Эффект спиннера

О том, что наши полки ломятся от товаров из Азии, а своих у нас кот наплакал - об этом не говорит только ленивый. Достаточно зайти в любой промтоварный магазин или магазин бытовой техники. И в автомагазин, и в строительный… Почему же с нашей промышленностью всё так плохо? Причин тут много, но мы рассмотрим одну. Весьма важную.

Все помнят, что в советское время при плановой экономике наша промышленность умела производить качественные вещи. Если уж магнитофон «Соната» – то крепкий, хоть гвозди им заколачивай. Если уж башмаки - то всю жизнь их проносишь не стаптывая. Всё по ГОСТам, всё чики-чики.

Однако главным минусом и тормозом советской промышленности была её неповоротливость. Нечувствительность к потребностям рынка. Вы представляете, например, каково полностью модернизировать и перестроить конвейерную линию с одного типа продукции на другой? Это очень долго и дорого. А народ не хочет ждать. Народ хочет бубенчиков на шапку и колечко в нос, если они вошли в моду. И спрашивает: почему их нет в продаже? Вы отсталые, да?

Именно поэтому, когда весь цивилизованный мир уже смотрел цветные телевизоры «Панасоник», наш доблестный воронежский завод «Электросигнал» продолжал клепать чёрно-белые «Рекорды» и удивлялся, почему они на фиг никому не нужны. А когда итальянки и француженки массово переобувались в модные «лодочки», сапоги-чулки и ботильоны на шпильке, наш питерский «Скороход» по-прежнему выпускал лапти дедовского фасона «прощай, молодость». Потому что если ты начнёшь перестраивать поточную линию с лаптей на лодочки, то не выполнишь валовый план и не дашь объёмы производства. Для любого завода это было смерти подобно.

Это так, лирическое отступление. Теперь о нынешних реалиях. Не будем уж  касаться космических кораблей, они не относятся к товарам первой необходимости. Возьмём чего попроще. Вот смотрите – Китай, Тайвань и прочая юго-восточная братия заваливают весь мир своим ширпотребом – начиная с авторучек и заканчивая бытовой электроникой. Идёшь ты в магазин, берёшь копеечные саморезы, канцелярский ластик или детского пупсика – на этикетках сплошной «made in…» Прям впору вводить конкурс «Лучшие сто китайских товаров России», а за державу-то обидно. Почему у нас, блин, не делают банальных саморезов по две копейки штука?

Просто для примера: помните, пару лет назад весь мир улетал по вертушкам-спиннерам? По сути игрушка-однодневка, ноль без палочки, она не несёт в себе никаких развивающих функций, однако она вошла в тренд и китайцы это мигом чухнули. Они за одну ночь завалили мир своими спиннерами всех цветов, размеров и форматов, с музыкой, подсветками и даже с бриллиантовым напылением. Если публика хочет спиннеры – она их получит.

На одних спиннерах китайцы за неделю сделали такой навар, какого арабские шейхи на нефти за год не имеют. И когда прошла мода на спиннеры – никто не заплакал, бабки-то уже получены, купоны сострижены, сливки сняты. Появится другой тренд - и Азия опять будет тут как тут.

А что сделали наши производители? Ведь их сейчас не тормозит плановая экономика СССР, они вправе делать прибыль на чём угодно. На тех же спиннерах, саморезах или пупсиках. Но наши производители, как вы понимаете, поступили истинно по-нашему. То есть … не сделали ни-че-го.

И давайте смотреть, почему такая шляпа-то в конце концов? Вроде все пути для бизнеса открыты, а они сидят и мух ушами ловят. Где же тут собака зарыта? Почему у нас нет нюха на рыночную конъюнктуру? Почему мы не умеем быстро подстраиваться под нужды потребителя, и наших талантов хватает только на перекуп второсортного азиатского барахла?

Картина маслом. Допустим, сидит где-то в тропической стране некий Чунь-Чунь, потомок рабочих и крестьян. Ему надо кормить свою маленькую дружную семью в полторы тысячи человек. И Чунь-Чунь, например, отливает кухонные сковородки из расплавленных пивных жестянок. Сковородки, конечно, дерьмо одноразовое, но ведь и Чунь-Чунь за них много не просит. Не хочешь покупать – ищи лучше.

День он отливает сковородки, другой отливает… тут приходит к нему сосед и говорит:

- Чунь-Чунь! Эй, Чунь-Чунь, - говорит он. – Бросай пока свои сковородки, во всём мире в тренде вот такая хрень, которую между пальцев вертят. Она называется спиннер.

Чунь-Чунь в тот же миг убирает в сторону формочку для сковородок, достаёт из загашника формочку для спиннеров или сам лепит её из подручного мусора… и начинает из тех же пивных жестянок отливать спиннеры. А потом зажигалки. А потом авторучки. Да что угодно, лишь бы спрос был.

Смекаете, в чём фишка? То есть процесс перепрофилирования производства у Чунь-Чуня занимает всего две-три минуты, пока он ищет новую формочку. Он производитель мелкий и кустарный, зато очень гибкий. Я, конечно, немного утрирую, но против фактов не попрёшь. Если завтра в моду у мажоров войдут прищепки для носа или зонтики для ушей, Чунь-Чунь к утру наштампует вам миллион прищепок и зонтиков, сложит в карман выручку и глазом не моргнёт.

Теперь мы подходим к самому главному. Сегодня Чунь-Чунь делает сковородки, завтра – спиннеры, послезавтра – саморезы. Если будет спрос, он с тем же успехом соберёт вам на коленке зарядное устройство для сотового, автомобильный аккумулятор или стереоколонку. Ежу понятно, что весь экспортный товар у Чунь-Чуня – фуфло чистой воды. Его сковородки  прогорают на сильном огне, зарядные устройства сдыхают через сутки, а аккумуляторы взрываются. Возможно, они вредны для здоровья, возможно, в них превышены предельно допустимые концентрации ртути, мышьяка и прочих примесей, но вы будете ругаться и продолжать покупать паршивый товар у Чунь-Чуня. Потому что на качественный товар у большинства из нас нет денег.

Вы спросите: а кто же контролирует продукцию, которую выпускает Чунь-Чунь? Кто следит, чтобы он делал безопасный и качественный товар?

Ха-ха-ха. Да никто! Понимаете, государству Чунь-Чуня абсолютно сиренево, чем там занимается Чунь-Чунь и его маленькая дружная полуторатысячная семья. Государству плевать, по каким технологиям Чунь-Чунь делает свои сковородки, вредны ли они для здоровья и на какой срок эксплуатации они рассчитаны. Государство там вообще чихать хотело, чем Чунь-Чунь зарабатывает себе на хлеб, лишь бы он вовремя платил налоги и не лез за пособиями в государственный карман. Точка.

А что же у нас? Есть у нас условный предприниматель Вань-Вань. Он тоже не дурак и тоже видит, что в моду вошли, например, те же спиннеры. Вроде бы плёвая вещица и на ней можно быстренько поднять бизнес. Посадить формовщика, дать ему формочку и пускай отливает спиннеры, как Чунь-Чунь в далёкой тропической стране. Верно?

Но …. Стоп. Нашему государству как раз совсем не сиренево, чем занимается Вань-Вань. То есть он приходит и говорит:

- Хочу открыть цех по изготовлению спиннеров (или сковородок, или удочек, или аккумуляторов). Вон сколько бабла Чунь-Чунь на них зашиб! Мне же завидно.

А государство в лице надзорных инстанций ему говорит:

- Зелёный свет тебе и флаг в руки! Только скажи-ка нам, сколько у тебя в цехе будет пожарных выходов?

Хоба! Вань-Вань уже чуток теряется. А ему говорят:

- А где у тебя лицензия на формочки для спиннеров? А где сертификат на лицензии на формочки для спиннеров? А где лицензия на лицензию на сертификат на формочки для спиннеров? А где трудовая книжка твоего формовщика? А когда ты ему в последний раз спецовку выдавал? А медосмотр у него пройден? А горячая проточная вода в цехе есть? А крючок на форточке в цехе соответствует ГОСТу номер 33333-ЖОП?

И Вань-Вань понимает, что на фиг ему не сдались эти спиннеры. Да и игрушка-то дрянь. Покрутил две минуты и выбросил.

- Знаете? - говорит Вань-Вань. – Не пошли бы вы сами в ЖОП со своими требованиями? Они же невыполнимы в принципе.

Тут Вань-Ваня хотят типа успокоить и тихонько ему говорят:

- Кое-что можно решить без шуму и пыли. Лицензии-шмицензии, справки и прочее… ты только конвертик занеси Петру Петровичу, ага? Ну, ещё Николаю Николаичу и Степану Степанычу по конвертику. И твоё производство будет признано самым передовым, прогрессивным и экологически безопасным.

Вань-Вань вроде рад возможности всё «порешать», но когда узнаёт цену отката и всех справочек, когда узнаёт аппетиты Петров Петровичей и Степан Степанычей, то берёт калькулятор и видит, что себестоимость спиннеров у него выйдет в сто раз выше, чем у Чунь-Чуня. Денежки-то отбивать надо. И какой идиот купит его дорогущие погремушки, если Чунь-Чунь их за гроши продаёт?

А если попробовать без отката всё оформить? По чесноку и в рамках, так сказать, действующего законодательства? Лицензии, форточки, водоснабжение, сертификаты, трудовые книжки…

Вань-Вань снова достаёт калькулятор, считает предполагаемые затраты и видит, что тогда спиннеры выйдут уже не в сто, а в двести раз дороже. И это не считая беготни, волокиты и нервов на сбор бумажек.

- Да ну вас к чёрту! – говорит Вань-Вань и убирает калькулятор. – Не нужен мне цех, я передумал. Лучше завезу партию спиннеров от Чунь-Чуня, толкну их на блошином рынке и дело с концом. И получу медаль в номинации «Сто лучших китайских товаров России». И буду в шоколаде, и поеду отдыхать в Испанию после трудов праведных. А производство – это не моё.

Вот и вся вам экономика вместе с товаропроизводством. Схема упрощённая и в какой-то степени шуточная, но суть вы поняли. Выводы делать вам. Спасибо.


Рецензии