24. Тайна Белого Братства

    Валери пришла в себя и почувствовала, что кто-то держит ее за руки, тяжело вздохнув, она открыла глаза.

    Рядом с ней на скамейке сидел Жанно, озабоченно изучал ее взглядом и осторожно гладил её руки:

- Ты меня напугала, принцесса... – легкий оттенок насмешки в низком голосе прозвучал скорее по укоренившейся привычке, взгляд был вполне серьезен и выражал сочувствие – чего ты здесь ищешь? У тебя есть деньги, я знаю, почему не уехала от греха куда подальше?

   Кто бы сказал еще полгода назад молодой графине де Марбёф, что она сможет так искренне обрадоваться появлению этого санкюлота, хмурого, плохо выбритого брюнета в красном патриотическом колпаке.

   Санкюлот Жанно, один из тех революционеров-простолюдинов, которые всегда были ей особенно страшны и отвратительны, он из тех, кто брал штурмом Тюильри 10 августа 1792 и убивал заключенных в парижских тюрьмах аристократов в сентябре...
  Хотя Жанно резко отрицал участие в сентябрьских убийствах, Валери это было безразлично, не он, так такие же, как он в этой резне участвовали...

  Она даже не думала отдернуть руки и отстраниться от неловкой грубоватой ласки.

   Удивлению Жанно не было предела, когда Валери неожиданно придвинулась к нему ближе и как испуганная, потерявшаяся девочка, уткнулась лицом ему в грудь, плечи молодой женщины тихо вздрагивали. Осторожным и неуверенным жестом Жанно погладил ее по мягким золотистым волосам.

  Валери медленно подняла голову и взглянула на Жанно потухшими глазами:

- Уехать? К чему? Я... хотела быть вместе с Жеромом... пока не увидела тебя, я уже хотела идти сдаваться... чтобы меня тоже...только не знала, куда идти, в Революционный Комитет секции или сразу в ближайшую тюрьму... И вот.. увидела тебя... вы всегда были вместе с Жеромом... я обошла все адреса, которые он мне оставил, но всё напрасно... – комок подошел к горлу и Валери замолчала.

Жанно выслушал ее, молча, только в темных глазах отразилось замешательство, сменившееся злостью и возмущением. Он резко поднялся и взял под руку бледную, ослабевшую от усталости и перенесенных страданий молодую женщину.

- А ну, идем! Я правильно всё понял, Ленорман струсил и выставил тебя вон?

- Ну... он был вполне вежлив со мной... просто ничем не мог мне помочь, но вот его жена...

- Идем!

   Дверь снова открыл сам гражданин Ленорман. Увидев на пороге решительно настроенного Жанно со свирепым блеском в глазах и рядом с ним свою недавнюю гостью, гражданку Марбёф он слегка побледнел.

  Между тем Жанно, двинулся прямо на него, вынуждая хозяина отступить внутрь квартиры.

- Нехорошо, гражданин Ленорман... очень нехорошо...- Жанно зловеще сузил глаза - зачем вы выставили девушку за дверь и не сказали главного? Она не постороннее лицо для Анжельбера, думаю, что это вы знаете... Струсили, гражданин Ленорман?

  Решили, что выкидыши Термидора ее подослали искать скрывающихся робеспьеристов и побоялись выставить себя «подозрительным» в глазах новых членов Комитета? А что, не так?! – он решительно не давал хозяину вставить хотя бы слово – пройдем в гостиную, я настаиваю. Женщине срочно нужен отдых, едва не завалилась в обморок на скамейке у вашего подъезда...

  В гостиной Жанно уверенно и небрежно развалился в кресле, обитом алым бархатом, скрестил ноги в низких стоптанных сапогах, не поддающихся от времени ни чистке, ни описанию, снял красный колпак, тёмные, непомерно отросшие волосы рассыпались ниже плеч.

Гражданка Ленорман, услышав чужой голос, решительно выплыла из своей комнаты, шелестя юбкой. Увидев Жанно, она заметно помрачнела, губы сжались в тонкую линию.

Молоденькая племянница Ленормана Жюли на секунды выглянула из комнаты, но, увидев Жанно, выходить в гостиную не стала, и дверь в комнату тихо закрылась.

- Юбер, вот то, о чем я и предупреждала! Думай, прежде всего, о нас, о своей семье, мы ничуть не сочувствуем побежденным 9 термидора, слышишь меня, санкюлот?! Но твои ложные представления о гуманизме и справедливости, Юбер, могут поставить всю нашу семью в опасное положение!

  Ленорман с минуту помолчал, обдумывая ситуацию, лицо покрылось красными пятнами, скулы обозначились резче.

- Гражданка Марбёф... постарайтесь правильно понять... и простить меня... если сможете..., пойдемте со мной, прошу вас...

  Валери настороженно, с недоумением взглянула на Жанно, но тот сделал успокаивающий жест.

  Остановившись у двери самой дальней комнаты, Ленорман стукнул два раза и громко четко произнес:
- Свои. Открывай.

  Через несколько секунд в комнате послышалось какое-то шуршанье и тихие шаги, наконец, дверь открылась.

  Наступила тяжелая минута молчания... Бледные губы Валери нервно дернулись, как от физической боли. Боже мой, сколько же слез я по тебе пролила... кажется, их больше не осталось...

- Жером...живой... – к горлу подошел тяжелый комок.

  Он очень изменился. Длинные тёмные волосы, даже не собранные, как обычно, в хвост, разметавшиеся ниже плеч, придавали ему слегка дикарский вид.
Голова небрежно перевязана, на повязке справа видны засохшие бурые пятна.
Что же с ним происходило с той страшной ночи переворота 10 термидора?!

  На посеревшем лице с резко обозначившимися скулами, казалось, живы только глаза, страшные глаза с залитыми кровью белками. Анжельбер держался за дверной косяк, было заметно, что его слегка пошатывает от слабости.

  Вид Валери по-своему тоже больно поразил Жерома. Молодая женщина была непохожа на себя прежнюю, мертвенно бледна, взгляд почти безжизненный, под глазами темные круги и... вся в чёрном... почему... Траур?!

  Минуты хватило Ленорману, чтобы оценить ситуацию верно и оставить их наедине, деликатно исчезнув в гостиной.

... .... ....

  Утром Жерома и Валери разбудил прерывистый стук в дверь комнаты, они услышали голос Жанно:
- Гражданин Анжельбер... Жером, пришел Лапьер, он может помочь нам, но ему нужно точно знать, что происходило в Клубе и в Ратуше в ночь 10 термидора...

  Жером мягко склонился к полусонной Валери, и нежно поцеловал ее в губы:

- Если не хочешь вставать, спи... Но я должен поговорить с Лораном...
- Нет, я с тобой... – Валери рывком села на постели – мы выйдем вместе...

... ... ....
  В гостиной их ждал сам хозяин квартиры Юбер Ленорман и Лоран Лапьер, коллега Жерома по Комитету Общественной Безопасности.

- Доброе утро, гражданка Марбёф. Жером... рад видеть тебя... живым...- Лапьер резко поднялся с кресла и протянул Жерому руку – с самого 10 термидора тебя никто не видел, и мы уже думали о самом худшем... своего товарища по Майенну... Куаньяра я тоже мысленно уже похоронил... и тут наш любезный Жанно сообщает мне, что ты скрываешься у... – Лоран смерил хозяина квартиры внимательным взглядом – гражданина Ленормана и Норбера он, оказывается, видел в Ла-Форс, раненым, но живым... Кстати, завтра я найду для тебя и гражданки Марбёф другую квартиру, не будем стеснять гражданина Ленормана и его семью... – снова смерил Ленормана прохладным и внимательным взглядом.

   Жером кивнул Лорану и тяжело опустился в кресло.

- О главном, Лоран. Мы, я и Пьер Жюсом выполнили поставленную нам задачу, «почистили» как следует архив Клуба в ту ночь... У нас в руках теперь немало интересных документов, по существу, компромата на самых главных «героев Термидора», эти «спасители демократии» ни на минуту не будут чувствовать себя уверенно и спокойно, сколь бы они не репрессировали нас.

Кстати, знаешь, что два года назад незадолго до штурма Тюильри, был создан Тайный Комитет внутри самого Якобинского клуба...состав его был чрезвычайно малочислен... в него входил и Робеспьер... к чему я вдруг об этом? К тому, что ему и не было нужды лично маячить перед Тюильри, достаточно было отправлять туда человека...да, без ложной скромности я сейчас о себе... Но к делу...

Забрать личные бумаги Максимильена мы не успели, агенты заговорщиков уже вовсю проводили обыск в доме Дюплэ и мы по-тихому убрались ни с чем.

Я хотел пробиться в Ратушу... моё место было рядом с Максимильеном, Огюстеном и другими, но было поздно. Я появился слишком поздно, когда основная часть санкюлотов из секций разошлась, а остальные «защитники»... изменили и повернули пушки против Ратуши...

  Лапьер жестом остановил его, губы дернулись в жесткой усмешке:
- По секрету, как боевому товарищу, я даже знаю, как они распорядились попавшими в их руки документами и письмами. Основную их часть захватил Куртуа, один из правых депутатов, уцелевший весной... он вовсю торгует этими документами и письмами и выкупают их у него наши «герои» за немалые суммы, однако... Теперь от личных бумаг Неподкупного уцелеют только самые повседневные, незначащие либо сохранят то, что можно истолковать против него...

  «Черная легенда» Робеспьера и якобинцев пишется прямо на наших глазах, ее уже пишут депутат Лекуантр, хорошо набивший руку на клеветнических доносах, Дюперрон, историк с сильным роялистским душком Монжуа... любой журналист, писатель, историк может сейчас заработать успех без труда и таланта, если будет строго придерживаться этой «черной легенды»...

- Я тоже успел побывать в Ла-Форс, Лоран. Агенты заговорщиков подкараулили нас, но по счастью, нужные им документы уже благополучно исчезли, как сокровища Монтесумы. Жюсом успел скрыться, а вот мне малость досталось, выместили на мне злобу за свою неудачу.

  В тюрьму меня приволокли без всякого оформления документов. Так бы без суда и отволокли утром на площадь Революции...

  Меня спас Жанно, буквально выдернул из под ножа, причем с неожиданным артистизмом... Расскажи всё сам Лорану, друг!

  В темных глазах санкюлота запрыгали азартные искорки:

- А что тут рассказывать, Жером! Я просто воспользовался тем, что в ту жуткую ночь чаша весов склонялась то на нашу сторону, то на сторону заговорщиков, ни трибунал, ни тюремная администрация не знали, кто же сейчас «законная власть», кому подчиняться... и предпочитали не рисковать. Я же знал, что тебя утащили в Ла-Форс. Самоуверенности побольше и... нахальства – губы Жанно расплылись в весёлой усмешке – в таких ситуациях очень помогает!

  Прикрылся Бюро Общей Полиции и... лично гражданином Робеспьером... – у Жанно при этом вырвался вздох – которому, конечно, на самом деле было совсем уже не до нас, в одной руке пистолет, в другой документы, которыми тычу им в нос и рычу, как бешеный, что с ними будет наутро, если этот человек не будет доставлен в Ратушу! Сами озабочены и напуганы, ничего выяснять и уточнять они не стали... Зато Жером жив...


Рецензии
Добрый вечер, Ольга. В начале главы «…озабочено сверкал глазами» - думаю, здесь не совсем подходит. Можно «изучал глазами», а то картина с маньяком каким-то вырисовывается. Жанно хорошо дал «пинка» Ленорману, молодец. Ловко они их построил по стойке «смирно». Ого! Вот это сюрприз! Жером жив! Но почему он не подал Валери о себе весть. Это, наверняка, можно было сделать, не привлекая внимания. Хотя дальше понятно, почему он этого не сделал. Жанно – супергерой этой главы!

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   05.12.2023 19:19     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Андрей. Да, Жанно, санкюлот, простой парень из рабочего квартала - реальный супергерой этой главы, так можно сказать))
С уважением, Ольга.

Ольга Виноградова 3   05.12.2023 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.