Очерк 6. Степан Супрун

                Цикл "О героях былых времен"

                Хочу опушками сорочьими
                Пройти к дымящейся реке…
                Хочу найти могилу лётчика
                В сухом и частом сосняке.
                Анатолий Жигулин

     В Москве почти напротив городского аэровокзала в Ленинградку врезается маленькая тихая улица, носящая имя Степана Супруна. На угловом доме мемориальная табличка "Улица названа в честь дважды Героя Советского Союза Степана Петровича Супруна". Много ли мы знаем людей, дважды награждённых Золотой Звездой?  Статистика свидетельствует, что таковых 153 человека. Что же надо совершить, чтобы попасть в это число? Давайте разберёмся.

     Ему бы ещё месяц прожить, и он справил бы 34-летие, совсем молодой был, но шла война, самая страшная война в нашей истории. Он погиб, защищая родную землю от фашистского вторжения. Командир авиационного полка погиб, как герой и стал первым дважды Героем в Великой Отечественной.
               
     Вроде бы и прожил всего ничего, но история его жизни читается, как увлекательный приключенческий роман.

     Родился будущий герой в селе Речки на украинской Сумщине. Произошло это 2 августа 1907 года.  Жила их семья тяжело, трое маленьких сыновей, один кормилец, да и тот батрак- бунтарь. В 1910 году молодой отец вынужден был поехать искать счастье за океан, в Канаду. Прошло три года и его жена, взяв троих малолетних сыновей, отправилась за ним следом. Степану удалось закончить там 7 классов средней школы.  Отец в 1917 году вступил в Коммунистическую партию Канады.

     Примеру отца следуют сыновья, в 1922 году все они вступают в молодёжную коммунистическую Лигу Канады.  В 1924 году семья, не найдя заокеанского счастья, вернулась на родину.  Начиналась новая страница жизни.

      Степан, работая в Сумах рабочим, как-то летом попробовал себя в роли пионервожатого и чуть не погиб, спасая двух тонущих в реке детей.  Но вот в 1929 году Степана призывают в армию, и он попадает в авиацию.  Именно там нашел он своё место, своё призвание. 

     Прошло три года и Супрун, окончив школу младших авиационных специалистов и школу военных лётчиков, недолгое время прослужив в авиационных частях Бобруйска и Брянска, переходит в НИИ ВВС РККА лётчиком-испытателем. Как же так, окончил школу пилотов и почти сразу был допущен испытывать новые самолёты? Да, всё так, ведь в школе проявились его уникальные способности. В характеристике после окончания школы записано: "Курсант Супрун имеет все данные быть не только отличным лётчиком-истребителем, но и вдумчивым исследователем, экспериментатором в лётном деле".

     Известна удивительная история. Это случилось во время службы Степана в Бобруйске на занятиях по воздушной стрельбе. Летящий самолёт тащил на длинном буксире мишень для расстреливания её лётчиками. Неловкий маневр, и буксировщик захлестнул себя тросом. Сбросить его самостоятельно пилот не смог и приготовился прыгать с парашютом, так как самолёт начал терять высоту.  Супрун подлетел к буксировщику и винтом своего самолета перерубил трос, спася и самолёт и лётчика.

     Случился с нашим героем один неприятный казус. Произошло это на заре его карьеры, ещё во время службы в Бобруйске. Однажды некий техник регулировал что-то в самолёте Супруна. Воспользовавшись тем, что он остался без присмотра, техник взлетел и приземлился на территории Польши. Комиссия, разбиравшая инцидент, обвинила четырёх человек в преступной халатности. В число осуждённых попал и Степан Супрун. Так он оказался в Бобруйской тюрьме. К счастью разобрались, что он не виновен, его даже на аэродроме в тот момент не было, и всё закончилось благополучно. Хотя Степан и был оправдан, этот инцидент сыграл негативную роль в его дальнейшей карьере. Он оказался единственным лётчиком - Героем Советского Союза, кому ни разу не присвоили воинское звание досрочно.

     Супрун стремительно ворвался в когорту лучших лётчиков-испытателей страны. Перечисление испытанных им типов самолётов может занять весь объем этой статьи. Тут следует отметить, что лётчик-испытатель относится к числу создателей самолёта, наряду с конструкторами и теми, кто его строил. Именно лётчик в десятках, а то и сотнях испытательных полётах выявляет мельчайшие недоработки в конструкции, делая машину безопасной для других пилотов.

     Супрун был отчаянно смел, но обладал холодной расчётливой головой, что позволяло ему, идя на огромный риск при испытаниях, с честью выходить из самых безвыходных ситуаций.

     Стать известным не только в лётном мире, а и в стране не так и просто. Знаменитых лётчиков было много, но постепенно в печати стала мелькать и фамилия Степана.  Вот в мае 1935 года он в составе пилотажной пятёрки пролетел во время парада над Красной площадью и за виртуозное владение самолётом был награждён золотыми именными часами.   

     Через год он уже возглавил пятёрку самолётов, и был награжден орденом Ленина. Не подумайте, что орден он получил только за этот полёт. Командование оценило всю его работу лётчика-испытателя. В августе 1936 года его премировали легковой машиной, отметив при этом: "Дисциплинирован на земле и в воздухе. В лётной работе вынослив и неутомим. Летает на всех типах истребителей. Хорошо владеет элементами воздушного боя скоростных самолётов. Аварий и поломок не имеет. Осваивает новую технику и в этом отношении незаменимый".

     Любопытно, что тогда же он случайно познакомился с молодым авиатехником, посетовавшим, что его не переводят в лётный состав. Супрун дал ценные советы юноше, который затем стал трижды Героем Советского Союза, Маршалом авиации. Речь идёт об Александре Покрышкине, который часто вспоминал эту встречу.

     Обстановка в мире начала накаляться, и в 1936 году возник первый очаг напряженности.  18 июля  радиостанция Сеуты передала условную фразу, которая послужила сигналом к началу государственного мятежа: "Над всей Испанией безоблачное небо".  В Испанию поехали добровольцы со всех концов.

     Супрун одним из первых написал рапорт с просьбой отправить его добровольцем в Испанию.  Рапорт удовлетворили, но странным образом.  Вскоре он оказался… в Кировобаде, где на каменистом поле аэродрома ему пришлось обучать премудростям воздушных боев молодых испанских летчиков. Степан приложил все силы, чтобы передать знания и умения, накопленные в течение своей летной жизни. Лучшим его учеником был Хосе Мария Браво, сбивший в испанском небе 23 самолета противника.

      Не удалось Супруну открыть счёт своим боевым победам в Испании, но вскоре ему все же пришлось повоевать.

     К началу 1937 года  лётчик-орденоносец Степан Супрун был известен всей стране и также популярен, как его друзья Чкалов, Сузи, Стефановский, Коккинаки и многие, многие  другие.

     Как прекрасный специалист, он пользовался безусловным авторитетом у руководства ВВС, его рекомендации принимались безоговорочно.

     В 1937 году его избрали Депутатом Верховного Совета СССР от Севастопольского округа, однако почти тут же исключили из партии за дружбу с Гамарником.  Ян Гамарник - крупный советский военноначальник, застрелившийся после ареста Тухачевского. Правда, в ЦК ВКП(б) разобрались быстро и уже через два дня восстановили Супруна в партии.

     Но Супруна временно отстранили от любимой работы.  Что же произошло? Оказывается начальство, опасаясь за жизнь молодого члена правительства, решило запретить ему испытательные полеты на новых самолётах.

   Характерный случай произошёл после того, как друг Супруна великий лётчик Валерий Чкалов погиб при испытании нового самолета И-180. Супрун пишет рапорт наркому обороны Ворошилову: "Товарищ народный комиссар! Скоро уже будет полгода, как я не проводил никакого испытания, налетал за это время не больше 5 часов на скоростном истребителе, и нет самолёта, на котором я мог бы тренироваться.   Прощу Вас дать распоряжение про то, что бы мне дали провести испытания самолёта И-180 и сделать на нём  первый полёт".

     Это был лучший на тот момент наш истребитель с самыми высокими скоростью, дальностью и высотой, а также мощным вооружением. В условиях приближающейся войны такие самолёты были жизненно необходимы. Супрун добился своего, и полёт был разрешён.

     В период испытаний Степан Супрун совершил несколько десятков вылетов, выполнив при этом тысячи сложнейших фигур высшего пилотажа, но никак не мог понять, что же произошло с самолётом во время аварии, приведшей к гибели Чкалова. Ему предлагали прекратить испытания, но он был уверен, что гибель Чкалова была не случайной. Командование ВВС сделало заказ на 100 машин, но тут при посадке произошла авария. Супруна вытащили из-под обломков самолёта в бессознательном состоянии. Только в больнице он пришёл в себя.   

     Надо было продолжать испытания нового истребителя, заказ-то на их производство уже ушёл в промышленность, а тут опять неясности, вот и поручили их разъяснить комбригу Сузи. Это оказался последний полет Томаса Павловича Сузи. Во время испытаний самолёт потерял управление, Сузи успел выпрыгнуть, но парашютом воспользоваться не смог. Испытания истребителя прекратили. Главным противником стал ещё недавно его ярый сторонник – Супрун. Вот как он выразился об этом самолёте в опубликованной беседе с одним из журналистов: "Садится на неё лётчик, год назад окончивший школу, а ему говорят: на ней убился Чкалов, погиб Сузи, бился Супрун. Да его в госпиталь  отвезут до того, как он даст газ. Нет, машину с такой биографией пускать нельзя".

     Сразу после госпиталя Супруна вызвали в Кремль, где предложили поехать в Китай добровольцем, оказать помощь китайским товарищам, уже несколько лет сражающимся с японскими милитаристами. В небе Китая Степан Супрун летал с июня 1939 по январь 1940 года и лично сбил 6 японских самолетов. По его инициативе на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы, что существенно повысило их огневую мощь. Всё это позволило группе Супруна сбить 34 самолета противника, а кроме того уничтожить на земле ещё 20 самолетов, потеряв при этом 5 своих.

     В январе 1939 года Супрун был отозван из Китая и вернулся в Москву, где познакомился с новым истребителем, созданным в КБ Яковлева, испытания которого полным ходом шли в НИИ ВВС. К этому самолету у лётчика было особое отношение. Как-то он обратился к конструктору Яковлеву с просьбой создать лёгкий, маневренный истребитель. Яковлев тогда ничего не ответил, только улыбнулся. Все поняли, что истребитель уже создается, и действительно, вскоре на аэродроме появился  аккуратный небольшой самолет с условным номером И-26. Таких в советской авиации еще не было. Мощный мотор с водяным охлаждением, два пулемёта, стреляющих через винт, 20-миллиметровая пушка. После всестороннего испытания самолет начал поступать в армию под именем Як-1.

     23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией, после чего было заключено торговое соглашение, в соответствии с которым наша страна обязалась поставлять в Германию некоторые виды сырья и хлеб, а взамен получать немецкое оборудование и машины, в том числе и авиационную технику. Вот для реализации этой части соглашения в марте 1940 года в Германию выехала торговая делегация, в составе которой был и Супрун.

     Нашим специалистам удалось ознакомиться со всеми достижениями немецкой авиационной техники, а Супруну даже довелось полетать на самых современных военных самолетах будущего противника, в том числе на новейшей продукции фирмы "Хейнкель" - Хе-100.
    
     Вскоре после возвращения на родную землю майор Супрун был удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ему медали "Золотая Звезда" № 461.   

    До конца года Супрун принимал активное участие в испытании новых моделей самолётов. Характерно высказывание Супруна после завершения государственных испытаний ЛАГГ-3: "На этой штуке делать посадку всё равно, что целовать кобру; опасно и никакого удовольствия". Зато, когда он выполнил цикл полетов на модернизированном истребителе Як-1М, он был тоже образен: "Прекрасный истребитель! На войне мы будем сбивать "мессершмитты" на "яках." А на третий день войны дополнил свое заключение следующими словами: "…Самолёт представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить самолёт в серию". Эта фраза в заключении сыграла самую весомую роль в производстве Як-1.

    На Яке Супруну повоевать не удалось, но судьба его крестника была поистине замечательной. По своим качествам он превосходил немецкие истребители. Доведённые до ума Яки внесли свой весомый вклад в победу над фашизмом.
 
     Всего Супруном было освоено более 140 моделей самолётов. Задумайтесь над этой цифрой.

     В июне Степан отдыхал в одном из сочинских санаториев. Утро 22 июня обещало, что будет хороший воскресный день, однако в 12 часов всё резко изменилось. С объявлением о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну по радио выступил Молотов. К этому времени немецкая авиация бомбила десятки советских городов.

     Уже вскоре Супрун был на аэродроме и к утру уже был в Москве.  Из дома он начал звонить в Кремль, чтобы записаться на прием к Сталину. Попал он к нему только поздно вечером, а днем занимался испытаниями нового истребителя ЯК-1М. В испытательном листе написал: "ЯК лучше "мессера", а чуть ниже "ЯК нужен фронту".

     Тем же вечером в кабинете Сталина Супрун предложил создать 4-6 полков из военных лётчиков-испытателей. В первые сутки войны советская авиация на земле и в воздухе потеряла 1200 самолетов. Эту гигантскую брешь надо было чем-то закрывать, поэтому на основании предложения Супруна 27 июня 1941 года было принято решение о формировании 6 авиационных полков особого назначения, на что было отведено три дня. За это время полки удалось укомплектовать только наполовину, но полк Супруна даже в таком составе вылетел на фронт.

     1-го июля в момент посадки истребителей на фронтовом аэродроме они были замечены фашистским самолетом-разведчиком. Супрун тут же поднялся в воздух, его скоростной МиГ-3 легко догнал "юнкерс". Немец попытался уйти с набором высоты, но Супрун несколькими очередями расстрелял его. Приземлившись, Супрун приказал быстро заправить свой самолет и горючим и боеприпасами, сказав:

     - Первого разведчика немцы уже не дождутся, надо перехватить второго.

     И действительно, вскоре прямо над аэродромом появился второй "юнкерс". Супрун к этому времени уже был высоко в небе, он спикировал прямо на изумлённого фашиста и сбил его на глазах всех лётчиков своего полка.

     Тут же поступил приказ разбомбить переправу через реку Березину, к которой подошла большая колонна немецких танков. Бомбардировщиков не хватало, Супрун принял решение бомбить переправу с истребителей. Это было смелое новаторское решение, бомбы подвешивались под крылья и сваливались с самолётов, когда они входили в "пике". Супрун лично продемонстрировал остальным пилотам, как это надо делать. Переправа была уничтожена, но один наш самолет был сбит зенитной артиллерией противника и взорвался в воздухе.

     Ещё несколько раз в тот день пришлось эскадрильям полка подниматься в небо, где удалось сбить 4 фашистских  "мессершмитта", причем один спустил с небес лично командир полка.    

     На следующий день самолёты полка, ведомые своим командиром, несколько раз вылетали сопровождать бомбардировщики, которые уничтожали скопления гитлеровских войск. Именно тогда Супруну пришлось выдержать в одиночку бои вначале с шестёркой, а затем четвёркой немецких истребителей и с честью выйти из них, правда, ни одного немца сбить ему тогда не удалось.

     3 июля полку удалось разбомбить две фашистских переправы, взорвать железнодорожный мост, а также совершить большой налёт на аэродром противника, где они сожгли 17 самолётов и склады с горючим и боеприпасами.         

     Наступило утро рокового дня 4 июля 1941 года. Вначале всё было хорошо, Супрун слетал на разведку, после чего дважды водил полк прикрывать бомбардировщики. Перед четвёртым вылетом подошёл к инженерам эскадрилий и посетовал:

     - Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот вылетаю в четвёртый раз, а пока не сбил ни одного самолёта противника.

    Но и в этот, и в следующий вылет итог был таким же, и вот шестой боевой вылет в день. В паре со старшим лейтенантом Остаповым он ушёл на разведку. Ведомый заметил вражеский дальний бомбардировщик и бросился в атаку, но был сбит сам. Через двое суток он пешком вернулся в полк. Оставшись один, подполковник Супрун решил лететь дальше и тут, увидев в разрыве облаков второй "Фокке-Вульф-200", он бросился в атаку. В этот момент из-за облаков вынырнуло 6 вражеских истребителей прикрытия. Супруну пришлось принять неравный бой. Во время выхода из атаки пуля попала нашему летчику в грудь, но он продолжал бой, сбил одного немца, но его машину тоже подожгли. Супруну удалось посадить горящий самолет на опушке леса, но в этот момент фашист, который сопровождал МиГ, выпустил ещё одну очередь в спину пилота.

     Фашистская пропаганда работала быстро и четко. Тут же она передала, что один из лучших наших асов добровольно сдался в плен. Обеспокоенный Сталин приказал срочно проверить эту информацию. Через несколько дней до штаба дивизии,  дислоцированной восточнее места боя, добрался крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета, обгоревшую медаль "Золотая Звезда" № 461, остатки документов и пистолет ТТ. Всё это было снято с почти полностью сгоревшего тела лётчика, сидевшего в кабине взорвавшегося самолёта.  Ещё 5 июля жители деревни Монастыри захоронили Супруна в лесу, поскольку утром в деревню вошли немцы.

     22 июля 1941 года подполковнику Супруну Степану Петровичу первому в Великой Отечественной войне было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза (посмертно).  Место и подробности гибели Степана Супруна остались неизвестными.  Местные жители, хоронившие героя, погибли во время войны.

     После гибели Супруна полк возглавил Константин Коккинаки, под руководством которого к концу месяца было сбито уже 54 самолета противника.

     В 1960 году Федор Супрун всерьёз начал искать могилу брата.  Из архивных данных было известно только, что погиб он в районе города Толочин Витебской области. В результате длительных поисков была найдена могила, где накрытый обшивкой МиГ'а лежал скелет человека со следами сильных ожогов. Рядом лежала бронеспинка кресла пилота, испещренная пулеметными вмятинами. Сейчас она хранится в музее города Сумы.

     Останки С.П.Супруна были в 1960 году перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.


Рецензии
Спасибо. Хороший познавательный текст. Вопрос- откуда взята информация? Неужели из википедии?

Сергей Царапкин   11.02.2023 19:28     Заявить о нарушении
Имя на слуху

Зус Вайман   12.02.2023 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.