Боговоплощение мысленное и реальное

  ***

Бог – единственное существо, Кто может пережить человеческие ощущения, не являясь человеком, ибо Он создал мир и людей, и в Нем – весь смысл нашего существования. Бог упраздняет границы субъективного и объективного, Он всемогущ. То, что Он может такое пережить – знак Его абсолютного совершенства. Однако это надо понимать богоприлично – Бог не переживает грех, Он не может отчаяться, и Он не может страдать как Человек – это противоречило бы Его совершенству. Однако сострадать людям в их отчаянии, боли, смерти – Он сострадает, ведь Бог есть Любовь, и Он ближе к нам, чем любое другое существо на этом свете и на том.. Христиане исповедуют, что Бог еще до творения мира предвидел падение людей, и то, что понадобится боговоплощение Сына Божия, Его смерть и воскресение – для нашего спасения. Для Бога нет будущего, и, следовательно, - в божественном уме и божественном сердце Голгофа совершилась еще до того, как были созданы небо и земля. Но если так, и Богу достаточно помыслить что-то – чтобы это было реальным, и все это без начала во времени, ибо мысли Божьи в вечности, - то зачем тогда Голгофа на земле, раз она уже совершилась в вечности? Есть ли какая-то разница между Голгофой в божественном сознании и Голгофой в земной реальности? Не означает ли это, что земная Голгофа Христа как бы «дополняет» вечную Голгофу в божественном сердце, и тем самым земная реальность оказывается совершеннее небесной вечности, подобно тому, как в сотворенном мире физическая реальность считается нами более совершенной, чем мысленная реальность нашего сознания? Нет, у Бога все совершенно. И вечная Голгофа в Его сознании, и земная Голгофа Христа во времени – это один и тот же Божественный План спасения. Это на самом деле одна и та же Голгофа, а не две разные. В нашем мире не так, и это означает нашу тварность: мысленное и реальное разделены во времени как замысел и осуществление, или невозможность осуществления. У Господа же замысел Голгофы в вечности тут же в вечности и реализован – а для нас он предстает во времени евангельских событий. Могут возразить: но ведь замысел Бога не всегда означает его реализацию. У Бога, как верят православные, есть замысел спасти всех людей, но ведь не все спасены. На это отвечают, что в замысел Бога о спасении всех входит их добровольное желание спасение принять, или отвергнуть. Однако в случае замысла Боговоплощения ситуация иная: Бог не мог не воплотиться - ради нашего спасения. Разумеется, в божественной идее спасения было предусмотрено, что это произойдет на земле, когда созреют все условия, - и Дева Мария добровольно говорит ангелу: да будет!  Таким образом, нельзя сказать, что земная Голгофа совершеннее Голгофы в вечном уме Бога, ибо это одна-единственная совершенная Голгофа. Нельзя так же сказать, что одной мысленной Голгофы в вечном божественном сознании было бы достаточно для спасения – без Голгофы земной. Ибо мысленная Голгофа Господа – уже реальная Голгофа, которую мы увидели в Иерусалиме 20 веков назад. Можно ли представить мысленную Голгофу Бога без земной? Нет, ибо мысленная Голгофа Господа – это реальное Боговоплощение, без которого люди не могли бы воспринять спасение. Даже если представить себе, что Бог задумал Голгофу, но не воплотился на Земле, и объявил людям, что Он уже пережил страдания на кресте мысленно – и этого достаточно для спасения, - это не был бы совершенный божественный замысел, ибо в нем не было бы смертной реальности страдания для нас, существ из плоти и крови, и такой замысел Бога – не был бы совершенной Любовью, о которой говорит Евангелие. Может быть, так мог бы мыслить Бог ислама (я мысленно пострадал за Вас как человек – и этого в силу моего всемогущества достаточно; хотя ислам отвергает такое представление) – но так мыслить было бы недостойно для Бога христианства, Который любит людей настолько, что готов за них умереть человеческой смертью в любой миг.


Рецензии
Господь совершенно любит мир, а мы терпеть себе подобных можем с трудом. Слава Богу за всё!

Нина Акатьева   22.06.2020 18:06     Заявить о нарушении
Аминь, аминь!

Константин Матаков   22.06.2020 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.