Итальянская истребительная авиация в боях 2

Бои итальянской авиации в Северной Африке в 1941 году.

3.01.41
В этот день истребители сторон побеждали в одиночку. Сначала один CR.42, летчик  Сержант Марио Веронези (Mario Veronesi) из 10 Группы перехватил два "Бленхейма" из 45 Эскадрона и заявил обоих сбитыми, но фактически был уничтожен только один самолет.
Позже одиночный "Харрикейн" из 73 Эскадрона, в кабине которого сидел Сержант  Фред Маршал (Fred Marshall), атаковал пятерку самолетов "Савойя" S.79, которые в свою очередь атаковали английский монитор  "Террор". В результате английскому пилоту удалось сбить три "Савойи" и повредить остальные две, последние совершили аварийные посадки на своей территории.
Далее в этот день пара "Бленхеймов" 55 Sqn. перехватила и сбила гидросамолет Cant.Z.506B.

4.01.41
"Фиаты" CR.42 из 23й и10й Групп в этот день имели столкновения с "Харрикейнами" из 33го и 274го Эскадронов. В результате истребители 274 Эскадрона сбили 1 CR.42 из 10 Группы и сами потеряли 1 "Харрикейн" от огня летчиков той же группы.

5.01.41
В этот день относительные новички на фронте истребители 23й Группы претерпели сильные неудачи в боях с "Харрикейнами". Было сбито четыре CR.42, все четыре летчика погибли, три "Фиата" сбили истребители 274 Sqn. а один CR.42 пошел на счет 73го Эскадрона.
Также итальянцы не досчитались одного S.79, которого сбил "Харрикейн" 73 Sqn., летчик Сержант Фред Маршал,   уже отличившийся в боях с бомбардировщиками 3 числа.   
7 января зенитчики британцев сбили один штурмовик Ва.65.

9.01.41
В январе 1941 на фронте в Северной Африке появляются первые монопланы итальянцев - "Фиаты" G.50 из 2й Группы, первые столкновения их с истребителями противника произошли во второй части первой декады месяца. А в этот день последовала первая потеря - был сбит 1 G.50, летчик не пострадал. Его сбили "Харрикейны" 274 Эскадрона, хотя заявок на победу они не сделали.
Также в этот день итальянцы потеряли 1 CR.32 из 12й Группы штурмовиков и возможно он был сбит истребителями того же 274го Эскадрона.
14 января был сбит зенитками 1 "Харрикейн" из 73 Sqn., летчик произвел вынужденную посадку не далеко от линии фронта с британской стороны.
17 числа "Харрикейн" 274 Эскадрона сбил 1 S.81 не далеко от Тобрука. А ночью от огня З/А британцы лишились одного "Бленхейма".

21.01.41
Летчикам 2й Группы удалось нанести ответный удар, в столкновении с истребителями из 73 Эскадрона, один из летчиков группы сбил 1 "Харрикейн", пилот которого погиб.
В тот же день зенитчики итальянцев сбили 1 "Лисандер".

24.01.41
В этот день был сбит 1 "Фиат" CR.42 из 23й Группы, пилот попал в плен. Однако британцы не делали заявок на победы в этот день и вероятно это дело рук зенитчиков.

25.01.41
"Фиаты" G.50 2й Группы атаковали четверку "Гладиаторов" из 3 RAAF Sqn., в итоге был уничтожен один "Гладиатор", летчик погиб, еще двое были тяжело повреждены совершили вынужденные посадки и только один вернулся на аэродром, также с повреждениями.

26.01.41
Пара "Харрикейнов" 274 Эскадрона атаковала  CR.42 151й Группы, которые штурмовали наземные войска, далее к бою присоединились "Фиаты" G.50 2й Группы, однако не удачно - был сбит 1 G.50, пилот погиб. Также были сбиты два CR.42, опять с гибелью летчиков, но пилот сбивший обоих бипланов Е. М. Масон сам был сбит, он разбил свой поврежденный "Харрикейн" при вынужденной посадке, сам при этом не пострадал. Его сбил один из летчиков 151й Группы, тем самым пилоты этой группы подтвердили свою высокую боеспособность.

29.01.41
Истребителям CR.42 из 23 Группы  удалось сбить "Харрикейн" в этот день, это был самолет из 208 Sqn., который совершал разведывательный вылет в одиночку.

31 января зенитчика англичан сбили 1 CR.42 из 151й Группы, летчик попал в плен.
В феврале 1941 года в Северную Африку стали прибывать части Люфтваффе и постепенно "первая скрипка" в борьбе с авиацией британцев перешла к немецкой авиации. Мы же будем рассматривать эпизоды только с участием итальянской авиации.

2 февраля шестерка "Фиатов" CR.42 151й Группы перехватила группу "Бленхеймов" из 55 Sqn. и сбили один из бомбардировщиков, хотя заявили только предположительную победу.

4.02.41 "Фиаты" 151й Группы опять перехватили "Бленхеймы", на этот раз из 45 Эскадрона и опять один из летчиков добился победы - сбил "Бленхейм". Во время этих событий у одного из CR.42 возникли проблемы с двигателем и он сел на территории противника. Что бы его спасти, из его Группы вылетел один летчик  на бомбо-транспортнике Са.133 в сопровождении почему то только одного CR.42, хотя видимо потом вылетели и другие "Фиаты". Пару Са.133 - CR.42 перехватила тройка "Харрикейнов" из 73 Эскадрона и обоих сбила, оба летчика 151й Группы погибли. Но к месту боя подоспели товарищи сбитых и одному из них удалось отомстить за них, сбить 1 "Харрикейн", пилот которого остался жив.
Также в этот день не вернулся из боевого вылета 1 "Капрони" Са.309.

14 февраля немецкая авиация понесла первые потери: был сбит зенитками 1 Ю-87 и один Ме-110 сел на территории противника. С этого дня начались частые воздушные бои между авиацией Люфтваффе и британского содружества, и такое впечатление, что "Реджиа Аэронавтика" при этом полностью выключилась из борьбы, по крайней мере на время.
Следующий результативный бой итальянцев последовал через почти два месяца, 1 апреля истребителям 2й Группы удалось сбить 1 "Бленхейм".
На следующий день два "Харрикейна" 3 RAAF Sqn. перехватили и сбили 1 Cant.Z.1007 bis.

11.04.41
"Харрикейны" из 73 Эскадрона сбили один итальянский Ю-87 из 96 Группы, также выше указанные истребители сбили и один "Фиат" G.50 bis из 155й Группы, самолет, хотя вернулся на базу, был так сильно поврежден, что его списали.
Из этого эпизода можно заметить присутствие еще одной группы итальянцев на монопланах, в то же время бипланы CR.42 все чаще привлекались к штурмовым действиям.

14.04.41
В этот день произошли довольно кровопролитный бои с участием итальянской авиации.
Большая группа немецких Ю-87 плюс семь итальянских Ю-87 из 96 Группы совершила налет на Тобрук, их прикрывали 8 G.50 bis из 155й Группы, 4 CR.42 из 18 Группы и 5 Bf 110  III./ZG26.  На отражение налета поднялось 5 "Харрикейнов" 73 Sqn. Один из английских летчиков - Сержант Вебстер (Webster) был атакован парой G.50 bis Кугнаска (Cugnasca) и Маринелли (Marinelli) и сбит, сам при этом погиб. Это заметил другой пилот 73 Эскадрона Лейтенант Смит (Smith), он атаковал этих итальянцев и обоих сбил, оба итальянца также расстались с жизнями. В свою очередь это заметил командир 351й эскадрильи 155й Группы Капитан А. Фанелло (Fanello), он атаковал "Харрикейн" Смита и сбил его, и в этот раз летчик погиб. 
Тройка других летчиков 73 Sqn., включая двух французов, также активно вели бой, им удалось атаковать "Юнкерсы" и  по итогам схватки они заявили сбитыми 6 Ю-87 (и два Ю-87 предположительно). Немцы признают потерю двух Ю-87 безвозвратно, экипажи обоих оказались в плену, еще два "Юнкерса" совершили вынужденные посадки.

17.04.41
В этот день "Фиату" CR.42 из 18 Группы удалось сбить 1 "Бленхейм" из 55 Sqn.
С 19 апреля заявили о себе в Северной Африке немецкие Ме-109е из I./JG27. В боях этого дня британцы потеряли 3 "Харрикейна", а немцы одного Ме-109 и 2 Ю-88.
20 апреля английские флотские истребители "Фулмары" из 806  Sqn. сбили транспортный самолет итальянцев - S.82. На следующий день пропал без вести S.79, но вероятно эта потеря не связана с действиями противника.

22.04.41
В этот день истребители 73 Sqn. сбили 1 G.50 bis из 2й Группы, пилот которого погиб. Также надо заметить британцы сбили еще в этот день 1 Ме-109 и 1 Ю-88 немцев, без потерь со своей стороны в воздушных боях.
 На следующий день ожесточение в воздухе между немцами и англичанами еще возросло,  в воздушных боях летчики 73 Эскадрона сбили 2 Ме-109 из I./JG27 , но сами потеряли 4 "Харрикейна". Среди сбитых немцев оказался самый знаменитый их летчик в Северной Африке - Ханс-Йоахим Марсель.

4 мая итальянцы потеряли ночью сбитым один бомбардировщик BR.20.

8.05.41
 Во второй части первой декады мая Английский Средиземноморский Флот проводил конвой из Гибралтара в Александрию. Итальянская авиация пыталась атаковать конвой, но ей пришлось столкнутся с  истребителями с авианосцев.
Пятерка торпедоносцев S.79 из 280 Эскадрильи Торпедоносцев  (Aerosiluranti), а потом пятерка S.79 из 32 Полка (Stormo) атаковали флот англичан, однако попаданий не добились. Их прикрывали истребители CR.42 из 3й Группы, а противодействовали этим ударам итальянцев две четверки "Фулмаров". В бою "Фулмары" из 808 Sqn. сбили 1 S.79, а "Фулмары" 807 другой S.79, еще два самолета "Савойя" S.79 были сбиты зенитками кораблей. Итальянским "Фиатам" 3й Группы удалось сбить по крайней мере один "Фулмар" из 808 Эскадрона, истребитель из 807 Sqn. был сбит ответным огнем стрелка с S.79.  3я Группа истребителей также понесла потери, один CR.42 пропал без вести с пилотом по причине израсходования горючего, другой "Фиат" был поврежден и совершил аварийную посадку.
 В других столкновениях, уже с группой британских кораблей  Средиземноморского Флота с базы в Александрии, стрелки итальянского бомбардировщика сбили еще 1 "Фулмар" 803 Sqn. с авианосца "Формидебл".
Попытки ударов по кораблям со стороны "Люфтваффе" обошлись им дороже, "Фулмары" сбили 4 Хе-111 и 1 Ю-88, за потерю только одного "Фулмара" 806 Эскадрона.

2.06.41
Итальянцы потеряли 1 Ю-87 от огня З/А, а "Фиат" CR.42 из 18 Группы сбил 1 "Бленхейм".

8 и 12 июня итальянцы лишились по одному Ю-87 от зенитного огня.

24.06.41  "Харрикейны" из 274 Эскадрона сбили 1 S.79 и 1 Cant.Z.1007.bis. На следующий день зенитчики британцев уничтожили 1 S.79.

30 июня итальянцы потеряли от огня зенитчиков еще один Ю-87.
Можно отметить, что с февраля по июнь 1941 года над Северной Африкой и морем итало-немецкая авиация лишилась по крайней мере 128 самолетов в боевых вылетах (сбитые в в/боях, З/А и пропавшие), из них только 24 были итальянскими и поэтому нельзя сказать, что итальянская авиация полностью самоустранилась, но к этому было близко - такое по крайней мере впечатление. Британцы за тот же период потеряли в воздухе по боевым причинам 129 самолетов.
 
4.07.41
Английские зенитчики сбили 1 G.50  20й Группы, пилот при этом погиб.

7.07.41
В этот день добились успеха истребители из 20й Группы, им удалось сбить 1 "Харрикейн" из 73 Sqn.. На этом неудачи этого Эскадрона англичан в этот день не закончились, еще два "Харрикейна" были сбиты летчиками I./JG27, а два других сбили зенитки.
 
29 июля досталось итальянским "Юнкерсам"- 87, одну такую их машину сбили летчики 2 SAAF Sqn..

3 августа 20я Группа потеряла 1 G.50 пропавшим без вести.

5.08.41 в ночном вылете был сбит истребителем 1 S.79.

16 августа итальянские бомбардировщики постояли за себя, стрелки с S.79 ответным огнем сбили 1 "Харрикейн" 274 Эскадрона.

22.08.41
Истребитель из G.50 bis 155й Группы сбил 1 "Бленхейм" в этот день.

3.09.41
23 G.50 bis 20й Группы штурмовали один из аэродромов союзников, но были атакованы 11 "Томагавками" из 2 SAAF Sqn. взлетевших по тревоге с другого аэродрома. Результат боя был плачевен для итальянцев, было сбито 4 G.50, 3 летчиков погибло, 1 оказался в плену. Несмотря на то что итальянские истребители заявили сбитыми 14 "Томагавков" и "Харрикейнов" южно-африканцы потерь не понесли, а сами были близки к истине - они заявили 6 побед.

12 сентября вновь повели себя агрессивно бомбардировщики англичан, "Блнхейм" из 113 Sqn. сбил 1 S.79.

14.09.41
Один S.79 был сбит истребителями "Томагавк" из 112 Эскадрона.

22 октября не вернулся из боевого вылета 1 S.79.

5.11.41
"Фиаты" CR.42 из 160й Группы сбили 1 "Мериленд".

6 ноября последовал адекватный ответ, 1 S.79 был сбит "Томагавком" из SAAF Sqn..

7.11.41 пара МС.200 "Маки" (Macchi) из 153й Группы атаковали шестерку "Мерилендов" и сбила один из них, однако ответным огнем стрелков был сбит и 1 МС.200, пилот которого погиб.

14 ноября пропал без вести в боевом вылете один итальянский Ro.37 bis.

15.11.41
"Харрикейны" из 1 SAAF Sqn., в столкновении с МС.200 из 153й Группы, сбили 1 итальянский истребитель.

С 18 ноября британская армия в Северной Африке начала наступление, в связи с этим итальянская авиация проводила усиление своих авиачастей на этом театре. В частности количество групп истребителей, бывших на месте и прибывших в ноябре, было весьма внушительным:
3я Группа - CR.42
12я Группа - G.50
160я Группа - CR.42 + 360я Эскадрилья на G.50
20я Группа - G.50
153я Группа - МС.200
155я Группа - G.50
9я Группа - МС.202 Folgore, «Молния»
17я Группа - МС.202
8я Группа - МС.202
151я Группа - CR.42
157я Группа - МС.200

Как можно видеть в ноябре 1941 года на фронте Северной Африке появилось три группы итальянских истребителей на современных машинах - МС.202 Folgore, которые превосходили по многим параметрам истребители союзников, а всего групп истребителей было 11.
К этому надо добавить, что итальянцы в декабре 1941 добавили на Африканский фронт еще 6ю Группу на МС.202 и 150ю Группу на МС.200.

18.11.42
 В первый день английского наступления "Харрикейны" из 33 Эскадрона сбили пару CR.42 из 160й Группы, которые пытались вдвоем помешать группе "Харрикейнов" штурмовать аэродром итальянцев, один летчик погиб, другой был ранен.

20.11.41
Хотя интенсивность боевых действий увеличилась, но за итальянской авиацией заметного участия в событиях пока было не заметно, в этот день только 1 G.50 из 155 Группы был сбит огнем зениток.

21.11.41
Группа "Томагавков" 112 Эскадрона встретила пару CR.42 из 376 Отдельной Эскадрильи, естественно у устаревших истребителей итальянцев шансов было мало, оба "Фиата" были сбиты и оба пилота оказались в плену.
Другая группа из 12 "Томагавков" 2 SAAF Sqn. встретила тройку МС.200 из 153й Группы, не смотря на то что численное превосходство было на стороне южноафриканцев (хотя может быть не все "Томагавки" вели бой), бой закончился в ничью, обе стороны потеряли по одному истребителю.

22.11.41
В этот день вновь отличились "Макки" МС.200 из 153й Группы, им удалось сбить 1 "Веллингтон".
В другом бою пятерка истребителей той же 153й Группы перехватила пару "Харрикейнов" разведчиков из 237 Sqn. и обоих сбила. Однако фортуна переменчива, один из  МС.200  153й Группы не вернулся с боевого задания, что с ним стало не известно, у истребителей противника заявок на победу над таким самолетом нет.
Пара "Харрикейнов" из 33 Sqn. сбили один итальянский S.79, еще два бомбардировщика Дуче - ВR.20 были сбиты зенитками.

23.11.41
Утром этого дня завязалось большое воздушное сражение. 18 Ю-87  I./St.G.1 и 15 Ю-87 II./St.G.2, под прикрытием 13 G.50  155й Группы и примерно 6 Bf 109 1./JG27 были атакованы 11 "Харрикейнами" 229 Sqn. и 12 "Харрикейнами" 238 Sqn.. Британским истребителям удалось добится успеха в бою против бомбардировщиков, они сбили по крайней мере 6 Ю-87, но сами понесли тяжелые потери - было сбито 7 "Харрикейнов". Немецкие летчики из 1./JG27 заявили только три победы - 1 "Харрикейн" и 2 Р-40 и таким образом остальные четыре британских истребителя на счету летчиков 155й Группы, которые заявили сбитыми 8 истребителей англичан. Итальянцы потеряли в бою одну машину, которая судя по всему на счету 238 Эскадрона.

24.11.41
В этот день не вернулся с боевого задания один "Капроне" Са.311. На следующий день  "Томагавки" 112 Эскадрона сбили 1 Rо.37 bis.

26.11.41
В этот день на Северо-Африканском фронте серьезно заявил о себе новый итальянский истребитель - МС.202 Folgore. Истребители 9й Группы на таких машинах совершали свои первые вылеты на фронте. В обеденное время несколько "Харрикейнов" 229 Эскадрона и 11 таких же машин из 238 Эскадрона провели бой, по их данным, с 12 Ме-109, но это были выше указанные МС.202. Результат боя был весьма плачевен для "Харрикейнов", было сбито четыре машины из 238 Sqn., летчики 9й группы заявили 8 побед над истребителями и лишь один их "Маки" получил попадания и был поврежден.
И можно заметить в этот день, в отличии от предыдущих, воевали в основном итальянцы, у них 7 реальных побед, у немцев - 1. Летчикам 160й Группы удалось на устаревших машинах CR.42 сбить один "Бофайтер" (Beaufighter) из 272 Эскадрона, хотя британцы эту потерю отнесли на счет зениток.
На таких же устаревших бипланах летчики 151й Группы смогли сбить один "Харрикейн" из 33 Эскадрона в бою 9 CR.42 против 2 "Харрикейнов".
Также есть сведения о потере еще одного "Харрикейна" из 229 Эскадрона в этот день с гибелью пилота и вероятно эта потеря тоже на счету летчиков 9й Группы.
Интересно отметить, что новейшей техникой были вооружены летчики 9й Группы, то-есть эта группа вероятно относилась к элитным частям, так как как правило именно такие части имели приоритет в оснащении новыми самолетами. Но в то же время мы обладая теперь более полными данными о реальных успехах и не удачах частей, видим интересную картину: 151я Группа которая в 1940 году реально сбила 13 самолетов противника против своих двух потерях в воздушных боях ( между истребителями 8 : 2 в пользу 151й Группы), летала в ноябре 1941 до сих пор на бипланах CR.42, а 9я Группа которая в 1940 году сбила реально 8 самолетов противника, но потеряла  своих 13 сбитыми в воздушных боях ( между истребителями 6 : 13 не в пользу летчиков 9й Группы) воевала в то же время на лучших самолетах Италии - МС.202 . И мы видим, что отнюдь не та часть которая лучше воевала была оснащена лучшей техникой.

30.11.41
Два Эскадрона британцев 112 Sqn. и 3 RAAF  Sqn. на "Томагавках" после 9.00 провели бой  с большой группой - до 50 самолетов итало-немцев. Британцы потеряли сбитыми 3 "Томагавка", из которых два на счету II./JG27, а один удалось сбить итальянским истребителям из 155й Группы. Итальянцы же, в свою очередь, претерпели в этом бою существенные потери, было сбито 2 G.50 bis из 155й Группы и 1 МС.200 из 153й Группы.

1.12.41 восьмерка  МС.200 из 153й Группы эскортируя один Ме-110 провели бой с 12 "Томагавками" 250 Sqn. и 8 "Харрикейнами" из части морских летчиков - RNFS. Морские летчики британцев сбили 1 МС.200, но в ответ итальянским пилотам удалось сбить 1 "Томагавк" из 250 Sqn..
Позже 12 МС.202 9й Группы, совместно с германскими пилотами из JG27, провели бой с группами "Харрикейнов" из 274 Sqn. и 1 SAAF Sqn. общим числом в 24 машины. В результате боя британцы лишились 4 "Харрикейнов", из которых судя по всему один на счету итальянцев, которые в свою очередь не понесли безвозвратных потерь, только один Folgore получил повреждения и совершил вынужденную посадку.

3 декабря истребители англичан из 229 Эскадрона сбили 1 Cant.Z.1007 bis.

4.12.41
"Фиаты" G.50 из 20й Группы провели воздушный бой с "Томагавками" 2 SAAF Sqn., в результате тарана обе стороны потеряли по одному истребителю, при этом итальянский летчик попал в плен, а британский погиб.
В одном из других боев "Томагавки" из 112 Эскадрона сбили 2 МС.200 из 157й Группы, один пилот погиб, другой был пленен.
И судя по всему в этот день в Африке итальянцы потеряли в бою первый свой МС.202 Folgore. Южноафроиканцы из 1 SAAF Sqn. на "Харрикейнах" смогли сбить 1 МС.202 из 17й Группы и еще один такой самолет из той же группы совершил вынужденную посадку. В свою очередь пилоты 17й Группы сбили также 1 "Харрикейн" 1 SAAF Sqn..

5.12.41
В этот день большая группа - 35 немецких и итальянских Ю-87х под прикрытием "Мессершмиттов" JG27 и многочисленных групп итальянских истребителей: 15 МС.200 и 14 G.50 bis, была атакована группой "Томагавков" из 250 Sqn. и 112 Sqn. (последних было - 10). Истребители британцев заявили сбитыми 16 Ю-87, 2 G.50, 1 МС.200, 1 Bf-109 (по мимо поврежденных и предположительных), за потерю 5 "Томагавков". В этом бою британцы в своих претензиях были весьма оптимистичны, из всех их заявок подтверждаются только две - были сбиты 2 Ю-87 итальянцев, а еще один их Ю-87 совершил вынужденную посадку. Итальянские истребители заявили сбитыми 10 истребителей союзников, но судя по всему все потери британцы понесли от экспертов JG27.

7.12.41
"Маки" МС.200 153й Группы совместно с немцами из JG27 защищали Ю-87е от нападения "Харрикейнов" 274 Sqn. и 1 SAAF Sqn.. В этих столкновениях эксперты JG27 заявили 3 победы над истребителями, а итальянские пилоты записали на свой счет 6 истребителей.  Британские Эскадроны потеряли в бою 6 машин, по три "Харрикейна" каждый Эскадрон, и таким образом итальянским летчикам удалось добиться трех реальных побед, но оплачено это было дорогой ценой - британскими  истребителями было сбито 4 МС.200, 3 пилота были убиты, а один оказался в плену. Потерь немцам летчикам "Харрикейнов" нанести не удалось.

8.12.41
8 МС.202 9й Группы и 11 МС.202 17й Группы провели в этот день бой с группой "Харрикейнов" из 274 Sqn. и 1 SAAF Sqn., которые эскортировали "Бленхеймы". Бой с новейшими итальянскими истребителями обошелся британцам в потерю 3 "Харрикейнов" из многострадального 274 Эскадрона. Одного из них сбили судя по всему летчики 9й Группы, а два на счету пилотов 17й Группы. Однако истребителям 274 Sqn. удалось сбить 1 МС.202 из 9й Группы который был поврежден и совершил вынужденную посадку, а после был уничтожен своими войсками.

12.12.41
В этот день, как и в предыдущие, проходили многочисленные бои в воздухе. В них приняли участие прибывшие не давно в Северную Африку Folgore МС.202 из 6й Группы.  Британцы за 12 декабря потеряли сбитыми не менее 13 своих истребителей, из них судя по всему 2 "Харрикейна" из 80 Sqn. были сбитыми летчиками 6й Группы, но и сами они потеряли в воздушных боях два МС.202. Один из них был списан из-за тяжелых повреждений, другой подбитый совершил вынужденную посадку в близи противника и был сожжен своим летчиком. Истребителям МС.202 из 17й Группы удалось сбить 1 "Томагавк" из 4 SAAF Sqn.

На следующий день потери итальянцев ограничились лишь одним Ю-87, сбитым огнем зениток.

14 числа опять был сбит зенитками один итальянский Ю-87, но в этом случае не все так однозначно, на уничтожение этой машины претендуют и истребители из 3 RAAF Sqn.

17.12.41
В этот день опять потерпели неудачи летчики 6й Группы. Пятерка МС.202 Группы во время прикрытия S.79 вели воздушный бой с истребителями британцев, и одному "Харрикейну" из 229 Sqn. удалось сбить 1 МС.202, поврежденный самолет был списан после аварийной посадки. В другом вылете пропал без вести еще 1 МС.202 6й Группы, вероятно его сбили летчики 1 SAAF Sqn.
Также итальянцы потеряли от огня зениток 1 S.79.

20 декабря итальянцы потеряли еще один бомбардировщик - Са.133, его сбили истребители 33 Sqn.

28.12.41
Четверка торпедоносцев S.79 была атакована палубными истребителями "Мартлет" (Martlet) из 805 Sqn., в результате боя один самолет "Савойя" был сбит, но ответным огнем был сбит и один "Мартлет".

 В течении 1941 года в Северной Африке в итальянской истребительной авиации постепенно число бипланов уменьшалось и они постепенно заменялись монопланами - G.50, МС.200 и в конце года МС.202. Бипланы в основном были заняты в штурмовой роли, за монопланами G.50 и МС.200 можно заметить, что более часто их применяли в роли истребителей сопровождения ударных машин, а более совершенные МС.202 применялись больше в роли свободного поиска.
Успехи и потери итальянских истребительных групп распределялись так:

групп  -  реально сбили  -  свои потери в в/боях
2я Группа (G.50) - 4  -  3
10я Группа (CR.42) - 2 - 1
151я Группа (CR.42) - 5 - 2
23я Группа (CR.42) - 1 - 4 + 1 от З/А
155я Группа (G.50) - 8 - 7 + 1 от З/А
18я Группа (CR.42) - 3 - 0
3я Группа (CR.42) - 1 - 0
20я Группа (G.50) - 2 - 5 + 2 сбиты З/А
160я Группа (CR.42) - 2 - 2
153я Группа (МС.200) - 9 - 9 (1 из них сбит бомбардировщиками) + 1 сбит З/А
376я Эскадрилья (CR.42) - 0 - 2
157я Группа (МС.200) - 0 - 2
9я Группа (МС.202) - 7 - 1
6я Группа (МС.202) - 2 - 4
17я Группа (МС.202) - 4 - 1
12я Группа Штурмовиков (CR.32) - 0 - 0 - 2 самолета сбиты З/А

Всего итальянским истребителям как можно видеть удалось сбить 50 самолетов противника, а сами они потеряли в воздушных боях 43 истребителя. Из 50 сбитых - 39 были британские истребители, а от их действия итальянские истребители потеряли чуть больше - 42 машины, соотношение можно оценить как 1 : 1. Таким образом итальянские истребители в Северной Африке в 1941 году дрались со своими коллегами - британскими истребителями лучше, чем в 1940 году.
Также огнем зениток было сбито 5 истребителей итальянцев, а если считать потери 12й Группы штурмовиков то сбитых З/А - 7 машин, и с учетом этих потерь всего было сбито в воздухе итальянских истребителей - 49 машин.
Можно заметить более успешные действия новейших современных истребителей МС.202 Folgore, они добились 13 воздушных побед, за 6 своих потерь, из этих потерь 4 машины из 6й Группы которая действовала довольно не удачно на фоне других.
Ударная и морская авиация итальянцев потеряли в Северной Африке и рядом с ней над морем - 46 боевых машин сбитыми в воздухе противником, включены потери от ИА и от З/А.

 Можно заметить также, что за тот же 1941 истребители Люфтваффе были гораздо более успешнее своих итальянских коллег, они сбили в воздушных боях не менее 311 британских самолетов над Северной Африкой. Из них не менее 247 были сбиты истребителями из I./JG27 и  II./JG27, которые в свою очередь потеряли 26  Bf 109 в воздушных боях, а вместе с З/А - 30.
А всего борьба в воздухе на этом фронте обошлась британцам в 471 сбитых самолетов - в том числе в в/боях, З/А, пропавших (возможно не учтены потери в ночных вылетах).
Немцы по тем же причинам потеряли 204 самолета, а итальянцы - 95 (96) самолетов - всего 300 машин.

Источник:  Christopher Shores "A History of the Mediterranean Air War, 1940–1945: North Africa"


Рецензии
Такую бы хронику, да по боям на Восточном фронте...

Олег Каминский   20.06.2020 11:20     Заявить о нарушении
Ну тут не совсем хроника, упоминается только все связанное с итальянскими авиаторами. По всему ВФ хронику тяжело такую сделать, только по отдельным направлениям, сражениям, фронтам разве что.

Дмитрий Марченко 2   20.06.2020 21:32   Заявить о нарушении