Одна дума в дорогу не годится. Глава 47

           47

Мы возвращались во Владычий двор тем же путём – по переходам. Иностранцев уже не было: они быстро покинули православную церковь. Я не слушала подростковые разговоры, не смотрела вниз, на землю, чтобы разглядеть движение туристических групп. Шла за всеми и думала о последствиях ошибок государственных и духовных деятелей для будущих поколений.

Триста лет назад патриарх Никон неосмотрительно поддержал политические интриги царя Алексея Михайловича Романова и нарушил русскую идиллию. Ещё до коренных церковных преобразований московский патриарх провёл реформу хорового пения. Вместо одноголосного пения, основанного на особенностях звучания древнерусского языка, ввёл многоголосное, ориентированное на европейскую мелодику.

На Руси хоровое пение много значило. В крестьянской среде ему учились с малых лет. На хоровом пении было основано воспитание в семье и общине. Умение петь «в один голос» характеризовало домочадца и члена общины как единомышленника, который не оставит ни в беде, ни в горе; как человека, ответственного за данное слово, не способного совершить постыдные поступки перед ближними. Пение в унисон снимало напряжение нервной системы, помогало прикоснуться к неземному счастью. В целом – очищало душу от страстей.

Навязанная Русской Православной Церкви европейская музыка, порывистая и волнующая, сыграла отрицательную роль. Не только поколебалась вера простого народа в истинность русского православия перед католической церковью, но и пошатнулось нравственное здоровье нации.

В XVIII-XIX веках патриархи снова поддались влиянию русских монархов. Многие выдающиеся личности восставали против засилья «игривой» духовной музыки А. Веделя, С. Дегтярева, Д. Бортнянского. Но когда на Руси правители прислушивались к народному мнению? А стоило бы. Степан Дегтярев вынес бравурный  стиль собственных духовных сочинений из домашней оперной капеллы графа Шереметева, увлекавшегося театральным искусством. Артемий Ведель сочинял духовные концерты в стиле модного итальянского классицизма. Дмитрий Бортнянский, возглавлявший придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, вынужден был создавать популярные у аристократов духовные концерты для четырёхголосных хоров, наполненные человеческими страстями, далёкие от многовекового опыта церковного хорового пения на Руси.
 
Пётр Ильич Чайковский, умевший создавать с помощью звука картины в человеческом сознании, тоже возмущался творениями трёх композиторов. Он считал, что их концерты «причинили столько зла России, что и ста лет мало, чтобы уничтожить его». Музыка трёх популярных духовных музыкантов не позволяла человеку впустить в себя тишину, а вместе с ней – Бога.

Ростки атеизма русского народа нужно искать не после Октябрьской революции XX века, а на несколько столетий раньше. Атеизм как духовная болезнь не может возникнуть в одночасье. Не смогли бы русские последователи идей европейского учения о коммунизме так быстро разуверить русский народ в необходимости веры, если бы устои православия были крепки в русских умах.

В приходских храмах до сих пор «Отче наш» поют ритмичным, страстным рОспевом. Возможно, поэтому большинство прихожан не чувствует Бога и забывает об «умной» молитве. Возможно, поэтому современные прихожане не могут сосредоточиться на молитве во время литургии, думают о суетном, разговаривают друг с другом. Духовно развивающиеся прихожане уезжают на «моление» в монастыри, где до сих пор сохранился русский – знаменный – рОспев, очень протяжный и бесстрастный...

Очнулась я от раздумий во Владычьем дворе от громкого возгласа завуча:

- Все вернулись в целости и сохранности? Как вам экскурсия в прошлое? – завуч победно вскинула голову.

- Понравилась, – одобрительно прогудели все дружным хором.


Светлана Грачёва
Воскресенск

                Продолжение http://proza.ru/2020/06/21/424


Рецензии
Светлана, добрый вечер.
Прочитала с интересом, узнала новое для себя.
Спасибо большое.
С искренней симпатией,

Лариса Малмыгина   24.08.2020 20:10     Заявить о нарушении
Приятно, Ларисонька! Спасибо.
С уважением,

Светлана Грачёва   24.08.2020 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.