем, а ромашки все разные. Одна прямо стоит, другая чуть согнулась под тёплым ветром, а третья и вовсе чьим-то сапогом тяжёлым растоптаная во все стороны по земле расплосталась. И вдруг видит Богдан  по полю этому золотисто-яркому лёгкой походкой человек шагает высокий такой юноша, а в поводу тонконогого белого коня ведёт с тёмной звёздочкой на лбу. Любопытно стало ему, что дальше будет пошагал он вперёд.
А в это время в королевском дворце указ писали строго настрого запретить всем жителям города выезжать в лес, в поле или на лужайку зелёную и там топтать, рвать и ломать ромашки так как с позовчерашнего дня они вдруг самым неожиданном образом стали любимыми цветами  дочки короля Фомы третьего - Уступчевого. Прозваного Уступчивым за его потрясающую способность всем уступать причём по любому вопросу.  А третьем его звали потому что и папа его и дедушка тоже были королями, дедушка был королем Фомой первым, а папа королём Фомой вторым, сам нынешний король конечно тоже был Фомой, но только третьем, так уж в этой сказке случилось, а в сказках чего только не бывает.   
Указ писали долго. Министры и писари молодые и старые то входили то выходи из большого овалного зала замка  тяжело вздыхая при этом и вытирая скользский, липкий пот со лба широкими рукавами рубах.
А   дочь короля Жанна, тихо сидела в соседней комнате и потихоньку пела песню, которую только что придумала сама. Правда при этом ей немного помогали коты на крыше, лягушки в соседнем болоте и птенцы серой иволге в гнезде что расположилось на самой трубе замка короля. Как помогали, спросите вы? А просто они все и сразу начали петь свои песни коты свои, лягушки свои и птенцы иволги тоже свои. А что, скажите мне, можно как бы случайно написать, когда внимательно слушаешь чужие песни? Естественно песню, и конечно неприменно свою. Вот у дочки короля, которая конечно же была принцессой, так и получилось:         
На поле ромашка стоит одиноко,
Если кареты, то значит, дорога
Если лужайка, то значит жуки
Если один жук, помрёт от тоски
Значит, и надо мне много ромашек
Жуков, пауков, да и прочих букашек
Будет ромашка, - будут друзья
Решила принцесса, решила я

Спела принцесса песню и задумалась. «У всех есть друзья, а у меня нет не одного друга»- думала девушка горько вздыхая.- Был у меня другом Кот в сапогах, но недолго Он постоянно убегал в чулан нашего замка с тряпкой в лапах и там до зеркального блеска чистил свои сапоги. Золушка что-то шила и зашивала всегда. Крошечка – хаврошечка любила играть в прятки, а Колобок – догонялки. Со всеми одно растройство сердечное. А если  у меня будет исключительно много друзей, они даже не будут умещатся все в нашем замке и тогда с нашего замка исключительно-замечательно придётся эмигрировать крыше. Надо будет успеть спросить у неё в какую сторону она собирается эмигрировать, чтобы тоже купить туда плацкартный билет Совсем не переношу самолёты, уж больно гудят и леденцы в них нисколечко не вкусные. А в поезде почти у каждого пассажира есть жареная курочка в чемодане и сладкий чай в кружке кто-нибудь да поделится, а там глядишь, и тёплый домашний разговор завяжется, и улыбки по лицам людей проскользнут, вот так и появится дружба. Я очень на это надеюсь».
А тем временем королевский указ был готов. Глашатай развернул длинный свиток из берёзовой коры  на центральной площади города. Острые, внимательные, чёрные глаза быстро пробежали написанное, и он довольно усмехнулся, затем  с выражением прочитал:               

                УКАЗ

Всем дворам города моего
Я король Фома третьей Уступчивый
Повелеваю: с 26 числа сего месяца 17…… года
Ромашек не рвать, не ломать, не топтать И ими не сорить. Потому, как все они принадлежат принцессе. Дочери моей Жанне и только она в праве решать судьбу цветов этих
Я король Фома третьей Уступчивый
Указом своим  разрешаю: Спать, лежать, бока чесать
Снизу вверх и сверху вниз. Еще в носу ковырять.
Значит, так тому и быть А кто ромашку сорвет
Сломает, сапогами истопчет. Того по улице плетьми гнать,
Да сапогами топтать бесконечно Остальным не боятся приказываю.
Всё по закону Такова воля моя!
Король Фома третьей Уступчивый.

А кроме УКАЗА того который королевский слуга с утра до вечера и с вечера до утра на центральной площади города читал приказал Фома третьей Уступчивый листовки с таким же текстом в великом количестве выпустить. Сказано – сделано и полетели весники королевские, - листовки белые по городам деревням и посёлкам быстрых птиц обгоняя, пушистым облакам неторопливый их путь преграждая. 
Как раз и наткнулся на одну такую листовку высокий юноша. Она за куст чертополоха на краю поля зацепилась  и колышется под тёплым ветром. Взял её юноша в руки прочитал, рассмотрел, сложил аккуратно пополам, неторопясь в карман кафтана своего длиннополого сунул и дальше отправился. 
Вдруг  витдит юноша сидит у дороги мальчик и горько плачет, так плачет, что  светлый день ему не в счёт, да и ночь  ненавидит. Горюет, значит.
Остановился юноша и спрашивает, а у самого аж сердце от боли заходится и временами стучать перестаёт.
-Что ты, мальчик, плачешь, кто тебя обидел?    
-  Не кто не обижал,- тихо отвечечает мальчик,- Не ветер шальной, северный, не облака на юг спешащие, не чей-то дворовый пёс. А просто прочитал я литовку с указом королевским и пригорюнился один я живу, и есть у меня мечта,  собрать большой букет ромашек и подарить   одной девушке, той, что самая красивая чей портрет я в журнале видел, и зовут её принцесса.
- Я туда к королю иду, - отвечает юноша с конём белогривом в поводу, - пошли  вместе?
- Пошли, - согласился мальчик, - я давно на  портрет смотрю, а как найти принцессу не знаю, образование у меня на это не хватает.
Идут они дальше и вдруг видят стоит на поляне избушка небольшая деревяная  не отопления там нет, не света, не конолизации несколько лет уже. Сидит на пороге избушки старая, старая старуха седая совсем и дряхрая, двух лохматых псов рукой гладит. Услышала она о чём путники разговор ведут и гворит:
- Указ королевский знаю, слышала, значит,  только считаю правильным его. Заходите в избу гости дорогие угощать мне вас нечем, а вот щевеля кислого на лужайке вчера по утру насобирала, вода вон в речке есть, можно щи сварить, если костёр развести.
Хозяйка вместе с гостями торопливо вошла в избушку и когда все удобно расположились на длинной лавке у окна, которая стояла прямо напротив зеркала около которого медленно оплывали жёлтые восковые свечи.Всё в этой избе дышало густой дремотной тайной: и голые бревенчетые стены с торчащими из пазов пучками мха, и деревянные кадки вместо вёдер, и беспорядочно валяющиеся на полу медвежьи и оленьи шкуры.   Бабушка продолжила свой рассказ:
 Я не всегда в этой избушке жила, были у меня и дворцы и офисы белокаменные и миллион я когда-то за деньги не считала, а так просто за пыль придорожную дунул и нет нечего.Было, что и юноши красивые в меня влюблялись и деньги и дома белокаменные мне на житьё выделяли, я с ними вместе и жила припеваючи. Я и сама не заметила, как года мои точно вода между пальцами в землю ушли и нечего у меня не осталось только один дом этот разваленный и стоит.    А ромашки рвать чтобы таким образом дружбу людей завоёвывать глупостью считаю несусветной.  Пусть себе растут на радость людям. Может быть только цветы эти у меня теперь и остались вместо сокровищ моих, да юношей красивых.
Огонь свеч трепетал от едва заметных движений людей, заставляя чернильные тени на стенах избушки дрожать, извиваясь  и взлетая в причудливом танце. – Не дам никому я ромашки рвать, мои они и точка.   Ишь чего выдумали, безобразники! У вот я вас, - с отвращением и ненавистью прошипела она в лицо маленького мальчика, - Чего задумал, цветы рвать?  Не лезь! - и размахнувшись из последних сил ткнула кулачком целясь в щёку  мальчика,- Вон сколько счастья сейчас вокруг меня, а роса на траве по утрам? Вы только присмотритесь внимательно это ж, как кристаллики растущие на траве только это всё у меня теперь в жизни и осталось, да ещё вот эти два пса мохнатых со мной. Да и Указ короля не просто так, наверное, теперь на земле существует, а там чёрным по белому написано: - Ромашек не рвать.
- Ты чего дерёшься, бабушка, - обиделся мальчик, - Я же не просто так, я букет ромашек хочу принцессе подарить. Потому что портрет ее видел красивый А девочкам всегда надо букеты цветов дарить, просто потому, что они девочки. Правильно?
- Но если так тогда я согласная,сама была маленькой девочкой, - успоколась бабушка, - А псов своих тут оставлю дом и двор сторожить. Пойду скажу королю спасибо за этот его Указ. Все цветы на земле должны на своих местах рости. Не такая я уж вредная и злая, - вдруг сказала бабушка и звонко щелкнула мальчика по носу.    
- Да, - сказал высокий юноша, - Указ это конечно хорошо. Цветы на нашей земле- красиво Но мне короля нашего увидеть надо. Услышит он мою жизненою историю и всё поймёт не даром же его называют Фомой Уступчивым. Я какой уж год с тяжёлой болезнью борюсь и уступать ей нисколько не желаю. Иногда я её побеждаю, а бывает, что и она верх берёт. Каждый человек должен уметь постоять за себя, за своё человеческое достоинство и никогда не сдаваться. Уметь постоять за себя,-  значит, уметь постоять и за других, кто нуждается в помощи Кстати, мы ведь так и не познакомились друг с другом А сидим вместе вот на одной лавке Меня зовут Лев
- А меня Несмел,- отозвался мальчик, - Имя не круглое, но не мы имена свои выбираем, к сожалению, - тихо сказал он и горестно вздохнул,- оттого я и один, наверное, на свете живу 
-  Ну а я Ксения чужестранка, значит. Так и зовите кому я понраву, - отозвалась хозяйка избушки, - У короля и я бы время не теряла, и у меня к нему просьба есть
- Значит, давай корми нас хозяйка чем бог послал наедимся,  да все трое к Фоме Уступчивому и отправимся. Жалко только белый конь тонконогий у нас один, - задумчиво произнёс Лев, опустив голову в пол и внимательно рассматривая носки своих сапог.   
Из окон избушки хорошо было видно, как мохнатые псы хозяйки тут бросились выполнять мочаливое её приказание. Через несколько минут гости с удовольствием уплетали мелко нарезанное кабанье сало, копчёную рыбу, пытались выудить из глубокой глиненой чаши ускользающие солёные грузди. Старуха хлопала по шеям лежащих подле неё собак. Собаки вскочили и, замахав хвостами уставились на хозяйку. 
Наконец с едой было покончено и все трое путников выйдя за порог избушки с конём белогривым в поводу сытым и быстрым отправились к замку короля, хорошо что идти было совсем недалеко. Впереди, почти у самого горизонта, если хорошенько присмотрется, можно было разглядеть маковку королевского замка. 
Лето было в разгаре. Жара сводила с ума своим постоянством, не давая покоя уже третью неделю.
- Я помню, как я сидел на траве, сжавшись в комок, и беззвучно плакал.- Тихо говорил мальчик Несмел, - шагая рядом со старухой Ксенией и тонконогим конём, - Я плакал, и от этого мне становилось легче. Поблекли ночные кошмары, посланые мне адской жарой, отступила тьма прежних страхов в этот самый момент я и ввстретил Льва. – Мальчик кивком головы показал на юношу идущего неподалёку, - всретил и пошёл с ним рядом. Так и иду….. И уже слышу лай собак живущих при дворе короля и ржание лошадей. И страх быть одному уже совсем исчез. Не кто же, на самом деле не знает, как это мучительно больно быть одиноким среди толпы народа. Каждый человек что-то говорит, доказывает другому, смеётся и рыдает, а я один, я всё время один. Когда был совсем, совсем маленьким я мечтал быть продавцом мороженого, это возможно оттого, что часто в детстве я был голодным
- А что у тебя нет родителей? – спросила Ксения.
- Родителей своих я не помню, я всегда жил с бабушкой, а теперь бабушки не стало, - ответил мальчик и по щеке его побежала слеза. Такая же, наверное, слеза, которыми проливной дождь незадолго до похода наших путников вымал окресности. А теперь на небе сияло солнце.
- Просто, я думаю, ты, как и мы все кто сейчас идёт к королю, нуждаешся в поливе.
- В каком поливе, бабушка, - не понял мальчик.
- Дождь поливает землю, - попыталась объяснить Ксения, - потому что земля нуждается в поливе, люди тоже нуждаются в поливе водой, Любовью, Добротой для того что бы просто не потерятся на этой земле и не стать чёствым, бездушным, ни кому ненужным ржаным сухарём. Кем-то брошеным в пыль у дороги. 
Наконец путники подошли к воротам королевского замка. Ворота чуть скрипнули и тут же пропустили их. Вечерело. В полуоткрытых окнах замка блуждал сумрак. Навстречу долгому летнему дню торопилась ночь. 
- Вы почему пришли сюда путники? – Раздался голос короля откуда- то сверху
- Мы хотим подарить вашей дочери принцессе букет ромашек, - сказал Лев в ответ, потом добавил, - У каждого из нас своя история, и своя причина придти сюда в замок.
- А вы, бедняги, читали Указ короля – ромашек не рвать, сапогами не топтать и ещё… - спросила принцесса свесившись вниз из другого окна
- Так я и не желаю их рвать, - сказала бабушка Ксения, - А вот они… - И она показала рукой на всех остальных….
- И  конь тоже хочет укрась у меня цветы? – опять спросила принцесса, - Они, наверное, придутся ему по вкусу.
- Нет, коня я хочу подарить вам на память обо мне, уважаемая дочка его Величества, - ответил юноша.
- А я здесь что-то слышала про букет ромашек?
- Его очень хотел подарить вам я, - крикнул в ответ мальчик Несмел, - потому что ваш портрет, в журнале который я видел недавно самый, самый красивый. 
- Тогда хорошо, тогда ладно, тогда поднимайтесь сюда, вверх по лестнице – произнесла в ответ принцесса – Ваш конь очень красивый, особенно эта милая звёздочка на лбу.  Коня вашегото  конюхи пусть отведут в конюшню
Большая голубая стеклянная люстра свисала над круглым стлолом вокруг которого стояли кресла Король и принцесса сидели напротив друг друга и с нетерпением ждали что же будет дальше.      
Первым в комнату чуть смущаясь и заранее краснея вошёл Лёв.
- Вижу недобрая весть, а большая беда привела тебя к нам, юноша, уж очень грустные у тебя глаза полные тоски и печали, - промолвил король, кинув мимолётный взгляд на принцессу- Что ж начинай рассказывать свою историю, а мы готовы внимательно выслушать тебя.- Король удобнее устроился в кресле, закрыл глаза, и приготовился слушать.      
-  Меня зовут Лев,- начал юноша свой рассказ,-  Страшная болезнь приходит ко мне вот уже несколько лет. Она грызёт, она седает меня, она не даёт покоя моему маленькому сердцу, она мешает, очень мешает, мне спокойно жить. Когда ты болеешь, -  То не чего тебе не хочется, не есть, не пить, не даже мороженого с ананасом. Ужасная, страшная болезнь не даёт делать ничего. Вот и я однажды так страшно заболел и долго, очень долго боролся со своейи болезнью. Она была гораздо сильней и прочней меня и часто побеждала моё сердце и душу в такие горькие моменты в моих глазах становилась темно. А когда болезнь хоть на время могла отпустить меня из своих цепких лап, только тогда я мог заметить, что воздух стал сладким и, как после грозы чистым  и свежим. До того свежим,  что мне вдруг захотелось заполнять им грудь и жадно вдыхать и вдыхать, как это делает маленький, несмышлённый малыш в колыбели. Не понимаю, как я раньше, до болезни, не чувствовал свежести этого воздуха? Как раньше не замечал по утрам капли росы на траве, совсем не слышал ласковые трели соловья, живущего в лесу подле моего дома….
Мальчик Несмел вынынул откуда-то из темноты ночи бесшумно и неожиданно, как лучик света. Король даже вздрогнул.
-    Лев лишился семьи и друзей своих из-за своей ужасной болезни, а я из-за бабушки….
- Тебе нужна бабушка, мальчик, -  подала голос принцесса, - Я сейчас же пошлю самых быстрых гонцов, пусть они обшарют всё королевство заглянут в каждый уголок, под каждый, кустик. Пусть спросят у ветра, луны, дождя, и найдут тебе самую подходящую упитанную, весёлую и заботливую бабушку, которая умела бы слушать, жалеть и не перебивать. Я думаю к понедельнику ты выучишь добрые и мягкие слова с которыми надо подходить ко всем на свете бабушкам. Так и быть, список я тебе потом напишу.
- Да, нет, вы меня не поняли, - сказал мальчик, - всего несколько дней назад у меня была своя собственная бабушка, которая меня вполне устраивала, а потом её не стало и я остался один. А потом мне понравился очень, очень ваш портрет в журнале и я бы хотел подарить вам большой букет ромашек для того что бы подружится с вами потому что вы самая красивая принцесса на свете. А теперь вот вы говорите, что ромашек рвать нельзя?!
- У меня тоже нет друзей мальчик, - сказала принцесса, - Но не переживай сильно. Вот видишь мы уже встретились с тобой и обязательно подружимся где-то через минуту, а где есть два друга там неприменно через несколько дней появятся и много, так уж в сказках заведено Ты мне веришь? Не верить мне нельзя потому что я не кто – нибудь, а самая настоящая принцесса.
Мальчик кивнул. Принцесса сорвалась со своего места, подбежала к Несмелу и громко чмокнув его в щёку отбежала обратно.   
- Я понял, - быстро произнёс король чуть приоткрывая глаза,- Ко мне в гости пришли два одиноких человека Но причём тут мои ромашки?!
- Наши ромашки, - поправила короля принцесса.   
- Вот именно наши, - поспешил исправится Фома третий
- Если Ваше Величество  разрешит нам побыть с вами еще немного, то из наших сердец навеки уйдёт Одиночество, - начал объяснять Лев      
- Я знаю другие надёжные ключи ими открывается любое человеческое сердце для дружбы и любви эти ключи Улыбка и Доброе Слово, - сказала принцесса – А цветы мы оставим….
- Мне! Я хочу жить только в окружении цветов, - раздался звонкий голос бабушки Ксении не кто и не заметил, как она вошла в комнату
- Правильно, - сказал король дружба всегда завоёвывается сердцем и чистой, открытой, незапятаной душой а цветы только лишь привлекательное приложение к ней. Поживёте с моё, так узнаете. А цветы пусть растут в нашем королевстве
- Я сейчас прикажу садовнику пусть он сядет на подаренного вами коня и помчится в самые дальние, заброшенные уголки нашего королевства чтобы посадить там много, много цветов.- сказала  принцесса, - Пусть на земле станет больше красоты. Вы согласны Правда? А Одиночество оно когда-нибудь обязательно уйдёт от вас, мальчики, нужно только верить и ждать, каждый день ждать, вы меня понимаете? 
Тут уж и Богдан Жук, тот самый мальчик, которому снился этот долгий сон темной ночью решил вмешатся. Потому что сердцем почувствовал, что сказка приближается к концу, а он так нечего ещё и не сказал. Хорошо ещё, что этот сон не страшный с участием всех главных нечистых сил сразу. Правда бабушку Ксению он поначалу немного боялся, а потом решил, что она и не страшная вовсе, а наоборот красоту любит ведь когда ромашки никто не срывает это же красиво, когда цветы на всей земле, когда птицы высоко в небе, когда дождь побарабанив по крышам куда-то убежал, наверное, это и есть счастья. И ещё когда не один, когда добрые лица друзей вокруг тоже счастья. Так решил мальчик и поэтому громко, громко, как только мог, сказал, даже немного напугав этим непрочную ночную тишину:
- Я знаю, эта сказка про ромашки про одиночество, которое обязательно убежит, стоит только найти то что вы уже нашли хотя пока сами не заметели этого Пусть каждый из вас внимательно оглянится вокруг разве не лица друзей вы видете рядом с собой?   Даже король с принцессой,  могут стать вашими друзьями А ромашки пусть растут там где им и положено расти, - на земле Правда?
И все услышав мальчика дружно закивали головами и согласились с ним, потому что что может быть на свете лучше и сильнее дружбы Правда? А король Фома третий Уступчивый всё –таки разрешил, друзьям, не смотря на свой строгий Указ сорвать в своём королевстве каждому по одной ромашке на память иб их с ним дружбе, ведь он же всё-таки был Уступчивым.   

СЕРГЕЙ КАРПЕЕВ  ИЮНЬ 2020 КАЗАНЬ 
               
               
.   


Рецензии