Кругозор литературного окопа и дырявая негодная се

Кругозор литературного окопа и дырявая негодная сеть. Очерк о современной российской литературе.


Сохранились еще какие-то кадры из журналистов прошлых времен. Работает человек на радио и думает: «Что бы такое актуальное осветить  в передаче?»

Как вы думаете - что? Ну… Если скоро парад, то естественно поставить в повестку дня что-нибудь о военной теме. О «военной прозе»!

Зовет радиоведущая широко известного литературного критика, заместителя главного редактора толстого журнала. У этого журнала большая (длинная) история и громкое, оставшееся от прошлого, название.

Радиослушатели – те, которые по-энергичнее, – судорожно ищут лопаты для дополнительной прочистки ушей – что б ни один звук не пропустить.

Пока идет поиск лопат, мы с вами отвлечемся на секунду от радиобеседы и поставим вопрос: а почему интересна «военная проза»?

Она интереса потому, что в России много людей в погонах, Россия даже в так называемое мирное время более или менее часто участвует в разного рода событиях…

А потому интересно: что думают, как действуют люди в боях, в ходе боевых действий (перед боями, после боев).

Возвращаемся к радиопередаче (видимо, лопаты найдены и находятся в боевой готовности).

Радиоведущая старается, вопросы задает, темы для обсуждения предлагает...

Разговор крутится вокруг лейтенантской прозы. Слышали мы о лейтенантской прозе…

Люди часто особенно интересны, когда они лично участвовали в боях, имеют награды, обладают литературными способностями и поднимают планку как можно выше –они прямо или косвенно оценивают деятельность Верховного Главнокомандующего…

Со дна окопа не очень видна традиция поражений, которая в итоге привела к Брестскому миру (1918). А после Брестского мира была, например, еще  советско-финляндская война 1939-1940 годов…

Некоторые политики опасались, что после первых поражений (в случае войны с Германией) события пойдут по знакомой траектории и приведут к Брестскому миру -2.

Многие события и явления имеют многовековую предысторию, о чем «рядовые» лейтенанты просто не были готовы писать.

Но кроме лейтенантской прозы были еще и мемуары высокопоставленных военачальников, деятелей тыла. Почему об этой прозе ничего не говорится в радиопередаче?

Лейтенантская проза более понятна, - видимо…

Итак, примерно пол передачи посвящено лейтенантской прозе…

У каждого есть право на творчество, на самовыражение, но сколько лет уже обсуждается «лейтенантская проза»? Зам главного редактора, широко известный критик хвалилась, что какое-то произведение было опубликовано еще в 1946 году… Те, то начинал обсуждение, уже ушли, наверное, из жизни… Но тема не исчезает…

А зачем нужен толстый журнал?

Если до 1991 года толстые журналы различались качеством, но производили впечатление своеобразных сетей, улавливающих литературных талантов, то сейчас эти журналы (как и таланты)  вообще особенно не видны и не слышны. И некоторым читателям вообще непонятно, зачем они, эти журналы, нужны.

Если журнал – это сеть для улавливания литературных талантов, то где эти таланты?

Все же с 1991 года произошло значительное число вооружённых конфликтов. В ряде конфликтов участвовали люди в погонах. Если есть погоны, то в 95 процентах случаев есть высшее образование и грамотность… Кажется, кто-то из бывших министров, из отставных генералов книги написал – почему бы такие книги не обсудить?

Одного литератора я читал, но ощущение осталось неприятное. Писал он не плохо. Но общая направленность – далека от традиций Льва Толстого… И где сейчас этот литературный человек? Говорят, что эмигрировал… Не помню – какое у него звание… Рядовой, сержант? Старшина?

Итак… Где имена, где новый материал?

Зам главного редактора сообщает радиослушателям о некоем современном жителе города Ростова-на-Дону, который написал что-то. Но не о Ростове-на-Дону, а о Сталинграде.

Может быть, если не он, то кто-то из его родственников воевал в Сталинграде?…

Сюжет излагается от лица румына, который жил в какой-то квартире в Сталинграде…

Румынский солдат? Жил в квартире? В Сталинграде? В период боевых действий? От его имени написано произведение?

Разве в Ростове на-Дону не могут жить потомки румынов (воевавших в Сталинграде)?

Ростовский автор рассказал о Сталинграде от имени румынского солдата и получил премию толстого журнала.

И это всё??? Это все новые имена? Это все уловленные толстым журналом литературные таланты?

Ничего заметного о современных произведениях, кроме этого варианта, в памяти после радиопередачи не осталось.

Естественно, радиоведущая и широко известный критик вспомнили о «Войне и мире» Толстого, прибавили к лейтенантской прозе произведения Владимира Богомолова (это похоже на чрезмерное упрощение – все равно, что относить «Войну и мир» к прозе поручиков)…

Так потихонечку передача и завершилась…

Ощущение полного ничтожества… Ничтожества современной «российской литературы», ничтожества толстого журнала…

И зачем нужен такой толстый журнал? Для надежды? А вдруг он, этот толстый журнал, как былинный богатырь, полежит на печке 33 (333) года, а потом встанет во весь рост и всем покажет, какой он молодец…

Ощущение полного нуля…

Современная «российская литература» (и современная «российская военная проза») равны нулю… Таково (субъективное) впечатление после радиопередачи…


20 июня 2020 г. 13:59


Рецензии